Турист Алена (vkusnoomeste)
Алена
была 24 июля 20:36

Минск — Беларусь Июль 2024

От минского вокзала (железнодорожного «Минск-Центральный» и автовокзала) можно, как вариант, отправиться узнавать город на… первом же автобусе. Ну, почти. В смысле, на автобусе № 1. Он вырулит на площадь Независимости, проедет по проспекту Независимости, у ГУМа повернет налево на улицу Ленина и, проехав по мосту, выедет на просторы длинного проспекта Победителей. Просторы тематически многогранные. На какой остановке (остановках) выходить из автобуса — решите сами. Расскажу о проспекте и окрестностях, «отталкиваясь» от названия автобусных остановок (от «Дворца спорта» до «Минск-Арены»), объективного наличия достопримечательностей и моего персонального опыта как минчанки. Эти места я знаю давно. Но фотографии в рассказе свежие — сделаны на прошлой неделе.

«Дворец спорта». Автобусная остановка для… любителей истории, причем древней. Дворец спорта-то там есть, но начнем с древне-глубинной достопримечательности. За зданием СДЮШОР по прыжкам на батуте находится найденное при раскопках место древней замковой церкви XI века, то есть строившейся тогда, когда Минск был в составе Полоцкого княжества.

От Дворца спорта до Минск-Арены

После окончания правления полоцкого князя Всеслава Брячиславовича в 1101 году Полоцкое княжество было разделено между его сыновьями на несколько удельных княжеств. Глеб Всеславович возглавил Минское княжество. В конце XII века Минское княжество занимало центральную часть (между Полоцким да Витебским севером и Турово-Пинским югом) земель современной Беларуси, заходя на западе за Неман (сейчас там территория Мирского сельсовета) и гранича с Городенским (Гродненским) княжеством.

В начале XIV века Минское княжество (как и Полоцкое) попало под влияние литовских князей и стало частью ВКЛ (Великого княжества Литовского). Но это уже совсем-совсем другая история…

…Что касается новой истории, в послевоенные (с 1944, 1945) и последующие годы и десятилетия Минск восстанавливался, минчане «приходили в себя», в город приезжали люди из соседних и других республик бывшего Советского Союза и, само собой, из белорусских городов и деревень. Работали, учились, отдыхали… Где-то за Дворцом спорта одно из местечек на Свислочи, где мой дедушка любил рыбачить. Правда, городской пейзаж на другом берегу с тех пор дополнился.

От Дворца спорта до Минск-Арены

А вот и Дворец спорта. Был построен в 1966 году. …Кто-то из вас, наверное, помнит, что сбоку от Дворца спорта во время минского ЧМ по хоккею в 2014 раскинулась одна из фан-зон. И не только во время него. Обычно после праздников (мероприятий, соревнований) выездная торговля сворачивалась. Но в теперешнем 2024 году после 3 июля (Дня Независимости) часть «домиков», киосков оставили. На выходных то-сё (перекусить, чаек-кофеек-водичка) там работает. Более основательный шоппинг — через дорогу, на другой стороне проспекта.

«Гостиница „Юбилейная“». Остановка для любителей прибрежно-ландшафтных пейзажей. Гостиниц там тоже хватает. И «Юбилейная» (на фото слева), и «Планета», и «Беларусь», и гостиницы, которые на 1–2 остановки до и после.

А фотографировала я с другого берега Свислочи, сидя на вот этих новых качелях. Заприметила и решила прогуляться к ним по тамошнему мостику. Кстати, там и подольше погулять приятно.

От Дворца спорта до Минск-Арены

«Музей истории Великой Отечественной войны». Для любознательных и патриотичных. Новое (современное) здание для экспозиций музея было открыто 2 июля 2014 года (в канун празднования 3 июля 2014 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков). Здание располагается полукольцом на возвышенности у обелиска «Минск — город-герой». Центральный фасад — в виде символического салюта Победы.

Иностранцы (обычно западные европейцы), бывает, спрашивают, почему на крыше не привычный глазу белорусский красно-зеленый флаг, а флаг Советского Союза. Ну, как я понимаю, из уважения к огромному вкладу в освобождение Беларуси (тогда Белоруссии) советских воинов родом из всех бывших республик Союза. А потом СССР освободил половину Европы.

За музеем стоит настоящий самолетик «Ли-2».

От Дворца спорта до Минск-Арены

А еще поблизости от музея главный вход в парк Победы. Или, если официально, в музейно-парковый комплекс «Победа».

Закладка этого парка (как и открытие Комсомольского озера) была запланирована на 22 июня 1941 года. Тем утром и днем минчанам стало не до отдыха… Но в 1945 закладка парка у озера все-таки состоялась, высадили саженцы. Он живет и будет жить. И музей истории Великой Отечественной войны будет тем, что он есть. Ради сохранения правды о том, кто был кем в 1941–1944. В память о подвиге большинства белорусских жителей, которые, как минимум, всеми способами избегали и отказывались идти в прогерманские коллаборационистские вооруженные формирования, и, по возможности, шли в партизанские отряды (или просто тем-сем помогали белорусско-советским партизанам), а также с 1941 или с 1944 (кто как успел) воевали в регулярных частях Красной Армии.

«Гвардейская». Сразу скажу, что, тем, кто едет не из центра, а с обратной стороны, и хочет сходить в упомянутый музей, надо выходить на этой остановке (потому что следующая только у «Юбилейной»). То есть на той, что на фото у газетного киоска. А название остановки просто «привязано» к улице Гвардейской, которая упирается вблизи в проспект.

От Дворца спорта до Минск-Арены

На стороне продолжения моей пешеходно-автобусной прогулки располагается уже известный вам парк Победы («приготовьтесь», он большой).

«Комсомольское озеро». Для тех, кто любит прогулки на теплоходиках. И просто прогулки.

А еще там продолжается… парк Победы (аж до Дворца независимости и далее).

От Дворца спорта до Минск-Арены

На другой стороне проспекта отельно-инфраструктурная застройка.

«Республиканский центр тенниса». По названию не скажешь, но поблизости от этой автобусной остановки делается… современная политика и история Беларуси. Центр тенниса-то через дорогу имеется, корты, теннисная школа…

Но главное здание — Дворец независимости, он же резиденция Президента. При достаточно больших размерах дворца мне он кажется каким-то… легким. Возможно, из-за наличия вверху архитектурных элементов в стиле китайской пагоды.

От Дворца спорта до Минск-Арены

Фотографировала от ТЦ «Замок», около которого находится остановка, которая есть только на той стороне — «Площадь Государственного флага». Вот и флаг.

А если ехать в «Замок» из центра (как мы), то надо выходить чуть раньше — на остановке под названием «Республиканский центр тенниса», которая находится у резиденции.

Потому что следующая остановка — уже в микрорайоне «Веснянка».

«Футбольный манеж». С остановки сначала заметна вывеска «Мир фитнеса». Правда, если обойти это здание слева, то найдется и футбольный манеж. Другое дело, что туристы такое обычно не ищут.

От Дворца спорта до Минск-Арены

Но про местную почти профессиональную лыжную трассу я всё-таки скажу! Вдруг кто-то из вас, находясь зимой в Минске, захочет глотнуть спортивно-физкультурного воздушка на фоне снежных пейзажей. Прокат лыж, ботинок и палок есть. Или летом (осенью, весной) захотите на лыжероллерах «побаловаться».

Вот эта тропинка ведет к началу лыжной трассы. За «спиной» федераций хоккея и футбола (то есть зданий, где они располагаются) находится площадка, с которой можно выехать в снежную сказку.

«Крупцы». Так называлась бывшая деревня. А теперь — улица, так сказать. Но, знаете, есть там какая-то своя атмосфера. В природе, в деревьях, в яблоньках… Кто пройдет — тот найдет.

От Дворца спорта до Минск-Арены

И продолжение (продолжения) лыжероллерной трассы — тоже.

Вспомнился биатлон. Прикольный 2009-й год. ОИ-2010, когда Сережа Новиков с серебряной медалью стоял на одной ступеньке пьедестала с Уле Бьорндаленом. Эмоциональный 2011-й и первое Дашкино серебро ЧМ. Первое Дашино золото ЧМ в 2012. 2013-й, когда добродушие, позитив и некоторые способности еще уважались. Исторические ОИ-2014 в Сочи, когда Беларусь (с 5 золотыми) заняла 8-ое место в общем медальном зачете. И… вот этого уже нам не простили. Те персоны, которых этот результат не радовал, ибо для них «не в то время».

Околоспортивные интернет-шататели и «долбители» в 2014–2015: «Хоть это у нас „хорошо“. Но зря радуетесь. Белорусский биатлон — это только Домрачева.»

Белорусский биатлон на ОИ-2018 — с золотом в женской эс-та-фе-те (есть 4 слога в этом слове).

Долбители в 2018–2019: «Без Домрачевой в 2022 медалей не будет. Потому что федерация не умеет работать с молодыми спортсменами, и после ухода Домрачевой не хочет приглашать западных тренеров.»

Но на ОИ-2022 — серебряная медаль Антона Смольского (1996 г.р.). С 22 лет он был капитаном сборной. Белорусскую мужскую сборную к ОИ готовил российский тренер Андрей Падин. …В общем, медаль.

Спасибо китайским просторам за медальное продолжение истории белорусского биатлона на, похоже, последних из тех Олимпийских Игр, где критерии попадания на них наших спортсменов были спортивными и понятными. Еще спасибо Раубичам за то, что там разрешено и никогда не запрещалось ходить в валенках. (А то МОК валенки, ушанки и сарафаны запретил.)

«Радужная». Там (через проспект) перпендикулярная улица Радужная.

От Дворца спорта до Минск-Арены

А у поворота к Покровской церкви есть кое-что поинтереснее — ухоженный источник святой воды. Говорят, водичка из Крупецкого источника полезна для глаз.

Покровскую церковь точно заметите.

От Дворца спорта до Минск-Арены

«Университет физкультуры». Это он.

А напротив — торговый центр с местно-подходящим названием «Арена-Сити».

Если честно, сначала он мне не очень внешне понравился. Но в активно-хоккейном мае 2014-го я его по достоинству оценила. 19 мая 2014 наша белорусская сборная победила сборную Латвии (3:1) и вышла в четвертьфинал домашнего ЧМ. А до этого вопрос был в том, где компанией посмотреть этот матч. Билетов на него на «Минск-Арену» уже не было. Дома или в спортбарах — как-то далековато от места событий. Выручила импровизированная фан-зона со столиками и множеством экранов в «Арена-Сити». Там и присели удобно. Вот это была атмосфера, эмоции и количество людей! До сих пор помню. У людей было такое желание посмотреть, что даже девчонки из биатлонной сборной (кроме Даши Домрачевой, которую пригласили в президентскую ложу «Минск-Арены») смотрели матч в «Арена-Сити», поднявшись на ступеньки «винтовой» лестницы. А после матча была такая радость, что люди в автобусе начали петь гимн! Раньше я такое видела и слышала только на официальных мероприятиях. В тот хоккейный день, то есть в вечер, это было спонтанно, как выход напряжению азарта, на радостях от победы.

Современный вид от «Арена-Сити» на «Минск-Арену».

От Дворца спорта до Минск-Арены

За «Арена-Сити» — жилые кварталы и путь через коттеджный поселок к пляжу «Дрозды».

«Минск-Арена». Дальше автобус поворачивает налево. Проспект Победителей продолжается дальше. Направо — еще один путь к пляжику.

От Дворца спорта до Минск-Арены

И, само собой, «Минск-Арена».

А сейчас, как обещала, попробую объяснить, как у меня получается вносить вклад в часто обсуждаемую чистоту минских улиц.

Сейчас вспомнилось, как в 2005 году перед поездкой «галопом по Европам» в Париж и так далее, кто-то из сотрудников турфирмы стал предупреждать, что там на улицах нельзя выбрасывать мелкий мусор на асфальт, газон…, потому что оштрафуют и могут в следующий раз не дать визу. А я себе думаю: «Не вопрос. Я и на минских улицах не мусорю. Мусор — в мусорки. И в Минске, и в Мире, и в Париже…" В Минске за упавшую обертку от мороженого не штрафуют (я таких фактов не знаю). И, бывает, где-то обертка лежит. Просто не долго (не неделями и даже не днями). За это спасибо дворникам. Теперь о том, почему же я все-таки готова пройти пару-тройку-десяток метров до мусорки, а не кинуть обертку прямо там, где нахожусь. В моей родне были и есть люди с разным образованием, работой, достатком. Была тётя Таня, которая работала маляром. Очень хорошая она была, кстати, добрая, бескорыстная, умненькая, но без понтопафоса. Из уважения к труду Тани и ее коллег я никогда не писала на стенах подъездов и домов никаких «посланий» начальству, бывшим друзьям или кому-то еще. Так чего буду дворников сознательно «заставлять» поднимать за мной обертки от мороженого или стаканчики из-под кваса (кофе)? Кто-то говорит: «Это же их работа». Их. Их работа — сгрести обертки и стаканчики, если, скажем, ветер выдул их из мусорки, или если старушка что-то уронила, или если ребенок маленький засмотрелся на пёсика и выпустил фантики из руки. А когда взрослый активный человек «самоутверждается» мыслью «Дворники всё подметут, это их работа» и помечает свой маршрут кинутыми обертками, окурками или стаканчиками (а некоторые потом еще косят в соцсетях под «эксперта-урбаниста») — это панство. Что не преступление. Но… я обертки в мусорки выкидываю. Легко, экологично и по-человечески.