Вот, наконец, наступил жаркий английский июль и мы поняли, что нужно отправляться к морю. В нашем случае — к Атлантике и ее проливу Ла-Манш, омывающему южную часть Англии. Интересно — будет ли она похожа и сравнима по своим курортным показателям со средиземноморскими или, на худой конец — с черноморскими курортными местечками? Судя по карте, средняя широта мест этого побережья находится на уровне 50 градусов северной шитроты. Ну, это как в Украине — Киев, а Белгород, Саратов, Курск или Урюпинск — в России.
Карта автопутешествия по Южной части Англии
Дорога к г. Солсбери
Первым на нашем пути к морским английским курортам из Лондона будет город Солсбери (Salisbury), интересующий многих туристов из-за его самого высокого Собора в Британии. До него от британской столицы, как говорится — «всего — ничего!» — 88 миль (141 км) и по хорошим дорогам этот путь занял у нас чуть больше часа. На подъезде к Солсбери мы сошли со скоростной трассы и проехали к городу по тихим и зеленым дорогам. На некоторых участках казалось, что мы едем по туннелям — настолько плотно смыкались над нами деревья.
Солсбери считается небольшим историческим городом в графстве Уилтшир на юге Англии, знаменитым не только своим средневековым наследием и архитектурными памятниками, но и живописной природой. Он относительно небольшой — в нем, согласно переписи 2021 года, проживает ок. 42 тыс. человек. Солсбери был основан в начале XIII века, однако ему предшествовал город Старый Сарум (Old Sarum), расположенный на холме в двух милях к северу, который был укреплённым поселением еще с римских времён и продолжал играть важную роль в англосаксонский и нормандский периоды. Однако из-за нехватки воды и конфликтов между духовенством и военными, в 1220 году епископ Ричард Пуассийский (Richard Poore) инициировал строительство нового города и кафедрального собора в долине реки Эйвон, что и стало началом нового Солсбери.
Проехавшись улочками города, мы насладились его спокойными и красивыми кварталами с типично английской архитектурой. Почти все дома — двух-трехэтажные с обязательными для каждого дома небольшими зелеными участками с тыльных или фасадных сторон домов.
Солсбери знаменит своим средневековым центром с хорошо сохранившейся планировкой улиц. Первоначальная городская сетка, созданная в XIII веке, почти не изменилась до наших дней. Проезжая по улицам города, можно было видеть старинные здания, выполненные в типичных для Средневековья стилях, в том числе Творожный крест (Poultry Cross), который использовался как рынок в XVI веке
Город славится также своим культурным наследием, включая проведение множества ежегодных фестивалей и ярмарок. Например, довольно известный «Солсберийский международный фестиваль», который привлекает музыкантов, художников и актеров из разных стран, проводится в городе вот уже более 40 лет.
Многие туристы неизменно связывают Солсбери с другим всемирноизвестным мегалитическим памятником истории — Стоунхенджем, который расположен всего в 16 километрах от этого города и мы его тоже посетим. Как известно, этот доисторический каменный комплекс, построенный между 3000 и 2000 годами до н. э., является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и одной из важнейших исторических загадок Британии и пропустить его, посещая Солсбери — невозможно…
Солсберийский собор (Salisbury Cathedral)
Оставив машину на парковке, проходим на территорию Солсберийского собора, построенном в готическом стиле в период 1220 — 1258 г.г. Для того Средневекового времени это был один из самых не только быстрых, но и грандиозных проектов такого масштаба.
Солсберийский Собор. На переднем плане - монумент Гармония Ангелов (Angels Garmony), выполненный архитектором Helaine Blumenfeld (род. в 1942 г.) в 2011 г.
Да это и немудрено — у собора был самый высокой шпиль (123 м) для подобных сооружений в Великобритании. В соборе также находятся одни из старейших действующих часов в мире, установленные в нем еще в 1386 году.
Этот собор также известен как Кафедральный собор Девы Марии. Основные работы по его возведению, как я уже упоминал выше, были завершены к 1258 году, что сделало его одним из самых быстро построенных крупных средневековых соборов в Англии. Уникальность собора также заключается в том, что он был построен и в одном стиле — ранней английской готики.
В XIV веке к собору была добавлена его знаменитая башня со шпилем, достигающим высоты 123 метров и это сделало его самым высоким в Великобритании.
Познавательная прогулка по Солсберийскому собору
На протяжении минувших веков собор претерпел несколько реставраций и изменений, но сохранил свою уникальность и историческую значимость. В XIX веке под руководством архитектора Джеймса Уайатта были проведены обширные реставрационные работы. Сегодня Солсберийский собор является не только местом богослужений, но и популярным туристическим объектом, привлекающим множество посетителей своей архитектурой, историей и культурным наследием.
Если для прихожан вход в собор свободный, то для туристов он — платный. Утренняя молитва и святое причастие в будние дни начинаются с 7:30, а туристов запускают в собор с 9:30 уже платно — входной билет стоит 10, а с подъемом на башню — 12 ф.с.
Зайдя внутрь собора, мы сразу же оказывается возле большого квадратного двора, также известного как Клойстер, представляющего собой крытую галерею, окружающую внутренний двор. Он является характерным элементом готической архитектуры для всех соборов. Такие дворы служат местом для молитв, медитации и прогулок для монахов или клириков. Клойстер Солсберийского собора славится не только своим великолепным готическим стилем, но и считается самым большим в Англии.
Прогуляемся по основным залам собора. Главным его пространством считается его Неф — большая и широкая центральная часть церкви, в которую ведёт главный вход. Он выполнен в готическом стиле с высокими арками и колоннами, которые поддерживают сводчатый потолок. Это одно из самых впечатляющих архитектурных пространств собора, известное своими величественными размерами и архитектурной гармонией.
Неф Солсберийского собора — пример стиля ранней английской готики с вертикальными линиями, большими витражными окнами и стрельчатыми арками.
В центра этого нефа стоит купель для крещения. Она была создана относительно недавно — в 2008 году к 750-летию собора. Эта купель, спроектированная британским художником Уильямом Пайем, имеет современный дизайн. В отличие от традиционных церковных купелей она выполнена как бы в форме перевернутого креста с четырьмя стекающими струями воды. Внутри купели — настоящая вода. А то с первого взгляда мне показалось, что это хорошо отполированный черный мрамор.
Поверхность воды в купели создает зеркальный эффект, отражая окружающую архитектуру и витражи собора, что добавляет глубины и символизма пространству. Этот современный элемент был добавлен для продолжения традиции крещения в соборе, а также как художественное произведение, которое подчеркивает важность воды как символа духовного очищения и нового начала в христианстве.
В Солсберийском соборе находится множество надгробных памятников и скульптур, посвящённых различным историческим личностям. По последним данным, в нем установлено более 40 значимых надгробных памятников, многие из которых имеют скульптурные изображения.
Вот, например, надгробная скульптура, изображающая сэра Эдварда Сеймура (Sir Edward Seymour), который был первым бароном Бошан (Baron Beauchamp) и известным английским аристократом эпохи Тюдоров. Сэр Эдвард был внуком Эдварда Сеймура, 1-го герцога Сомерсета и племянником королевы Джейн Сеймур, третьей жены короля Генриха VIII. Скульптура изображает Сеймура в полном рыцарском облачении, лежащим на спине с приподнятой головой.
Эта гробница выполнена в стиле ренессансного искусства и является одним из значимых памятников в соборе. Образ сэра Эдварда украшен доспехами, что символизирует его высокий статус и военную карьеру. Такие скульптуры были предназначены для того, чтобы увековечить память об умершем и напоминать потомкам о его заслугах и благородном происхождении.
А на нижнем снимке показан памятник, посвящённый Джеймсу Харрису, 1-му графу Малмсбери (James, First Earl of Malmesbury). Текст на памятнике описывает его заслуги и роль в политической и дипломатической жизни Великобритании. Джеймс Харрис был известным дипломатом, который служил на различных должностях, включая посланника в ряде европейских стран и сыграл важную роль в международных отношениях Великобритании в XVIII веке.
Скульптура изображает его в полулежащей позе, с рукой, указывающей на документ, что подчёркивает его роль как государственного деятеля и дипломата.
Среди других памятников подобного рода, есть гробницы епископов, военных деятелей и аристократов, выполненные в разных стилях — от средневековых до более поздних, относящихся к эпохе Возрождения и барокко. Одни из наиболее известных памятников включают надгробия Уильяма Лонгспи, 3-го графа Солсбери (XIII век), епископа Роджера Мертонского (XIV век), лорда Герберта Чербери (XVII век).
Кроме крупных надгробных памятников мы видели в соборе также и множество мемориальных досок и других видов погребальных знаков. Например, на этом изображении представлено мемориальное надгробие, посвященное Элеоноре Сэдлер (Eleanor Sadler). Этот мемориал выполнен в виде барельефа, изображающего женщину, молящуюся перед книгой. Надгробие украшено гербами и содержит надпись, рассказывающую о жизни покойной.
Текст на мемориале указывает на то, что Элеонора Сэдлер была добродетельной и религиозной женщиной, происходившей из древнего и уважаемого рода, связанного с семьей Сеймуров (Seymours) из Сомерсета и Эссекса. Она была замужем за Хью Паулом (Hugh Powell), который служил регистратором в Солсбери и Бристоле, и вела благочестивую жизнь, посвятив себя заботе о бедных и поддержанию местной церкви.
Такие мемориалы были распространены в средневековых и ранне-современных английских соборах и церквях. Они служили не только как память о жизни и достижениях умерших, но и как выражение их веры и благочестия.
Во время нашего посещения, к счастью, не было больших групповых экскурсий и туристического народу было немного. На все интересующие вопросы можно было легко найти ответы у сотрудников собора, одетых в соответствующую религии, строгую форму.
Часто в таких местах работают гиды и добровольцы-волонтеры, которые помогают посетителям, проводят экскурсии и отвечают на вопросы о соборе.
На следующей фотографии показан Хор — часть собора, предназначенная для размещения церковного хора и проведения богослужений. В этой части собора находятся специальные скамьи с резьбой по дереву, где сидят певцы и духовенство во время служб.
Хор Солсберийского собора украшен деревянными панелями с детализированной резьбой, а также органными трубами по обеим сторонам. На переднем плане видно высокое сводчатое потолочное пространство, характерное для готической архитектуры. В дальнем конце зала мы видим витражное окно, которое придает этому помещению торжественный и священный вид. Это помещение считается одним из наиболее значимых и почитаемых мест внутри собора, где исполняются церковные гимны и молитвы, создавая атмосферу святости и благоговения.
Проходя дальше, мы видим Кафедру — возвышенное место, с которого священнослужитель произносит проповедь во время богослужений. Она богато украшена резными фигурами, изображающими святых или библейские сцены и является важной частью внутреннего убранства собора. Над кафедрой находится декоративный деревянный балдахин, предназначенный для усиления акустики и визуального впечатления.
Такие кафедры часто имеют сложную резьбу и архитектурные детали, подчеркивающие духовное и культурное значение проповеди в христианской литургии.
Подняв голову, стоит «больше чем на миг», остановить свой взгляд и внимание на потолке собора. Это уникальная готическая конструкция, являющаяся характерной чертой архитектуры собора. Потолок выполнен в виде стрельчатых арок с декоративными элементами, такими как медальоны с изображениями святых и библейских сцен. Такое оформление свода помогает подчеркнуть высоту и величие пространства.
Справа можно увидеть «органные трубы», которые являются частью церковного органа — важного музыкального инструмента, используемого для сопровождения богослужений. Солсберийский оргАн считается одним из значительных исторических музыкальных инструментов в Англии. Сводчатые потолки, украшенные росписями в сочетании с органными трубами создают атмосферу духовного величия и являются важной частью уникальной архитектурной композиции Солсберийского собора.
На следующей фотографии мы видим восточную часть нефа и алтарную зону Солсберийского собора, ведущие к хору. Это центральное место храма, где проходят основные богослужения. Алтарная зона обычно включает кафедру (слева), с которой священник или дьякон произносит проповеди и сам алтарь, расположенный в глубине.
Арки, колонны и витражи являются частью характерной готической архитектуры, благодаря которой собор и стал известен. Пространство оформлено так, чтобы направлять внимание прихожан к алтарю и служить для проведения обрядов, таких как причастие и молитвы.
На следующей фотографии представлен «сундук для плащаниц» (Cope Chest). Этот старинный деревянный сундук использовался для хранения литургических одеяний, таких как плащи (копы) или других церковных облачений. Подобные сундуки помогали сохранять ткани в хорошем состоянии и защищали их от повреждений.
Данный сундук представляет историческую ценность и свидетельствует о долгой традиции использования специальных предметов для церковных служб. В таких сундуках, помимо одеяний, могли храниться и другие важные ритуальные предметы.
В соборе очень много витражей. Каждое окно — уникальное произведение искусства. Этот витраж является одним из множества великолепных витражей, украшающих его интерьеры. Витражи собора представляют сцены из Библии, изображения святых и другие религиозные символы, передающие важные моменты христианской истории и веры.
Витражи в Солсберийском соборе известны своей яркостью и мастерством исполнения. Они создают уникальную атмосферу внутри храма, когда солнечный свет проникает через разноцветные стекла, освещая пространство и усиливая духовную связь посетителей с церковным пространством. Точный сюжет этого конкретного витража сложно определить по фотографии, но, скорее всего, он изображает сцены из жизни Христа или другие важные библейские события.
Внутри собора часто попадается эдакий цветочный композиционный декор. Такие украшения часто используются в храмах для создания атмосферного оформления на праздники, специальные службы или значимые церковные события. Цветы могут символизировать чистоту, возрождение и красоту, что соответствует религиозному и духовному значению пространства внутри собора.
Ну, вот — мы обошли все основные помещения с красотами солсберийского чуда. Собор поистине громадный — я таких практически не встречал. А еще он знаменит тем, что в его хранилище находится один из четырех сохранившихся оригиналов Великой хартии вольностей (Magna Carta), подписанной в 1215 году.
Выйдя из собора, взяли курс на Стоунхендж. Но по пути решили заехать на «предисторию» Солсбери — руины города Старый Сарум (Old Sarum) — древнего поселения и крепости, расположенных совсем близко на его окраине.
Город Старый Сарум (Old Sarum)
Вот так выглядит Старый Сарум глазами туриста. Невысокий холм, состоящий из руин древнеримского форта и средневекового замка. Сегодня это место тоже является довольно популярной туристической достопримечательностью, привлекающей внимание своими живописными руинами и своею древней историей.
В прошлом это было важное место, где находился первоначальный Солсберийский собор до того, как его «перенесли» на текущее место в Новый Солсбери. На следующей фотографии мы видим модель, которая изображает, как выглядел Old Sarum в средневековый период с замком, собором и прилегающими постройками.
Макет Старого Сарума - каким он был до постройки Солсбери.
Ну, а вот так смотрятся руины старого города, снятые с квадрокоптера.
Старый Сарум. Снято с дрона. Фото из интернета.
После беглого знакомства с руинами Старого Сарума, выруливаем к очередному чуду Великобритании — доисторическому каменному комплексу Стоунхендж, состоящему из огромных вертикальных камней, расположенных по кругу. Он находится неподалеку на этой же Солсберийской равнине — в 16 км от г. Солсбери. Стоунхендж является одним из самых известных археологических памятников в мире и включён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
И уже по дороге на Стоунхендж меня постоянно преследовал вопрос — Как можно было создать такое Чудо инженерной и дизайнерской мысли в виде Солсберийского Собора — Тогда, в Те Давние Времена?
Заключение
Помимо посещенного нами собора, Солсбери «прославился» еще одним делом, который, не сомневаюсь — все еще остается в памяти у многих наших читателей. Все это не составляет никакого секрета и вся информация об этих событиях есть в открытом доступе.
Думаю, многие из нас помнят скандал, который связал «шпионские страсти» с этим уникальным местом. Некие граждане одной большой страны — Петров и Боширов были обвинены британскими властями в отравлении Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери в 2018 году с использованием нервно-паралитического вещества «Новичок», которое, как предполагается, было нанесено на дверную ручку их дома.
Реальные имена Петрова и Боширова, как позже установило следствие — это Александр Мишкин и Анатолий Чепига, которые, являлись агентами российской военной разведки (ГРУ). Кстати, Сергей Скрипаль, как оказалось — тоже был некогда их коллегой по профессии. Так что, в итоге получается, что это — месть за самовольно покинутой им такой престижной работы. Также пострадали от действия этого «Новичка» еще несколько человек — Дон Стерджесс, британская гражданка, которая погибла после контакта с остатками «Новичка», который она нашла во флаконе духов, предположительно использовавшемся Петровым и Бошировым. Чарли Роули, её партнёр, также был отравлен, но выжил и полицейский Ник Бейли, который занимался этим расследованием.
Таким образом, Петров и Боширов стали известны в контексте этого дела, утверждая, что их визит в Солсбери был связан только с желанием увидеть культурные и исторические достопримечательности этого города и, прежде всего — шпиль собора, хотя британские власти считают, что их визит имел совершенно иные цели. Кстати, они дважды посетили Солсбери за короткий период времени…
После отравления оба — Сергей и Юлия Скрипаль, благодаря своевременной медицинской помощи — выжили и продолжают жить в Британии, но конкретная информация о них не разглашается для их защиты. Ситуация вокруг этого дела и сейчас остаётся крайне чувствительной и дальнейшие подробности о вовлечённых лицах часто скрываются по соображениям безопасности.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия