Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 16:23
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Воронеж — Россия Август 2024
10 33

Теплым летним днем я вновь в очередной раз оказался в соседнем городе Воронеже.

Здесь за сутки я посмотрел три парка и три музея.

3
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Вечером первого дня я решил прогуляться по парку «Солнечное» в районе Отрадное на левом берегу реки Воронеж.

Парк расположен на самой окраине города.

Дальше видны только луга и деревни с пасущимися коровами.

2
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Неожиданно я наткнулся на памятник в котором даже сбоку сразу узнал Александра — Освободителя.

Первый памятник Александру II располагался на центральной улице деревни Гололобово — теперь это пересечение улицы Первомайской с улицей Свободы в Отрадном.

Монумент открыли 13 апреля 1911 года, а в 1917 году — по указу большевиков — снесли.

От старого памятника остались части пьедестала, в 2020 году под ними возвели бетонную площадку.

Новый памятник решили установить в другом месте, рядом со зданием местного ДК.

Переночевав в гостинице утром второго дня я прогулялся по парку «Алые паруса» на левом берегу города.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Приятно поразили наличие и чистота в бесплатном туалете в парке.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Сосновый парк в Левобережном районе города Воронежа, основанный в 1975 году. Расположен на берегу водохранилища с видом на дамбу Чернавского моста.

Около 17 лет парк находился в запустении.

Возраст деревьев в парке около 50–60 лет.

2
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
3
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Вода в водохранилище оказалась теплая.

Я не удержался и искупался.

2
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
2
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Первым посещенным мною музеем стал Воронежский литературный музей имени Никитина.

Литературный музей был учрежден 14 июня 1922 г.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

На кассе фишка — ставят на входной билет печати с изображением литераторов города — Кольцова, Платонова, Мандельштама.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Первый зал посвящен советскому и российскому писателю, прозаику и поэту Анатолию Жигулину.

Это автор ряда поэтических сборников и автобиографической повести «Черные камни», 1988 г.

Родился в семье Владимира Фёдоровича Жигулина (род. 1902) и Евгении Митрофановны Раевской (1903–1999), правнучки участника Отечественно войны 1812 года, поэта-декабриста Владимира Раевского.

Отец, Владимир Фёдорович Жигулин, родился в селе Монастырщина Воронежской губернии в многодетной крестьянской семье. Его предки приехали в Монастырщину из села Большой Верх (ныне с. Большой Верх, Лебедянского района, Липецкой области).

Мать, Евгения Митрофанова Раевская, родилась в Воронеже, в бедной многодетной семье. Хотела учиться в медицинском институте, но туда её, как дворянку, не приняли.

Воронеж и область в течение 8-ми месяцев были во фронтовой зоне.

По малолетству будущий литератор полной чашей испил голод и лишения войны и жизнь в полуразрушенном городе в послевоенное время.

В 1947 году Анатолий и несколько его друзей-одноклассников создали «Коммунистической партии молодежи» — подпольную организацию, целью которой молодые люди видели борьбу за возврат советского государства к «ленинским принципам». Также «в Программе КПМ содержался секретный пункт о возможности насильственного смещения Сталина и его окружения с занимаемых постов».

Вскоре организация насчитывала порядка 60 человек.

Однако тщательная конспирация не спасла членов КПМ от раскрытия их «заговора» и последующего преследования.

Короче, случись это дело лет на 10 раньше не миновать бы расстрела ребятам.

И судить их было за что в отличие от большинства невинно репресированных в конце 30-х годов.

В сентябре 1949 года, когда члены КПМ из школьников превратились в студентов, начались аресты.

24 июня 1950 года Жигулин был приговорён к 10 годам лагерей.

В сентябре 1950 — августе 1951 годов Жигулин отбывал наказание в Тайшете, работал на лесоповале.

После этого он был отправлен на Колыму, где провёл три каторжных года.

Здесь он стал свидетелем завершения «Сучьей войны» и празднования смерти Сталина:

«… мы отпраздновали смерть Сталина. Уже первое сообщение о болезни всех обрадовало. А когда заиграла траурная музыка, наступила всеобщая, необыкновенная радость. Все обнимали и целовали друг друга, как на пасху. И на бараках появились флаги. Красные советские флаги, но без траурных лент. Их было много, и они дерзко и весело трепетали на ветру. Забавно, что и русские харбинцы кое-где вывесили флаг — дореволюционный русский, бело-сине-красный. И где только материя и краски взялись? Красного-то было много в КВЧ».

— «Чёрные камни», глава «Побег»

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Вместе с тремя сообщниками совершил побег.

При преследовании все они были расстреляны, в живых остался только Жигулин, получивший пулевые ранения в локтевой сустав и по касательной в голову.

Уороче, он был дерзкий «зека».

В 1955 году Анатолий Жигулин освобождён по амнистии, в 1956 году полностью реабилитированы.

В 1960 году А. Жигулин окончил Воронежский лесотехнический институт.

За год до этого в Воронеже вышел первый сборник его стихов — «Огни моего города».

4 ноября 1961 года Жигулин познакомился с Твардовским, который с января 1962 г. публикует в «Новом мире» несколько подборок стихов поэта.

Принят в Союз писателей в марте 1962 года.

А в 1963 г. в свет выходит первый «московский» сборник стихов Жигулина — «Рельсы», который собрал множество положительных отзывов критики.

С этого времени он живёт и работает в Москве.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

В 1987 г. опубликован цикл стихов поэта «Сгоревшая тетрадь».

Лирика Жигулина рождается из его собственного душевного и жизненного опыта. Две темы варьируются в его творчестве: природа Средней России, Северо-Восточной Сибири и заключение в лагере. При этом он всегда избегает публицистичности. Даже в исполненных боли строках у него преобладает позитивный общий тон и постоянным остаётся стремление преодолевать выпавшие испытания судьбы. Он рассказывает с максимальной точностью о лично пережитом, последовательно развивая свои мысли. Жигулин пользуется в работе записными книжками, окончательные варианты его стихов, благодаря неоднократной переработке, приобретают законченность и цельность, когда нельзя заменить ни одного слова. Его поэзия убеждает простотой и ясностью языка, близостью к природе и нравственно-гуманистической позицией немало пережившего человека.

— Вольфганг Казак

Ряд песен на стихи Жигулина написали авторы-исполнители — Никитин, Дулов, Сергей Круль, Анатолий Колмыков, Александр Васин и другие.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

На фото бурундучок — символ удачи у заключенных лагеря.

Любимое животное писателя, жившее у него дома.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Следующий зал посвящен самому известному поэту

Воронежа Алексею Васильевичу Кольцову (1809—1842 гг.).

Всего 33 года Бог отвел пожить поэту.

Любимым стихотворным размером зрелого Кольцова был пятисложник, который (в дань памяти поэту) стиховеды нередко обозначают как «кольцовский пятисложник»

Отец поэта Василий Петрович Кольцов (1775–1852), человек крутого нрава, страстный и увлекающийся, не ограничиваясь прасольством, арендовал земли для посева хлебов, скупал леса под сруб, торговал дровами, занимался скотоводством.

Отучившись четыре месяца в уездном училище, Кольцов был забран отцом из училища, и вовлечён в отцовские дела.

Василий Петрович считал, что этого образования сыну вполне хватит, чтобы стать его помощником.

Белинский об уровне его образования писал следующее:

«Не знаем, каким образом был он переведён во второй класс, и вообще чему он научился в этом училище, потому что как ни коротко мы знали Кольцова лично, но не заметили в нём никаких признаков элементарного образования. <…> Он не имел почти никакого понятия о грамматике и писал вовсе без орфографии».

Под влиянием поэзии Дмитриева, Кольцов начинает сочинять стихи.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Свой первый поэтический опыт Кольцов описал так:

«Я ночевал с гуртом отца в степи, ночь была тёмная-претёмная и такая тишина, что слышался шелест травы, небо надо мною было тоже темное, высокое, с яркими мигающими звездами. Мне не спалось, я лежал и смотрел на небо. Вдруг у меня стали в голове слагаться стихи; до этого у меня постоянно вертелись отрывочные без связи рифмы, а тут приняли определенную форму. Я вскочил на ноги в каком-то лихорадочном состоянии; чтобы удостовериться, что это не сон, я прочел свои стихи вслух. Странное я испытывал ощущение, прислушиваясь сам к своим стихам»

В начале 1836 года Кольцов снова поехал в Москву и оттуда в первый раз в Санкт-Петербург по тяжебным и торговым делам отца. Благодаря Станкевичу он познакомился с 

жуковским, Вяземским, Одоевским и Пушкиным, который опубликовал в своём журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай».

15 августа 1840 года Кольцов писал Белинскому:

«Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли и сесть в горницу, читать, учиться. Мне бы хотелось теперь сначала поучить хорошенько свою русскую историю, потом естественную, всемирную, потом выучиться по-немецки, читать Шекспира, Гёте, Байрона, Гегеля, прочесть астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию, Библию, Евангелие и потом года два поездить по России, пожить сначала год в Питере».

У него начались ссоры с отцом, который не одобрял литературное творчество сына, который был его единственным сыном.

Высшей точкой художественных достижений Кольцова считаются его «песни», которые начинают преобладать в его творчестве с начала 1830-х годов.

Впервые в русской поэзии в качестве лирического героя поэт показал крестьянина с его внутренними переживаниями.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Особенная гордость музея — старинная фисгармония (духовой инструмент от мехов) и пианино (струнно-ударный).

Экскурсовод обратила наше внимание на специальные подставки под свечи с боков инструментов.

Третий зал музея — литературный кабинет Эртеля.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Алекса́ндр Ива́нович Э́ртель (1855–1908) — писатель, известный главным образом как автор нашумевшего в своё время романа «Гарденины» (1889).

Дед А. И. Эртеля, Людвиг Эртель, происходил из берлинской бюргерской семьи, юношей попал в армию Наполеона и под смоленском был взят в плен, a затем увезен одним из русских офицеров в воронежскую деревню. Перешёл в православие, женился на крепостной девушке, приписался в воронежские мещане и всю последующую жизнь прожил управляющим в господских имениях Воронежской и Тамбовской губерний. Эту же должность наследовал и его отец, тоже женившийся на крепостной (её звали Авдотья Петровна).

Это незаслуженно сейчас забытый наш усманский писатель.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Следующий зал временной выставки посвящен творчеству орловского известного писателя Лескова.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Далее пожалуй самый интересный отдел — «воронежские сказочницы».

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Анна Куприяновна Барышникова (прозвище Куприяниха; 1868—1954 гг.).

Её дед по отцовской линии — крепостной Левон Алексеевич Колотнев. Деда с семьёй местный помещик выиграл в карты и привёз на жительство в Чуриково. Отец писательницы Куприян Левонович был пастухом.

Но, несмотря на тяжёлую долю, оба, дед и отец, были балагурами-весельчаками, знали много сказок, от них и передалось Ане умение самой сочинять различные фантастические истории.

Начиная с 1925 года, сказки Куприянихи неоднократно записывали фольклористы, они появились в печати.

Особенно интересны сказки «Как барин собакою брехал», «Как барин тешился», «Как дьякона мёдом угощали».

В годы Великой Отечественной войны она сложила сатирическую сказку «Как немецкий генерал к партизанам в лес попал».

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Признав талант «бабушки Куприянихи» как рассказчицы-сочинительницы, её приняли в Союз писателей СССР (1938) и наградили орденом Трудового Красного Знамени. С той поры книги Куприянихи выходили не один раз. Сказки Барышниковой, нашей замечательной сказительницы, знает весь мир.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Сценический костюм бабки Куприянихи.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Вторая воронежская сказительница — Анна Николаевна Королькова (1992–1984) — сказочница, член Союза писателей СССР (1957).

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Родилась в селе и познала нужду.

С 1937 г. начала сочинять собственные сказки.

В 1941 г. в Воронеже вышел первый сборник сказок Корольковой. Позднее её книги многократно издавались в Воронеже и Москве, а в подготовке произведений Корольковой к печати принимали участие писатели и фольклористы

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

На втором этаже зал писателя Андрея Платонова и поэта Осипа Мандельштама.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Дочь писателя Мария Платонова (1944–2005) готовила книги отца к печати.

Её усилиями впервые в России увидели свет «Чевенгур» и «Котлован», «Ювенильное море» и «14 Красных избушек».

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

И если Платонов является уроженцем Воронежа, то Осип Мандельштам отбывал здесь ссылку.

В ноябре 1933 года Мандельштам, в то время успешный поэт, пишет эпиграмму на Сталина «Мы живём, под собою не чуя страны». Осип Эмильевич прочитал её полутора десяткам человек, включая Бориса Пастернака. Тот отреагировал жёстко: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия». Кто-то донёс на Мандельштама, и в мае 1934 года его арестовали. Многие историки потом удивлялись, почему Мандельштама сразу не расстреляли за «тараканьи усища», «толстые пальцы» и прочие нелестные описания Сталина. Вот оно, это стихотворение:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.

За Мандельштама похлопотали Анна Ахматова и Борис Пастернак, после чего поэту разрешили самому выбрать место ссылки, исключая 20 крупных российских городов. Воронеж поэт выбрал сам. Почему? Осип Эмильевич тогда вспомнил, что отец его друга работает в медиком в воронежской тюрьме. «Тюремный врач — это пригодится!» — с усмешкой заявил поэт. Но конечно, это было не единственной причиной. Воронеж тогда был местом ссылки интеллигенции, туда уже уехали несколько человек, с которыми Мандельштам общался.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Поначалу Осипу Эмильевичу в Воронеже оказали тёплый приём. Он устроился заведующим литературной частью в Большой советский театр (ныне — театр драмы им. Кольцова), делал радиопрограммы, в журнале «Подъём» было опубликовано несколько его рецензий. «Это был очень тихий и скромный человек, он молча смотрел спектакли и репетиции, — вспоминал один из актёров театра Пётр Вишняков. — Также никогда он не читал и своих стихов нам, актёрам. В своём тёмном костюмчике, со своими неведомыми нам мыслями Мандельштам был для нас несколько даже загадочным человеком. Почему он держался так замкнуто? Казалось, что он не хочет расплескать свой внутренний мир. Но может быть, он просто чувствовал себя чужим в театральной среде?»

В 1936 году всё изменилось — гонения на поэта возобновились. И Мандельштамы оказались практически в полной изоляции. «Заработки прекратились, а знакомые отворачивались или глядели не узнавая», — в отчаянии рассказывал Осип Эмильевич единичным знакомым, которые осмеливались с ними общаться.

«Куда мне деться в этом январе? Открытый город сумасбродно цепок. От замкнутых я, что ли, пьян дверей? — И хочется мычать от всех замков и скрепок…« — писал Мандельштам о своей ссылке. Надежда Яковлевна вспоминала: с одной стороны, её муж здесь страдал. От безденежья, гонений, недостатка общения. С другой — не мог не любоваться красивейшими пейзажами, видами на реку Воронеж.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

В Воронеже Мандельштам создал пронзительный стихотворный цикл «Воронежские тетради». Почему «тетради»? Потому что Надежда Яковлевна записывала стихи мужа в обычные школьные тетрадки. «Воронежские тетради» остались у друга семьи Мандельштамов, преподавательницы литературы Натальи Штемпель — она одна из немногих не боялась дружить с опальными супругами всё время их воронежской ссылки. Именно Наталья спасла сборник из пылающего Воронежа в 1942 году.

Источник: https://moe-online.ru/pro/pomnim/article/494

Музей Есенина бесплатный для посетителей благодаря его создателю воронежскому спонсору Бубнову.

Открыт музей в 2012 г.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

В коллекции музея колокольчик принадлежащий Айседоре Дункан.

Его подарил музею Сергей Безруков.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Пальто в котором снимался Безруков в сериале.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Это творение Зураба Церетели.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

На фото экскурсовод, что провела нам познавательную экскурсию.

В 2025 году спустя 100 лет после смерти поэта из архива дело расследования его гибели должны рассекретить.

Если, конечно, срок открытия этого дела не продлят.

2
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...
1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Музей Никитина отмечает юбилей 200 лет в этом 2024 году.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Биография литератора Никитина подробно изложена Фоминым, рекомендую.

Будущий поэт был единственным сыном у родителей.

Родители (отец купец) мало уделяли внимание воспитанию сына.

Его мировоззрение формировал сторож, которого в последствии он описал в стихотворении «Лесник».

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

В конце концов родители наняли няню для воспитания шестилетнего Вани.

Будущий поэт получил духовное образование (в честь деда дьячка).

Пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению и Иван Никитин в 1843 году вышел из философского класса семинарии, чтобы помогать отцу в торговом деле.

Когда отец разорился Ваня был вынужден продавать остатки свечей и впоследствии на постоялом дворе сам варил обеды для постояльцев.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Все свободное время Ваня тратил на чтение.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Работал даже мальчиком побегушках.

И это в 20 лет!

Оченьунизительно для юноши.

2
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

1859 году Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Кокорева, и в феврале открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.

2
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Картина Гончарова «Никитин и Крамской''

Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 года.

Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак — «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером».

В центре поэмы Никитина — образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.

Никитин изобразил в поэме почти тот же быт, что и А. Островский в комедии «Свои люди — сочтёмся».

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Мвкет усадебного дома Никитина, где теперь располагается этот музей.

2
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

Прогулку по городу я закончил в парке Динамо.

1
Летним днем по трем музеям и трем паркам Воронежа...

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Воронеже
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии