Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 4:11
Нашел время для путешествий, найди время рассказать о них...

Тбилиси — Грузия Апрель 2024

«Я мог бы провести всю жизнь, гуляя каждый день по новому городу» Билл Брайсон

Многие туристеры путешествуют по местам, где проводятся различные карнавальные шествия или праздники, подгадывая время, чтобы попасть на них. Мы, ничего не подгадывая, прибыли в Грузию в разгар антиправительственных демонстраций, что в некотором роде заменило нам карнавал))

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

Демонстрации шли почти каждый вечер, причиной было принятие правительством некого закона об иноагентах. Несогласные с принятием этого закона считают, что закон пророссийский и принимать его нельзя. Мне было лень углубляться в изучение законодательства, но точно знаю, что первый подобный закон был принят в США в 1938 году. Почему в Грузии многие считают, что у них принимался закон пророссийский, а не проамериканский, осталось невыясненным.

Лично я очень давно не верю политикам, политика — дело грязное, причем в любой стране и при любом строе, поэтому стараюсь держаться от нее подальше. Думается, что почти любой закон можно сформулиовать или исполнять так, как выгодно правящему классу, клану, группе и т. д.

Почему-то нам в собеседники попадались исключительно грузины, демонстрантов осуждавшие. «Дураки они все, не фига не понимают!» — по кавказски запальчиво вещал нам гид Володя — «Грузию хотят втянуть в новый конфликт с Россией, а нам надо просто быть независимыми…" Но «дураков» в городе было достаточно много, почти каждый вечер они с флажками, дудками и энтузиазмом на лицах стекались переулками к зданию Парламента на проспекте Руставели, временами ввязываясь в драки с полицией.

Парламент. Протестующих еще нет

Мы с любопытством поглядывали на них на улицах и у здания Парламента. Выяснять, правда ли они дураки, или совсем наоборот, не хотелось… В конце концов мы же не политические обозреватели, а туристы))

Впрочем, до проспекта Руставели мы дойдем позже. А до этого прогуляемся по разным улочкам города. Изучать исторические районы Тбилиси является делом нехитрым — в основном они расположены вдоль долины реки Куры, рассекающей своими мощными, глинистого цвета, потоками, районы города. С берега на берег надо перебираться по мостам, тоже представляющим интерес для туристов. А берега у Куры довольно высокие, особенно правый, по которому улочки забираются вверх, усиженные домиками, словно курами на насесте.

Внизу - Серные бани, вверху - крепость Нарикала

Наш отель находился в районе Абанотубани, минут 10–15 ходьбы в горку от Серных бань. Мы провели в городе два дня, постарались максимально обойти туристические маршруты по историческим районам, успели многое увидеть.

Правый берег Куры. Серные бани, Инжировый водопад, крепость Нарикала, Ботанический сад

Согласно легенде Тбилиси начался отсюда, когда знаменитый царь Вахтанг Горгосали на соколиной охоте обнаружил горячие серные источники, понял какой целебной силой они обладают и перенес сюда столицу из Мцхеты. Сокола, как участника легендарных событий, увековечили.

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

Это максимально краткий перессказ легенды, которую всем рассказывают гиды, а блогеры постоянно повторяют)) Считается, что название города произошло от «Тбили», что по-грузински означает «тёплый». Над источниками стали активно строить многочисленные бани, те, которые мы наблюдаем сейчас, возведены в XVII веке. Большая часть строений находится под землей, над поверхностью земли видны только полукруглые сводчатые крыши.

Тбилисское кафе

Сильно выделяется своим внешним видом Орбелиановская баня, которую еще называют Пестрой или Голубой. Здание в восточном стиле выглядит очень фотогенично — фасад с минаретами по бокам выложен мозаикой в голубых тонах. В этой бане в 1829 году побывал А. С. Пушкин. На бане висит табличка с его цитатой из «Путешествия в Эрзурум» — «Отроду не встречал я ничего роскошней тифлисских бань». На этом обычно про Пушкина и банях рассказ прекращается, но есть одна пикантная подробность — приводится не вся цитата.

Орбелиановская баня

Более полная цитата звучит так — «… я вошел в обширную комнату и что же увидел? Более пятидесяти женщин, молодых и старых, полуодетых и вовсе неодетых, сидя и стоя раздевались, одевались на лавках, расставленных около стен. Я остановился. „Пойдем, — сказал мне хозяин, — сегодня вторник: женский день. Ничего, не беда“. — „Конечно не беда, — отвечал я ему, — напротив“. Появление мужчин не произвело никакого впечатления. Они продолжали смеяться и разговаривать между собою, ни одна не перестала раздеваться. Многие из них были в самом деле прекрасны…»

«Наше Все» был известный ловелас))

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

Бани сооружены по берегам каньона, по дну которого протекает речушка. Если пройти вверх по каньону метров триста, можно увидеть Инжировый водопад, небольшой, но уникальный — это один из немногих водопадов в мире, находящихся в центре города.

По каким-то неизвестным причинам проход к водопаду закрыли забором, приличное фото не вышло, зато можно полюбоваться красивыми домиками, расположенными на скалистом берегу.

Многие бани вполне себе активно функционируют, славясь красивыми помещениями и мастерством банщиков, что демонстрирует рекламное видео.

А в других устроены сувенирные магазины, по одному такому мы прошлись.

Как я уже говорил, если Турция по праву считается страной кошек, то Грузия — это страна собак)) Очень много больших псов, добродушных и ленивых, видимо стерилизованных, бродит по улочкам старого города. Они могут развалиться на дороге в самом неожиданном месте, предоставляя возможность заглядевшимуся туристу наступить им на какую-нибудь часть тела…

В Тбилиси легко встретить колоритных персонажей))

Большой Босс Rent Car

А вот этот грузинский Гаврош улегся спать прямо у входа в такие организации, как представительство НАТО и ЕЭС в Грузии.

По узким улочкам от Серных бань можно подняться к доминанте Старого города — крепости Нарикала, мы шли по улице Ботанической.

Мечеть на Ботанической улице

Считается, что крепость изначально существовала здесь чуть ли не с 4 века, однако взрыв порохового склада в 1827 году нанёс ей огромный урон. Снизу из города крепость выглядит внушительно, но изнутри ее осмотреть не удалось — закрыта на реставрацию.

Слева от крепости находится вход в Тбилисский ботанический сад, там как раз было время цветения сирени и очень много народа шло туда полюбоваться и поселфиться.

Кокетка

Из Ботанического сада я увидел, что воздушный шар из парка Рике, который я первоначально принял за арт-объект, реально взлетает над городом.

Правый берег Куры. Район Сололаки

Пожалуй, по общему впечатлению, район Сололаки показался мне самым живописным, аутентичным и душевным. Я полюбил его улочки, спокойную атмосферу и неповторимость.

Даже необходимость перемещаться по улицам с приличным наклоном и лестницам, так как район расположен на склоне горы, не раздражала.

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

Если судьба еще раз привела бы меня в Тбилиси, я пошел бы бродить именно по этому району, понимая, что не догулял там свое))

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

Здесь я встретил не городских собак, а котофеев, причем, как живых, так и на многочисленных граффити)

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

В Сололаки остался дух буржуазного исторического Тифлиса конца XIX — начала XX века. Каждый дом здесь оригинален, облик их не повторяется, фотогеничным балкончикам и симпатичными граффити не устаешь радоваться и удивляться.

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

В прошлом здесь любили селиться армянские купцы, поэтому в районе сохранилось много интересных особняков. Некоторые из них в приличном состоянии, у других видны только следы былой роскоши на фоне ветхости и разрухи.

Последние годы в городе действует программа реновации исторических зданий. Гид рассказал, что жильцы временно отселяются из старых зданий, которые реконструируются, а по завершении работ снова заселяются в родные пенаты. Правда, за счет популярности района у туристов, большинство хозяев начинает сдавать пенаты в аренду за приличные деньги))

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

Гид несколько удивил рассказом о том, что в старину в городе существовал армянский, персидский и еврейский квартал, а грузинского не было вовсе…

На горе фигура Мать Грузия (Картвлис Деда)

Учитывая, что город являлся крупным торговым центром, а грузины в основном занимались сельским хозяйством, такое вполне объяснимо.

Храм Земо Бетлеми (Верхняя Вифлеемская церковь), 1500 год

Как работает программа реновации особенно наглядно видно на Площади Гудиашвили, где многие здания прекрасно отреставрированы, что в комплексе со сквером делает пространство площади гармоничным и уютным. В одном из здешних особняков в свое время останавливался Лермонтов, улица рядом носит его имя.

Площадь Гудиашвили

Но на соседних улочках преобладают ветхие дома, хотя дворы и проулки выглядят очень живописно. Частенько отреставрированные дома и полуразрушенные соседствуют друг с другом.

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

Мы бродили по чудесным улочкам района без разработанного плана, в стиле фристайл, не искали специально знаковые здания, а радовались тем, что попадались по пути))

Правый берег Куры. Улица Сиони, Улица Ираклия Второго, улица Шавтели

По этим историческом улочкам гулять очень просто, они переходят одна в другую и тянутся вдоль берега Куры. Недалеко от площади Мейдан в кафе на территории Сионского сквера, наискосок от синагоги, нам понравилось местное мороженое.

Один вечер мы вволю им полакомились, а на второй произошел облом) Супруга подошла к продавцу, которая не знала русский или делала вид, и на йоркширском диалекте английского попросила две порции черничного мороженого, которым был наполнен лоток на витрине. В ответ ледяное — «No», произнесенное с грузинским акцентом. Тогда супруга с подчеркнутой вежливостью, для убедительности и наглядности тыча пальцем в лоток с вишневым мороженым, повторила заказ. Опять — «Nо». Растерявшись и перейдя на лондонский кокни, любительница сладкого безнадежно потыкала пальцем в сторону лотка с апельсиновым мороженым. Думаю, вы уже догадались о результате… Махнув рукой и буркнув что-то на русском, разочарованная туристка покинула ристалище. Со стороны смотрелось забавно. Мы для себя решили считать этот случай не русофобией, которой пугали некоторые коллеги, а языковой неграмоШностью продавца))

В Сионском сквере находится памятник знаменитой актрисе Софико Чиаурели. Недалеко, на улочке со смешным названием Ватный ряд находится оригинальный «летящий» памятник режиссеру Сергею Параджанову.

Памятник Софико Чиаурели, скульптор Леван Вардосанидзе

Где-то между ними находится бронзовая статуя под названием Тамада. История ее такова — маленькую бронзовую фигурку обнаружили при раскопках археологи, было трудно определить, к какой культуре она относится. Грузины, естественно, узрели в ней тамаду, что подтверждало их тысячелетнюю историю виноделия и искусства застолья. Тогда и было решено сделать увеличенную копию фигурки и установить ее на улице Сиони. Скульптура очень популярна у туристов))

Скульптура "Тамада"

Далее по Сионской улице находится храм Сиони. Это очень древний тбилисский храм изначальной постройки 6 века, почитаемый горожанами. В ходе истории он неоднократно разрушался и перестраивался. До постройки храма Цминда Самеба, Сиони являлся Кафедральным собором Тбилиси, но и сейчас он остается одним из главных храмов Грузии.

Храм Сиони (Успения Пресвятой Богородицы)

Его строгая красота пришла к нам из глубины веков, в нем хранится самая большая реликвия грузинских христиан — древний крест святой Нино, сделанный из веточек виноградной лозы и волос. Еще храм известен тем, что там венчались Александр Грибоедов с княжной Нино Чавчавадзе.

Анчисхати или церковь Рождества Девы Марии, 6 век.

Во дворах улицы Шавтели притаилась самая древняя церковь Тбилиси — Анчисхати или церковь Рождества Девы Марии. Церковь Анчисхати — одна из древнейших христианских построек, считается, что первоначальный облик храма, несмотря на все перестройки, сохранился с 6 века.

Башня у театра марионеток

Чуть дальше по улице виден Театр марионеток, который основал знаменитый режиссер Резо Габриадзе. Театр невелик по размеру, а перед его зданием находится удивительная башня с часами, которую зачастую называют «падающей». Маленький золотой ангел на часах в начале каждого часа бьет в колокол. А в 12 и 19 часов на верху башни открывается окошко и зритель может наблюдать кукольный спектакль под названием «Цикл жизни». Мы, к сожалению, на него не попали… Талантливый и разносторонний человек Резо Габриадзе сам спроектировал и построил удивительную башню, украсив ее собственноручно расписанными изразцами.

Дворник

В Тбилиси очень много памятников и уличной скульптуры. В конце улицы Шавтели расположена целая шеренга скульптур, в основном посвященных героям известных кинофильмов. Ряд героев угадывается, ряд нет) Я узнал только Дату Туташхиа да Дон Кихота с Санчо Пансой. Гид рассказал, что инициатором их создания стал богатый ресторатор, который захотел таким образом украсить улицу перед своим заведением.

Танцующие грузины

Последним в шеренге находится «Дворник на Шавтели» — изображение дворника-азербайджанца, который приютил Пиросмани в тяжелый период. Скульптура выполнена в полном соответствии с картиной Пиросмани. Образ дворника очень симпатичен. При пересечении улицы Шавтели с улицей Бараташвили находится групповая скульптура, исполненная зажигательной экспрессии — «Берикаоба» или «Танцующие грузины».

Лампионщик

А напротив — очень интересная скульптура «Лампионщик», как правильно называлась профессия, а отнюдь не «Фонарщик»! Лампионщиками в Тбилиси служили исключительно персы-мусульмане, так как лампы в то время заправляли спиртом, и выпивающим христианам это дело не доверяли)) Говорят, что понятие «офонарел» имело в основе пьяного лампионщика.

Правый берег Куры. Площадь Свободы, проспект Руставели

Проспект Руставели, начинающийся от Площади Свободы, находится уже за чертой Старого города. Посредине площади Свободы возвышается стелла с фигурой Георгия Победоносца работы Зураба Церетели.

Святой Георгий, скульптор Зураб Церетели

Вдоль широкого проспекта расположены крупные супермаркеты, правительственные здания, как уже упоминавшийся Парламент, музеи, в том числе «Музей советской оккупации»! ((В этот музей мы не пошли, зато посетили Национальную галерею, где находятся 16 работ Нико Пиросмани.

Национальная галерея

Описывать экспозицию не буду, ее недавно представила в своем материале наша коллега Анна08. На проспекте много интересных зданий,

Церковь Кашвети (церковь святого Георгия), 1910 год

но я заинтересовался минискульптурами и собрал коллекцию фигурок маленьких человечков из восьми штук, возможно, что вдоль проспекта их находится гораздо больше.

Автором бронзовых фигурок является скульптор Леван Буджиашвили. Скульптуре автор практически не учился и почти не умеет рисовать, но вот как-то ухитрился заполнить пространство центральной улицы созданными им образами)) За зданием Национальной галереи раскинулась зеленая парковая зона, плавно спускающая к реке, где находится много памятников разным известным людям, в большей степени оставшихся неопознанными, кроме оказавшегося там А. А. Собчака.

Так что коллекцию больших памятников я тоже собрал)) В парке приятно было прогуляться, прислушиваясь к звуку рояля из находящегося вблизи ресторанчика.

На проспекте Руставели мы заглянули в подвальчик, где продают настоящие «Воды Лагидзе». Во всяком случае, так утверждается в справочниках)) Бренд «Митрофан Лагидзе» по изготовлению сиропов из фруктов и трав был знаменит с начала 20 века. К сожалению, сейчас место, где можно попробовать знаменитый лимонад, в Тбилиси нужно искать… Представляется, что для туристов можно было бы развить какую-нибудь сеть по продаже вод, она бы точно не прогорела.

Левый берег Куры. Метехская скала, парк Рике, мост Мира

С правого берега Куры открывается живописный вид на церковь Метехи на Метехской скале. Рядом возвышается конная статуя царя Вахтанга Горгасали. Это очень фотогеничное место, один из символов Тбилиси. Мы попадаем на левый берег Куры с площади Мейдан через мост Метехи. За церковью Метехи сохранилась часть исторической застройки города, нависающая над рекой. Когда-то все берега выглядили похоже, пока в Советское время не стали прокладывать дороги вдоль реки, при этом снеся исторические береговые кварталы. Затрудняюсь сказать, было ли это неизбежной данью прогрессу или историческую застройку можно было сохранить…

Церковь Метехи (Успения Святой Богородицы), 12 век

Поднявшись на Метехскую скалу, можно осмотреть церковь, первый вариант которой, по предположениям ученых, был сооружен еще в 5 веке. Но это неточно)) На основании летописей строительство церкви принято относить к 12 веку. На протяжении своей долгой истории не раз она подвергалась разрушению, но каждый восстанавливалась. Почти весь 19 век церковь служила тюремным храмом, так на скале была построена тюрьма, а с 1921 года здесь находилась тюрьма НКВД. Но уже в советское время тюрьму снесли, территорию вокруг храма благоустроили, а в 1970 году установили величественный конный памятник Вахтангу Горгасали. Два сооружения разных эпох в совокупности составляют гармоничный и величественный ансамбль. Со скалы Метехи открываются превосходные виды на разные районы города.

Церковь Метехи (Успения Святой Богородицы), 12 век

Метехская скала отделена круглой площадью Европы от парка Рике, самого молодого парка города. Так сказать, история и современность глядят друг на друга. Парк наполнен современными сооружениями и арт-объектами.

Здесь хочу отвлечься на размышлении о роль личности в истории и восприятии этой роли у народных масс. Мне кажется, что саму теорию о роли личности трудно оспаривать. Роль личности того же грузина Сталина нельзя не признать, как бы ее не оценивали с противоположных полюсов. Но и личности масштабом несоизмеримо меньше, такие, как Саакашвили и Иванишвили, тоже сыграли свою роль)) Сейчас грузины появление всех новых сооружений связывают с их именами. Причем, часто говорят забавно, персонифицируя — «Это построил Саакашвили…или — Иванишвили».

Вид с Метехской скалы

Так вот, вернемся к парку Рике — это построил Саакашвили! Парк вполне себе уютный и зеленый, где можно и погулять, и отдохнуть, сидя на удобных скамейках. Он пользуется популярностью у туристов. Первый забавный арт-объект — медное дерево, символизирующее Тбилиси. Его ветви, расходящиеся от ствола, задуманы как образ улочек старого Тбилиси.

Воздушный шар

Далее встречается огромный воздушный шар, который я сначала принял просто за нефункциональный арт-объект. Но впоследствии увидел из ботанического сада, как он взлетел над городом)) Так что желающие могут воспарить над обыденностью, тем более, что полет контролируется длиной каната.

Трубы

Вызывающими много споров объектами парка являются две гигантские трубы и мост Мира. Как сказал гид, недоброжелатели придумали объектам грубые прозвища — «прокладка» и «расчлененка»… На мой личный взгляд, какие-то претензии еще можно предъявить к трубам, в которых планировалось разместить театр и выставочный зал, но все проекты остались нереализованными и сейчас объект простаивает.

Стеклянный мост Мира

А вот мост Мира, на мой взгляд, отличается легкостью и изяществом, а при ночной подсветке еще и выглядит чрезвычайно эффектно. После первоначального периода отторжения большинство тбилисцев привыкло к парку Рике и его объектам, теперь это неотъемлимая часть города. В общем и целом мне парк понравился, кажется, что он находится в достаточной гармонии с древней архитектурой, расположенной рядом.

Левый берег Куры. Собор Цминда Самеба (Святая Троица)

В центральном районе Авлабари в некотором отдалении от берегов Куры на холме Святого Ильи находится главный кафедральный собор Тбилиси — Цминда Самеба (Святая Троица). Это самый большой православный собор Тбилиси, его золотой купол видно из любого места в городе. Он возвышается на высоту более 100 метров и является третьим в мире среди православных храмов по высоте, его подземный уровень достигает сорока метров, а купольный крест имеет высоту 7,5 метров.

Цминда Самеба (Святая Троица)

Своей архитектурой собор напоминает древние храмы Грузии, но это молодой собор, построенный в 2004 году. Гид сообщил, что строил его Иванишвили)) Вообще, Цминда Самеба занимает большую территорию и составляет целый комплекс зданий, где находится резиденция Патриарха, мужской монастырь, духовная семинария, а также комплекс из девяти часовен, пять из которых расположены под землей. Патриархом сейчас является Илия Второй, он пользуется большим уважением и авторитетом в Грузии.

Берег левый, берег правый - бродилки по берегам Куры. Тбилиси

Территория комплекса радует глаз, очень ухоженная, на ней с любовью выращиваются деревья, кустарники и цветы. Везде чисто и очень много зелени, скамейки для отдыха и фонтанчики ждут уставших путешественников. За главным входом в комплекс находится широкая аллея, украшенная с обеих сторон колоннами с крестами. К храму поднимается длинная лестница — с каждым шагом, приближаясь, храм выглядит все величественнее. Преодолев лестницу, оказываешься перед центральным входом.

Вид от собора Цминда Самеба (Святая Троица)

Внутреннее помещение храма огромно, одновременно в нем может находиться до 15 тысяч человек, мраморный пол с мозаиками и мраморные колонны выглядят роскошно. Но я согласен с теми, кто отмечает излишние размеры внутренних пространств — нет ощущения уюта, камерности и тепла, что кажется весьма желательным при обращении к Богу. Много пустого гулкого пространства, причем и в подземной части храма тоже. Может быть намоленность, которая приходит со временем, изменит восприятие…

Патриарх Илия Второй

Интерьеры собора красивы, стены украшают фрески и иконы. Поражает большая икона «Надежда Грузии» с изображением ликов национальных святых. Утверждают, что на её изготовление затрачено более 20 миллионов долларов, около тридцати килограммов золота и множество драгоценных камней. Гид сообщил, что все это сделано за счет народных пожертвований. Чтобы спокойно осмотреть комплекс может потребоваться пара часов.

Вместо эпилога

Хотелось бы еще рассказать о посещении Пантеона общественных деятелей на горе Мтацминда, которому положило начало захоронение Грибоедова, над чьим надгробием навеки склонилась его верная и любящая Нино. Она осталась вдовой в 16 лет и до последних дней носила траур по мужу. Так редко, но бывает — «черная роза Тифлиса»… «Но для чего пережила тебя любовь моя?…»

Кроме великих грузинских деятелей, там волей Берии похоронена мать Сталина. Рассказывают, что простая малограмотная женщина так и не поняла, кем стал ее сын, все посылала ему продуктовые посылки и звала назад… Материнская любовь слепа…

Хотелось рассказать о пешеходном пропекте Давида Агмашенибели, сплошь занятым кафе и ресторанами и о колоритном блошином рынке на мосту. Но признаюсь, я взялся за непосильную задачу — объять необъятное и впихнуть невпихуемое ((Невозможно в одном материале рассказать о Тбилиси, формат не позволит.

Поэтому извиняюсь за большое количество слайд-шоу и лонгрид! Мадлоба (спасибо) за внимание.

ЗЫ Закон об иноагентах в Грузии был принят. Почитал грузинских политологов — прогнозируют сильное обострение обстановки в стране осенью. Дай Бог мира и спокойствия этой прекрасной стране…

Цикл материалов «Путешествие в Грузию»:

1. Открытие страны Сакартвело. По Военно-грузинской дороге

2. Виноградная лоза как символ Грузии. Знакомство с Кахетией

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.