Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 14:26

Великий Новгород — Россия Июль 2024

Мы продолжаем освоение и узнавание заповедных российских регионов. Пока что тех, что поближе. Хотя серьезных транспортных проблем для посещения, например, Великого Новгорода нет совсем. А вот то, что рядом с ним…

Мы решили возродить практику базового размещения, когда в ходе поездки выбираем в качестве базового один город, а из него ездим в соседние. В этот раз такая практика стала возможной еще и потому, что мы снова сманили в совместную поездку наших друзей — автомобилистов. И, с учетом их возможностей и пожеланий, сочинился маршрут: С-Петербург — Валдай — Великий Новгород — Старая Русса — Санкт-Петербург. Снова получилось так, что в этих местах мы раньше бывали, но настолько давно, что это не считается. Например, в Валдае мы проходили практику на 4-м курсе института, поскольку там в те времена находилась, да и сейчас продолжает работу, уникальная лаборатория Валдайского филиала Государственного гидрологического института и осадкомерный полигон, Особая уникальность осадкомерного полигона в ВФ ГГИ заключается в том, что на нём находятся четыре эталонные установки для измерений количества осадков. Одной из важных особенностей его является и то, что он — единственный в мире первичный эталон для измерения количества выпавших осадков, т. е. на его наблюдения и разработки равняется весь остальной гидрометеорологический мир. Во как!

В замечательном санатории в Старой Руссе я, уж извините за интимную подробность, вылечил серьезные проблемы со спиной и параллельно знакомился с городом. Правда, происходило это лет тридцать назад и зимой. Ну, а Великий Новгород принимал нас в прошлом году, но тоже зимой так что — было что обновить в познаниях

Планировать поездку я начал, по традиции, сильно заранее, понимая, что лето и зима — это разные режимы для туристических поездок — места ведь очень популярные. Первая проблема возникла в связи с поиском ночевки на Валдае. Уже в конце марта я не смог найти там нормальный вариант размещения хотя бы на одну ночь. В самом городе всего один отельчик, так что пришлось расширять круг поиска и мне очень повезло — я нашел возможность размещения в Эко клубе «Валдай» — это такой комплекс в лесу на Большой Валдайской экологической тропе, протяженностью более 60 километров, на берегу озера и в 6-ти километрах от самого города. Опять-таки, с большим напряжением сумел арендовать отдельный коттедж на две семьи с обязательной предоплатой. За одну ночь он обошелся нам в 15 000 рублей, но того стоил! С размещением в Новгороде было проще — друзья предложили уже известный им отель History, расположенный в одном здании с известным и нам рестораном «География» — в самом центре города. Там бронирование прошло проще, а о его итогах я расскажу позже. Итак, мы стартовали от метро Проспект Ветеранов и сразу направились в Валдай по трассе М-11. Дорога отличная, все понятно, но до тех пор, пока мы не приблизились к самому городу. В памятке, которую мне прислали из Эко клуба, был детально расписан маршрут с пожеланием — не верьте навигатору! А, на самом деле, и верить-то было некому, поскольку на территории Валдая навигаторы не работают СОВСЕМ. Это, как мы поняли, связано с наличием на Валдайских высотах различной специальной техники и оборудования, прикрывающего воздушное пространство в направлении двух столиц. Первым делом надо было перекусить. Я нашел на берегу озера отличный молодежный центр «Место Валдай» с рестораном.

Рядом с ним красиво оборудованное креативное пространство для детей и взрослых с уникальным видом на монастырь и строением под названием «Колокольчик — дар Валдая».©

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Обед нас вполне устроил по цене и по меню и мы решили ехать заселяться. Деревню в лесу мы, тем не менее, нашли и заселились в коттедж.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Нам он очень понравился. Отдельное расположение, чистый лес вокруг, комфорт и внутреннее оснащение — на самом высоком уровне.

Две спальни на двух этажах, кухня, отличный санузел с шикарным душем, большой телевизор для просмотра футбола, удобная мебель и масса интересного вокруг.

Единственно, в стоимость проживания не включено питание, а нам предстояло там ужинать и завтракать. Поэтому наши хозяйственные жёны привезли с собой все необходимое — даже с избытком. Там можно было и мангалом воспользоваться, но мы ограничились домашними заготовками. Хотя, в главном корпусе — отеле есть нормальный ресторан и там можно и завтракать и ужинать.

Но, как выяснилось, для наших друзей все эти преимущества померкли по сравнению с главным — в чистом озере с песчаным дном можно было купаться! Благо, погода тому способствовала. Но, кроме купания и аренды всяких развлечений, типа САПов и лежаков, там предлагают и баню и вот такой эко-котел. Впервые увидели такое сказочное устройство — вода в огромном чане нагревается до 40 градусов, туда добавляются всякие травы, хвоя и т. п. и там можно греться. А потом — сразу в озеро.

Зарядившись позитивом с новыми силами решили продолжить образовательную программу, а для этого посетить Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь. Он расположен на Сельвицком острове Валдайского озера в 10-ти километрах от города. Даже не знаю, как туда добираться без машины — раньше, помнится, ходил специальный паром. Его строительство начал еще в 1653 году Патриарх Никон. В 1656 году был закончено строительство Успенского собора — главная доминанта монастыря.

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. В 1919 году он был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами. Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался патриарх Алексий II. Патриарх совершил Божественную литургию в соборном храме, на которой присутствовал президент России Владимир Путин. Сейчас там благостно и просторно.

Мы попали на ежедневный вечерний молебен и кроме нас там никого не было. Территория монастыря очень большая и, пока, не везде благоустроена.

После такого эмоционального заряда настало время ужина, который с комфортом и выдумкой нам организовали хозяйки. А уж после ужина — релакс, футбол и здоровый сон.

Проснулись под пение птиц в лесу, организовали завтрак и друзья снова решили идти купаться, а мы — погулять по территории клуба. Там много всего интересного, а главный корпус с отелем — прямо настоящее швейцарское шале с верандами. Всякие спортивные и детские комплексы, дорожки для неспешных прогулок, специально оборудованное место для купания — настоящая идиллия и летний отдых. И мы даже пожалели, что не остались там еще на один день.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Однако, мы решили повнимательнее осмотреть город Валдай и, особенно, его центральную историческую часть. Ну, что сказать… Много усилий которые, ИМХО, сделали главные достопримечательности более приличными, но менее историчными. Например, трудно представить, что аутентичные домики на Народной (Посадской) улице разделяла мостовая мощеная плиткой. Зато чистенько.

Сувенирный центр с самой большой в России подковой с валдайскими колокольчиками выглядит совсем уж китчево.

С гордостью рассмотрели стенд с фамилиями самых выдающихся семей — колокольщиков. Особенно знакомой показалась первая.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Зато огромный спортивный комплекс на въезде в город — как Екатерининский дворец.

Часовня Иакова Боровичского — как новенькая шкатулка.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

А вот рядом с бывшей лавкой Ильиных, где по историческим свидетельствам путешественников пекли самые вкусные баранки, установлен памятник красавице продавщице. Фишка была в том, что тесто для баранок месили в ночь с четверга, а продавали по пятницам. И сколько баранок человек покупал, на столько поцелуев, но не в губы, а через дырку в выпечке, мог рассчитывать.

Этнографы дополняют это описание: валдайским красавицам (с церковного дозволения!) разрешалось наводить красоту на лице. Более того, доступную тогда покупную косметику приобретали для девушек мужчины, и это считалось делом обычным и даже необходимым. Объяснялось подобное правило просто: испокон веку назначаемые главой Валдая девушки должны были продавать местные бублики. Торговали бубликами только молодухи (молодые матери, родившие первенца-мальчика), и исключительно до достижения младенцем пятилетнего возраста. Бабы (у которых первенец — девочка) такого права не имели. Торговкам-молодухам разрешалось дозволять покупателям целовать себя (через бублик) — это было что-то вроде «бонуса», подобный поцелуй общественностью не порицался.

А вот Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» описывая «валдайских девок», признался, что и сам по молодости парился с ними в бане. Это было упомянуто в черновом варианте «Путешествия…», а в опубликованном тексте валдайские «наглые, потерявшие стыд» девушки, по уверению Радищева, непременно «возжигали [у любого покупателя баранок] любострастие». Радищев (ссылаясь на слухи) писал, что местные девушки и женщины приезжего непременно ведут в баню, где, раздевшись сами, всячески ублажают его, а потом, как современные «клофелинщицы», грабят.

Площадь у Троицкого собора, основанного в XVII веке, напомнила своей ухоженностью армейский плац, а вот окружающие ее старинные исторические дома готовятся к глобальной реставрации.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Однако, это не брюзжание, типа, пресыщенного туриста. Мы всегда радуемся когда видим, как преображаются запущенные места и достопримечательности в разных городах и регионах. Так что увиденное в Валдае, как и в других, позднее посещенных местах, для нас — позитив. Но нас ждал Великий Новгород. Приехали туда без приключений, заселились в отель.

Мы заказали разные по цене и наполнению номера, но, несмотря на небольшую разницу в цене, они здорово отличались. У нас было довольно просторно, мансардные окна выходили в парк, а вот у друзей номер оказался небольшим и шумным.

Так что, если решите там остановиться, будьте внимательны. Номер на первом этаже значительно удобнее, чем аналогичные на втором. По моим критериям главной проблемой стал душ — совсем слабенький и неудобный. Зато наличие в том же здании кофейни и ресторана было удобным. Поскольку, завтраки в стоимость номера не входили, то можно было либо попить кофе с булочками в кофейне, либо заказать различные по наполнению виды завтраков в ресторане. Нам они очень понравились и по качеству и по антуражу — прекрасный вид с веранды солнечным июльским утром и с панорамой на фонтан настраивали на бодрый лад.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Вечер мы провели за поиском мест для ужина. Отвергнув рекомендованные здесь столовые, зашли в популярный ресторан Токио Сити. Немного разочаровались, поскольку ждали заказа больше часа. Но, пополнив силы, перешли на другой берег Волхова чтобы, наконец, посмотреть фрески Феофана Грека в Преображенской церкви. Но — неудача. Поздно пришли. Поэтому просто прогулялись по окрестностям и, по тенистым улочкам, вышли на берег реки к Аркаде гостиного двора.

Мы намеренно не заказывали экскурсионную программу, поскольку были там недавно и узнали много интересного. Да и на Ярославовом дворище ведутся масштабные реставрационные работы. Так что — просто погуляли, посмотрели на классические панорамы и достопримечательности.

Второй день поездки мы решили посвятить Старой Руссе. Мне, почему-то, казалось, что до нее рукой подать, а на самом деле получилось почти 100 километров. Как я уже говорил, давние впечатления были немного настораживающими — зима, почти все в разрухе… Но теперь мы оказались очень удивлены и обрадованы тем состоянием, в котором находится город, по крайней мере — исторический центр.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Главных фишек в городе две — «Наш фсё» — Ф. М. Достоевский, живший и творивший в городе и уникальный в мировом масштабе грязе — и водолечебный курорт «Старая Русса». Я не буду акцентировать ваше внимание на исторических аспектах городской истории — для этого понадобится отдельный рассказ.

Мы решили начать с прогулки по центральной части, где главное внимание привлекает красивая водонапорная башня высотой 38 метров. Когда-то бак на ее вершине наполняли 10 000 ведер воды.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Вокруг нее площадь, пешеходные улочки с характерными персонажами и много старинных, но отреставрированных зданий.

Впервые прошел по новой набережной реки Полисть, которая приводит к месту слияния ее с рекой Порусья и там, на стрелке, стоит красивейший Воскресенский собор, построенный еще в 1690-х годах (с реставрацией в 1830-х) и который я помню еще чуть ли не в руинах в 2000-х.

Осмотрев собор, по 30-ти градусной жаре двинулись по заповедным «достоевским местам» к дому, в котором он жил. Дорога туда проходит по тенистой набережной с разными «фишками в тему».

И вот — сам Дом-музей. Я не очень хотел туда идти, ожидая долгую экскурсию, но выяснилось, что можно осмотреть все самостоятельно и меня, общими усилиями членов нашей группы, туда увлекли. Это принесло свои положительные плоды.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Кроме знаний, полученных в ходе осмотра, удалось посидеть и «остыть» от жары в прохладном просмотровом зале. Удивительно — на улице + 30, а никакого кондиционера нет, но в помещении очень прохладно и комфортно. Умели раньше строить!

С новыми силами двинулись на обед. В центральной части есть несколько ресторанов «в достоевскую тему» — «Ставрогин»," РаскольниковЪ», «Карамазовы». Но мы выбрали ресторан «Калачи» в торговом центре и остались очень довольны атмосферой, качеством блюд и холодным черносмородиновым морсом.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Осталась главная цель поездки — санаторий. Уж очень хотелось друзьям — фанатам купания, оздоровиться в местном грязевом озере. Вход на территорию бесплатный, но, зачем-то, просят показать какой-нибудь документ. Причем ничего не фиксируют — просто махнул паспортом и заходи.

Внутри -райские кущи, организованные новым владельцем — гостиничной группой АМАКС, который сумел превратить старейший в стране курорт (основан в 1828 году) в современный центр диагностики, лечения и отдыха.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Причем не обязательно там жить — можно покупать отдельные, но непрофильные процедуры, что называется. «поштучно». Главные фишки — уникальные грязи, целебные воды и самый мощный самоизливающийся минеральный фонтан в Европе — Муравьёвский. Высота струи его достигала 8.5 метров.

Мы прогулялись по территории, посидели у фонтана, подышали его целебными брызгами и друзья ринулись на пляж. Вход туда платный и выглядит это так. А по впечатлениям купальщиков процесс напоминает сцену из фильма «Спортлото — 82» где главный герой впервые окунается в море. А вокруг — суп из ног, рук, тел и т. п. радостей.

Рядом с пляжем расположена питьевая галерея с минеральной водой и грязелечебница. А грязь для нее забирают из вот этой части озера.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Затем ее нагревают и обмазывают тушки жаждущих минут на 20. Больше нельзя — даже после этой процедуры выходишь из кабинета покачиваясь. Но очень и очень помогает. Рядом с санаторием еще один туристический аттракцион — Усадьба средневекового рушанина (так называют жителей Старой Руссы) демонстрирующая условия проживания в древнерусском городе в XII веке.

Выполнив программу- максимум вернулись в Новгород, часик отдохнули и пошли отмечать некий общий для нас праздник в ресторан «Чародейка», который нам очень понравился зимой. Правда столик бронировал накануне. Там все было хорошо и вкусно и нас снова потянуло на прогулки.

Тихий, теплый июльский вечер. Прекрасный антураж Кремля. Огромное количество праздношатающейся публики. Талантливый певец у Горбатого моста собрал большую аудиторию. А мы решили, наконец, обойти стены Кремля по внутреннему периметру. Очень эффектно — раньше мы туда не заходили. Нагулялись, насмотрелись и пошли отдыхать.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Следующий день был завершающим и мы решили поехать в Витославлицы — интересный заповедник аутентичной русской архитектуры.

Живописная территория музея занимает площадь 33,4 га. Здесь расположено 38 памятников деревянного зодчества, включая крестьянские избы, церкви, часовни и хозяйственные постройки.

Это подлинные образцы деревянной архитектуры XVI — начала XX вв., из которых десять культовых построек XVI–XVIII веков являются шедеврами деревянного зодчества, в том числе один из древнейших деревянных храмов России — церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района (1531 год).

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

Правда, не во все дома можно войти, но есть несколько постоянно открытых объектов где «живут» хозяюшки, которые про все интересное расскажут и покажут. Мы сравнивали свои впечатление с зимней сказкой, которую увидели здесь в предыдущий визит, но и зеленое лето нам тоже очень понравилось.

К сожалению, с запада наползала темная туча и мы поспешили к машине. Только сели и поехали — хлынул ливень, который сопровождал нас почти всю дорогу до Петербурга.

Традиционно искал везде граффити. Вот что нашел.

Поездка прошла на сплошном позитиве. Почти всё, что хотели увидеть и узнать — увидели и узнали. Приятным бонусом стала возможность купания — все же — лето! Очень понравилось природное проживание в лесу. Мы не торопились, не стремились куда-то обязательно успеть, а наличие авто позволило легко добраться туда, куда сами бы никогда не добрались. Спасибо за это друзьям и их безымянному транспортному средству.

Жемчужины Средней полосы России. Великий Новгород, Старая Русса, Валдай

А они постоянно благодарили нас за усилия по их «выдергиванию» из прозы жизни. Уверен, что такое совпадение средств и интересов еще не раз приведет нас в новые, интересные и неосвоенные места. Ведь таких в России — немеряно!