Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была 9 сентября 17:54

Саратов — Россия Июль 2024

Саратов был первым большим городом, который я увидела в своей жизни. Сюда мы приезжали летом к бабушке в детстве, и жили по месяцу. В подростковом возрасте я любила гулять по городу без цели, иногда теряла дорогу, но потом находила. Приехав в Саратов после полувековой  разлуки решила вспомнить детские прогулки и пойти "куда глаза глядят".  Из отеля  на проспекте Столыпина,  сначала направилась к Крытому рынку, вспомнив какие вкусные в Саратове помидоры. Прохожу мимо памятников архитектуры в очень разном состоянии.

На перекрестке с улицей Горького угловой дом привлекает внимание.

Дом Блюма построен в 1870 году, арх. К.В. Тиден

Напротив  самое старое здание на проспекте - два раза сгоревшая гостиница "Россия".

В 1840 году немец Дубек выстроил на улице Немецкой шикарный двухэтажный дом. Следующий владелец надстроил третий этаж и устроил в здании гостиницу. После строительства четвертого этажа  гостиницу назвали Россия . Первый пожар был в 1990 году. После пожара в 2021 году рухнули перекрытия между этажами.
В 1840 году немец Дубек выстроил на улице Немецкой шикарный двухэтажный дом. Следующий владелец надстроил третий этаж и устроил в здании гостиницу. После строительства четвертого этажа гостиницу назвали "Россия" . Первый пожар был в 1990 году. После пожара в 2021 году рухнули перекрытия между этажами.

Гостиница "Волга" действующая, скульптуры наверху закрыты тканью.

Здание построено в 1917 году,  гостиница Астория . В 1956 переименована в Волгу
Здание построено в 1917 году, гостиница "Астория" . В 1956 переименована в "Волгу"

Крытый рынок - настоящий красавец.

Крытый рынок построен в 1916 году в стиле модерн по проекту арх. В.А. Локшина

Захожу в здание рынка, в центре зала установлены скульптуры русских деревенских женщин.

Куда глаза глядят по Саратову

Только  на рынке продавцы торгуют в основном азиатские.

Цены мне  не понравились.

Прошла через весь рыночный корпус и вышла с другой стороны.

Куда глаза глядят по Саратову

Напротив  привлекает внимание здание конца XIX века.

Иду назад по Чапаева мимо площади и цирка.

Куда глаза глядят по Саратову

Так мы когда-то ходили к другу детства моего отца, его семья жила в частном доме с огромным двором, и они долго ждали, когда его снесут. Кажется, это было здесь, на месте большого двора построили ТЮЗ.

Саратовский ТЮЗ строили с 1985 по 2011 год

Рядом  памятник Юрию Петровичу Киселеву(1914-1996), который был главным режиссером театра много лет.

Памятник Ю.П. Киселеву Приглашение в театр открыт в 2018 году к 100 летию Саратовского ТЮЗа. Арх Николай Бунин.
Памятник Ю.П. Киселеву "Приглашение в театр" открыт в 2018 году к 100 летию Саратовского ТЮЗа. Арх Николай Бунин.

От улицы Киселева, пересекающую Чапаева,  до пересечения с Московской, тянется  здание Главпочтамта , такие здания всегда в центре города.

Куда глаза глядят по Саратову

Через дорогу от почтамта памятник архитектуры XIX века.

На другой стороне улицы интересный дом, вернее два.

Справа здание в стиле модерн, построенное в начале XX века. Слева- здание. построенное в 2020 году, в котором сохранен характер исторической застройки.

Перехожу перекресток, и за памятником архитектуры начинается что-то некрасивое.

Куда глаза глядят по Саратову

Кончился более-менее туристический Саратов, старенькие домики перемежаются с многоэтажками, частный сектор в Саратове больше, чем в любом другом крупном городе, и износ жилфонда очень высокий.

Изобилие столбов и проводов удивляет даже в центре, где мешает увидеть старинные красивые здания. Иду по Чапаева, которая когда-то называлась Ильинской, пока вдали не увидела горы. Раньше Саратов славился карманниками, и моя мама говорила: "Кругом горы, а в середине воры", но, уж последние , конечно, в прошлом. Горы окружают город с трех сторон, а за ними большие новые районы, из которых мчится много машин.

Поняв, что дальше  не увижу ничего интересного, на улице Соколовая я сворачиваю влево. Названия многих улиц мне нравятся: Большая горная , Хвалынская. Устаешь от фамильных названий улиц, при том, что они повторяются во всех городах. Вот улица Рахова есть только в Саратове, на нее и сворачиваю, тем более, что  впереди по улице  Соколовая , застроенной одноэтажными уставшими домиками, видны только горы.

Посередине улицы, названной в честь летчика -героя Рахова, красивый бульвар.

Город очень зеленый.

Бульвары в Саратове на улицах Рахова и Астраханской созданы по инициативе  генерала Андрея Ивановича Косича (1833-1917), который был губернатором Саратова с 1905 по 1908 год. При нем построено много красивых общественных зданий, которые служат до сих пор. Александр Иванович участник многих сражений, был членом Государственного совета с 1905 по 1908 год. На центральной части улицы Камышинской в 1888 году высажено 400 тысяч деревьев, до 1940 года она называлась Бульвар А.И. Косича, а в 1940 переименована в улицу Рахова. Можно было сохранить память о таком человеке, а именем героя назвать улицу в новом районе.

Старинных зданий здесь немного.

Усадьба А.А. Агаревой. Построена в 1910 г

Рядом с "Рынком на Рахова"  действует стихийный базарчик, но цены не дешевле, чем в здании рынка.

Куда глаза глядят по Саратову

Погода в Саратове хорошая, особенно летом. Ночевать можно прямо на улице.

Мы тоже как-то у бабушки жили во дворе под балдахином из  тюли. А можно и без тюли, оказывается.

На перекрестке  с  улицей Вавилова построен бизнес-центр на месте памятника архитектуры, который планировали реконструировать, здание стилизовано под старинное.

Куда глаза глядят по Саратову

В этом здании работает столовая № 61, где я уже прекрасно обедала накануне, снова зашла перекусить.

Дальше иду по бульвару и слышу, что проходящие старушки бурно обсуждают  снос и расселение дома. А вот и причина обсуждения.

Куда глаза глядят по Саратову

Реконструкция бульвара продолжается. Рядом расселенный старинный домик.

Видимо, его ждет такая же судьба, что и погибшего соседа. Может в другом населенном пункте его бы признали памятником архитектуры и восстановили, но в Саратове так много старинных домов,  таблички признания памятником редко на каких найдешь.

Параллельно улице Рахова проходит еще одна улица с бульваром - Астраханская, только тут бульвар поскромнее.

Куда глаза глядят по Саратову

На углу Астраханской и Московской красуется здание   Саратовского университета.

Корпус № 10 Саратовского университета 1915 год Арх.  Ю.К. Бурмистров
Корпус № 10 Саратовского университета 1915 год Арх. Ю.К. Бурмистров

Иду по Московской  и любуюсь окружающей красотой.

Здание бывших казарм Балашовского резервного батальона. Арх. А.М.Салько

На площади перед железнодорожным вокзалом можно отдохнуть на скамеечке перед памятником Феликсу Эдмундовичу. Солнце светит ему в спину, поэтому лица не видно.

Куда глаза глядят по Саратову

От вокзала я пошла по улице Большая Казачья, а через квартал повернула на Степана Разина.

На перекрестке вдали видна гора Лысая.

Куда глаза глядят по Саратову

На улице Степана Разина старинных домов много, но они не признаны памятниками, и их состояние оставляет желать лучшего.

А вот и здание с табличкой, сейчас здесь школа №1,  здание, построенное в 1908 году для Народного училища, признано памятником архитектуры регионального значения в  прошлом году.
Училище народное. 1908 год архитектор Г.Г. Плотников
 По улице Слонова и Разина грандиозная стройка - прокладывают трамвайные пути.
  Поняв по афишам, что где-то рядом драматический театр, заглянула в  яндекс -карты и нашла дорогу к нему.

Куда глаза глядят по Саратову

Саратовский драматический театр один из старейших в России. Впервые театр родился именно на этом месте, где в 1869 году был загородный сад просвещенного купца Франца Осиповича Шехтеля (1806-1867). Франц Осипович  организовывает в Саратове литературно-музыкальный кружок. В своем загородном саду он строит деревянный летний театр с партером и ложами. В 1865 году построили четырехярусное здание и начались регулярные спектакли. После смерти Шехтеля театр купили супруги Сервье. С 1897г театр стал народным, но в 1901 здание сгорело. На этом  месте построили каменный театр, который действовал до  1967 года. Современное здание взамен обветшавшего построено в 1968 году

В сквере памятник Олегу Янковскому, который начинал в этом театре свой творческий путь после окончания Саратовского театрального училища,  этому театру он отдал девять лет своей творческой жизни.

Куда глаза глядят по Саратову

С 2011 года в Саратове проводится Международный театральный фестиваль имени Олега Янковского.

На улице И.А.Слонова, названной в честь артиста и режиссера драматического театра Слонова,  много старинных домов.

В  Детском  парке понравилась скульптура у ветеринарной клиники.

В 2009 году в Детском парке построен Владимирский храм.

Куда глаза глядят по Саратову
  Двигаюсь в направлении к проспекту Вавилова и смотрю на новостройки. Хорошо сочетаются белый и красный кирпич, здания интересных форм.
 За стенами высоток еще много хилого жилья, хотя иду близко от центра, но не буду сосредотачиваться на плохом, и так уже много показала нетуристического.

Хороший памятник установлен в 1997 году Николаю Ивановичу Вавилову( 1887-1943) на площади Кирова. Великий ученый скончался в саратовской тюрьме.

Рядом кинотеатр "Победа", на месте которого до 1929 года стоял первый стационарный цирк братьев Никитиных.
Кинотеатр "Победа" построен в 1940 году. арх. Э.М. Петрушко Памятник архитектуры регионального значения
Напротив кинотеатра храм.
Храм Святого Митрофана построен в 2007 году на месте разрушенного
 Город очень зеленый,  много бульваров, парков и скверов.
  Оказавшись снова у Крытого рынка,  и пройдя по Столыпина до пересесения с улицей Горького,  иду к скверу Олега Табакова.
Куда глаза глядят по Саратову

Рядом памятник великому артисту.

Скульптура героя фильма "Шумный день" Олега
  Олег Павлович Табаков (1935-2018)  родился в Саратове. В здании через дорогу был Дворец пионеров, где будущий  знаменитый артист занимался в театральном кружке с 1950 по 1953 годы.

Куда глаза глядят по Саратову
 После окончания школы в 1953 году Олег Павлович поступил в школу-студию МХАТ, но никогда не терял связь с родным городом. Табаков почетный гражданин Саратова.

На этом мои прогулки "куда глаза глядят" закончились, теперь буду ходить по городу от музея к музею, разглядывая все, что будет попадаться по пути. Музеи в Саратове очень хорошие.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.