Мы в Лиссабоне были 4 дня, и еще на стадии планирования поездки решили, что обязательно выберем время и съездим во дворец маркизов Фронтейра, описание которого попалось нам в зелёном путеводителе Мишлена. Эта усадьба – загородная резиденция португальских аристократов, ведущая свою историю с 17-го века. Ее уникальность и ценность - в том, что она практически полностью сохранила свой оригинальный вид и, к тому же, и по сей день является действующей резиденцией семьи Фронтейра.
Это не самый раскрученный объект Лиссабона, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, из-за своего расположения. Хотя эта усадьба находится в пределах сегодняшних границ Лиссабона (район Бенфика), но все же несколько на отшибе по отношению к историческому центру города. Да и других достопримечательностей поблизости нет, соответственно, объединить визит туда с посещением чего-то еще интересного затруднительно.
Галерея королей в усадьбе Фронтейра.
Во-вторых, это не музей в чистом виде, поскольку потомки знатного рода живут в этом дворце и сейчас. Именно по этой причине экскурсии в сам дворец (точнее, несколько его комнат) доступны только с гидом, в определенные часы и дни недели, а во внутренних помещениях запрещена какая-либо съемка. Сразу скажем, что на русском языке экскурсий нет, а на других языках – по сеансам (проверяйте актуальную информацию на этом сайте).
Вид на территорию усадьбы сверху. Фото из сети.
Постройка, которая сейчас называется дворцом и выглядит как дворец, изначально сооружалась и использовалась как летний охотничий домик аристократической семьи Машкареньяш (титул маркизов Фронтейра они получили немного позже). Под строительство было выбрано одно из лучших местечек в окрестностях Лиссабона на холмах Мосанту - с обильной растительностью и диким зверьем. Строительство и обустройство охотничьего домика происходило с интервалами в 1640-1670-х. А вся семья Машкареньяш-Фронтейра жила в это время в шикарном дворце в районе Шиаду, в историческом центре столицы.
Паласио Фронтейра и Галерея королей.
Так и продолжалось более столетия: в охотничий домик семья наезжала время от времени, в основном летом, бОльшую часть времени проживая в столице. Но в 1755 году случилось Великое лиссабонское землетрясение, превратившее практически весь город в руины. Не стала исключением и фамильная резиденция семьи маркиза Фронтейра в Шиаду, и они вынуждены были переехать на постоянное жительство в свой охотничий домик на холме Монсанту, который от землетрясения не пострадал. В 1770 году дом был расширен и уже окончательно стал резиденцией семьи маркизов Фронтейра и таковым остается по сию пору. Сейчас хозяин дворца – племянник 12-го маркиза Фронтейра.
Бывший охотничий домик в середине 18-го века превратился во дворец.
Самые яркие впечатления от посещения усадьбы оставляют ее восхитительный парк и, конечно же, сине-голубые изразцы - азулежу, которые в этом поместье, как кажется, - просто повсюду. Мы эту усадьбу восприняли почти как филиал замечательного лиссабонского Музея плитки – настолько разнообразно здесь были представлены азулежу: и по технике исполнения, и по тематике, и по назначению.
Хотя вдали виден стадион и слышен шум проезжающей электрички, дворец все еще находится в тихом, удаленном от центра месте.
Хотя дворец всё ещё служит частным домом, для посетителей открыли 5 комнат, а в остальных живут обычной жизнью хозяева. Внутри нельзя фотографировать, ссылаются опять же на privacy. Аргумент – так себе, прямо скажем. Думаю, что в этих доступных для публики помещениях (где проводят экскурсии, концерты, свадьбы), хозяева как раз и не проживают. Несколько кадров мы все-таки там сделали (тайком, от «бедра»).
Наиболее впечатляющий во дворце – Зал сражений. Это большая комната, по всему своему периметру окруженная огромными майоликовыми панелями. На них изображены восемь основных сражений, в результате которых Португалия восстановила свою независимость от Испании. Эти изразцы были созданы между 1669 и 1673 годами и, как утверждают, имеют не только художественную, но и историческую ценность, передавая многие детали тех событий.
За свой превосходный изразцовый декор этот зал даже был прозван...
...Сикстинской капеллой в плитке.
Изразцовые панели были заказаны Жоао де Машкареньяшем - первым хозяином этого дворца и непосредственным участником тех сражений. Собственно, за свою отвагу и преданность португальскому королю ему и был пожалован титул первого маркиза Фронтейра. На одном из панно есть изображение самого Жоао де Машкареньяша, сражающегося с испанцами.
Панно из азулежу "Битва при Монтеш Кларуш" (1665) в Зале Сражений. Это было последнее крупное сражение в войне за независимость Португалии. Фото из сети.
Понравился нам и Обеденный зал, украшенный портретами португальских аристократов. Изразцы присутствуют и там, только теперь это уже дельфтская плитка 17-го века.
Еще туристам показывают библиотеку, музыкальный и охотничий салоны с азулежу, оригинальной мебелью, картинами и изделиями из фарфора. И все же все самое привлекательное находится снаружи дворцовых стен.
Просто ошеломляет терраса дворца! Её еще называют Галереей искусств, поскольку вдоль всей ее длины размещены символические изображения богов и муз. Это и статуи, и барельефы, и изображения на изразцах.
На знаменитой Галерее искусств царят изразцы.
Из ниш и полуарок на нас смотрят статуи римских богов: Дианы, Марса, Аполлона, аллегорические изображения на изразцах разных видов искусства и классических наук (поэзии, музыки, риторики, арифметики, геометрии, логики, астрономии) и мифологических существ. Над ними – медальоны, сплетенные из керамических фруктов.
Терраса ведет к часовне с очень необычным декором. Ее соорудили задолго до самого дворца и впоследствии объединили с дворцовым комплексом.
Фасад часовни, построенной в 1584 году и отреставрированной в 18-м веке, украшен камнями, ракушками, битым стеклом и осколками фарфора. Ну и, конечно, изразцами (с очень своеобразными сюжетами и персонажами).
Спустившись с террасы чуть ниже, мы попадаем в сад Венеры (Jardim de Venus), названный так в честь фонтана со статуей этой богини. Сад небольшой, тенистый, защищенный от солнца кронами деревьев.
Сад Венеры с фонтаном Венеры.
В дальнем углу сада Венеры - грот, называемый Дом свежести (Casa do Fresco), где даже в летнюю жару должно быть прохладно, как показалось.
Стены и поверхности вокруг грота выложены двухцветными бело-голубыми изразцами. А сам грот, как и часовня, помимо азулежу, отделан ракушками, кусочками фарфора и стекла.
Внутри грота находится источник, который должен был не только освежать, но и создавать шумовую завесу для приватных бесед и секретных переговоров.
Декор грота. Кого изобразил художник - сказать затрудняюсь:). Но практически все - топлес.
Согласно распространенной, но ничем не подтвержденной версии, кусочки стекла и фарфора, использованные в декоре часовни и грота – это то, что осталось от посуды, которой пользовался будущий португальский король Педру II, присутствовавший в 1671 году на празднике по случаю инаугурации дворца. Королевскую посуду по распоряжению маркиза, якобы, позже разбили (негоже ею пользоваться простым смертным), а затем художественно задекорировали в часовне и гроте (не пропадать же добру).
Перед с гротом - фонтан «двух С», названный так за свою фигуристую форму.
Фонтан окружен каменными скамьями, украшенными азулежу. На них изображены морские темы, а также гротескные или просто остроумные сюжеты с участием разных животных.
Фрагменты декора скамеек вокруг фонтана.
Преподавание музыки котам...
...и обезьяны, выступающие в роли докторов разных специальностей. Эти сценки с животными, как утверждают, - типичная для периода барокко форма критики социальных пороков.
Возле фонтана в какой-то момент неожиданно появились зверики. И не один, а сразу два.
Вот такая милота: заблудился ребенок, наверно:). Мамаши рядом нигде не было.
Кошку утенок не интересовал. Совсем.
Из сада Венеры, или, как его еще называют, Верхнего сада, открывается чудесный вид на большой регулярный сад (он же – Нижний).
Большой регулярный сад дворца.
Это классический пример итальянского сада эпохи Возрождения. Правильный прямоугольник пространства разделен на 16 равных частей живыми изгородями из самшита. Углы изгородей украшают скульптуры, изображающие античных героев.
В Нижнем саду пять фонтанов: четыре угловых и один центральный.
Но прежде чем спуститься в Нижний сад, заглянем в Галерею королей – как мы читали, уникальную для Португалии.
Вид на Галерею королей из сада Венеры.
По пути на галерею, да и в других частях усадьбы, невозможно было не обратить внимания на объекты нетипичного для Португалии ярко-синего цвета. Этот кобальт очень популярен в Марокко. Нашу догадку подтвердила гид: один из маркизов пару лет провел в Марокко, где к нему и пристрастился и затем "завел" его и у себя в усадьбе.
В нишах галереи, в обрамлении изразцов, помещены бюсты португальских королей - от Афонсу Энрикеша до Жуана VI. А вот испанским королям, занимавшим португальский трон, первый маркиз Фронтейра места в галерее не предоставил. Причина вполне понятна: ведь именно против них он сражался за независимость Португалии.
С Галереи королей в Нижний сад ведут две симметричные двухмаршевые лестницы. Они обрамляют большое прямоугольное пространство, где должен был быть водоем - Пруд рыцарей - с обычно плавающими в нем утками и одиноким черным лебедем. Но нам не повезло: мы попали на период его ремонта, и воду из пруда спустили.
Между лестницами спроектирован Пруд рыцарей...
...Мы его увидели в безводном варианте:).
Пруд обязан своим названием окружающим его четырнадцати изразцовым панелям, изображающим конных рыцарей в натуральную величину - представителей рода Машкареньяш-Фронтейра. Эти азулежу - посвящение славной истории семьи, построившей дворец. Ну а нам оставалось только пофантазировать, как бы выглядела эта картинка с галереей, отражающейся в воде пруда.
Конные рыцари есть, а воды в пруду нет:)
Нижний сад невероятно хорош! Это просто идеальная локация для красивых фотографий. И на фоне сада прекрасно смотрится дворец в стиле ренессанса.
С трех сторон сад огорожен невысокими стенами, украшенными панно из азулежу. Эта усадьба создавалась во времена, когда изразцовое искусство в Португалии достигло своего пика, а художники и заказчики соревновались в создании больших, сложных и красивых композиций из азулежу. Так что плитка во дворце и в парке выполнена с высоким качеством и в разных стилях.
Азулежу на цоколе дворца.
Изразцы в этой усадьбе занимают, как кажется, все возможные и невозможные поверхности (и вертикальные, и горизонтальные): и цоколь самого дворца, и ограждения, и фонтаны, и цветочные контейнеры, и скамейки!
В восточной части сада можно увидеть 12 панелей с аллегорическим изображением месяцев года.
Азулежу на северной ограде усадьбы: двенадцать панно со знаками зодиака. На фото - Рак и Весы.
Уже из того, что мы показали, можно представить, каково разнообразие изображений на плитках! Однако в этой усадьбе почему-то совершенно нет религиозных сюжетов, хотя в Португалии они очень распространены.
Со стороны дворца сад ограничен дворцовой террасой, которая декорирована изображениями планет, созвездий и четырех стихий. На фото - изображение Марса и Венеры на западной ограде дворца.
В усадьбе можно увидеть как полихромные изразцы первой половины 17-го века, когда использовалось до 5-ти цветов, так и чисто бело-голубые, вошедшие в моду позднее.
...Воды на западной ограде дворца.
Более 350 лет истории обеспечивают налет «винтажности» в интерьерах и экстерьерах усадьбы, что, с нашей точки зрения, только добавляет прелести и необычности этому месту. Поэтому, если главные достопримечательности Лиссабона уже осмотрены, особенно если вы в нём не впервые, то мы искренне рекомендуем уделить внимание этой усадьбе.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия