В Касабланке мы оказались проездом, делая пересадку с самолета на самолет. В нашем распоряжении было примерно 10 межполетных часов, и грех было не воспользоваться возможностью посмотреть новый город. Предварительно почитав путеводители и поговорив с осведомленными знакомыми, мы быстро поняли, что Касабланка имеет ограниченную туристическую привлекательность. Тогда было принято решение «подтянуть» к этому визиту и столичный Рабат, который находится примерно на 90-километровом удалении от Касабланки. Чтобы все успеть, наняли гида с машиной: нашу бывшую соотечественницу из Мурманска, которая 30 лет назад вышла замуж за учившегося в России марокканца и с тех пор живет в Рабате.
Но начали мы все же с Касабланки, и этот рассказ — про нее. Касабланка — самый большой город в Марокко, где проживает около четырех миллионов человек и находится самый важный в Африке порт. Касабланка считается также главным промышленным и деловым центром Марокко. А вот туристов туда «заносит» в основном потому, что многие международные рейсы прилетают именно в Касабланку, да и еще, пожалуй, благодаря одноименному романтическому голливудскому фильму, который у всех наслуху.
Rick's cafe. Здесь разворачивались события, обыгранные в голливудской кинодраме 1942 года "Касабланка". Снимок сделан из окна машины.
Успех фильма был настолько ошеломляющим, что его поклонники, оказавшись в Касабланке, пытались отыскать там это кафе. Спрос родил предложение: в 2004 году, предприимчивая американка, много лет проработавшая в консульстве США, такое кафе открыла. Говорят, что туда до сих пор трудно попасть без резервации.
Но в целом Касабланка — город нетуристический, интересных для иностранцев достопримечательностей там почти нет, и рассчитывать на романтику точно не следует. Поэтому с гидом мы сразу договорились, что Касабланку будем смотреть «точечно» (две площади с французским наследием и знаменитую мечеть Хасана II), а основное время посвятим Рабату. Сразу скажем, что это решение было правильным.
Большинство построек в сегодняшней Касабланке (очевидно, и раньше тоже) - белого цвета, что соответствует когда-то данному испанцами названию города - Casablanca, что в переводе с испанского означает "Белый дом".
Это имя города - Касабланка - то немногое, что осталось от испанского наследия:), ну а вся его современная застройка - арабская и частично французская.
За свою долгую историю, которая уходит корнями в 7-й век до н. э., Касабланка успела побывать под властью берберов, финикийцев, римлян, арабов, португальцев, испанцев и французов. В 1755 году сильное землетрясение полностью разрушило город, поэтому особо старых построек в Касабланке нет. А что есть, так это несколько кварталов в центре города, застроенных французскими архитекторами в стиле ар-деко в сочетании с мавританскими традициями. И было это, когда Марокко находилось под французским протекторатом (1907–1956).
Свою независимость Марокко получило в 1956 году, в период правления короля Мухаммеда V. Естественно, что главная административная площадь города теперь носит его имя. Ну, а большинство зданий, ее окружающих, построено французами в 1920–1930-е годы.
Дворец правосудия (1925) архитектора Огюста Каде сочетает черты арабского и французского стилей.
Здание ратуши было спроектировано Мариусом Бойером и строилось в 1928-1937 годах.
Консульство Франции и перед ним - конный памятник французскому генералу Юберу Лиоте, активному участнику колониальных войн в Индокитае и Марокко.
Изначально, в 1938 году, памятник Юберу Лиоте был установлен прямо перед Дворцом правосудия на этой же площади. В 1959 г., т. е. после того, как Марокко обрело независимость, его перенесли на территорию консульства Франции. В 2020 году была подана петиция с требованием убрать статую из поля зрения общественности, учитывая колониальное угнетение Марокко в период протектората Франции. Но требование не было удовлетворено, очевидно.
В центре площади Мухаммеда V, где раньше стоял памятник генералу Юберу Лиоте, теперь большой фонтан.
Вокруг фонтана всегда много голубей, поэтому и саму площадь, и фонтан часто называют Голубиными.
Как и в других местах, встречаются вот такие необычно одетые во все красное персонажи - водоносы в экзотических шляпах.
Здание почтамта в неомавританском стиле (1918). Художник Альбер Лапраде однажды заметил, что мозаичные фасады и интерьеры этого сооружения заставляют любого архитектора позеленеть от зависти.
Из современных сооружений, фасадом выходящих к площади Мухаммеда V, отметим недавно построенный Большой театр Касабланки. Это крупнейший театр в Африке и во всем Арабском мире, возведенный по проекту Кристиана Юрвуа де Портзампарка, лауреата Притцкеровской премии. Это первый французский архитектор, удостоившийся такой награды. В мае 2024 года театр официально еще не был открыт.
Большой театр Касабланки был в ожидании своего официального открытия.
Рядом с площадью Мухаммеда V — собор Пресвятого Сердца (Cathedrale Sacre Coeur). Спроектированный французским архитектором Полем Турноном, он был построен в 1930—1952 гг. для многочисленных католиков, живших в Касабланке в то время. К 1956 году, после обретения независимости Марокко, собор утратил свою религиозную функцию и стал культурным центром.
Собор Пресвятого Сердца выполнен в стиле, сочетающем готику, ар-деко и элементы мавританской архитектуры. Снимок сделан из окна машины.
Еще одна известная площадь Касабланки, на которой мы побывали, — площадь ООН, на которой пересекаются основные артерии города. Один из самых заметных объектов на площади — это Часовая башня. Ее построили по решению французского командующего в 1911 году как символ французской власти в Марокко. В 1948 году из-за ветхого состояния башню снесли, но в 1993 году отстроили вновь — правда, в 45-ти метрах от прежнего месторасположения. Эта огромная площадь является точкой раздела между старой мединой Касабланки и современными районами.
По форме башня напоминает минарет квадратной формы, достигает в высоту 30 метров, имеет 4 механических циферблата на каждой из четырех сторон.
Отель Эксельсиор построен в 1914-1916 годах Ипполитом Делапорте на месте бывшей скотобойни. В 1931-32 гг. в нем останавливался писатель Антуан де Сент-Экзюпери с женой. По тем временам это была люксовая гостиница, а сейчас ее рейтинг - две звезды. Снимок сделан из окна машины.
Современная застройка площади ООН.
Национальная гордость Марокко - новый низкопольный трамвай. Такие же трамваи, но другого цвета, мы видели и в Рабате.
Но самым ярким объектом Касабланки, безусловно, является мечеть Хасана II, минарет которой виден из любой части города.
Мечеть Хасана II. В марокканских мечетях обычно один минарет.
Эта одна из самых больших в мире мечетей была построена за рекордные восемь лет (между 1985 и 1993 годами) по проекту француза Мишеля Пинсо. Общая вместимость мечети — 105 тысяч верующих (до 25 тысяч молящихся — внутри здания и еще 80 тысяч — на прилегающей площади).
И если по параметру вместимости в мире есть несколько мечетей и побольше, чем касабланкская, то по высоте своего минарета (210 м) мечеть Хасана II свыше 20 лет держала первенство — пока в 2019 году ее не превзошел минарет, построенный в Алжире.
Этот минарет делит 2-3 место в мире по высоте.
Эта мечеть была подарком короля Хасана II самому себе к 60-летию. Правда, оплатили этот подарок ценой в 800 млн. долларов жители Марокко, с которых средства собирали в добровольно-принудительном порядке. Каждому человеку, внесшему пожертвование на строительство мечети, выдавался сертификат, без предъявления которого, как мы читали, было невозможно оформить какие-либо документы или получить официальные справки.
Детали экстерьера мечети.
Это одна из немногих мечетей, «куда пускают неверных». В Марокко с этим строго: они реально разделяют людей на мусульман и всех прочих. Обувь, как и во всех мечетях, при входе пришлось снять, но никакого специального дресс-кода для женщин там не предусмотрено. Так что все дамы ходят по мечети «кто во что горазд».
Изумительной красоты многослойные арки.
Над созданием мечети Хасана II трудились более 10 тысяч мастеров разных специальностей, и результат превзошел все ожидания.
Мечеть Хасана II имеет традиционный облик: колонны из камня, мраморные полы, разноцветные деревянные потолки, резьба по штукатурке (стукко), марокканские мозаики, но при этом построена по последнему слову техники — с раздвигающейся крышей, полами с подогревом.
В мечети - раздвижная крыша.
Внутри зала для молитв находится 78 колонн из розоватого гранита с резными капителями из гипса. На полу выложены рисунки из гранита, оникса, мрамора и травертина. Стены обильно декорированы изысканной резьбой по штукатурке (стукко).
Все здание построено из местных материалов. Только колонны и люстры были завезены из Италии.
Невозможно не восхититься деревянными потолками и панелями, кружевными настенными декорациями из алебастра.
Многоцветные потолки из дерева.
Особый восторг у нас вызвал лепной декор, выполненый на стенах, арках, колоннах. Основные мотивы — традиционные для исламского искусства (геометрические, растительные и каллиграфические). Очень хороши и трехмерные мукарны — декор в исламской архитектуре, в котором ряды, или ярусы элементов нависают друг над другом, создавая объемный эффект.
...и мукарны. В них ярусы элементов нависают друг над другом, создавая объемный эффект.
Использована в мечети и так называемая «марокканская мозаика» (зулляйж, или зеллидж на арабском) — когда мелкие цветные плиточки различной формы образуют сложные геометрические узоры.
Острым молотком по трафаретным линиям из кусочка плитки высекается элемент будущей мозаики. Процесс трудоемкий, ведь эти элементы бывают довольно сложных форм, а их края должны быть выведены точно, чтобы мозаика сложилась. Эта техника существует уже едва ли не тысячу лет.
Исключительно красива и работа по металлу.
После осмотра главного зала мы спустились на цокольный этаж. Там находятся помещения для ритуальных омовений, совершаемых перед началом молитвы.
В цокольном этаже располагается целый банный комплекс. До недавнего времени часть помещений и в хамаме показывали туристам. Сейчас в баню пускают только тех, кто идет мыться.
Одно из помещений для ритуальных омовений.
В отдельном здании располагается музей мечети. Его экспозиция посвящена истории возведения этого комплекса, запечатленной на фото и видео.
В музее мечети хранятся и неиспользованные элементы отделки ее интерьеров, которые можно разглядеть поподробнее. Большой раздел рассказывает о декоративном искусстве Марокко.
Вот так выглядят вблизи фрагменты деревянного декора мечети.
Мечеть Хасана II стоит на самом берегу океана, на специальной платформе, выступающей прямо над Атлантикой. Говорят, что архитектора вдохновили слова из Корана: «Трон Аллаха находится на воде».
Вид на строящуюся мечеть с воздуха. Фото сделано в музее мечети.
Говорят, что во время прилива создается ощущение, что здание плывет по волнам. Мы там оказались в период отлива и оценить это утверждение не смогли.
Отлив. Фото сделано со смотровой площадки мечети. На горизонте - маяк на мысе Эльханк. 51-метровая башня маяка построена в 1916-1920 годах в стиле, напоминающем мусульманский минарет.
Говорят, с маяка открывается красивый вид на Касабланку и на мечеть, в частности. Он открыт для посещений, при желании можно подняться наверх, преодолев 256 ступеней винтовой лестницы. У нас времени на это не было, но в сторону мыса мы проехали и сделали несколько снимков.
Вид на мечеть Хасана II со стороны маяка.
Ну, а дальше наш путь лежал в Рабат, но это уже другая история.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия