АЛЬ-КАХИР.
Каир показался мне красивым городом и, самое главное, достаточно цивилизованным, несмотря на страшилки, которые про него сочиняли разные диванные эксперты и лица, побывавшие в нём проездом или транзитом. Вовсе не похож он на то место, где круглое принято нести, а квадратное катить. Например, первое, с чем мы познакомились в Египте, был аэропорт: эскалаторы, большой светлый зал, реклама и конвейерная лента, по которой едет багаж пассажиров. Багаж катится, катится и вот выкатывается наш. Культура! Впрочем, цивилизация встретила нас тем, что мы почти битый час ждали рейса из Франкфурта, который на Майне (это город такой). Ждали, ждали… пока не дождались. Оказалось, что он прилетел в другой терминал, кстати, вместе с нашими немецкими друзьями (по плану они должны были провести неделю с нами в Каире). Связи с ними не было никакой, поэтому оставалось только надеяться на их сообразительность в вопросе доставки себя любимых в отель.
Не все смогут принять этот город, так как взгляд поборника европейской аккуратности и цивильности легко заметит здесь недостатки: перенаселенность и суету, обветшалость домов и экологическое неблагополучие, автомобильные пробки и прямо-таки агрессивный шумовой фон. Столица Египта не будет «заигрывать» с вами, «подсовывая» идиллические картинки окрестностей. Каир встретит вас честно и открыто – со всеми своими недостатками и достоинствами сразу. Но, дамы и господа, любители уютных городских пейзажей или прочего урбанистического high-tech: на всех мил не будешь. Есть и такие, кого крупнейший мегаполис Африки влюбляет в себя сразу. Или завоевывает симпатию постепенно. Мне представляется, что интерес и любовь к Каиру настояны на ветрах истории, духе времени и ещё чего-то неуловимого. Прошлое незримо присутствует в самом воздухе Аль-Кахиры («Непобедимый» – так по-арабски звучит название города).
Каир является крупнейшим городом Африки: по оценке разных там фондов, организаций и прочей википедии население оставляет порядка 24 миллионов человек. Жара, пыль и шум неизменные спутники городской жизни, а дорожное движение здесь больше похоже на одну сплошную пробку! Стоит ли тратить провинциальному путешественнику своё драгоценное, а иногда просто бесценное время на посещение Каира? Да, безусловно! Здесь масса очень интересных объектов, а потому выделить два-три дня на посещение египетской столицы нужно обязательно!
А история встречает вас уже на дороге, ведущей из каирского аэропорта: в воображении возникают картины «Обители Солнца» Древнего Египта, куда ездили пообщаться с Богами Джосер, Хеопс, Рамзес II и другие фараоны. К сожалению, настоящая «Обитель Солнца» давно покоится под многометровой толщей ила великого Нила.
Каир – город мусульманский. Еще раз убеждаешься в этом, когда в хаотичный гул огромного города врываются пронзительные звуки. Звук с тысяч минаретов, усиленный динамиками, сливаются в единый ритуальный рев.
Мечети, мечети, мечети, и вдруг мусульманский пейзаж сменяется крестами куполов. Примерно десять процентов населения Египта – копты, исповедующие учение Христа. Они жили в этих краях задолго до арабского завоевания. Согласно Библии, там, где сейчас Старый Каир (Вавилон Египетский), жила дева Мария с младенцем Иисусом после бегства в Египет от преследований царя Ирода. В городе около десятка известных коптских церквей. Самая знаменитая – «Подвешенная». Построена она на одном из бастионов древнего римского форта – такое вот своеобразное наслоение цивилизаций.
Мы проезжаем мимо «Города мертвых» – огромного скопления склепов. Кладбище, ставшее пристанищем не только усопшим, но и для живым. Лет сорок-пятьдесят назад сотни семей каирской бедноты не нашли иного способа решить жилищный вопрос, как потеснить мертвых «на их территории», самовольно заселяясь в каменные склепы! Власти постепенно вынуждены были закрыть глаза на стихийное освоение незаселённого «жилфонда». В «элитные» районы «Города мертвых» провели электричество и воду. Поговаривают, что ночью в эти владения желательно не вторгаться, иначе возможны проблемы с кошельком, а то и со здоровьем.
Единственный нюанс, подмеченный нами в первый же день, заключался в следующем: египтяне ездят как умалишённые! Никаких тебе правил, плевать на разметки и пешеходов, которые всегда виноваты, по мнению египетских водителей, почти нет светофоров. При этом летят они с такой скоростью, будто одновременно десять казней египетских разом обрушились на город, и все спасаются от них.
Дневной Каир – это одна большая пробка: поток временами разгоняется, временами просто стоит, коптя небо тоннами выхлопных газов. Очень много мотоциклистов, которые в этом сплошном заторе пытаются ухватить Бога за бороду. Спрашивать у них, нужен ли шлем, мотивируя, что самый важный орган в нашем организме – мозг – бессмысленно. Водитель будет удивленно смотреть на тебя, потом махнёт рукой, как бы отвечая: так считает сам мозг, мне его мнение по барабану. А шлем для трусов и слабаков. Если по какой-то причине надо ехать в противоположную сторону, их это не смущает: они просто разворачиваются и едут сколько нужно против общего потока.
Пару раз мы воспользовались услугами такси в каирский час пик. Каждый раз, когда водитель на скорости входил в промежуток между двумя машинами, у меня перед глазами начинала пролетать вся моя предыдущая жизнь. В какой-то момент понимаешь, что если начать анализировать все его действия и прогнозировать возможные последствия, то можно свихнуться, поэтому лучший способ – отпустить ситуацию на самотёк. Это высшая форма медитации. Все йоги, стремящиеся достичь просветления и остановить внутренний диалог, идут не тем путем. Вместо того, чтобы годами сидеть в позе лотоса и созерцать точку на стене, можно часок-другой покататься на машине или мотоцикле по Каиру. Внутренний диалог остановится сам собой, либо вы сойдете с ума. В любом случае результат будет: другого не дано!
Каир не входит в число «элитных» городов мира. Так считает статистика! Но она не замечает чего-то, что незримо присутствует в воздухе Каира, из-за чего многие возвращаются сюда вновь и вновь.
Продолжение следует...