Турист Алена (vkusnoomeste)
Алена — была вчера 22:55
Про реальную историю поселка Мир и соседних деревень. Столбцовщина. Мой Минск. Города и посёлки.

"Панямонь" Коласа - Новый Свержень

Новый Свержень — Беларусь Июль 2024

Году в 1903 Андрей Лобанович, главный герой во многом автобиографической трилогии Якуба Коласа (Константина Мицкевича) «На росстанях», шел со стороны станции (в Столбцах) в местечко Панямонь (Новый Свержень).

Словами классика это звучит так: «Местечко Панямонь — прошу не смешивать его с другой Панямонью — находится в трех верстах от железнодорожной станции, а может, даже и ближе. Это старинное местечко над Неманом, на широком большаке, который идет из Несвижа в Минск…» … Как я уже упоминала, «Панямонь» — это Новый Свержень. Сейчас центр одного из сельсоветов в Столбцовском районе, очень близко от Столбцов.

«В местечке Панямонь много разных выдающихся зданий и учреждений. Тут есть кирпичная баня, церковь святой Магдалины, две мельницы, две школы, синагога, костел и каменный дом Базыля Трайчанского." … Знаете, всё это и сейчас реально найти. А если не всё, то… еще лучшее.

Но сначала — о том, как в Новый Свержень добраться. Я ехала на утреннем (09.50) автобусе «Минск — Клецк». Кстати, он делает остановки и в Столбцах, но, правда, не (!) на автостанции, а на паре городских остановок, включая «Площадь Ленина». Через несколько минут (после заезда в Столбцы) приезжает в Новый Свержень, где официально выпускает-запускает на остановке «Новый Свержень — 4» (если хотите пораньше — надо попросить водителя). «Подводный камень» в том, что данный автобусик делает остановку в том числе и в замково-популярном Несвиже, поэтому с билетами на него бывает «засада».

Есть еще вариант(ы). На утреннем поезде (электричке) можно для начала приехать в Столбцы. Железнодорожная и автостанция там рядом друг с другом, но дожидаться какого-либо из пригородных автобусов, идущих из Столбцов через Новый Свержень в Вишневец, Мархачевщину или т. п., можно долго (до обеда). Поэтому подсказываю такую «авантюру»: от вокзалов по Социалистической, Коперника, Ленина делаете «марш-бросок» к площади Ленина, где в 11.15 приостанавливается тот самый автобус «Минск — Клецк», на который, возможно, не было билетов., но на котором из Столбцов в Новый Свержень 3–5 минут можно и стоя проехать, не правда ли? … Якуб Колас в молодости вообще пешком туда ходил. Но пешком не посоветую. А то пошлете… в баню. Хотя баня и так в «списке достопримечательностей» у Андрея Лобановича первым пунктом. И, прикола ради, буду показывать достопримечательности поселка в том порядке, в котором они перечислены в книге.

«Кирпичная баня». Баньку, если честно, не думала искать. Но полуслучайно заприметила.

Панямонь Коласа - Новый Свержень

«Церковь святой Магдалины». Есть старинная (1590) церковь — Успенская. Рядом как раз остановка «Новый Свержень — 4».

«Две мельницы». Нашла здание бывшей водяной мельницы (ул. Несвижская, 23А) на речушке Жатеревка (в книге — Панямонка).

Панямонь Коласа - Новый Свержень

Речка Жатеревка начинается в соседнем Кореличском районе Гродненской области, у озера в деревне Озерское. Пробегает вблизи нескольких деревень Столбцовщины, среди которых и созвучная деревня Жатерево. Интересно, что в Новом Свержне перед бывшей мельницей речушка разделяется на два «рукава», каждый из которых впадает в районе поселка в Неман. Таким образом, в местечке образуется, в некотором смысле, островок. Один «рукавчик» шумно бежит сбоку от мельницы. А второй уходит в сторонку.

«Две школы». В трилогии упоминается любопытный «панямонский» житель. «Это был не кто иной, как «редактор»… Он стал корреспондентом провинциальной газеты… Но редактор не удовлетворялся ролью корреспондента. В его голове носилось множество разных идей. Одна из таких идей — приступить к изданию панямонской газеты. …И взялся за издание газеты сам, один. Его газета называлась «Панямонские ведомости». Газета выходила раз в две недели. Тираж ее был от десяти до пятнадцати экземпляров. Рассылалась она не по почте, сам редактор приносил ее на квартиры своих подписчиков в рукописном виде… Отношения между редактором и подписчиками были довольно странные: подписчики побаивались редактора, а редактор побаивался подписчиков, как бы они вдруг не отказались покупать его газету. …Он пошел домой… и стал просматривать свою газету — наступал срок ее выхода в свет. Газета начиналась с передовицы, помеченной:

«Панямонь, 10 мая. Наше местечко — довольно значительный центр в волости. …Между тем в местечке имеются только две начальные школы: двухклассная министерская и одноклассная женская. Само собой разумеется, что эти школы не могут, далеко не могут обслужить интересы населения в смысле удовлетворения его нужд в отношении просвещения… Встает вопрос: какую же школу мы должны пропагандировать в Панямони?.. Редакция „Панямонских ведомостей“ берет на себя смелость заявить и тем самым выразить общее пожелание граждан Панямони, что такой школой может быть только гимназия или прогимназия…»

Сейчас, через 120 лет, школа в поселке одна, зато, естественно, не 1-2-классная, а средняя. Путь к ней лежит по мостику (со странными ступеньками) через «рукав» Жатеревки, на котором, впрочем, можно и полюбоваться пейзажами:

Панямонь Коласа - Новый Свержень

А там и один из подходов к школе близко.

«Синагога». А вот от синагоги остались только руины.

Панямонь Коласа - Новый Свержень

«Костел». Петропавловский костел (1588) стоит. Как и церковь, в районе остановки «Новый Свержень — 4». То есть основные достопримечательности в одном месте.

«Каменный дом…». Через 120 лет, слава Богу и людям, в «каменных» (кирпичных) домах живет не только некий Базыль, но и многие жители поселка. Кто-то в частном секторе, кто-то в многоквартирных. Есть 2-3-4-этажки. Например, эта двухэтажка напротив остановки «Новый Свержень — 2». Там же недалеко и четырехэтажки.

Панямонь Коласа - Новый Свержень

… Зачем же в Новый Свержень (Панямонь) шел герой трилогии и куда он там пришел? Молодой учитель Андрей Лобанович, после окончания учительской семинарии отработавший учебный год в полесской деревне Тельшино (в реальности — Люсино), едет к родным на Столбцовщину.

«Дорога, путешествие — самое лучшее лекарство…», — замечает сам себе Лобанович и тихонько улыбается." Там, в полесском Тельшино Андрей влюбился в юную дочь своего соседа подловчего — Ядвисю. «Габрыня сразу же вышла и вскоре вернулась с сестрой, стройной, смуглой девушкой лет шестнадцати, с тонкими, красиво очерченными бровями. Выражение ее темных больших глаз часто менялось: то в них искрился веселый, задорный смех, то светилась какая-то грусть и та серьезность, которая создавала впечатление, будто девушка много передумала и пережила. … Лобанович взглянул на нее. «Славная девчонка», — подумао он." Он ревновал Ядвисю к зашедшему в гости помощнику начальника железнодорожного разъезда Суховарову (хотя сам было дело замечал яркую красоту Марины — родственницы другого железнодорожника), обижался на радость Ядвиси перед намечавшейся для них с сестрой поездкой на Гродненщину к родне, стеснялся четко признаться в своих чувствах к ней. Она ревновала Андрея к самой популярной девушке окрестностей, синеглазой дочке землемера Людмиле (хотя к Людмиле Андрей никогда не ходил, виделись только в гостях у общих знакомых) и порой ее сдерживал его угрюмо-задумчивый вид. У Ядвиси и Андрея было взаимное (но скрытое) чувство, такие запомнившиеся обоим взгляды и разговоры и пара поцелуев. Она мечтала о взаимной любви, но побаивалась мужчин, потому что ее отец в домашнем общении бывал человеком жестким… и мама Ядвиси умерла рано. Андрей знал эту историю от школьной сторожихи, в душе понимал девушку, но сам еще был молод, раним и скрытен. …В том мае Ядвися, не попрощавшись, уехала из Тельшино на службу в далекое имение. Лобанович написал прошение о переводе в другую школу. А на лето поехал на Столбцовщину к своим. На столбцовской станции его окликнул односельчанин и тоже учитель Алесь.

«Устроили небольшое совещание, какой дорогой им пойти домой. Дорог было несколько, и каждая имела свои преимущества в сравнении с одними и в чем-нибудь уступала другим.

— Знаешь что, — сказал Лобанович, — давай пойдем через Панямонь. Сделаем там привал…

— Это идея! — подхватил Садович. — И если уж на то пошло, давай зайдем там к Широкому. Он мне, гад, еще со святок остался должен три рубля карточного долга.»

«…В то время когда друзья купались, на крыльце фельдшерского пункта сидел кружок панямонской интеллигенции. Это была группа наиболее деятельных картежников… Тут был сам фельдшер Никита Найдус, щеголеватый парень-проныра. Напротив него сидел волостной старшина Брыль Язеп… Тарас Широкий — здешний учитель, заведующий двухклассной школой, был широким не только по фамилии, но и по своей фигуре, и по своему характеру, и даже по размаху игры в карты.»

Не знаю, на том ли самом месте, но амбулатория в поселке сейчас есть:

Панямонь Коласа - Новый Свержень

Далее в трилогии «На росстанях» Лобанович и Садович поддаются уговорам задержаться в местечке, остаток дня, вечер и почти всю ночь проводят в компании за столом, выпивкой и игрой в карты на деньги. На рассвете каждый обещает себе больше в таком не участвовать. Оживляют их утренняя дорога и принеманские пейзажи.

Сейчас официальным центром поселка является Новосверженский сельисполком, который находится на Железнодорожной вскоре за автобусными остановками «Новый Свержень — 2».

Панямонь Коласа - Новый Свержень

Перед ним еще находится памятник в честь участников Великой Отечественной войны: «И тем, кто вернулся, и тем, кто погиб».

Сбоку от сельисполкома начинается улица Школьная. Возможно, там когда-то была одна из давних школ. А сейчас есть детский садик.

В районе остановки «Новый Свержень — 2» также есть группа четырехэтажек, пара магазинов, и, что было очень кстати в теплый день — бочка с квасом! В общем, действительно один из центров жизни поселка. А через дорогу от уже известной двухэтажки, вблизи от местного лесозавода расположился дом культуры.

Панямонь Коласа - Новый Свержень

Через квартальчик от исполкома Железнодорожная улица упирается в Мирскую. На перекрестке еще пара магазинов и амбулатория.

Для того, чтобы оттуда прогулка привела к достопримечательностям, надо завернуть на Мирскую там, где «Копеечка». Дальше улица приведет к остановке «Новый Свержень — 3» у магазинов на перекрестке с Тракторной и Столбцовским переулком. По Столбцовскому переулочку я прошла к Неману.

Панямонь Коласа - Новый Свержень

Даже хотелось снять кроссовки и сделать пару шагов по песочку на мелководье.

…За мостиком, под которым бежит один из «рукавов» Жатеревки, Мирская улица «переходит» в Несвижскую. Следующая остановка — «Новый Свержень — 4», где ранее упомянутые церковь и костел. А вскоре и мельница.

Этот поселок многие видели мельком — за Столбцами из окна поезда (за железнодорожным мостом). И я видела. Вот и заехала.

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.