Турист Дарья Молоканова (Lacanaillie)
Дарья Молоканова — был сегодня 12:23
В ожидании путешествия

Манама, Мухаррак — Бахрейн Май 2024

Основной целью нашего путешествия были ОАЭ. Однако мы нашли относительно недорогие билеты (около 43 тыс. рублей с багажом), которые предлагал бахрейнский перевозчик — Gulf Air, и подумали: «А почему бы не посетить эту новую для нас страну!» Тем более что Бахрейн — небольшое островное королевство в Персидском заливе, которое мало кто посещает целенаправленно, а многие даже и не подозревают о его существовании. Как правило, туристов сюда заносит с круизных лайнеров или, как сказала наш замечательный гид Наталья, осознанно люди выбирают Бахрейн в качестве своей 40-й страны. Собственно, у меня почти так и получилось. Это моя 39-я страна. Забегая вперёд, скажу, что на меня эта крошечное королевство произвело очень приятное впечатление. Ну обо всем по порядку.

Фото: © Дарья Молоканова

Виза, услуга бесплатного стоповера и валюта

По состоянию на май 2024 года россиянам нужна виза для посещения страны. Хотя и ведутся активные переговоры, чтобы её отменить.

Оформить визу можно заранее, заполнив анкету на сайте Министерства Внутренних дел Бахрейна. Одноразовая виза на 14 дней обойдётся в 9 динар (это около 25 $), если хотите провести здесь больше времени, то можно оформить визу на 3 месяца, год или 5 лет. Но лучше получить визу по прилете в аэропорту в специальном помещении справа от пограничного контроля. Здесь она обойдется дешевле в 5 динар (примерно 13 $), т. к. не придётся оплачивать сбор, который берут за оформление на сайте. Обязательно сохраните ее до вылета.

Оплатить визу можно картой не российского банка или наличными, но только динарами. Обмен валюты находится метрах в 10 около детской площадки перед пограничным контролем. Т. к. в аэропорту берут большую комиссию за обмен (со $100 у нас $12 составила комиссия, меньше поменять нельзя было, т. к. у них нет сдачи), то меняйте небольшую сумму, остальное — в обменниках в городе.

Также можно оформить услугу бесплатного стоповера — STPC (Stopover Paid by Carrier). В нее входит проживание в отеле с трехразовым питанием, трансфер в/из аэропорта, экскурсия и бесплатная виза. Данная услуга доступна при соблюдении следующих условий:

• Перевозчик — Gulf Air;
  • Продолжительность стыковки от 7 до 24 часов, при этом отсутствуют альтернативные стыковки с транзитным временем до 7 часов;
  • Стоимость билета составляет более 450 USD (в один конец и/или туда и обратно).

Если что-то из условий не соблюдается, то непосредственно в аэропорту или в московском офисе АК можно приобрести эту услугу за $100 или $80 соответственно.

Также при продолжительности стыковки от 5 до 24 часов можно бесплатно забронировать 3-часовой обзорный тур по городу.

Подробнее можете ознакомиться на сайте авиакомпании: https://www.gulfair.com/ru/explore/explore-bahrain/transit-in-bahrain

Под условие бесплатного стоповера мы не попадали, поэтому самостоятельно забронировали отель Loumage Suites and Spa за $90 с отличным завтраком по меню и видом на море, в 15 минутах езды от аэропорта. А также взяли индивидуальную обзорную экскурсию с русскоговорящим гидом на Трипстер. Возможно, это не совсем бюджетно (200 евро за двоих), зато позволяет в кратчайшие сроки осмотреть все основные места на машине, услышать интересные истории и факты из уст человека, который уже много лет живет в Бахрейне, и получить полноценное удовольствие от путешествия. А, как известно, впечатления — бесценны. Также в стоимость экскурсии входил ужин в замечательном кафе, тем самым, мы могли не беспокоиться о необходимости искать вечером ресторан.

Фото: © Дарья Молоканова

Несколько слов скажу ещё о валюте страны — бахрейнском динаре. Это вторая самая дорогая валюта в мире после кувейтского динара и при этом стабильная. Курс здесь не меняется уже много десятилетий. 1 динар = $2,65. В 1 динаре содержится 1000 филсов. Первое время было несколько сложно с переводами местных цен в валюту и очень легко было обмануться слишком «низкими» ценниками. Также меня поразило наличие купюры ½ динара — все из-за его дороговизны.

История одного королевства

Бахрейн — самая маленькая арабская страна в мире и одна из самых богатых, конечно же благодаря нефти. Королевство расположено на 33 островах, самый крупный из которых также называется Бахрейн. Здесь же находится столица государства — город Манама.

Несмотря на крошечный размер, история государства уходит корнями в древние времена. Уже в 3 тысячелетии до н. э. на этой территории была распространена развитая цивилизация, для которой были характерны укреплённые поселения, что подтверждают археологическое находки.

Древнее государство, носившее название Дильмун, представляло собой крупный центр морской торговли, через который осуществлялись связи шумеров и других народов Двуречья с народами долины Инда. Вообще шумеры часто упоминали остров Дильмун в своих сказаниях. Например, в «Повести о Гильгамеше», его описывали как «место, где нет ни старости, ни болезней, здесь живут вечно и никто не переходит реку смерти». Этакий прообраз библейского рая. Неудивительно, что многие народы хотели обрести здесь вечный покой. Так, эта территория превратилась во второй по величине в мире некрополь, насчитывающий тысячи курганных захоронений. И по одной из версий, именно некрополю нынешняя столица Бахрейна обязана своим названием, ведь Манама переводится как «место покоя».

Последнее упоминание о Дильмуне датируется примерно V–VI веком н. э. После этого архипелаг вошёл в состав могущественной династии Ахеменидов. Новые земли стали называться Бахрейном, что означает «два моря». Первое море — это воды Персидского, или Арабского залива. Второе — подземные пресные источники, которые шумерский бог Энки когда-то подарил острову. В результате чего пустыня покрылась густой растительностью. И до сих пор среди песков растёт одинокая акация, которая питается глубокими водами.

В разное время Бахрейн находился то под властью Арабского халифата, став тогда частью исламского мира. То в начале XV века на остров вторглись португальцы, которые построили форты. Затем острова были захвачены Османской империей, которая управляла этим регионом несколько столетий, пока Великобритания не взяла Бахрейн под свое покровительство. И только в 1971 году Бахрейн стал независимым государством, которым сейчас управляет королевская династия Аль Халифа.

Бахрейн часто называют «разъединенным арабским эмиратом», и не только потому, что в 2002 году он превратился из эмирата в королевство с конституционной монархией. Поскольку Бахрейн первым из стран Арабского залива дал разрешение на поиск месторождений нефти, которая таки была обнаружена, то и запасы чёрного золота у него у первого начали подходить к концу. В связи с чем, страна взяла курс на постнефтяную экономику с упором на банковский и туристический бизнес.

Практически 90% путешественников здесь составляют жители соседней Саудовской Аравии, приезжающие отдыхать от всевозможных религиозных ограничений. Тем более, что с островом их соединяет 25-километровый Мост короля Фа́хда. И если вы видите мужчину и женщину в традиционном арабском одеянии, то это, скорее всего, саудиты, т. к. большинство бахрейнцев одеваются менее строго.

Мечеть Аль-Фатиха

Несмотря на непреклонные каноны ислама, Бахрейн — развитое светское государство. Местные жители могут исповедовать любую религию: здесь имеются и церкви, и синагога. Но основной конфессией, безусловно, является ислам, и чтобы лучше понять философию местных жителей, мы отправились в одну из самых больших мечетей мира — мечеть Аль-Фатиха (Al Fateh grand mosque). Перед её посещением обязательно нужно надеть абайю, которую выдают при входе. Благодаря этому получается еще больше прочувствовать традиции арабского мира, ну и фотографии получаются интересные.

Хотя в большей степени нас интересовало само убранство мечети, а именно, люстра Swarovski, окруженная плафонами в форме жемчужин, мы с удовольствием послушали милую женщину, которая с вдохновением рассказывала, почему мусульмане не изображают живых существ и как нараспев нужно произносить суры. В конце экскурсии нам подарили Коран (на английском языке, т. к. на русском закончились). Его можно расценивать как ценный подарок, поскольку книги в Бахрейне очень дорогие.

Мухаррак

Для погружения в историю и культуру страны интересно было познакомиться со старым городом — бывшей столицей Бахрейна — Мухарраком. Я люблю такие атмосферные места, где чувствуется дух прошлого. Тем более, что он расположен недалеко от аэропорта, что очень удобно при непродолжительной стыковке.

В Мухарраке преобладают небольшие здания в традиционном стиле, выполненные из песчаника, многие из которых сохранились с XIX века, правда не в самом лучшем виде, хотя правительство активно направляет средства на восстановление и сохранение этого города.

Фото: © Дарья Молоканова

Помимо жилых домов торговцев жемчугом, есть довольно интересные музеи и центры культурного наследия. Некоторые можно посетить абсолютно бесплатно, для других же можно приобрести единый билет за символическую цену в несколько долларов.

В первом в Бахрейне кафе мы попробовали традиционный арабский кофе, который не обжаривают, зато подают с вкуснейшими финиками. Считается, что их нужно съесть нечетное количество.
В этом кафе любили проводить время местные жители, играли в игры, слушали музыку, исполняемую на музыкальных инструментах.

Фото: © Дарья Молоканова

В доме искусства вышивания золотой нитью (Kurar house) осмотрели одежду, расшитую вручную. Местные умелицы передают этот навык из поколения в поколение, ведь в эпоху современных технологий так легко утратить наследие предков. Здесь нет сувенирного магазина, к каким мы привыкли в туристических местах, но в гостином зале скромно лежат платья и другие предметы, которые можно купить на память. Цены не самые низкие.

Посетили Центр культуры и исследований шейха Ибрагима бен Мохаммеда Аль Халифы. Это отреставрированный жилой дом шейха (от прошлого здания осталась всего лишь одна стена из песчаника). Сейчас здесь проводятся различные международные мероприятия, посвящённые философии, литературе, поэзии, культуре и искусству.

Напротив Центра находится детская библиотека (IQRA Children’s Library), на стене которой написано первое слово, сказанное пророком Мухаммедом — IKRA, что означает «Читай».

Фото: © Дарья Молоканова

Большое впечатление произвел отреставрированный дом Абдуллы Аль-Заид — создателя первой в Бахрейне газеты. Современный стиль и дизайн интерьеров точно никого не оставят равнодушным.

Заглянули также в небольшой архитектурный музей, где находятся части макета и фотографии подземного музея, который планирует построить в Саудовской Аравии. Сооружение грандиозное, но особого впечатления не произвело.

Дом искусств представляет собой традиционное арабское жилище, центром которого был двор с садом, окруженный жилыми комнатами. Этакий экстерьер в интерьере, который очень гармонично вписывается в общий стиль жилища. Сейчас здесь можно увидеть произведения местных художников, фотографии домов до реставрации, музыкальные инструменты, а также довольно фривольные афиши для местных кинотеатров. В одной из комнат, прикоснувшись рукой к стене с арабской вязью, мы услышали стихи арабского поэта.

Фото: © Дарья Молоканова

Посетили Дом кофе — современный ресторан с интересным интерьером, основным элементом которого стал кофе. Например, пол, усыпанный кофейными зернами, среди которых проглядывают светильники, предметы для приготовления и подачи напитка, а также карамелизированный сахар, свисающий с потолка в виде необычной инсталляции.

Конечно же, нельзя обойти стороной ловлю жемчуга, которая на протяжении многих веков была традиционным ремеслом стран Персидского залива. Тем более, что этому занятию посвящён целый 3,5-километровый Жемчужный путь с небольшими уютными оазисами, где можно посидеть в тени деревьев, попить воды из фонтанчика, полюбоваться колоннами, инкрустированными перламутром из жемчужных раковин. Как говорят, бахрейнский жемчуг считался лучшим в мире. Даже знаменитый Жак Картье приезжал сюда, чтобы приобрести уникальные жемчужинки для своих изделий. Как гласит история, одно такое ожерелье из нескольких ниток жемчуга он обменял на здание на пятой авеню в Нью-Йорке, стоимостью два миллиона долларов, где до сих пор располагается ювелирный дом Cartier.

Манама

Покинув старый город, мы по одному из двух мостов, соединяющих острова, отправились в новую столицу — Манаму. Здесь сразу бросается в глаза контраст между старыми невысокими домиками из песчаника и современными стеклянными высотками разнообразных форм. Лучше всего самые необычные здания видны с променада Bahrain Bay. Отель Four Seasons в виде буквы Н, расположенный на отдельном островке, — подарок правителя Саудовской Аравии королю Бахрейна. Два одинаковых офисных здания, которые с определенного ракурса образуют подкову. И визитная карточка Бахрейна — Всемирный торговый центр, представляющий собой два паруса, соединенных мостиками, на которых расположены ветрогенераторы. Здесь же, на променаде находится Кубическая мечеть и здание инвестиционного банка Arcapita, а еще очень атмосферный рыбный ресторан с космическими ценами. Желающие также могут прокатиться по каналу на катамаране или лодке.

Фото: © Дарья Молоканова

В Манаме нет обзорных площадок, с которых можно было бы полюбоваться городом, поэтому мы воспользовались видовым баром в отеле Downtown Rotana, откуда весь город был виден как на ладони, хоть и в свете ночных огней.

Безусловно, в современной столице встречаются не только небоскребы. Сердцем города всегда был и остается рынок, окруженный узкими улицами и невысокими двух-, трехэтажными домами. Попасть на рынок Баб-аль-Бахрейн можно через парадные ворота, построенные в середине XX века, когда Бахрейн находился под протекторатом Великобритании. Ворота Бахрейна в те времена действительно встречали иностранных купцов, приплывающих морем. Раньше купцу нужно было пройти всего несколько десятков метров, чтобы попасть на рынок, но сейчас из-за насыпных работ вода отступила от здания на полкилометра. За воротами в историческом здании сохранился полицейский участок и почтовое отделение, где сейчас очень необычный музей и кафе.

Фото: © Дарья Молоканова

С одной стороны, Баб-аль-Бахрейн — традиционный восточный базар с соответствующей атмосферой, с другой — это совершенно тихое место без назойливых продавцов, предлагающих очередную безделушку. Кстати, кроме традиционных магнитов и других сувениров, здесь можно купить дорогие дизайнерские изделия местных мастеров — от посуды до деревянной мебели.

Внутри рынка находится несколько заведений, где можно перекусить в исторических интерьерах.
Здесь же мы впервые попробовали традиционный арабский чай карак с молоком и специями. Неожиданно для меня, это оказалось очень вкусно. Пробудив аппетит притягательными ароматами, мы отправились на ужин в одно секретное кафе, расположенное в переулке недалеко от рынка. Несмотря на довольно простой интерьер, его посещали не последние люди королевства, включая членов королевской семьи и мировых знаменитостей.

Набор блюд у нас был абсолютно традиционный: кебаб и шашлык из курицы и говядины, овощной салат, зелень, хумус и горячие лепешки, которые испекли при нас в печи, одни с сыром, другие обычные. Все просто, но очень вкусно. Из ресторана мы просто выкатились.

Фото: © Дарья Молоканова

Не чуждо бахрейнцам и современное искусство. Недалеко от кафе, где мы обедали, находится бутик-отель, принадлежащий королю, который скорее напоминает галерею современного искусства, чем место проживания и отдыха. На стенах представлены оригиналы работ как местных художников, так и мировых знаменитостей. Есть даже произведение Дали, но картина доступна для просмотра только мужчинам. Но ни один турист не может догадаться, почему. А у вас получится?

Присутствие различных империей на этих территориях оставило след в архитектуре города. Здесь сохранились османские и португальские форты. В ходе раскопок были обнаружены даже остатки греческой и шумерской цивилизаций, надежно спрятанные временем. А нашли эти уникальные находки на территории старейшего фортификационного сооружения Калат-аль-Бахрейн, который был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
К сожалению, к форту мы приехали довольно поздно и не смогли полноценно насладиться его видами. Но это место точно стоит посетить, особенно любителям истории и археологии.

Совершенно точно могу сказать, что одного дня для изучения Бахрейна мало. Мы не успели посетить форты, Национальный музей Бахрейна, в котором хранится коллекция древних артефактов, музей нефти и некоторые природные достопримечательности. Любителям гонок была бы интересна трасса Формулы-1. А тем, кто предпочитает пляжный отдых, понравились бы песчаные пляжи с прозрачной водой Персидского залива. Правда, в основном они принадлежат отелям или платные. В общем, думаю, что Бахрейн может стать прекрасной альтернативой отдыха переполненному Дубаю, в который мы и направляемся.

Подробнее о нашем путешествии по Бахрейну смотрите на YouTube-канале «Маршрут на отпуск» https://youtu.be/JcJ4IlhL6bk