Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 14:22
Эх, Литва, Родина моя!..

Утена — Литва Август 2024

Бурное изучение литовских городов случилось во время пандемии. Границы были закрыты и мы, вдруг, поняли, что большая часть страны покрыта для нас белыми пятнами. Хотя их немного, а мало—мальски больших городов и то меньше, но тем не менее они существуют, и даже имеют вполне симпатичный вид.

По городам Литвы. Утена

Казалось, что даже по окончании ковида, наше знакомство с литовскими городами продолжится. Но, как это обычно бывает, границы открылись, и свое обещание благополучно забылось. На дворе уже 2024 год….и вот, появилось оно, неопредолимое желание съездить куда-нибудь недалеко.

На словах недалеко, но чуть более ста километров преодолели за три часа. Во всем виноваты ремонты дорог, растянувшиеся где-то на километров тридцать. Маршрутка переполнена. Кому-то жарко, а кое-кто норовит закрыть спасительную форточку, потому что ему, видишь ли, дует!.. Пот в три ручья.

В городе сразу направились в кафе с интересным названием. В переводе на русский язык звучало что-то, вроде, «Лаборатория еды». Посуда соответствующая…коктейли в мензурках и пепельницы в колбах. Цены приемлемые, чуток ниже вильнюсских, но немного.

Начос
По городам Литвы. Утена

А еще, когда мы только сели за столик, меня укусила оса!.. Неприветливое создание!.. А вот цветочков и всяческих облагороженных клумб в городе хватает.

По городам Литвы. Утена

Настало время размять бока!.. Вечерело, но было еще светло и мы пошли знакомиться с городом. Первое, что бросилось в глаза, это отсутствие людей. Говорят в провинции везде так. Все по домам сидят. У меня даже возникла аналогия по рассказам Кости Павлова о КНДР!..

Но, все же, кажется, причина в другом. Население города на данный момент составляет около двадцати пяти тысяч человек, а, вот, в 1999 году численность нселения достигало 36 тысяч. Значит, за 25 лет город потерял около 30 процентов населения. Много!..

Очень не люблю слишком погружаться в историю города, но придется, ведь у нас на сайте ни одного отзыва об этом городе нет.

По городам Литвы. Утена

Утена считается одним из древнейших поселений Литвы. Археологические исследования Наркунайских курганов уводят нас во II век до нашей эры…

Согласно легендарной версии Литовских летописей (Bychovcs kronika), город Утена был основан литовским князем Утенисом, в честь которого и назван город. Знаете, даже не слышал о нем!.. Скорее здесь больше легенды, чем правды.

В письменных источниках Утена впервые упоминается в 1261 году, когда король Миндаугас в письме Ордену Меченосцев передал за оказанную помощь и земли Утены. В XIII–XIV веках на большом кургане был построен могучий Утенский замок, а рядом с ним расположено поселение. Согласно летописям, в 1281 году герцог Даумантас, управлявший замком, и чей брат Наримантас, в отместку за похищенную жену, окружил Утену своим войском, сошлись в бою. Потерпев поражение, Даумантас был вынужден бежать в Псков.

По городам Литвы. Утена

В 1599 году Утена получила торговую привилегию. Это привело к росту города. Первоначально город был перепланирован по прямоугольному типовому плану. В его центре была создана квадратная рыночная площадь.

Торговая привилегия, предоставленная Утене, не давала других прав самоуправления, город оставался центром уезда. Лишь в 1791 году городу были предоставлены права Магдебурга, но горожане ими не воспользовались, поскольку вскоре вся область перешла к России.

Во время Северной войны (1700–1721) Утена была разрушена шведской армией, вторгшейся в Литву.

По городам Литвы. Утена

Город начал восстанавливаться, когда до 1836 году был построен Петербург-Варшавский тракт. Участок от Зарасая до Каунаса был построен в 1830–1836 годах. Были созданы лучшие условия для торговли и роста города. Возле тракта в 1835–1836 годах была построена конно-почтовая станция с жилыми помещениями и конюшнями, которая в то время была крупнейшим заведением в Утене.

В 1854 году было начато строительство Петербургско-Варшавской телеграфной линии через Зарасай и Утену, а на почтовой станции была установлена ​​телеграфная станция.

Начало XX века ознаменовалась постройкой новых зданий.

По городам Литвы. Утена

В 1879 году пожар уничтожил деревянный Утянский костел Вознесения Иисуса Христа, в котором переплелись формы народной архитектуры и классицизма. Костел не простоял и ста лет. Пожар не коснулся только построенной несколько лет назад колокольни, имевшей явные признаки влияния периода романтизма.

Было решено на том же месте строить новый каменный костел. Меньше чем через год после несчастья был подготовлен проект — новый храм во весь рост поднялся уже в 1884 году. Как обычно, внутреннее оборудование храма продолжалось значительно дольше — даже после консекрации храма в 1898 году работы продолжались и в XX веке.

По городам Литвы. Утена

В 1879 году во время пожара также сгорела аптека. После постройки кирпичной церкви оставшиеся кирпичи были использованы в 1883 году для новой аптеки. Аптекарь Аполинарас Станкявичюс (брат врача К. Станкявичюса) со своей семьей поселился в Утене.

Бывший усадебный дворец неоднократно реконструировался, приспосабливался к нуждам гимназии «Сауле». В 1931 году все здание снова реконструировали, сделав его двухэтажным, снесли колонны с балконом и построили в них примитивное крыльцо. Теперь снова с колоннами.

Теперь о трагической страничке истории, которая затронула практически все города Литвы во время Второй Мировой войны.

В 1939 году из 6276 жителей Утены около 51% составляли евреи.

По городам Литвы. Утена

У них был молитвенный дом, созданы средние школы, начальные школы и общественные организации.

По городам Литвы. Утена

Почти вся торговля, ремесла и промышленность Утены находились в руках евреев. Они закупали лен, семена, зерно, обрабатывали кожу и меха, войлочные мастерские и сапожников. Магазины предлагали самые разные товары: от конфет до жестяной посуды. Многие были прекрасными плотниками, портными, кузнецами, выполняли заказы вовремя и качественно. Им принадлежала большая часть пассажирских автобусов Утены, курсировавших по маршруту Утена-Каунас-Утена.

По городам Литвы. Утена

В еврейской общине Утены были судьи, врачи и медсестры. Молодежь была собрана в футбольную команду «Маккаби». В 1921 году в Утяне родился Борух Лакс (Бернард Лаун), впоследствии известный кардиолог(кстати, «отец дифрибиллятора!), и жил там до 1935 года. Он эмигрировал в США и стал одним из лидеров движения „Врачи мира против“. Ядерная война». В 1985 году вместе с другими членами организации получил Нобелевскую премию мира.

По городам Литвы. Утена

В 1941 году в июле—августе в Утене и Молетай было убито 4603 еврейских мужчин, женщин и детей. В 1960 году в Утене проживало всего около 50 евреев…

В Советское время для создания рабочих мест были построены трикотажная фабрика, пивной завод, молочный и мясной комбинаты. Все они функционируют до сих пор.

Местное пиво Утенос
Местное пиво "Утенос"

В Утену мы приехали с ночевкой, чтобы на следующий день посетить этнографический музей. Для меня это обязательно!.. Интерес подогревает и то, что интересуюсь историей литовского края. Во многих городах они, если не зеркальные, то очень похожи. Причем, как приятные моменты, так и трагические страницы истории. О музее будет отдельный материал.

По городам Литвы. Утена

На заключительном отрезке нашего вояжа мы отправились к городскому пруду, где проходят почти все мероприятия развлекательного характера. Так, теперь проходит музыкальный фестиваль. Народ имеет возможность послушать музыкальные коллективы прямо на трибунах возле воды.

В свободное время можно послушать музыкальный фонтан. Причем не надо ждать определенного времени, а кинуть монетку в специальный ящичек. Вечером фонтан разноцветный!…

Озеро Даунишкис

Мы думали, что единственные туристы в городе, но вдруг из-за кустов вынырнула семейка китайцев. Вездесущие китайцы!.. Значит у города есть туристическое будущее!…