Турист Александр Селифанов (Aleksandr_Selifanov)
Александр Селифанов
был сегодня 7:52

Теберда, Домбай — Россия Июнь 2024

Перед рассказом о моих экскурсиях буквально немного полезной и очень важной инфы. Все достопримечательности в основном природные и находятся на территории Тебердинского заповедника. У него есть сайт с подробным описанием маршрутов, но я рекомендую еще присоединиться к их каналу в телеграмме, где вы будете знать о графике работы, чп и т. д. А то нередко из-за погодных катаклизмов бывает что-то закрыто, а на сайте инфы нет. Плюс есть шикарный канал о Домбае с инфой о поселке, с кем поехать на экскурсию, трансферам, отелям и т. д. Мне понравилось, что люди выкладывают фото, видео с достопримечательностей и вы можете оценить оно вам надо сейчас туда идти или нет.

Сентинский храм

Первоначально хотел увидеть Шоанинский храм, но все никак не срасталось. И тут тоже не получилось. Из Домбая ехать часа полтора, а дело было к вечеру. Поэтому в итоге заехали к Сентинскому храму и я не пожалел. Какая же тут красивая панорама!!! Потрясающее зрелище! Однозначно рекомендую. А Шоанинский надеюсь посетить уже золотой осенью. Заодно хочу встретить рассвет на Гумбаши.

Мухинское ущелье.

Это была самая страшная экскурсия в моей жизни, но и положительных эмоций хоть отбавляй. Эмоцональный выход. И все это благодаря природе ущелья и конечно моему водителю Марату. Он знает всех и вся, это человек взрыв, бомба. Ему бы в КВН. У него обычный УАЗик. Я сел с ним рядом впереди, а на открытые места сели трое ребят. Марат гнал на своем танке по полной. Мы в дороге пели, изображая виртуальную рок-группу. Он обращался к нам: «Товарищи туристы, братья и сестры». Лучше природы Карачаевска нет ничего в мире и быть априори не может. При любом удобном случае он втапливал по полной, особенно на переправах. Девушкам сзади было очень страшно. Я с самого начала экскурсии уже в целом начал молиться об успешном возвращении в Домбай целым и невредимым.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Ущелье начинается в Теберде и дорога идет высоко вверх.

Природа же ущелья потрясающая. Оно открыто широко для туристов буквально несколько лет. Тут вполне себе неплохая дорога, строятся домики для ночевки, кафешки. Пока все новое. Рулит в ущелье местный бизнемен Дядя Барадин. Так его называл Марат. Ездит на большом джипе. Встретили его на обратной дороге.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Дорога почти все время плавно идет вверх. Ехать вполне комфортно. Вы проезжаете сначала леса, потом альпийские луга, а потом уже каменистые горы со снегом. Уже на альпийских лугах увидите кафе с туалетом. Тут мы попали под дождик и пережидали его. Виды прекрасные. Трава свежая, сочная, краски яркие.

Именно отсюда и начинается самая красота. Выше две смотровые. Первая примерно на 2800 метров, а вторая на 3000 с копейками. Дорога на первую с водителем Маратом была практически убийственной. Узкая тропа для одной машины, справа крутой склон и нам впереди встречаются два УАЗика. Марат решил притопить по дороге назад, а также практически полностью вылезти из машины, держа одной рукой руль. При этом чего-то орал на всю округу. В этот момент мы его чуть не убили.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

На смотровую мы не заехали, а залетели с резким тормозом у обрыва. Мысленно я уже попрощался с этим миром. В рюкзаке кстати был валокордин и надо было махнуть капель 15 для успокоения.

Но вокруг нереальная красота и фото ну никак не передают ее и масштаба гор, ущелий. Ребята оказались блогерами и хотели запустить коптер, а также ехали с камерой 360 на длинной палке. Жаль вам нечего показать)))

Дальше под Виктора Цоя мы съехали с горы и поехали на новую смотровую. Облака то, закрывали панорамы, то вновь открывали. А самый кайф был при выходе солнца. Оно очень красиво заливало альпийские луга светом.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

На 3000 было кафе. Снизу озеро Шабойдак на высоте 2930 метров. В начале июня оно еще не расстаяло, но все равно смотрелось неплохо. И тут произошел неприятный момент, когда я совсем забыл про Мухинские озера, которые видно с хребта справа, ребята про них не знали, а гид не сказал. Так что тех самых озер я вам не покажу.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Ребята пошли к озеру, но оно во льдах и делать там нефиг. Я же пошел на гору слева для более крутых видов.

Дальше решил сходить уже справа. Тут есть небольшие лужи и виды с отражением прям норм. Вокруг еще много цветов.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Дождик то шел, то прекращался. Погода просто супепеременчива. В общем потусив еще там, мы поехали вниз. Виды были просто обалденными, мы часто останавливались. Марат еле сдерживался, чтобы не втопить.

Поездка заняла сумарно примерно 5 часов и я настоятельно ее рекомендую. Причем даже с Маратом. С ним конечно вы ощутите невероятные эмоции на фоне природной красоты. Без шуток спасибо ему огромное. Мне безумно понравилось. Эмоционально я был просто выжат.

Гоначхирское ущелье

Это мое любимое место. И в эту поездку я приезжал сюда два раза. Причем с экскурсией я ни платил за въезд в заповедник ни разу, а на такси платил. Конечно в октябре здесь сказка, а в июне ну не так красиво. Золотая осень конечно дает фору всем природным местам.

По дороге делал остановки Косыгинской поляне,

Домбай в начале июня. Достопримечательности

на мосту через реку Гоначхир (Место не туристическое и сами просите тут остановить)

и уже при подъезде к озеру Туманлы-кель, где фирменный вид на Глухорский перевал.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Ну, а дальше сразу на самую знаменитую смотровую выше озера. Правда обходной путь нашел только во время второго приезда. Вокруг еще очень много воды, топи.

А вот и вид с пригорка. Я не знаю, что это за куст, но до чего же красиво он цвел!!!

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Еще рекомендую залезть на пригорки после озера. Здесь можно поймать озеро в форме сердечка

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Ну и в конце экскурсии конечно мост у пограничников. Тут очень живописный вид по обе стороны.

Не буду кривить душой и скажу, что в октябре тут живописней раз в 10, но именно в начале июня я поразился мощью водопада и реки Кичи-Муруджу.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Жду не дождусь, когда вновь увижу это ущелье золотой осенью. Безусловно, это место стоит неоднократного посещения. Тем более проехать можно на любом авто. Но еще раз напоминаю, что мобильной связи там считай нет нигде.

Алибекский водопад

Наверное, это самое попсовое место после канатки. Все идут именно сюда. Кто из поселка, а кто и от апльплагеря «Алибек». Я выбрал второй вариант и доехал на машине. Заплатил за вход в заповедник, оформил пограничный пропуск и вперед. В пропуске укажите сразу весь период нахождения в поселке, чтобы не заполнять его на каждом кпп.

Видов по дороге особо и не было. Идти пешком нет смысла кроме как сэкономить деньги. В моем случае это 3500р за туда и обратно + гид идет со мной до водопада и обратно.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Вышли из машины и пошли налегке. Весь путь туда и обратно займет пару часов. Это без привалов, неспешным шагом, с фотосессией у водопада и небольших остановок для фото цветочков.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Сама дорога очень живописная, утром было прохладно, но в футболке комфортно. Ниже на фото знаменитая гора Сулахат. Действительно напоминает спящую девушку.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

По пути можно легко встретить погранцов. Они вам зададут дежурные вопросы, посмотрят пропуск и паспорт. Все тактично и быстро.

Сама дорога простая, но в начале июня активно тают ледники и ручьев просто море. Часто можно перепрыгнуть, а иногда и нет. Сотрудники заповедника кинут бревно, держаться руками не за что и переходи как хочешь. На свой страх и риск. В общем будьте акуратнее. Воды очень много.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Но зато сам водопад просто шикарен. Я не ждал от него «Вау», но в итоге это было реально так. Могучий, шумный и вокруг обалденные горы с заснеженными вершинами + ледники. Прям кайфанул! Восторга не было предела!

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Некоторые товарищи переходят реку Алибек и идут выше водопада, но это запрещено + «мостик» это нечто. Рисковать жизнью точно не стоит.

Мы пришли в числе первых за этот день. И это огромный плюс т к на обратном пути пошли толпы групповых экскурсий. В общем попсовое место в это время года я настоятельно рекомендую.

Ну и в конце небольшое видео для пущей наглядности мощи Алибекского водопада

Чучхурский водопад

В итоге к Алибекскому водопаду мы прошли маршрут за 1 час 45 минут. Времени еще вагон, сил дофига. Решили с экскурсоводом сразу махнуть на Чучхурские водопады. Я хотел туда изначально пешком пойти, но тут такая хорошая компания, плюс я могу туда потом и сам сходить, если понравиться. В итоге еще 5 тыс р и я в деле.

Из поселка сначала дорога идет круто вверх. На посту платишь за вход и вперед. Как я и думал, самое красивое на Чучхурских водпадах это не водопады, а дорога к ним и вид с них на окружающие горы. Это так красиво, что нет цензурных слов. Но дорога конечно оказалась сплошными горками вверх и вниз. В низинах сыро, много ручьев, воды. Это далеко не легкая, удобная, прямая, прогулочная дорога, как я думал. По крайней мере в начале июня.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Очень понравилась остановка у реки Домбай-Ульген. Именно эта река питает сам поселок. Виды здесь шикарные.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Дорога на Птышские водопады была закрыта, а мы думали может и туда махнуть после Чучхурских. Сил было выше крыши. Мы же не понимали, что нас ждет впереди)))

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Сам же водопад находится у подножия самой высокой горы на Домбае — Домбай-Ульген. Я не могу назвать пеший маршрут по тропе, т. к. у водопада это плод исключительно работы природы, а не человека. Вверх сначала идешь спокойно и первые пару смотровых даются легко, а потом круто карабкаешься, цепляясь за все, что только можно. А после осадков сюда лучше ни ногой.

Мои коллеги по экскурсии решили в своем отпуске в целом побыть на некой диете + нагрузки каждый день на достопримечательностях. Типа худануть за недельку. Если Алибекский им дался легко, то на подъеме к верхнему Чучхурскому водопаду уже слышны были призывы непременно при возвращении в поселок обязательно съесть хычины, шашлыки и запить это все карачаевским пивком.

Моя чуйка не подвела. Реально сам водопад средний по красоте, а вот окружающие виды необыкновенные, бомбические.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

А какой вид на ущелье!!! Предвкушаю золотую осень)))

У самого верха водопада есть спуск прям к нему. Очень мокро, скользко и опасно. Но наш гид взял с собой веревку, дождевики. Мы аккуратно спустились и насладились мощью потока, ну и конечно освежились после столь сложного карабкания наверх. Эмоции зашкаливали! Усталость, как рукой сняло.

Домбай в начале июня. Достопримечательности

Очень красивое место и я бесконечно рекомендую каждому здесь побывать.

Небольшое видео о Чучхурских водопадах

Итоги

Конечно это далеко не все природные достопримечательности. К некоторым в начале июня еще закрыта дорога. Имейте это ввиду при планировании поездки и обязательно читайте новости в «телеге» из официального канала заповедника.

Минусы и в целом мои наблюдения по поселку я отметил в своем предыдущем отчетике, но здесь добавлю еще «пять копеек». При входе на территорию Тебердинского заповедника каждый раз берут плату. Но за что? Чучхурские водопады это абсолютно дикая тропа, которая образовалась при сходе лавины. Там нет ничего оборудованого под безопасный, комфортный подъем. Уж можно было прорубить и сделать тропинку лесенкой!!! Так же установить лавочки для отдыха и созерцания природой. По дороге от поста нет ни одной беседки, чтобы скрыться от дождя. Пример Криммльского водопада в Австрии им в помощь.

По Алибекскому в целом тоже самое. Спасибо за маркировку маршрута и один хороший мост, но в мае, июне там просто столько воды сходит, что этих мостиков должно быть больше. Они же в одном месте кинули небольшое бревно и закрепили пару палок перед ним, чтобы не улетело. А за что держаться? А бревно-то еще и крутится на месте! Идиоты!!! Никакого обеспечения безопасности по пути следования туристов нет. Спасибо, что уведомляют о появлении животных, сходе селей, камнепадов, когда дороги перекрывают и все расчищают. Тут молодцы! Но в целом им нужно выписать командировку хотя бы в Красную поляну к свои коллегам. Я там не был, но по многочисленным видео там практически образец.

Домбай же это просто горный рай. Второй раз, а все равно уезжать не хотелось. Я забываю о минусах и просто кайфую. Вот прям энергетически мое место. После было Приэльбрусье, но именно Домбай я считаю самым красивым из общедоступных, не походных, вне альплагерных мест на Кавказе. В октябре надеюсь снова вернуться сюда и уже представляю поездку по дороге Теберда-Домбай полностью в золотом убранстве. Вот тогда и Бадукские озера посещу. А потом хочется увидеть и зимний Домбай. Местные жители прям настоятельно рекомендуют посетить именно зимой. Тут сказка круглый год!!!

Багодарю за внимание!

Цикл материалов "Кавказ 2024"

1. Домбай в начале июня. Вступление
  2. Домбай в начале июня. Достопримечательности

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.