С чем у нас ассоциируется Париж: Эйфелева башня и Нотр-Дам, набережная Сены и Монмартр, узкие улочки и широкие бульвары, парки, дворцы, великолепные музеи. Хочется увидеть всё, пропитаться атмосферой самого романтичного города на земле и при этом не пресытиться, сохранить свежесть восприятия. Задача не из простых. Однако мы не ищем лёгких путей, из пяти парижских дней два уделили собственно городу, а в остальные три выезжали в загородные резиденции: Фонтенбло, Версаль, Шантийи.
Поселились на самой макушке холма Монмартр буквально за углом от Базилики Сакре-Кёр.
Апартотель Odalys City Paris Montmartre удовлетворял всем требованиям, с одной стороны отель с круглосуточным консьержем, с другой кухонный уголок с плитой, холодильником и посудой в номере. Уходили рано, возвращались поздно и приготовить утренний кофе или вечерний чай на месте было очень удобно.
Париж город большой. Если просто ходить без плана, легко пропустить самое интересное. Поэтому заранее наметила несколько маршрутов в разных районах. Начать решили с Острова Сите.
Остров на реке Сена в центре Парижа является старейшим районом города. В IV веке здесь располагалась крепость губернатора Римской империи. В 508 году Хлодвиг I, первый король франков, основал на острове свой дворец. В 12 веке он стал важным религиозным центром с собором Нотр-Дам и королевской часовней Сент-Шапель. Здесь также находится старейший из сохранившихся мостов — Пон-Нёф.
Помимо выдающегося собора и других святынь здесь также находится Дворец правосудия, который занимает большую часть средневекового Дворца Сите, бывшего королевского дворца королей Франции.
Солнечные часы на фасаде с девизом на латыни: «Hora fugit stat jus» (Время идет, справедливость остается).
Официальный вход во Дворец правосудия через Cour de Mai или «Майский двор». Нынешний фасад датируется 1780-ми годами, когда он был восстановлен после разрушительного пожара 1776 года. Здание украшают четыре тосканские колонны увенчанные аллегорическими статуями: «Изобилие» Пьера-Франсуа Берруэра, «Справедливость» и «Благоразумие» Феликса Леконта и «Сила» Берруэра. Над ними находится королевский герб, поддерживаемый двумя крылатыми джиннами работы скульптора Огюстена Пажу.
Кованые ворота 1787 года работа мастера Бигонне.
За стенами Дворца Правосудия скрывается настоящая женчужина — часовня Сент-Шапель. Сент-Шапель была построена в середине 13 века Людовиком IX, будущим святым Людовиком. Строительство заняло менее 7-ми лет. Работы начались осенью 1241 г., а официально здание было освящено 26 апреля 1248 года.
Сент-Шапель была задумана как произведение ювелирного искусства, воспевающего монархию Капетингов и королевство Франции. Скорость, с которой велись строительные работы, свидетельствует о финансовом благополучии королевства, казна которого могла собрать большие суммы за очень короткое время. Хотя архитектор, ответственный за строительство, остался неизвестен, нет никаких сомнений в том, что его покровитель, Святой Людовик, сыграл немалую роль в дизайне этого здания.
Нижняя часовня Сент-Шапель когда-то предназначалась для придворных. Недостаток освещения придает ей почти мистический вид. Первым делом бросаются в глаза синие своды усеянные золотыми королевскими лилиями.
Капители ста сорока колонн декорированные листьями аканта датируются серединой 13 века. Каждому из позолоченных листьев соответствует тонкая колоннета, которая поднимается вверх, поддерживая своды. Колонны также расписаны стилизованными замками, гербом Бланки Кастильской, матери Людовика IX.
Даже не знаю, как описать то, что происходит дальше. Поднимаетесь по узкой боковой лесенке и внезапно оказываетесь внутри чего-то яркого, сияющего. Со всех сторон льются потоки света. Стены вокруг переливаются всеми цветами радуги. И если бы не толпа туристов, можно было бы подумать, что вам всё это пригрезилось.
Пятнадцать витражей площадью 670 квадратных метров представляют собой наиболее полный образец витражного искусства 13-го века. Тысячи маленьких кусочков стекла превращают стены в огромные экраны в основном насыщенного синего и красного цвета, интенсивность которого меняется от часа к часу.
Каждое окно посвящено определённой истории из Ветхого и Нового Завета. История разворачивается слева направо и снизу вверх. Всего 1113 сцен.
Дизайн металлических конструкций, ограничивающих панели, различается от окна к окну. Однако это не имеет особенного значения, просто фантазии художника.
Скульптурный декор верхней часовни отличается изысканностью и разнообразием. Колонны украшены более чем сотней различных растительных мотивов, а двенадцать статуй апостолов иллюстрируют стиль парижской скульптуры 13 века.
Окно-роза в стиле пламенеющей готики было создано в конце 15 века. Девяти метров в диаметре оно состоит из восьмидесяти девяти отдельных панелей, изображающих сцены Апокалипсиса.
По мосту Сен-Мишель перешли на левый берег Сены и углубились в Латинский квартал.
По пути обратили внимание на одноименный монументальный фонтан. Фонтан Сен-Мишель отличается от большинства других парижских фонтанов тем, что в нем использовался камень разных цветов: колонны красного мрамора из Лангедока, зеленый мрамор, синий камень из Суаньи, желтый камень из Сен-Илли и бронзовые статуи. В центре архангел Михаил побеждает Дьявола в окружении крылатых химер. Автор проекта — Габриэль Давиуд. Открытие статуи состоялось 15 августа 1860 года.
Латинский квартал — один из самых известных районов Парижа в первую очередь ассоциируется с Университетом Сорбонны, однако для туристов не менее, а может и более интересен образец французского неоклассицизма Пантеон.
Здание было построено между 1758 и 1790 годами по проекту Жака-Жермена Суффло по повелению короля Франции Людовика XV и предназначалось для хранения реликвий Святой Женевьевы. Ни Суффло, ни Людовик XV не дожили до завершения строительства. К тому времени, когда оно было закончено, началась Французская революция. Национальное учредительное собрание в 1791 году проголосовало за преобразование церкви Святой Женевьевы в мавзолей для останков выдающихся французских граждан. Надпись на фризе Пантеона гласит: «Великим людям — благодарное Отечество».
В течение 19 века Пантеон дважды возвращался для церковного использования. Первый раз в 1801 году, когда Наполеон Бонапарт, став Первым консулом, подписал Конкордат с Папой, соглашаясь восстановить бывшую церковную собственность.
Французская революция 1830 года возвела на трон Луи-Филиппа I. Он выражал симпатию к революционным ценностям и 26 августа 1830 года церковь снова стала Пантеоном.
В декабре 1848 года Луи Наполеон, племянник императора, был избран президентом Франции и Пантеон снова вернули церкви. Однако, в 1881 году во время Третьей Республики был издан указ о превращении церкви Святой Женевьевы вновь в мавзолей.
Все эти пертурбации неизбежно отрэазились на внутреннем декоре, который переделывали всякий раз, как менялась власть и назначение здания.
Мозаика Антуана Огюста Эрнеста Эбера 1874 г. «Христос показывает ангелу Франции судьбу ее народа», а под ней «Национальный съезд», Франсуа-Леон Сиккар 1921 г.
Фреска «Победа, ведущая армии республики к славе» Эдуарда Детали 1902 г.
«Жанна д’Арк в Орлеане», Жюль Эжен Леневё, 1886 г.
«Мученичество Сен-Дени», Леон Бонна, 1874 г.
«Битва при Толбиаке», Жозеф Блан, 1881 г.
Роспись купола работы Антуана-Жана Гро — Апофеоз Святой Женевьевы. Ангелы ведут Женевьеву на небо, а вокруг фигуры королей Франции, сыгравших важную роль в защите церкви: Хлодвиг, первый король, принявший христианство, Карл Великий, создавший первые университеты, Людовик IX с терновым венцом, который он привез из Святой Земли, Людовик XVIII, последний король Реставрации. Ангелы несут Хартию, документ, согласно которому Людовик XVIII восстановил церковь после Французской революции.
Четыре лунета украшены картинами Франсуа Жерара, изображающими Славу, Смерть, Нацию и Справедливость.
В центре главного зала установлено большое круглое зеркало, над которым качается латунный шар.
В 1851 году физик Леон Фуко продемонстрировал вращение Земли, построив 67-метровый маятник под центральным куполом Пантеона. Позже оригинальный шар поместили в музей, а в Пантеоне соорудили копию.
Пантеон находится на вершине горы Сент-Женевьев, в центре площади Пантеона, названной в его честь.
Площадь окружена симметричными зданиями: Ратуши 5-го округа на юго-западе и Университета на юго-востоке.
С другой стороны к площади примыкает Церковь Сент-Этьен-дю-Мон. Церковь первоначально предназначавшаяся для обслуживания магистров и студентов нового колледжа Сорбонны строили более ста лет с 1494 по 1624 гг. Западный фасад в стиле ренессанс добавили в 1610 году. Интересен скульптурный тимпан «Побивание камнями святого Стефана»- работа французского скульптора Габриэля-Жюля Тома.
Интерьер церкви сочетает в себе готический стиль с ребристыми сводами и элементы итальянского Возрождения, классические колонны, аркады, ангелочки.
Самой необычной деталью является амвон с ажурной резьбой, созданный в 1530 году и являющийся единственным сохранившимся примером в Париже.
Балюстрада из известняка Сен-Лё выглядит словно переплетение каменных кружев. Две винтовые лестницы обвиваются вокруг колонн, одновременно служа ширмой и галереей.
Филигранная резьба балкона.
Выдающимся декоративным элементом нефа также является кафедра, созданная в 1651 году Жерменом Пийоном. Основание кафедры поддерживает резная скульптура Самсона, опирающегося коленом на льва и с челюстью осла в руке, орудием которым он сражался с филистимлянами.
Часовня Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.
Над гробницей возвышается киворий, декоративное произведение со статуями мудрых и неразумных дев, представляющих тех, кто верует, и тех, кто отвергает церковь.
Корпус органа был изготовлен в 1633 году Жаном Бюроном и является старейшим и наиболее хорошо сохранившимся в Париже. Его увенчивает скульптура Христа в окружении ангелов, играющих на кинноре, древнееврейском варианте лиры.
Широкая улица Рю Суффло идёт от Пантеона прямо к Люксембургскому саду.
Продолжение прогулки по Латинскому кварталу в следующей серии.