Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 18:36

Нижневартовск — Россия Июль 2024

В Нижневартовск я прилетела поздно вечером, самолет компании «ЮТейр» летит неспешно, около трех часов. Но были преимущества в цене, по сравнению с компаниями «Red Wings» и «Руслайн», которые проделывают этот маршрут всего за 1,5 часа.

Нижневартовск — город, в котором я жила и работала три десятка лет, а десять лет назад переехала в Екатеринбург. Здесь была семь лет назад, о чем писала, повторяться не хочется. Постараюсь показать город, что изменилось за семь лет, и рассказать о своих впечатлениях.

Стела в аэропорту Нижневартовска

По меркам городов Нижневартовск молод, ему всего 52 года. Город называют нефтяной столицей России, его история началась в мае 1965 года, когда забил фонтан первой скважины Самотлорского месторождения нефти, крупнейшего в России и четвертого по величине в мире. Рядом с месторождением на болотах начали строить поселок для нефтяников, а 9 марта 1972 года рабочему поселку Нижневартовский был присвоен статус города.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Главная достопримечательность Нижневартовска и символ города — Памятник покорителям Самотлора, который горожане любовно называют «Алешей» за внешнее сходство со скульптурой советского солдата-освободителя в Болгарии. Я обязательно его навещаю, когда приезжаю.

«Алеша» — не просто плод фантазии скульптура, его «лепили» с реально существующего человека — буровика Федора Метрусенко. Памятник установили в 1978 году. Ветеран-нефтяник, почетный гражданин города и сейчас живет в Нижневартовске, в июне ему исполнилось 83 года.

Нижневартовск — город компактный, это хорошо видно из самолета. И планировка города четкая и простая: одни улицы идут параллельно реке, повторяя ее изгибы, а другие пересекают их под прямым углом. Квадраты, образованные пересечением улиц, образовывали микрорайоны с номерами. На вопрос, где живешь, отвечали номером микрорайона.

Посмотреть все интересное в городе можно, не прибегая к услугам общественного транспорта. Отмечу первое изменение: транспорт в городе отличный! Нет больше маршруток и разномастных автобусов. По улицам бегают одинаковые беленькие автобусы с гербом города на боку. Кондукторов нет, оплата картой, при входе на стойках крепятся валидаторы.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Главная улица, как обычно, — улица Ленина. На ней располагаются многие, когда-то главные, городские объекты: главпочтамт, центральный рынок, центральный универсам, кинотеатр. В этом веке облик улицы, как и города в целом изменился, а за прошедшие семь лет разве что поменялись вывески на зданиях. Например, ресторан «Север» стал торговым центром с тем же названием, а на месте Дома торжеств разместился очередной «Магнит».

Перекресток улиц Ленина и Дружбы народов.

Торговый центр «Каньон» на перекрестке улиц Ленина и Чапаева

Торгово-развлекательный комплекс «Космос»
Улица Ленина приросла на полтора километра, появились на карте 32-й, 40-й микрорайоны, растут дома на новой улице Фармана Салманова — одного из первооткрывателей сибирской нефти.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России
На перекрестке улицы Ленина и улицы Маршала Жукова рядом со старым больничным комплексом построили красивый деревянный храм святого благоверного князя Александра Невского. Красивый уголок города, много цветов.

Изменилась и главная площадь города — площадь Нефтяников: рядом построили огромный торговый комплекс Green Park. Комплекс хороший, заглянула, но неужели в русском языке слов не хватает на название?

Более адекватное название у торгового комплекса «Югра Молл», который неподалеку здесь же, на улице Ленина.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Все так же журчит фонтан у Дворца искусств.

В Нижневартовске раздолье для любителей городских скульптур, только в районе площади Нефтяников их пять. Кроме «Музыканта» и «Художника» у Дворца искусств, «Девочка на скейте» на площади, «Дворник дядя Миша» и, конечно, самая добрая скульптура — «Бездомный пес».

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Новая для меня скульптура — «Шут» у Дворца культуры «Октябрь». Установлена десять лет назад, но не заглядывала я сюда в прошлый приезд. Красивая скульптура, выразительная. Отлита в городе Касли.

Рядом с площадью Нефтяников к 50-летию города появился сквер Героев Самотлора, где установлена бронзовая скульптурная композиция, объединяющая образы знаменитых на всю страну нефтяников: Виктора Муравленко, Владимира Абазарова, Романа Кузоваткина, Ивана Рынкового, Григория Норкина и Степана Повха.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

При обустройстве сквера сохранены существующие зеленые насаждения, устроены детские игровые площадки, стилизованные под оборудование для добычи нефти. Говорят, детям здесь нравится.

Реконструировали Комсомольский бульвар, его всегда любили местные жители. Сейчас здесь красивая плитка, лавочки, работает фонтан, вечером он подсвечивается.

Памятник воинам-интернационалистам Автор: О.В. Ковальчук
На бульваре со стороны улицы Ленина установили новый памятник — «Молодость моя комсомольская». Автор проекта — доцент кафедры архитектуры, дизайна и декоративного искусства Нижневартовского государственного университета, член Союза художников России Олег Павловский. Мне памятник понравился, здесь он уместен: Нижневартовск возводился в том числе силами комсомольцев, приехавших в город в 1960–1980-е годы. Памятник установили на спонсорские средства, вложили деньги и бывшие комсомольцы.

У перекрестка улиц Омской и Мусы Джалиля создали сквер Матери с Памятником Матери.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Город очень «позеленел» за прошедшие годы, выросли деревья, за ними скрылись даже девятиэтажки.

Улица Дружбы Народов ведет к храму. В центре - храм Рождества Христова.
Город построен на песке, которым засыпали болота, поэтому и растут здесь в основном березы. Не сами выросли, посадили. Поэтому стараются сохранять, то что есть, высаживают новые деревья и кустарники.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Новый уютный уголок города — Рябиновый бульвар, пешеходная зона с фактурными лавочками, красивыми фонарями. Пока его протяженность порядка 600 метров от улицы 60 лет Октября до Таежной, но в планах продолжение бульвара до улицы Мира.

На улице 60 лет Октября я жила три десятка лет.

На ТЦ «Мандарин» когда-то я смотрела со своего балкона. Тогда в нем был лучший магазин одежды города, который изрядно облегчал карманы.
Заглянула к храму Христа Спасителя. Храм заложили в 1994 году, на освящение строительства приезжал патриарх Алексий II. Я жила рядом, как раз была в отпуске и присутствовала на водосвятном молебне.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Большинство жилья в городе построено из конструкций Нижневартовского ДСК. Справа от храма находится улица, названная в честь человека, который много лет был директором ДСК (позже ЗАО «Нижневартовскстройдеталь»), — Е. И. Куропаткина. Красивый дом, построенный также из конструкций Нижневартовского ДСК, — единственный на этой улице. Перед ним установлен памятник Е. И. Куропаткину.

Как и прежде, в конце улицы 60 лет Октября на перекрестке с Ханты-Мансийской стоит самый необычный памятник Нижневартовска. Как пишут: «Художественной доминантой композиции является центральный элемент в виде перевернутой четырехгранной пирамиды, символизирующей буровую установку». В буровых установках я не понимаю ничего, поскольку работала в энергетике, но больше это напоминает что-то из «Войны миров».

Когда я покидала город десять лет назад, шли разговоры о сносе, так как признали самым уродливым памятником города. Стоит, живее всех живых! Только обшивку не стали восстанавливать, все равно ее постоянно сдувало. Мне кажется, что сносить не стоит, это сооружение давно стало достопримечательностью города.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Пора заглянуть и на набережную Оби, я без нее скучаю. Хотела отправиться на речную прогулку, но такая возможность теперь, к сожалению, отсутствует.

Очень порадовала новая набережная Оби! Нижневартовск может ею гордиться: два уровня, пешеходная зона с лавочками, качелями, цветниками. Велосипедные дорожки на обоих уровнях, удобные спуски с верхнего уровня вниз и для пешеходов, в том числе маломобильных, и для велосипедистов. Стационарный туалет на нижнем ярусе.

На нижнем ярусе обустроены детские игровые площадки, установлены разнообразные тренажеры. Работы по реконструкции набережной еще продолжаются, пока обустроено чуть больше километра.

На верхнем ярусе поселился небольшой зоопарк. Думаю, он популярен у детей. Кстати, не удивляйтесь, что так пусто, я гуляла в такое время, когда люди уже на работе, а с детьми еще гулять рано, не все проснулись.

Соборную мечеть в Нижневартовске строят уже больше десяти лет. Похоже, дело идет к завершению, она уже действующая. Строить ее начали по инициативе татарской общины города, не зря башня так похожа на башню Сююмбике Казанского кремля. Город всегда был многонациональным, татары по последней переписи составляют порядка 7,61% населения города, башкиры 2,48%, азербайджанцы 1,82%.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Но что меня поразило, активно строится вторая мечеть в новом районе города. Судя по темпам строительств, здесь другие спонсоры.

Но чему я удивляюсь, население визуально очень изменилось, даже появился магазин мусульманской одежды на улице Ленина.

Над набережной, как обычно, развевается трехцветный флаг города, который символизирует синие воды и небо Югры, белоснежные просторы Севера и золотые богатства Самотлора.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

В конце набережной — гостиничный комплекс «Жемчужина Сибири» 4* с диско-клубом «Пирамида».

Если оглянуться, можно видеть, как изменился силуэт города за последние годы. Кстати, яркое здание справа от мечети — строящийся многофункциональный комплекс «Рябина», в составе которого первая в городе пятизвездочная гостиница.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

Еще один повод для удивления: в новой части города в 2022 году освятили греко-католический храм во имя святого Николая. В России есть различные часовни и молитвенные помещения у греко-католиков, а храма только два: в Новокузнецке и Нижневартовске. Причем, Нижневартовская церковь — самый большой греко-католический храм России.

В новых микрорайонах построили две огромные школы.

Средняя школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов им. К.Д. Ушинского
В Нижневартовске по последней переписи 2021 года проживает 283 256 человек, следует отметить, что практически с 2000 года население города стабильно понемногу увеличивается. Не зря по результатам различных исследования в рейтингах российских городов по уровню качества жизни Нижневартовск всегда в числе лучших.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России

В Нижневартовске находится Окружная клиническая детская больница. Рядом построили огромное здание Нижневартовской окружной клинической больницы для взрослых. А между ними — Храм великомученика и целителя Пантелеимона.

В Нижневартовске есть Драматический театр, Театр юного зрителя, театр-студия «Обыкновенное чудо».

Спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпия»
Торгово-развлекательный комплекс «Европа-сити»

Работает Нижневартовский государственный университет, филиалы Южно-Уральского-государственного университета и Тюменского индустриального университета, Нефтяной институт (​филиал Югорского государственного университета).

Один из корпусов Нижневартовского государственного университета

Город очень чистый, много цветов, благоустроенные дворы, у подъездов лавочки, цветники. Как в новых, так и в старых районах во дворах обустроены детские игровые площадки,

спортивные площадки или тренажеры. Особенно мне понравились разного вида «скалодромы» для юных скалолазов.

Нижневартовск. Какая она, нефтяная столица России
Постепенно приводят в порядок старые дома, утепляют, обшивают цветным сайдингом, восстанавливают единую окраску балконов и пр.

Город преобразили красивые муралы на стенах зданий, я неплохо пополнила свою коллекцию.

Поездка прошла удачно: выполнила основную задачу, посмотрела город, повидалась с друзьями. Нижневартовск мне понравился. Нет, я не жалею, что уехала, всему свое время. Но я рада, что город живет, и живет хорошо!