Несмотря на то, что расположились мы в Будве, полноценное и осознанное (если так можно выразиться) знакомство с Черногорией началось с поездки в соседний город Тиват. Передвижение между городами в стране осуществляется в основном автобусными перевозками с вокзалов соответствующих городов.
В Будве автобусная станция располагается прямо в центре городка, куда спокойно можно добраться пешком. Стоит отметить, что перед тем, как зайти в здание вокзала, следует уделить несколько минут здешнему минизоопарку, где можно встретить кроликов, черепах и конечно же громогласного павлина. Пару раз наблюдал, как последний распушает хвост, сидя где-то на верхотуре. Выглядит это красиво, но все сразу же меняется, когда павлин начинает кричать. Или петь. Или. В общем издавать звуки. Грациозная птица издает такой пронзительный звук, что тот граничит с вакханалией того, у кого абсолютно нет слуха, голоса и тяги к прекрасному. Эту мою мысль сочтем за крик души и вернемся к поездке.
В здании автовокзала есть пару ресторанчиков, куда можно прийти и отдохнуть, а в одном из них (при входе в вокзал — направо) имеется небольшая детская площадка, куда можно отправить чадо, а самому отдохнуть за общением и обедом.
Внутри вокзала обычно многолюдно. Есть удобно расположенное табло на экране, где можно отследить все направления и выбрать подходящее. Кассиры, как правило, легко общаются по-английски. Поэтому объясниться можно будет без проблем. Билет до Тивата из Будвы стоит порядка 10 евро.
После покупки предъявляются такие билеты перед турникетом, после которого можно выйти на улицу, где и ожидать, когда приедет нужный автобус. Что заметил в Черногории, здесь достаточно многие курят. И это не запрещается в общественных местах. Автовокзалы не являются исключением. Поэтому тут многие дымят.
С собой я бы рекомендовал обязательно иметь запас простой питьевой воды, потому что в жаркие дни это жизненно необходимо. Мы отправились на эту прогулку в начале мая, еще было терпимо, но все равно вода требовалась. В разгар лета в дневные часы передвигаться по улице крайне неприятно — жарко.
Дорога заняла, наверное, минут 45–50. Повторюсь, дело было в мае, до начала сезона. В сезон между городами наблюдаются приличные пробки. Время переезда значительно увеличивается. Это стоит учесть.
Тиват, по разным источникам, начал упоминаться еще в 3 веке до нашей эры. История у него богатая. Город побывал в составе Венецианской республики, Иллирийских провинций, в составе Австро-Венгрии и Югославии. Теперь это город Черногории, который готов порадовать великолепными видами и ярким сочетанием современности и средневековой культуры.
Пейзажи при этом вполне симпатичные. Дорога проходит между горами. Можно будет полюбоваться приятными видами. Примерно в середине пути можно было наблюдать серьезную стройку — дорога расширяется. В каждую сторону по одной полосе. Это тоже влияет на скорость передвижения.
Тиват же встречает неплохим современным автовокзалом, который скорее хочется покинуть и, наконец, отправиться в небольшое путешествие.
С автовокзала двигаемся пешком. Расстояния в небольших городах такие, что можно вдоль и поперек населенный пункт пройти. Опять же. Не в жару. Мы достаточно быстро дошли до пляжа. Забегая вперед, могу сказать, что Тиват больше, как мне показалось, ориентирован не на пляжный отдых (пляжей здесь маловато, и они маленькие), а скорее на прогулки. Особенно в центре. Все усеяно различными лодками и яхтами.
На пляже немного людей. Кто-то рыбачит, кто-то принимает солнечные ванны, некоторые купаются. Вода в начале мая уже прогрелась и заметно охлаждает после сильно теплого воздуха. И она незабываемо чистая.
Затем отправляемся дальше и обходим небольшой причал с разнообразными небольшими лодками.
Город переходит из улиц с парками в райончики с многоэтажной застройкой и наоборот. Вокруг ничего необычного. Парковки, магазины, гуляющие люди. Но впереди выход к набережной.
Здесь открываются классные виды. И эта часть города мне понравилась больше всего. Вдалеке напротив видны соседние города. Тиват ведь по сути находится не на побережье, а своеобразной лагуне. Получается, что на обширные расстояния удаляется морская вода, но вокруг высокие горы и другие берега. Выглядит впечатляюще.
Но самое захватывающее начинается дальше. Когда перед глазами открывается достопримечательность — набережная Пина. Заметным экспонатом здесь выступает корабль «Ядран». Его строили в Германии, в Гамбурге, а на воду спустили в 1931 году. Правда окончательно его смогли сдать в 1933 году из-за проблем с финансированием. Сейчас он находится в составе ВМФ Черногории, а Тиват является портом приписки судна. Корабль достигает 60 метров в длину. Впечатляет своими размерами и красотой.
Проходим дальше. Сама набережная достаточно широкая. Здесь можно спокойно прогуливаться, есть несколько ресторанов с большим количеством посадочных мест прямо на улице.
Взгляд падает на башню с часами, которая выгодно смотрится на фоне соседствующих построек.
Если пройти мимо нее немного вглубь города, то можно попасть на симпатичную площадь, где продают красивые картины.
Тут же рядом забавная инсталляция.
Еще стоит памятник-якорь с интересной надписью. Как я понял, порывшись в интернете, существовал такой Судоремонтный завод ВМФ СФРЮ «Сава Ковачевич». Военная верфь в Бока-Которской бухте была основана Австро-Венгрией в конце 19-го века и являлась центром развития новых методов ремонта военно-морских судов. В середине 20-го века в Бока-Которской бухте существовал огромный комплекс разных военно-морских объектов. На судоверфи «Сава Ковачевич» находился синхролифт, который использовался для подъема и спуска судов при их ремонте, и два плавучих дока. Эта верфь готовила специалистов, что занимались ремонтом подводных лодок, торговых кораблей и военных судов.
Тут же по соседству располагается дворец Буча. Массивная башня станет хорошим ориентиром, чтобы отыскать это творение, которому уже более 500 лет. Мощные стены были возведены, чтобы отражать атаки врагов. На территории располагается небольшой садик и часовня. Древний дворец принадлежал братьям Буча, Николе и Михаилу. Его достраивали и перестраивали, а в середине 16 века эта крепость была хорошим укреплением в возможных набегах со стороны Османской империи. В конце 18 века замок был продан семьей Буча. Владельцем стал Марк Лукович. Сегодня здесь можно попасть в художественную галерею, что предлагает к ознакомлению разнообразные картины. По крайней мере так мне сказали местные работники. Билет стоит 5 евро. Но пока в галерею не сходили.
Следующим объектом для ознакомления стал городской парк Тивата. Это большое, усыпанное зеленью пространство в 5,9 Га. Есть несколько входов. У одного из них запечатлел схему парка.
Интересная местность, где ландшафт может несколько меняться, но не существенно. Есть ровные дорожки, а есть холмистая местность. Заявлено порядка 140 видов растений. Более 100 из них деревья, есть также почти 70 экзотических насаждений (которые сами по себе не произрастают в данной местности).
Среди деревьев и кустарников попался интересный памятник 1952 года и маленький повидавший виды фонтан. Однако он исправно подает небольшой напор воды, сам по себе вполне ухоженный.
Две фигуры памятника — это национальные герои Милан Спасич и Сергей Машера. В апреле 1941 года появилась информация, что Югославия капитулировала, а итальянские фашисты начали входить в Боку Которскую. Предполагалось, что флот будет сдан им. Первым в очереди на сдачу являлся корабль «Zagreb». Однако Спасич и Машер, будучи офицерами этого судна, решили не сдавать корабль и подорвали боеприпасы. В итоге эсминец был ликвидирован. Ценой жизней героев. Части корабля, которые позднее были подняты со дна, сейчас находятся в Морском музее в Которе.
Двигаемся дальше по парку и встречаем в округе пару полей. Яркие и зеленые, но достаточно пустынные.
Следующий объект, который удалось лицезреть, — Музей военно-морского наследия. Это обширная площадка, которая находится, в том числе, под открытым небом и огромным бетонным навесом. Под навесом иногда проводятся масштабные концерты. Видел фотографию, где тысячи людей располагаются прямо под бетонной конструкцией, а перед ними установленная сцена и музыканты. Выглядит впечатляюще.
Здесь, под открытым небом, представлены разнообразные экспонаты морской военной техники. Их десятки на улице.
Особенно впечатляет своими размерами подводная лодка «Heroj» с номером «821» на корпусе. Это первая из трех машин, которая была спроектирована инженером Жарко Алуевичем-Федже и Судостроительным институтом Загреба. В августе 1967 года подлодка сошла с верфи, а на службу поступила в следующем 1968 году. В те времена эта махина считалась гордостью разработчиков и одной из самых передовых машин в Средиземноморье. Подводная лодка пришла на капитальный ремонт в 1991 году. Однако ремонт так и не последовал. В итоге субмарина ушла на покой в 2004 году. Теперь это музейный экспонат.
По соседству расположилась подлодка поменьше. Это «Una» с цифрами 912 на борту. Эта машина славилась своей маневренностью и малой шумность и была призвана осуществлять доставку групп для диверсий в стан врага. Эта машина была произведена в 1984 году, а сняли ее со службы уже в 1993-м. Подлодка могла погрузиться на 120 метров и разгоняться до 7 узлов.
На территории можно увидеть и многие другие интересные экспонаты.
Мы же отправляемся через несколько проложенных среди строек дорожек и выходим на красивую набережную. Все это Порто Монтенегро — яхтенный порт города, где просто уйма разноплановых яхт и лодок. От самых огромных до маленьких. И во всем этом великолепии ловишь себя на мысли, что ни одна лодка не похожа на другую. У каждой свой неповторимый и яркий дизайн. Радует, что человеческая мысль готова предлагать абсолютно оригинальные воплощения подобной красоты.
Я, конечно же, не упустил возможность сделать фото яхты со своим именем.
Порт был открыт в 2010 году. Проект предполагает, что здесь могут разместиться более 600 яхт, из которых порядка 150 супер-яхт, длина которых способна достигать аж 150 метров.
По соседству располагаются красивые отели с бассейнами, масса ресторанов и симпатичные инсталляции, сопровождающиеся водными фонтанами.
Мы же уже двигаемся в обратном направлении. Удачным оказался выбор маршрута, по которому мы смогли увидеть часть достопримечательностей, продвигаясь в глубине города, а другие красоты понаблюдать, пройдя по масштабной набережной и увидев залив во всей красе.
Побывав в Тивате, я сделал для себя вывод, что отдых в этом городе скорее связан с посещением ресторанов и прогулками среди красивых яхт и других достопримечательностей. Пляжного отдыха в особом масштабе я здесь не увидел. Либо мы просто не дошли до пляжей. В этом плане подойдет, к примеру, Будва, где пляжей гораздо больше.
Тиват же понравился. Небольшой, симпатичный, местами пафосный, но жутко приятный городок со своей яркой атмосферой и массой интересностей.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия