Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 0:20

Лиссабон — Португалия Март 2024

Мы в Лиссабоне были 4 дня, и еще на стадии планирования поездки решили, что обязательно выберем время и съездим во дворец маркизов Фронтейра, описание которого попалось нам в зелёном путеводителе Мишлена. Эта усадьба – загородная резиденция португальских аристократов, ведущая свою историю с 17-го века. Ее уникальность и ценность - в том, что она практически полностью сохранила свой оригинальный вид и, к тому же, и по сей день является действующей резиденцией семьи Фронтейра.

Лиссабон: дворец и парк маркизов Фронтейра

Это не самый раскрученный объект Лиссабона, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, из-за своего расположения. Хотя эта усадьба находится в пределах сегодняшних границ Лиссабона (район Бенфика), но все же несколько на отшибе по отношению к историческому центру города. Да и других достопримечательностей поблизости нет, соответственно, объединить визит туда с посещением чего-то еще интересного затруднительно.

Во-вторых, это не музей в чистом виде, поскольку потомки знатного рода живут в этом дворце и сейчас. Именно по этой причине экскурсии в сам дворец (точнее, несколько его комнат) доступны только с гидом, в определенные часы и дни недели, а во внутренних помещениях запрещена какая-либо съемка. Сразу скажем, что на русском языке экскурсий нет, а на других языках – по сеансам (проверяйте актуальную информацию на этом сайте).

Постройка, которая сейчас называется дворцом и выглядит как дворец, изначально сооружалась и использовалась как летний охотничий домик аристократической семьи Машкареньяш (титул маркизов Фронтейра они получили немного позже). Под строительство было выбрано одно из лучших местечек в окрестностях Лиссабона на холмах Мосанту - с обильной растительностью и диким зверьем. Строительство и обустройство охотничьего домика происходило с интервалами в 1640-1670-х. А вся семья Машкареньяш-Фронтейра жила в это время в шикарном дворце в районе Шиаду, в историческом центре столицы.

Так и продолжалось более столетия: в охотничий домик семья наезжала время от времени, в основном летом, бОльшую часть времени проживая в столице. Но в 1755 году случилось Великое лиссабонское землетрясение, превратившее практически весь город в руины. Не стала исключением и фамильная резиденция семьи маркиза Фронтейра в Шиаду, и они вынуждены были переехать на постоянное жительство в свой охотничий домик на холме Монсанту, который от землетрясения не пострадал. В 1770 году дом был расширен и уже окончательно стал резиденцией семьи маркизов Фронтейра и таковым остается по сию пору. Сейчас хозяин дворца – племянник 12-го маркиза Фронтейра.

Самые яркие впечатления от посещения усадьбы оставляют ее восхитительный парк и, конечно же, сине-голубые изразцы - азулежу, которые в этом поместье, как кажется, - просто повсюду. Мы эту усадьбу восприняли почти как филиал замечательного лиссабонского Музея плитки – настолько разнообразно здесь были представлены азулежу: и по технике исполнения, и по тематике, и по назначению.

Хотя вдали виден стадион и слышен шум проезжающей электрички, дворец все еще находится в тихом, удаленном от центра месте.

Хотя дворец всё ещё служит частным домом, для посетителей открыли 5 комнат, а в остальных живут обычной жизнью хозяева. Внутри нельзя фотографировать, ссылаются опять же на privacy. Аргумент – так себе, прямо скажем. Думаю, что в этих доступных для публики помещениях (где проводят экскурсии, концерты, свадьбы), хозяева как раз и не проживают. Несколько кадров мы все-таки там сделали (тайком, от «бедра»).

Наиболее впечатляющий во дворце – Зал сражений. Это большая комната, по всему своему периметру окруженная огромными майоликовыми панелями. На них изображены восемь основных сражений, в результате которых Португалия восстановила свою независимость от Испании. Эти изразцы были созданы между 1669 и 1673 годами и, как утверждают, имеют не только художественную, но и историческую ценность, передавая многие детали тех событий.

Изразцовые панели были заказаны Жоао де Машкареньяшем - первым хозяином этого дворца и непосредственным участником тех сражений. Собственно, за свою отвагу и преданность португальскому королю ему и был пожалован титул первого маркиза Фронтейра. На одном из панно есть изображение самого Жоао де Машкареньяша, сражающегося с испанцами.

Панно из азулежу Битва при Монтеш Кларуш (1665) в Зале Сражений. Это было последнее крупное сражение в войне за независимость Португалии. Фото из сети.
Панно из азулежу "Битва при Монтеш Кларуш" (1665) в Зале Сражений. Это было последнее крупное сражение в войне за независимость Португалии. Фото из сети.

Понравился нам и Обеденный зал, украшенный портретами португальских аристократов. Изразцы присутствуют и там, только теперь это уже дельфтская плитка 17-го века.

Обеденный зал.

Еще туристам показывают библиотеку, музыкальный и охотничий салоны с азулежу, оригинальной мебелью, картинами и изделиями из фарфора. И все же все самое привлекательное находится снаружи дворцовых стен.

Просто ошеломляет терраса дворца! Её еще называют Галереей искусств, поскольку вдоль всей ее длины размещены символические изображения богов и муз. Это и статуи, и барельефы, и изображения на изразцах.

Из ниш и полуарок на нас смотрят статуи римских богов: Дианы, Марса, Аполлона, аллегорические изображения на изразцах разных видов искусства и классических наук (поэзии, музыки, риторики, арифметики, геометрии, логики, астрономии) и мифологических существ. Над ними – медальоны, сплетенные из керамических фруктов.

Лиссабон: дворец и парк маркизов Фронтейра

Терраса ведет к часовне с очень необычным декором. Ее соорудили задолго до самого дворца и впоследствии объединили с дворцовым комплексом.

Фасад часовни, построенной в 1584 году и отреставрированной в 18-м веке, украшен камнями, ракушками, битым стеклом и осколками фарфора. Ну и, конечно, изразцами (с очень своеобразными сюжетами и персонажами).

Декор часовни.

Спустившись с террасы чуть ниже, мы попадаем в сад Венеры (Jardim de Venus), названный так в честь фонтана со статуей этой богини. Сад небольшой, тенистый, защищенный от солнца кронами деревьев.

Сад Венеры с фонтаном Венеры.

В дальнем углу сада Венеры - грот, называемый Дом свежести (Casa do Fresco), где даже в летнюю жару должно быть прохладно, как показалось.

Стены и поверхности вокруг грота выложены двухцветными бело-голубыми изразцами. А сам грот, как и часовня, помимо азулежу, отделан ракушками, кусочками фарфора и стекла.

Декор грота. Кого изобразил художник - сказать затрудняюсь:). Но практически все - топлес.

Перед с гротом - фонтан «двух С», названный так за свою фигуристую форму.

Фонтан «двух С».

Фонтан окружен каменными скамьями, украшенными азулежу. На них изображены морские темы, а также гротескные или просто остроумные сюжеты с участием разных животных.

Фрагменты декора скамеек вокруг фонтана.

Возле фонтана в какой-то момент неожиданно появились зверики. И не один, а сразу два.

Кошку утенок не интересовал.  Совсем.
Кошку утенок не интересовал. Совсем.

Из сада Венеры, или, как его еще называют, Верхнего сада, открывается чудесный вид на большой регулярный сад (он же – Нижний).

Большой регулярный сад дворца.

Это классический пример итальянского сада эпохи Возрождения. Правильный прямоугольник пространства разделен на 16 равных частей живыми изгородями из самшита. Углы изгородей украшают скульптуры, изображающие античных героев.

В Нижнем саду пять фонтанов: четыре угловых и один центральный.

Но прежде чем спуститься в Нижний сад, заглянем в Галерею королей – как мы читали, уникальную для Португалии.

По пути на галерею, да и в других частях усадьбы, невозможно было не обратить внимания на объекты нетипичного для Португалии ярко-синего цвета. Этот кобальт очень популярен в Марокко. Нашу догадку подтвердила гид: один из маркизов пару лет провел в Марокко, где к нему и пристрастился и затем завел его и у себя в усадьбе.
По пути на галерею, да и в других частях усадьбы, невозможно было не обратить внимания на объекты нетипичного для Португалии ярко-синего цвета. Этот кобальт очень популярен в Марокко. Нашу догадку подтвердила гид: один из маркизов пару лет провел в Марокко, где к нему и пристрастился и затем "завел" его и у себя в усадьбе.

В нишах галереи, в обрамлении изразцов, помещены бюсты португальских королей - от Афонсу Энрикеша до Жуана VI. А вот испанским королям, занимавшим португальский трон, первый маркиз Фронтейра места в галерее не предоставил. Причина вполне понятна: ведь именно против них он сражался за независимость Португалии.

Лиссабон: дворец и парк маркизов Фронтейра

С Галереи королей в Нижний сад ведут две симметричные двухмаршевые лестницы. Они обрамляют большое прямоугольное пространство, где должен был быть водоем - Пруд рыцарей - с обычно плавающими в нем утками и одиноким черным лебедем. Но нам не повезло: мы попали на период его ремонта, и воду из пруда спустили.

Пруд обязан своим названием окружающим его четырнадцати изразцовым панелям, изображающим конных рыцарей в натуральную величину - представителей рода Машкареньяш-Фронтейра. Эти азулежу - посвящение славной истории семьи, построившей дворец. Ну а нам оставалось только пофантазировать, как бы выглядела эта картинка с галереей, отражающейся в воде пруда.

Конные рыцари есть, а воды в пруду нет:)

Нижний сад невероятно хорош! Это просто идеальная локация для красивых фотографий. И на фоне сада прекрасно смотрится дворец в стиле ренессанса.

Лиссабон: дворец и парк маркизов Фронтейра

С трех сторон сад огорожен невысокими стенами, украшенными панно из азулежу. Эта усадьба создавалась во времена, когда изразцовое искусство в Португалии достигло своего пика, а художники и заказчики соревновались в создании больших, сложных и красивых композиций из азулежу. Так что плитка во дворце и в парке выполнена с высоким качеством и в разных стилях.

Лиссабон: дворец и парк маркизов Фронтейра

Изразцы в этой усадьбе занимают, как кажется, все возможные и невозможные поверхности (и вертикальные, и горизонтальные): и цоколь самого дворца, и ограждения, и фонтаны, и цветочные контейнеры, и скамейки!

Уже из того, что мы показали, можно представить, каково разнообразие изображений на плитках! Однако в этой усадьбе почему-то совершенно нет религиозных сюжетов, хотя в Португалии они очень распространены.

В усадьбе можно увидеть как полихромные изразцы первой половины 17-го века, когда использовалось до 5-ти цветов, так и чисто бело-голубые, вошедшие в моду позднее.

Более 350 лет истории обеспечивают налет «винтажности» в интерьерах и экстерьерах усадьбы, что, с нашей точки зрения, только добавляет прелести и необычности этому месту. Поэтому, если главные достопримечательности Лиссабона уже осмотрены, особенно если вы в нём не впервые, то мы искренне рекомендуем уделить внимание этой усадьбе.