Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 23:07

Петергоф — Россия Сентябрь 2023

Первый раз в Петергоф меня когда-то привезла мама. Специально подгадав так, чтобы я увидела, Большой каскад просыпающимся под звуки «Гимна великому городу» Глиэра. Проняло! До слёз… И сейчас помню то ощущение невероятного восторга от набирающих силу струй и под какую музыку! Благо в те времена никому и в голову не приходило суетиться с фото- и кинокамерами (коих и не было почти у обычных граждан) и величию действа ничто не мешало.

Потом бывала здесь в студенческие годы, а после наступил страшно долгий перерыв. Наверное, надо было осознать, насколько страшный, чтобы всерьез перепугаться, что могу ведь «опоздать навсегда», и, наконец, наведаться в знаменитый парк снова.

Опасаясь очередей в кассы (а так получилось, что поехать в Петергоф я могла только в субботу или воскресенье), билет решила купить он-лайн, и, хорошо, что меня насторожило отсутствие билетов в некоторые музеи на вторую половину намеченного дня. Оказалось, попадала я аккурат на праздник закрытия фонтанов, что, конечно замечательно для тех, кто именно этим зрелищем собирался насладиться, но остальным создавало проблемы. Т. к. часть территории перекрывали, что-то было и вовсе недоступно. Все это мне рассказали по справочному телефону и посоветовали приезжать после праздника. Фонтаны, кстати, и несмотря на официальное их закрытие, продолжают работать примерно до середины октября.

Но вот СРАЗУ ПОСЛЕ ехать, если есть возможность, не стоит. Праздник-то прошел, но Большой каскад во всей красе увидеть не удастся: тут и там на нем и возле него еще оставались всяческие портящие вид металлоконструкции, софиты и т. п., и некоторые фонтаны каскада «молчали». Искренне сочувствовала тем, кто оказался в тот день в Петергофе впервые…

Сама же от разочаровывающей картинки сбежала в западную часть парка, ко дворцу Марли.

Остановившись по пути у поэтичного уголка со скамьей-памятником, посвященным безвременно почившей дочери Николая I великой княгине Александре Николаевне,

Петергоф. Почти без Большого каскада

и возле великолепного Львиного каскада.

Петергоф. Почти без Большого каскада

И то, и другое было для меня новинкой, т. к. возродили их лишь в 2000-м году.

Собственно, притормаживать хотелось чуть ли не на каждом шагу, любуясь различными парковыми затеями и первыми приметами осени…

Петергоф. Почти без Большого каскада

Эта часть Нижнего парка Петергофа являет собой так называемый марлинский ансамбль, в которую помимо доминанты — дворца — входят также Марлинский и Секторальные пруды, два сада, земляной вал и каскад Золотая гора.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Думается, наиболее эффектно выглядит этот каскад рано утром в ясный день, когда на «золотые» ступени падают солнечные лучи. Мне же пришлось помучиться, дабы его запечатлеть более-менее сносно, т. к. солнце стояло аккурат над каскадом.

Крошка-дворец в окружении воды смотрится восхитительно, причем хоть с какой стороны. Хотя, мне, пожалуй, милее вид с берега Секторальных прудов.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Жаль, что по мостикам, эти самые сектора образующим, не разрешают ходить…

В прудах первоначально держали привезенную с берегов Волги рыбу, а затем в них стали разводить карпов, язя и форель, предназначенных для царского стола. Пётр, кстати, завел в Марли традицию «показательного» кормления рыб: их научили подплывать ко дворцу на звук колокольчика.

А до чего хороши вазоны с петуньями на окрестных газонах! Осень ведь уже, а такое буйное цветение!

Петергоф. Почти без Большого каскада

Название дворца царь Пётр «привез» из Франции, впечатлившись резиденцией короля Людовика XIV Марли ле Руа близ Парижа. Французский «Марли» справедливо соперничал с Версалем: его роскошь и великолепие фонтанных каскадов не уступали блеску знаменитого соперника.

Российский Марли был построен И. Ф. Браунштейном в 1720–1723 годах и роскошным его вряд ли назовешь.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Но множество окон, чуть изогнутая крыша и балкончики с ажурными решетками делают эту «игрушечку» Петергофа изящной и гармоничной.

В петровские времена Марли предназначался для проживания в нем именитых гостей, приезжавших к императору. После смерти Петра во дворце устроили нечто вроде его мемориального музея. В комнатах разместили мебель из покоев царя, его книги, посуду, личные вещи.

По распоряжению Елизаветы в 1765 году сюда была перевезена одежда Петра I — 576 предметов! Вот вам и царь-плотник)) Со временем более 300 вещей передали в Петровскую галерею Эрмитажа. Интересо, где хранятся оставшиеся двести с лишним?! Т. к. увидеть сейчас можно лишь кафтан, морскую шинель и шелковый китайский халат в спальне. Спальня, пожалуй, самое нарядное помещение дворца, а стеганое покрывало на кровати — еще одна личная вещь Петра.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Всего во дворце двенадцать комнат, причем именно здесь впервые в России опробовали коридорную систему. В старину на Руси такого, оказывается, не было.

Кухня — как в Голландии оказываешься! Вся в изразцах. В буфетной — фарфор не иначе того же происхождения. Стулья с ангелочками на резных спинках меня тоже впечатлили.

Петергоф. Почти без Большого каскада

На второй этаж ведет лестница с великолепной кованой решеткой.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Там, помимо спальни расположены два кабинета — Дубовый и Чинаровый (отделка комнат деревом ценных пород как раз в петровские времена входила в моду), гостиная, столовая, библиотека и гардеробная.

В Дубовом кабинете, помимо всего прочего, представлены — ужас ужасный! — зубодёрные инструменты, при помощи которых царь самолично «врачевал» придворных.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Стены комнат украшают картины малоизвестных голландских, фламандских, итальянских мастеров. Не шедевры, но дух эпохи помогают воссоздать. И всюду — великолепная мебель: и резная, и с инкрустацией, и даже из тисненной кожи.

В том числе стул в «португальской» манере, но работы русских мастеров (экскурсовод это подчеркнула).

Кстати, вроде бы по дворцу можно ходить и самостоятельно, но лучше все же с гидом. Если набирается 15 человек, ничего доплачивать за экскурсионное обслуживание не нужно.

Марли, конечно же, как и весь парковый ансамбль Петергофа пострадал во время войны, но интересно, что и до того, он уже был однажды разобран до фундамента (к концу XIX века в стенах образовались трещины), а затем собран вновь. То есть опыт был, и наверняка все обмеры сохранились, что, без сомнения, помогло реставраторам. Дворец был возрожден уже к 1954-му году. Однако интерьеры его для осмотра стали доступны лишь в 1982-м.

В садах по берегам прудов выращивали некогда овощи-фрукты к царскому столу, а нынче тут цветут дивные розы! Разнообразие сортов и великолепное состояние кустов восхищает. Респект садовникам!

Петергоф. Почти без Большого каскада

Прощальный взгляд на Марли с бывшего земляного вала, на котором нынче обустроен променад над Финским заливом, и отправляюсь к еще одной жемчужине парка — павильону Эрмитаж.

Петергоф. Почти без Большого каскада

В дальней дали залива белел парус одинокий, а перед окруженным со всех сторон водой павильоном красовался дуб, ветвями которого невозможно было не залюбоваться.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Эрмитаж, между прочим, стал первым музеем Петергофа, открывшим после войны — в 1952-м — свои двери для посетителей. Но я умудрилась даже рядом с ним раньше не бывать… А «разглядела» этот павильон несколько лет назад в изумительно красивом фильме по каналу RTG — после таких фильмов всегда хочется бегом бежать, восполнять «пробелы».

Мода на подобные «уголки уединения» (в переводе с французского) возникла в XVIII веке, и имелись они чуть не в каждом парке состоятельных господ. В императорских — само собой. Но, мне кажется, прародитель всех российских «эрмитажей» — Эрмитаж Петергофа — особенно хорош. Хотя бы потому, что со всех сторон окружен водой. Мостик, ведущий к павильону, первоначально был разводным.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Все подобные строения имели два этажа: в нижнем находились повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которая на подъемниках доставлялась на верхний этаж, где собирался приближенный круг гостей хозяина поместья. В Петергофе в отдельные дни можно увидеть этот процесс воочию. Я совпала как раз с одним из таких, но ждать начала «сеанса» не захотелось, потому полюбовалась лишь на молодых людей на первом этаже, в Буфетной, которые на редкость правдоподобно изображали лакеев в ожидании «приказов сверху», развлекаясь покуда игрой в карты))). За спинами их, на блюдах, красовались готовые к подаче «кушанья».

Поначалу в зал второго этажа и гости попадали с помощью своеобразного лифта — подъемного кресла. Но в 1797 году, во время пребывания в Эрмитаже императора Павла, один из тросов кресла оборвался, после чего велено было опасное устройство уничтожить и соорудить лестницу, по которой теперь и мы попадаем наверх, в зал, гармоничное оформление которого завораживает.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Конечно же, впечатлению способствуют и огромные окна, из которых открываются виды на все четыре стороны света, «создавая эффект круговой перспективы». Я про такую и не слыхала никогда!

Стены зала сплошь покрыты картинами — одна к другой, лишь золотистый багет их разделяет. В основном это полотна мастеров художественных школ Европы XVII–XVIII веков. Но, конечно же, главное здесь — великолепно сервированный стол по центру! Всяческие яства выглядят вполне натурально)) Хотя два самых заметных кушанья я бы самостоятельно вряд ли смогла идентифицировать! Оказывается, корабль с поднятыми парусами это торт, а нечто пышное с другой стороны стола — сахарный фонтан!

Петергоф. Почти без Большого каскада

Подниматься и опускаться могла как центральная часть стола, так и отдельно тарелка каждого гостя. Дабы заказать определенное блюдо, название его писали мелом на грифельной дощечке.

Павильон этот очень любили государыни — обе Екатерины и Елизавета Петровна. Причем в царствование Екатерины II в. Эрмитаже не только предавались чревоугодию, но обсуждали важные государственные дела и литературные новинки.

От Эрмитажа мимо фонтана Ева и Китового фонтана (кита — огромной ярко раскрашенной деревянной скульптуры — давно уж нет, осталось только название), путь мой лежал к Большому дворцу, т. к. приближалось время посещения еще одного малого музея Петергофа — Особой кладовой.

Эх, хорошо, что хотя бы Самсона вовсе уж воды не лишили… Но каскад, конечно, в тот день был «не тот»…

Петергоф. Почти без Большого каскада

Билет в Особую кладовую я покупала заранее он-лайн, опасаясь не попасть, но оказалось, что можно было не волноваться — желающих практически не было! И совершенно напрасно — тут очень интересно! Во всяком случае, девочкам)))

Музей этот расположен в так называемом «Корпусе под Гербом» (купол его увенчан флюгером в виде двуглавого орла) и некогда именно здесь одевали невест царского дома перед венчанием. А сейчас мы можем увидеть то самое зеркало, в которое смотрелись принцессы и великие княжны, собираясь идти под венец. Птичка в клетке — заводная и до сих пор поёт.

Петергоф. Почти без Большого каскада

А в одной из витрин самого большого зала Корпуса под Гербом представлены столовое серебро и предметы сервировки из приданого средней дочери Николая I, Ольги, которая венчалась в петергофской придворной церкви с принцем Карлом Вюртембергским.

Сюда же привозили царственных младенцев перед обрядом крещения. В том числе в церкви Большого дворца Петергофа крестили всех, кроме старшей, Ольги, детей Николая II.

Да и все прочие высочайшие выходы — торжественные шествия императорской семьи в сопровождении свиты придворных по анфиладе парадных залов в придворную церковь, расположенную в восточном флигеле дворца по случаю церковных, государственных и семейных праздников — начинались в Корпусе под Гербом.

А кроме того флигель этот, как и дворец Марли, предназначался для размещения знатных гостей во время их визитов в загородную царскую резиденцию. Останавливались тут европейские монархи, наследные принцы и герцоги.

Любила Корпус под Гербом Екатерина II. Бывая в Петергофе, жила именно здесь.

Петергоф. Почти без Большого каскада

И хотя на одном из столиков в ее апартаментах стоит сейчас самовар, экскурсовод (а я сначала прошла по залам в полном одиночестве, а потом примкнула к вдруг появившейся группе) сказала, что чаю императрица предпочитала кофе. И кофейная чашечка на еще одном, совсем крохотном, столике ее собственная. Кофейный набор, на втором фото в слайде, времен более поздних, вторая половина 19-го века, Турция.

Вообще мне здорово повезло, что получилось пройти по залам дважды, т. к. почти возле каждой витрины хотелось «зависнуть», рассматривая всякие дивные «штучки»: роскошные украшения, табакерки, часы, фарфоровые фигурки, вазы и кувшины и т. д. и т. п.

А веера какие!

Петергоф. Почти без Большого каскада

И очень меня впечатлила шкатулка с золотой нитью — тончайшей! Каюсь, не помню, которой из императриц она принадлежала, и жаль, что фото не передает масштаб: лежащие рядом ножнички для рукоделия поразили прямо-таки крохотными отверстиями в ручках. Это ж какие пальчики были у той, кто ими пользовалась?..

Петергоф. Почти без Большого каскада

Ну, в общем, понятно, почему именно девочкам здесь надо побывать непременно))

Еще один дворец Петергофа — Монплезир (в котором я, увы, тоже до сих пор не была), к сожалению, надолго закрыт на реставрацию. Но навестить его все же стоит: к счастью, все здешние фонтаны работают, а цветочные партеры восхищают красотой. В центре каждого из четырех цветников установлен фонтан-клош (колокол) с венчающей его золоченой фигурой из греческого пантеона.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Самый же большой фонтан Монплезира зовется «Сноп». Честно говоря, без подсказки моей фантазии не хватило бы узреть в падающих вниз каплях осыпающиеся из снопа спелые зерна: водомёт «Сноп» задумывался как символ мощи и процветания России, не абы что! Дубы вокруг тоже в тему.

Петергоф. Почти без Большого каскада

А часть керамических вазонов украсили тыквами и патиссонами — осень…

Садик за Монплезиром был почти безлюден, так же, как и выходящая на залив терраса. Я там устроила себе привал с перекусом (если не хочешь разориться, пропитание в Петергоф лучше брать с собой). Пусть Финский залив это не совсем море, но смотреть на бесконечную водную гладь все равно приятно.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Странно, но в этот раз парк показался мне не таким уж большим… Удивлялась тем, кто катается по нему на туристических паровозиках. Совершенно не устала, гуляя по дорожкам. Все памятные с давних пор фонтаны находились сами собой. Осенью, кстати, оказалась здесь впервые.

Очень к «лицу» обрамление из золотой листвы фонтану Солнце.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Удивительно, но никто не бегал возле шутихи Зонтик… Не впечатляет нынешних деток?..

Петергоф. Почти без Большого каскада

Не могла не заглянуть к Шахматной горе. Где-то в старых домашних альбомах есть еще черно-белая фотография возле него…

Петергоф. Почти без Большого каскада

А вот Римские мне когда-то не слишком нравились, теперь же оценила их строгую красоту, да и цветники вокруг роскошные!

Петергоф. Почти без Большого каскада

И полный восторг розарий возле Большой оранжереи! Отдавая должное мастерам регулярных парков, все же больше люблю, когда цветы не по линеечке.

Напротив — фонтан Тритон, который в тот день смотрелся, право слово, эффектнее Самсона.

Петергоф. Почти без Большого каскада

Каждая фигура здесь символична: Тритон, разрывающий пасть морского чудища, олицетворяет молодой русский флот, нанесший решительное поражение шведской эскадре у мыса Гангут 27 июля 1714 года. Под чудовищем подразумевается флот Карла XII. Четыре черепахи, в страхе разбегающиеся в разные стороны от схватившихся противников, напоминают о неверных союзниках шведского короля. О как! Хотя, даже если и не знать таких подробностей, фонтан не может не впечатлить.

На прощанье Петергоф подарил уголок парка, где удивительным образом сочетались не ведающие о скорых холодах пальмы в кадках и пламенеющие золотом и багрянцем клёны…

Петергоф. Почти без Большого каскада

Ну, а Большой каскад, авось однажды еще увижу? Хотя, пожалуй, к его пробуждению не поеду — пусть то, навсегда памятное, утро из детства останется нетронутым…

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.