Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был сегодня 10:06

Тбилиси, Батуми — Грузия, Ереван — Армения Апрель 2024

Собственно, туристической поездкой это сложно назвать. Просто больше двух месяцев мы жили в Грузии и удалённо работали, но по выходным всё же удалось посетить некоторые знаковые места.

Тернистый путь в Грузию

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

Нет, это не про очередь на КПП Верхний Ларс, а про занимательное ценообразование авиакомпаний. Прямой рейс Екатеринбург — Тбилиси стоил что-то под 30 тысяч, при этом в Ереван «Уральские авиалинии» летали в те же даты чуть меньше чем за 15 тысяч. Двукратная разница в цене как бы намекала: давай-ка ты в третий раз за год посмотришь на столицу Армении.

Оная встретила нас хмурым небом и периодическим дождём, но это, наверное, лучше, чем +35, которые мы претерпевали в июле прошлого года.

Ехали слегка наобум, следуя девизу «на месте разберёмся», который я в наше нестабильное время использую всё чаще. Чтобы разбираться, взяли такси до «Россия Молл» — искать информацию с фуд-кортом и интернетом лучше, чем без фуд-корта и интернета.

Выяснилось, что маршрутки до Тбилиси отходят от площади Хачатура Абовяна — туда и заказываем следующее такси. Водитель которого был сильно удивлён, что там есть какой-то транспортный узел. Представляет он собой большое кольцо, на обочине которого стоит пара маршруток.

Так сказать диспетчер всего этого дела дежурит в припаркованном легковом автомобиле, к нему-то и надо обращаться. Выяснили что следующая маршрутка будет только через несколько часов, купили билет (просто перевели деньги на российскую карту), оставили багаж в этой самой машине, взяли с собой ноутбуки и документы и пошли погулять по Еревану.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

В назначенное время обнаружили на месте белый Мерседес Спринтер, и вещи свои тоже обнаружили на месте — всё-таки было некоторое беспокойство по этому поводу. Загрузились — поехали.

Дорога занимает чуть больше 5 часов, маршрут лежит через Дилижан, где также может подсесть народ. Граница проходится минут за 20, очередей и толп, по крайней мере в конце марта, не было. Такие трансферы есть даже на Трипстере, так что можно заранее всё забронировать онлайн.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

На перевале в районе Дилижана лежит снег даже в конце марта

Чудесная встреча в Тбилиси

В столице Грузии у нас была забронирована на неделю на Airbnb квартира в старинном доме, так называемом «итальянском дворике», как их называют местные. А у торгового центра Isani Mall, куда нас привёз белый Мерседес, уже поджидал нас мой друг, живущий в Тбилиси больше двух лет.

Грузинское гостеприимство началось прямо сразу — взял нас под руки, вызвал такси, пока мы приходили в себя сбегал за вином, заказал доставку хинкали и всё в таком духе. Несмотря на усталость после такого витиеватого пути из Екатеринбурга в Тбилиси, сидели мы в нашей квартире-музее до глубокой ночи — спасибо круглосуточной доставке любых напитков.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

По фото видно, кто пару суток не спал (в ночь перед вылетом мы собирали вещи), а кто хорошо отдыхал!

Кстати, то же вино в жизни грузин имеется постоянно, пьют они много, достать алкоголь как я уже сказал не проблема даже ночью. Но — ни разу не видел пьяных вусмерть персонажей, нарушающих общественный порядок. Либерализация и декриминализация, а не запреты всего и вся — вот правильный путь, как по мне.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

Про Черепашье озеро потом расскажу, к нему в хорошую погоду поднимались спустя месяц с небольшим

За неделю в рабочем режиме толком не удалось посмотреть какие-то места, но всё же погуляли по набережной Куры, поднялись на канатной дороге к крепости Нарикала, прогулялись до Матери Грузии. А по вечерам друзья показывали нам барную жизнь Тбилиси. Которая, скажу я вам, бьёт ключом!

Батуми. Дубай на минималках

Спустя неделю в Тбилиси стало понятно, что мы соскучились по морю. К тому же с жильём на месяц в столице некоторая напряжёнка, а в Батуми студия в высоченном ЖК на 40 этаже с видом на море и в ясную погоду аж на Турцию обошлась в 400 с чем-то евро.

Вид из номера

Вид с торца здания

Ехать можно на автобусе, но лучше — на поезде. Новенькие Штадлеры отходят с первой платформы тбилисского вокзала, больше похожего на провинциальный полустанок. 5 часов — и вы на черноморском побережье. Билеты удобно брать на сайте, если у вас есть подходящая для этого банковская карта.

На вокзале Батуми смело игнорируем таксистов с ценником в 20 лари и заказываем Яндекс-такси за 8. 15 минут и мы уже поднимаемся на одном из шести лифтов гигантского здания Orbi City. 47 этажей по 70 квартир, с ума сойти, это целый город, и таких зданий в комплексе три, правда одно ещё строится.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

Вообще, строится здесь, кажется, всё вокруг. От центра города в сторону аэропорта вдоль побережья — сплошная стройка небоскрёбов, гигантские краны, шум техники, отсутствие тротуаров и перерытые дороги. Удовольствие ниже среднего, но по набережной у моря всегда приятно пройтись, а в старом городе есть свой позитивный вайб.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

Очень странное здание, как ни посмотри

И оно такое не одно

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

Как-то, наблюдая за посадкой самолёта (а это прекрасно видно с балкона), зашёл на сайт и посмотрел расписание прилётов. Зачем это мне? Дело в том, что аэропорт находится у моря, и самолёты красиво садятся прямо над набережной, по которой можно дойти из самого центра города. То есть до аэропорта вполне реально дойти пешком, такое я как-то проделывал в Минводах, но в этот раз не чтобы улететь, а чтобы поснимать самолёт, заходящий на посадку.

Слайдер листайте, там самолёт из Израиля покрупнее

Ну а на какой ещё машине непременно нужно встать на тротуар?

Кстати в какой-то день за утренней чашкой кофе в сильный ветер наблюдал посадку борта Турецких авиалиний — расстояние позволяет разглядеть ливрею лайнера. Каково же было моё удивление, когда он в самый последний момент, уже почти коснувшись полосы, начал резко набирать высоту. Как-то я находился в такой ситуации внутри самолёта, когда он не смог сесть в Кольцово, но со стороны это выглядит куда эффектнее. Тут же проверил по Flighrtadar — самолёт перенаправили в Трабзон.

Это наоборот — взлёт в ясную погоду

Кроме вечной стройки вокруг, не понравилось нам и еда. Конечно, аджарули (хачапури по-аджарски) везде подают сказочные, и хинкали мы в Грузии ни разу не ели плохие, но сервис и качество блюд в Батуми — одноразовые, на проходного туриста, который завтра улетит. Дизайн кафе из 90-х, обслуживание тоже где-то оттуда же, по еде — как повезёт. Как правило, всё это ещё и недёшево.

Худшая в моей жизни узбекская чайхана случилась тут, вот она на фото, жаль локацию могу указать очень приблизительно.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

Но есть и приятные исключения — например, греческая таверна Эллада в старом городе.

Или вот неплохая паназиатская кафеха mao-mao, с достойным фо бо и удовлетворительным том ямом.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

Приятное послевкусие после Батуми тоже есть, вы не подумайте что я негативный турист! Я очень даже позитивный, а после двух месяцев в Грузии — даже, пожалуй, бодипозитивный! Вот, например рыбный рынок. Совковая атмосфера с хабалистыми тётками конечно на любителей ностальгировать по СССР, а вот рыба — хороша, доступна и с широким выбором.

На рынке я не сфоткал, но вот хинкали — они всегда и везде в Грузии хороши, ни одного прокола за 2+ месяца

Если вы, как и мы, разочаруетесь в батумском общепите, загляните в магазин Agrohub. Огромный выбор сыров, колбас, готовых блюд, всякие пхали и соусы, а также вино на разлив. В общем, можно насобирать себе прекрасный ужин, лучше, чем в местных едальнях.

Georgia. Oh, my mind! Необычный путь в Тбилиси и батумское разочарование

Дело даже не в самом Батуми — просто, постоянно работая, хотелось сменить обстановку, и для этого нужно было срочно вырваться из города. Так что в выходные мы взяли машину, присмотрели гест в Боржоми и двинули по маршруту Поти — Чиатура — Боржоми — Вардзиа — Ахалцихе. Затем планировали по горной дороге обратно в Батуми, но застряли ночью на разрушенной дороге на горном перевале без связи и других машин.