Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была сегодня 10:54
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Магнитогорск, Зеленая Поляна — Россия Июль 2024

Башкирия — прекрасное место для круглогодичного туризма, с огромным количеством памятников природы и культуры. Здесь живут около 4 млн человек более 90 национальностей, которые хранят традиции и любят свою землю. Здесь мы бывали в разное время года, катались на горных лыжах по склонам Уральских гор, осенью восхищались природой на Инзерских Зубчатках, а летом купаемся в прозрачном чистом озере Яктыкуль — Банное. Банное спрятано между гор Кутукай, Каранъялык и отрогами хребта Яманкая, поэтому здесь в основном безветренно.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

В озеро стекают ручьи, а вытекает одна река Янгелька — приток реки Урал. Летом и зимой работает канатная дорога, по которой можно подняться на высоту 943 метра. На вершине открывается панорама на 7 ближайших озер. Вот сюда мы и поднялись на следующий день по приезду в поселок Зеленая Поляна, что расположен на берегу озера. Гора горнолыжного центра Банное — (Металлург Магнитогорск) относится к хребту Яманкая — отрогу хребта Крыктытау. Яманкая состоит из 4-х вершин: Куропатка (или Замок), Башмак (с подъемником) и две безымянные вершины. Но первые две вершины по- башкирски называются Малый и Большой Карауыл-таш, они известны с древних времен, здесь башкиры зажигали сигнальные огни при приближении киргиз-кайсацкий орд. Этот сигнал передавался «по этапу» с вершины Оло-Отасы-тау (ныне гора Магнитная), затем гора Кирса, гора Мулдак и далее на горы соседнего хребта. Яманкая отделён от Крыктытау глубоким ущельем, где бежит речка Курузяк. В этом Горном ущелье мы побывали в прошлом году, где увидели Чертов Палец и водопадики: https://www.tourister.ru/responses/id_40695, А сейчас мы решили подняться на гору Куропатка. С вершины канатной дороги идем по тропе прямо и налево, останавливаемся на смотровых площадках, разглядывая окружающие горы.

Рядом хребет Крыктытау.
Перед нами гора Куропатка

Перед нами гора Куропатка высотой 890 метров, но к ней идти не трудно, практически по широкой параболе между двумя вершинами. Тропа четко видна, по ней гоняют ребята на горных мотоциклах, пулей пролетая мимо нас. Одного я успела тормознуть, восхититься быстрым железным конем, покрасоваться на фоне чудесного пейзажа.

Виды наверху чудесные.

Вон от той канатки на горе мы идем на Куропатку.
Гора цветет и пахнет.

Вот Горное ущелье внизу, где-то там среди деревьев и кустов бежит журчит речка. На противоположном хребте на склоне можно разглядеть скалу Чертов палец среди огромных каменюк, спускающихся вниз к ущелью.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

С вешины видны озера, долины, а с другой стороны бесконечные горы.

Отдохнув на вершине, спускаемся вниз по противоположной стороне горы к детскому лагерю «Горное ущелье». Этот путь оказался вдвое длиннее, чем подъем. Но прекрасные виды радуют и удивляют.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

С тропы уже не свернуть и назад не пойдешь — внизу у лагеря на стоянке нас ждут наши мужчины, которые спустились с Башмака пешком и подъехали на машине к подножию Куропатки.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

Весь путь от канатки до лагеря у нас занял не более трех часов.

Мы (трое женщин и трое детей) отважно прошли эту каменистую тропу, и всей толпой отправились купаться в озере. Поехали на Коровий пляж (где нет коров), берег с мелкими камушками, среди которых легко отыскать яшму, чем и занимались наши ребята после водных забав.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

Озеро Банное находится в яшмовом поясе Зауралья, который протянулся от Нижнего Тагила до Оренбуржья. Яшмовый пояс похож на ожерелье, так как месторождения камней тянутся не сплошной полосой, а отдельными яшмовыми районами. Яшмовые краски камня вечные, они не выцветают, как у некоторых драгоценных камней. Одно из свойств яшмы — твёрдость, которая широко использовалось людьми в каменном веке. Древние стоянки с яшмовыми поделками располагались на расстоянии дня пути на берегах озёр, например у озера Карабалыкты и этого озера Яктыкуль. Стоянка Банного сейчас в законсервированном виде находится между д/о «Березки» и «Парусом». Около Банного известно около 20 стоянок. Их называют яшмовыми мастерскими, потому что камень яшма у древних людей был качественным материалом для изготовления различных орудий. Также здесь встречаются выходы родонита — прекрасного поделочного камня розоватого цвета. Эту окраску придает ему марганец, который добывали в соседнем поселке «Кусимовский рудник». Так что на берегу озера и взрослые и дети с удовольствием перебирают камушки, любуясь их многоцветием.

Только вот до выставки камней в Магнитогорске мы не доехали. Между Магнитогорском и озером всего-то около 48 км. Детям интереснее было побывать на окраине города в парке «Притяжение», который мы увидели в прошлом году.https://www.tourister.ru/responses/id_40944 Сейчас здесь появились новые площадки, с которых ребят с трудом уводишь.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

Построен светомузыкальный фонтан «Стальное сердце Родины», воссоздающий процесс плавки руды и превращение ее в металл, но на это надо смотреть вечером, когда включется представление. Вокруг озера в парке построена зона отдыха и прокат лодок.

В парке мы провели полдня и заехали на соленое озеро Мулдаккуль, расположенное между городом и Банным. Вода в Мулдаккуле по составу солей приближена к морской, а на северном берегу озера есть лечебные грязи.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

В Магнитогорске мы побывали в день, когда погода малость испортилась и мы решили погулять по новой Набережной, посмотреть, как изменился город. Магнитогорск появился в 1929 году как посёлок при строительстве металлургического комбината у горы Магнитной, поблизости с основанной в 18 веке казачьей станицей Магнитной. Город территориально находится и в Европе, и в Азии, правый берег Урала относится к Европе, левый — к Азии. В этом году город отмечает свое 95-летие. С каждым годом Магнитогорск хорошеет, но дома в стиле «сталинский ампир» по-прежнему притягивают взгляд.

Но о городе подробно расскажет наша туристеровка, которая недавно побывала здесь, а я покажу только нашу прогулку по набережной. Мы вышли у парка Лукоморье, где появились новые детские площадки.

Построен новый участок набережной, соединяющий этот парк с парком у вечного огня.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

До него мы и прогулялись. На холме на берегу реки Урал установлен величественный монумент «Тыл — фронту» высотой 15,6 метров, представляет собой композицию из двух фигур: рабочий, который передает воину меч, выкованный на металлургическом заводе-гиганте.

Этот памятник является первой частью монументального триптиха, задуманного знаменитым советским скульптором Евгением Вучетичем. В триптих входят «Родина-мать» в Волгограде, «Воин-освободитель» в Берлине и этот памятник «Тыл-фронту». Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде в переломном месте всей войны и опущен на фашистскую свастику после победы в Берлине. В архитектурный комплекс также входят: вечный огонь в виде цветка-звезды из розового карельского гранита, плиты с именами магнитогорцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, барельефы с именами Героев Советского Союза — уроженцев Магнитогорска.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

Ну вот и погода наладилась, и мы поехали купаться в соленой воде озера Мулдаккуль, а затем и на Банное.

Водных развлечений на озере достаточно, как на черноморском побережье.

Отдых был чудесный, с погодой повезло. По утрам (но не каждое утро) наши ребята ходили на рыбалку, а кто не рыбачил, разглядывали полет воздушных шаров над горами.

У озера Яктыкуль. Гора Куропатка. Магнитогорск

На этом наши самостоятельные экскурсии не закончились. Мы побывали интереснейших местах, которые редко посещают туристы, а может просто редко пишут о них, я с трудом нашла в интернете координаты нужной мне достопримечательности. И еще напишу об этом, продолжение следует.