Турист Екатерина Гурина (Vzhik)
Екатерина Гурина
была вчера 23:44

Хуньчунь — Китай Июль 2024

— Слушай, оно же испорченное. Зачем ты его есть-то начал — ты что, не чувствуешь, что оно ужасно пахнет? Вдруг отравишься!

— Да не, тут химии столько, что ни одна бацилла не выживет.

Мы с Мишкой в китайском Хуньчуне, в отеле, с подозрением рассматриваем печенье типа Choco-Pie, только поменьше и местное.

— А другое давай посмотрим.

Вскрываем другое. Срок годности нормальный, но запах тот же.

— Да здесь вся выпечка такая, странненькая. Вчера тортики такие же были: на вид вроде обычные, а на вкус вот такие, как это печенье.

Сразу скажу: печенье не было испорченным, никто не отравился, но запах… Я даже не знаю… Если бы так пахло мыло, я бы его выбросила. Наверное, так может пахнуть какая-нибудь микстура или бытовая химия. Но еда так пахнуть не может.

В Китае мы оказались потому, что еще давным-давно, месяца два назад, взяли билеты в оперу, в Большой, на 13—14 июля. Мы часто так делаем, устраиваем себе оперные выходные. Недели за две до этого долгожданного события Мишка начал свое любимое: опять галопом, на два дня, если вылететь утром в субботу, то не выспимся, потому что рано вставать, а если вечером в пятницу, то опять не выспимся, потому что поздно легли. А в воскресенье уже назад, а там на работу, опять галопом! Закончился этот спич риторическим вопросом:

— Во Владивосток поедешь?

Ну, конечно, поеду, от Москвы до Владивостока рукой подать, всего часиков восемь на самолете, и ты практически у границы с Китаем. Таким образом, наши коротенькие московские выходные разрослись, как снежный ком, на целых девять дней, и вылепились в симпатичного снеговика, у которого нижний ком был Владивостоком, средний — Китаем, а на третьем нарисовалась физиономия леонкавалловского Паяца, на которого нам удалось водрузить яркий шутовской колпак Измайловского кремля (в смысле, мы забронировали там гостиницу «Сказка»).

Хуньчунь — городок на границе с нашим Приморским краем и Северной Кореей. Мы поехали из Владивостока, поэтому приобщаться к китайской культуре начали еще там.

Китайские туристки на пляже у маяка Токарёвского во Владивостоке.

В городе китайских туристов видимо-невидимо, ведь если нам удобно ехать к ним из Владивостока, то и им тоже удобно.

Китайские туристы в центре Владивостока.

И так мы прониклись китайской культурой, что по Китаю путешествовали, как настоящие китайцы — большими организованными группами. Естественно, за четыре дня, да еще и без визы, мы увидели не весь Китай, а только крошечный кусочек: Яньбань-Корейский автономный округ.

На подъезде к российской границе выяснилось, что у нас и у еще пятерых человек нет групповой визы.

На российско-китайской границе.

Почему-то именно на нас и еще на пятерых организаторы тура не передали китайской стороне документы. Кто именно организаторы, мы так и не поняли: все покупали туры у разных компаний и через разные агрегаторы. Нам было велено сказать китайцам, что наш организатор «Гуру по турам». И мы с Мишкой, и остальные пятеро впервые слышали это название. На китайской границе наши семь неудачников сбились в кучку и вытаращенными глазами смотрели на весь этот бардак. В это время откуда ни возьмись выскочила молоденькая китаянка и закричала:

— Гура Тура?!

— О, Гура Тура, Гура Тура! — радостно закивали мы.

Китаянка быстро перефоткала наши паспорта и ошарашенные физиономии и куда-то убежала. Через некоторое время нам вынесли листочек с наклеенной визой на всю нашу великолепную семерку. Главной Гурой Турой выпало быть мне. Я в списке шла первой. А замыкающая Гура Тура, отец семейства из трех человек, потом все четыре дня таскал этот листок с собой. Так что мне еще повезло.

В общем, проблем на границе никаких.

Почитав, что смогла найти про Хуньчунь, я сделала вывод, что сюда наши туристы едут ради трех вещей, назовем их Три Благородные Цели, или Три По:

— Пожрать

— Пошопиться

— Полечиться.

Эти цели легко достижимы, потому что в Хуньчуне все прекрасно говорят на русском: в кафе, в магазине, на улице вас легко поймут, и вы всех тоже легко поймете, на экскурсиях вас сопроводят русскоговорящие китайские гиды, и даже имена у них для удобства пользователя будут русские.

Если вы еще помните начало рассказа, с Первым По у нас возникли проблемы. Знаю, что многим нравится китайская кухня. Мы же с китайской кухней столкнулись впервые. Не то чтобы это столкновение было уж совсем катастрофическим. Кое-что нам очень понравилось. Например, пельмени с черемшой и вареным яйцом. Это очень, очень вкусно! Мы взяли вареные, а есть еще паровые и жареные. Пельмени, как оказалось, — национальное китайское блюдо. Еще нам понравились фрукты в карамели. Тоже очень вкусно, но больше подойдет тем, у кого имеется в запасе дополнительная челюсть. У нас зубов полно, но лишних нет, поэтому ели с осторожностью.

В Хуньчуне еда, конечно, адаптирована для русских туристов. В других местах, видимо, не совсем. Например, фруктовый салат. Я была уверена, что это вариант беспроигрышный, но он был полит чем-то солоноватым, поэтому вкус, как говорил Райкин, специфический. Или, к примеру, овощной салат. Капусточка, огурчики, все стандартно, выглядит тоже вполне благонадежно. Ан нет, заправка какая-то сладковатая, поэтому вкус тоже специфический.

К сожалению, ни одной фотографии на столь животрепещущую тему я не сделала. Потому что если вкусно, то я сразу набрасываюсь и все съедаю. А если невкусно, то я сразу набрасываюсь и все выплевываю. После этого я вспоминаю, что нужно ведь было сфотографировать блюдо, но поздно!

Со Второй Благородной Целью у нас все вышло замечательно! Шопинг мы не любим и вообще его не планировали, но пришлось купить купальник и плавки, чтобы ехать на горячие источники. На шопинг потратили 170 юаней и полчаса. Я считаю, справились блестяще!

Вход в подземный рынок. На самом рынке мы не были.

Третья Благородная цель — полечиться — требует более длительного пребывания и серьезного отношения, а не четырех дней, как в нашем случае. Но по косвенным признакам мы догадались, что многие лечатся очень активно.

На второй день в Хуньчуне Мишка пришел из столовой весь под впечатлением.

— Представляешь, тут у одной женщины все зубы, наверно, выдрали!

— Да ладно, а как ты это понял?

— Так у нее зубы перевязаны, повязка через всю голову!

— Кошмар какой! Это что нужно с человеком сделать, чтобы такая повязка была! Флюс, может, оперировали?

— Может, не знаю!

Днем встречаю эту женщину на экскурсии. Хохотала до слез! Повязка, конечно, есть, небольшая, аккуратная, да она и не одна с такой повязкой ходила. Просто женщина сделала процедуру по подтяжке овала лица, приехала в Хуньчунь ради этого аж на три недели, а то зубы, зубы… Вот и суди после этого по косвенным признакам.

Вообще здесь лечат все, от гайморита до геморроя, и без операции. А то с операцией где угодно вылечат, а без операции только в Китае.

Еще многие лечатся банками. Здоровенными такими нефритовыми банками. Почему нефритовыми? А бог знает, так лечебнее, наверное. На горячих источниках многие ходили со спиной в кружочек. Кружочки большого диаметра, поэтому я и решила, что банки нестандартные. Я этим людям очень завидовала, потому что с детства обожала банки, а горчичники ненавидела.

Многое о лечении в местных клиниках мы почерпнули из рекламы. Ее здесь раздают на каждом углу. На меня самое большое впечатление произвела процедура под названием «утюжок для разглаживания морщин». Эх, сбросить бы с себя лягушачью кожу, как Василиса Премудрая, погладить утюжком, и снова надеть! Жаль, я не Василиса.

С тремя Благородными Целями разобрались. Но есть еще и Четвертая, на мой взгляд, самая главная — это побродить, полюбоваться, пофотографировать и поузнавать что-нибудь новое.

Например, парк в Хуньчуне.

Мы гуляли здесь часа два, хотя парк и небольшой по размерам. Вы можете войти через прекрасные центральные ворота, а можете где угодно.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели

Сразу за воротами вас встречает извивающийся всем телом дракон, закрученный в число 2012 — год Дракона.

Главные украшения парка — настоящая деревянная китайская беседка и крылатая пагода рядом с мостиком, немного замшелая, но оттого еще более живописная.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели

Лейтмотивом парка является, конечно, вода. Пруды пересекают множество мостиков, пространство украшают морские скульптуры, и даже декоративная плитка отражает воду во всех проявлениях: моря, озера, пруды и реки. И ни разу не повторяясь, сохраняя лишь тему и ритм.

Фрагмент моста.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели

Я так думаю, здесь правила поведения в парке.

А кроме того, это обычный городской парк, куда местные приходят погулять с детьми, устроить пикник или заняться танцами. Вот, например, местные пенсионерки. Танцуют все! А в продолжение банкета подкрепляют угасающие силы принесенными из дома вкусняшками, запивая чайком из термоса.

Главный символ Хуньчуня — скульптура «Восемь лошадей». Означает успешный успех, во-первых, потому что лошадь сама по себе прекрасное животное, а во-вторых, цифра 8 в Китае это богатство, здоровье и просто все самое лучшее.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели

В один из вечеров мы отправились в местный монастырь, Lingbao Temple, который находится в пяти минутах ходьбы от старого железнодорожного вокзала.

Старый железнодорожный вокзал.

Улица, ведущая к монастырю.

Мы знали, что монахов здесь уже нет, но надеялись, что как храм он открыт. Конечно, правильно приходить в буддийский монастырь утром, но никто не знал, работает ли он вообще, и мы решили — пусть будет вечер, пока есть время.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели

Время оказалось замечательным: тихо, спокойно, в главном храме шла служба, где фигуры в черном ритмично вставали и вновь опускались на колени, низко склонив голову.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели

Трехъярусный каскад храмов изгибался крышами, не давая восприятию соскучиться, а его яркий желто-красный окрас, умягченный вечерним светом, одновременно радовал и умиротворял.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели
Пагода за стеной монастыря. Входа к ней не нашли, и внутри тропинок нет, хотя пагода в хорошем состоянии.

Поздно вечером, не одновременно с монастырем, а в самый первый день, мы отправились на автобусную экскурсию по городу. Я не фанат организованных экскурсий, но иногда это правильный выбор. Например, мы бы не побывали в парке «Веселый островок», построенный, как по заказу, в русском стиле, и соединяющий в своем фасаде русский терем, купола собора Василия Блаженного и бог знает, что еще.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели

Мы бы не оценили треугольник моста, опрокинутый в воду, как влюбленный Нарцисс.

И было бы совсем обидно не полюбоваться чудесным отелем (Hunchun Nationalities Garden Hotel), горящим электрическим золотом в чернильно-синем хуньчуньском небе.

Гура Тура, или Четыре Благородные Цели

И на Ночной рынок мы бы вряд ли приехали самостоятельно, потому что не любим рынки.

Этот фонтан - достопримечательность ночного рынка.

Но самое главное в Хуньчуне, это вот что: кто бы вы ни были, на сколько бы ни приехали, вы всегда сможете выбрать для себя Благородную Цель. А если у вас Благородная Цель, то вы — Благородный Человек. Хотите стать благородным? Добро пожаловать в Хуньчунь!

Улица Хуньчуня.

P. S. Призыв к благородству вынуждает меня взять на себя несвойственную мне миссию служения общественной пользе. Итак, о полезном.

В Китае не работают карты, но в Хуньчуне вам все продадут за наличные. Мы везли с собой юани, но если у вас только доллары или рубли, в отеле вам их поменяют.

В отеле нас попросили сдать паспорта: меня это сильно напрягло, но по факту ничего плохого с нашими паспортами не случилось. И, естественно, в условиях организованного туризма все билеты на все объекты для вас покупают гиды.

В Китае не работают многие сервисы, в частности, мессенджеры. Википедия, кстати, тоже. Если для вас это важно, заранее скачайте VPN. Какие, не подскажу, но гид перед выездом всегда посоветует самые рабочие. Но гарантии, конечно, нет. Хорошая новость: Туристер работал отлично без всяких ухищрений!

Кажется, все, миссия выполнена. Теперь я благородный муж, а не какой-то эгоистичный сяожень!

Цикл материалов "Китайская троица"

1. Гура Тура, или Четыре Благородные Цели
  2. Сказ про волшебные источники, Царь-девицу и волшебный пендель
  3. Китайско-русский разговорник

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.