Фусими Инари — один из самых необычных храмовых комплексов в Киото и, пожалуй, самый запоминающийся. Это синтоистское святилище. Синтоизм — традиционная японская религия, основанная на вере в существование души, в одушевленность всего природного вокруг. Любой храм этой религии можно легко узнать по огромным П-образным воротам без створок (обычно — оранжево-алого цвета), по-японски называемым тории.
Вот такие ворота называются тории, и в синтоистских храмах они чаще всего оранжево-алого цвета.
Здесь, в Фусими Инари, таких стоящих «плечом к плечу» ворот, образующих туннели, свыше десяти тысяч. Это больше, чем в каком-либо ещё храмовом комплексе, и именно этим Фусими Инари знаменит.
Фусими Инари - святилище с тысячами оранжево-алых ворот, собранными в длинные туннели.
Сначала о названии комплекса. Это святилище находится в юго-западной части Киото, в районе с названием Фусими. Храмовые постройки начинаются у подножья горы Инари, буквально в 100-150-ти метрах от ж/д станции Инари на линии JR (JR — Japan Rail, Японские железные дороги).
По дороге от ж/д станции к святилищу Фусими Инари.
Но Инари — это не просто название ж/д станции и горы. Инари — это имя богини плодородия, которой и посвящен этот комплекс. Культ Инари — один из главных в японском синтоизме. Богиню почитают уже более 1300 лет, и поначалу Инари рассматривали исключительно как покровительницу крестьян, обеспечивующую им хороший урожай риса. Со временем Инари стали ассоциировать не только с рисом, но и вообще с изобилием, а как следствие — с благополучием, процветанием и успехом. Это значительно расширило круг ее почитателей.
По разным оценкам, более трети всех синтоистских святилищ (а их свыше 30-ти тысяч) в Японии посвящены именно Инари. И среди них храмовый комплекс Фусими Инари — самый главный и самый древний.
Вот мы подошли к главному входу в святилище.
Одна из важных церемоний перед посещением любого храма - ритуальное омовение, совершаемое у специального источника. Часто такое место оформлено как отдельный крытый павильон рядом с главными воротами - как на этом фото. У японцев принята определенная очередность омовения: сначала из черпака поливается левая рука (в синтоизме она связана с божественным началом), а затем - земная правая. После этого вода набирается в ладошку и полощется рот. Оставшуюся в черпаке воду аккуратно сливают по ручке, чтобы и ее ополоснуть. Черпак помещается на место дном кверху.
Это святилище основали в 711 году на склоне горы, в деревеньке Фусими, то есть еще до возникновения города Киото. Но своё нынешнее месторасположение Фусими Инари получил в 816 году, когда главные его сооружения «спустили» с горы — для удобства многочисленных верующих.
Все основные сооружения комплекса Фусими Инари сейчас находятся у подножия горы, хотя в путеводителях и в сети до сих пор пишут, что главный храм святилища расположен на горе. Что не соответствует действительности.
Во время гражданской войны (1467–1477) весь храмовый комплекс сгорел. Чтобы восстановить уничтоженные огнем постройки, понадобилось около тридцати лет, а главное здание храма построили и освятили только в 1499 году.
Эти двухэтажные ворота - главный вход в святилище.
По обе стороны перед воротами — необычные стражники-лисы. Дело в том, что одно из воплощений богини рисового плодородия Инари — лиса (по-японски — кицунэ). Логика такая: без лис на поле будет много грызунов и не будет урожая. То же справедливо и в отношении зернохранилищ. С грызунами отлично справляются и кошки, но в Японии кошки, как утверждают, появились только где-то в 8-м веке, приплыв на китайских торговых кораблях, где их держали для борьбы с грызунами в трюмах. Зато лисы здесь жили всегда, и именно они снижали поголовье грызунов, защищая хранилища риса. Поэтому неудивительно, что именно лисы стали спутниками и посланниками богини плодородия Инари. В Фусими Инари везде, где только можно, установлены статуи лисы, держащие в зубах обычно или ключи от рисохранилищ, или колоски риса.
Лисиц всячески ублажают, повязывая им красные переднички, бантики и шарфики
А у этой кицунэ (почти что кисуля:) в зубах - жемчужина исполнения желаний.
Японцы-синтоисты верят, что у каждого божества и природных объектов есть душа - ками. Как общаться с душой? Можно писать ей записки. Вместо бумаги используют деревянные таблички, которые продаются в святилищах. Надо написать свое заветное пожелание и повесить табличку на специальную стенку в храме. Раз в месяц служители собирают все записки и, сжигая, отправляют написанные пожелания духам.
В японских храмах можно сделать приношения в разных формах. В отличие от других синтоистских святилищ, в Фусими Инари не подносят еду: Инари, по поверию, сама может накормить приходящего к ней. Поэтому в качестве приношения здесь используют оранжево-алые тории — самых разных размеров.
Другие ворота, и снова рядом - лисы. Также в японских храмах распространено что-то похожее на гадание. Купив предсказание, хорошее забирают с собой, а от плохого избавляются, вывешивая его тут же, как белье на веревочку (на фото - слева). Периодически все плохие пожелания служители святилища сжигают, и тогда, как считается, они не сбудутся.
Традиция дарить святилищу тории, чтобы заслужить благосклонность Инари, распространилась в период Эдо (1603–1868). Именно тогда богиню Инари стали ассоциировать не только с рисовым плодородием, но и вообще с изобилием, а значит — с благополучием, процветанием и успехом. Круг ищущих покровительства Инари сильно расширился. Сначала тории дарили в основном богачи, потом к ним присоединились владельцы компаний — в благодарность богам за процветание и в надежде на удачу в будущем.
Хотя главные сооружения святилища теперь находятся внизу, у подножия горы,...
...оттуда проложена дорожка,...
...позволяющая посетить другие объекты комплекса, находящиеся на склоне.
В результате щедрых подношений (от богатых и не очень) у святилища со временем появились тысячи торий, которые стали устанавливать вдоль дорожек, проложенных по склону горы Инори. И сейчас на территории святилища насчитывается более десяти тысяч торий.
Маршрут по склону горы, соединяющий 5 больших молелен, огромное число алтарей, поклонных камней, имеет длину более 4 км. И на всем протяжении он проходит через коридоры-туннели из ворот тории. Каждые ворота — это чьи-то пожертвования, начиная от крупных корпораций и заканчивая частными лицами.
Очень необычно идти по таким коридорам.
Несмотря на то, что тории могут отличаться друг от друга по толщине, высоте, оттенку и текущему состоянию, эти различия становятся практически незаметны из-за того, как плотно друг к другу они стоят.
Стоят просто плечом к плечу. Правда, чем дальше вверх, тем реже стоят тории.
Коридоры ворот изгибаются, поднимаясь по склону, и конца-края им не видно.
В одном месте коридор раздваивается: выбирай, куда идти. Налево пойдёшь..., направо -...Чуть выше дорожки соединяются.
Путь к вершине горы занимает часа 2. Но эта дорога не кажется скучной, однообразной и утомительной. То и дело тропа приводит к малым святилищам, к поклонным камням, к многочисленным алтарям.
И здесь тоже скульптурные изображения священной лисицы кицунэ и тории. Эти миниатюрные тории (как и на предыдущем фото) - одна из разновидностей табличек, на которых японцы пишут пожелания.
Место для омовения рук с драконом рядом с одним из малых святилищ. В Японии дракон — чисто водное животное: крыльев у драконов нет и они не летают.
Есть на этой тропе и смотровая площадка с видом на Киото. Но в этот день было хмуро и дождливо, так что с городскими видами нам не повезло. Дойдя до конца тропы, мы отправляемся назад.
По пути назад хорошо видно, что все тории - именные: на их задней стороне написаны имена дарителей. В большинстве своем это фирмы.
Кстати, сейчас в Японии считается, что посещение храма Инари очень хорошо для бизнеса.
Спустившись вниз, можно погулять по территории святилища у подножия горы Инари.
Здесь тоже живописно: мхи, каменные фонари и лисицы.
Тории сделаны из дерева и покрыты оранжево-алой краской с особым составом. Этот цвет издавна почитается в Японии как отгоняющий болезни и несчастья. Как правило, ворота стоят 10 лет, после этого дерево начинает приходить в негодность, и сгнившие тории заменяют новыми. Ворота-пожертвования имеют свой прейскурант.
Подарок в виде тории стоит дорого. И тем не менее, как утверждают, очередь из желающих сделать такое пожертвование святилищу расписана на месяцы и годы вперёд. Можем предположить, что видимо, это касается, прежде всего, наиболее престижных мест — поближе к главным сооружениям святилища.
А вот и прейскурант для желающих подарить святилищу тории. Цены дифференцированы в зависимости от размера ворот. Из-за инфляции прейскурант наверняка уже устарел. Но примерное представление об уровне цен можно получить, если от цены в иенах отбросить два нуля, получив стоимость в американских долларах.
Вот такой интересный синтоистский храм есть в Киото. На самом деле, храмов (буддийских, синтоистких) в Киото — сотни. И про некоторые из них мы еще расскажем.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия