Аугсбург можно поставить в один ряд с Триром, Кёльном и Ксантеном как один из самых старых немецких городов. Город был основан римлянами в 15 году до н. э. по приказу императора Августа. Император Август проводил обширные военные кампании в регионе, и основал поселение из которого вырос город. Римская колония, основанная на слиянии альпийских рек Лех и Вертахставшая Аугсбургом, была известна как Augusta Vindelicorum, что означает «августовский город Винделичей». В 120 году нашей эры Аугсбург стал административной столицей римской провинции Реция. Аугсбург был разграблен гуннами в пятом веке нашей эры.
В Аугсбург я прибыл из Ингольштадта и вышел не на главном вокзале, а на станции Haunstetterstraße. И город начинается с трамваев)
В Средние века Аугсбург был одним из крупнейших торгово-финансовых центров Европы, к тому же, со статусом вольного имперского города Священной Римской империи германской нации. В 1806 году, в ходе наполеоновского переустройства Европы, Аугсбург лишился статуса вольного города и был включён в состав Баварского королевства.
Первое что я увидел из интересных построен были Красные ворота, которые в средние века были важнейшими из южных ворот города. Через них проходила дорога в Тироль и Италию, и поэтому здесь располагалась таможня. Сейчас мимо ворот идут трамваи в район Haunstetten и до 1482 года Красные ворота как раз и назывались Haunstetter Tor. Из всех городских ворот Красные ворота — древнейшие.
Все дороги в Европе как известно ведут в Рим, а дорога на Рим и Венецию проходила именно здесь. Её называли «Via Claudia Augusta» в честь императора Клавдия. Она вела к водному пути по Дунаю — и доходила до реки в районе нынешнего города Донаувёрта. Конечно, дорога неизбежно требовала заставы, а застава — каких-то укреплений, поэтому ворота и прилегающее к ним оборонительное пространство неоднократно перестраивались.
Внутри зачем то вели геодезическую съемку.
Я вышел «за стены» и погулял по прилегающему к стенам саду Кройтергартен.
Прошел по интересному двору и направился на главную улицу города.
Со времён протестантства базилика святых Афры и Ульриха стоит вместе с соседкой — евангелической церковью святого Ульриха. В городе есть ещё несколько мест, где евангелическая и католическая церкви стоят рядом. Это церкви Святого Духа недалеко от Дома и церкви Святого Йохана и Святого Томаса на Ульмерштрассе. Холм, на котором расположена базилика, был освящён христианскими церквями ещё в эпоху раннего Средневековья. Сюда с пятого века шли паломники: поклониться Святой Афре. В 973-м году к мощам святой Афры были добавлены мощи епископа Ульриха — спасителя города от язычников-венгров. Позднеримская церковь в седьмом веке сменилась базиликой эпохи Меровингов, ещё через столетие на месте меровингской церкви появилась базилика времён Каролингов. В начале одиннадцатого века и эта базилика исчезла: уступила место церкви в стиле раннего романского искусства. Но холм находился вне городских укреплений, и поэтому церкви и окружавшие их строения часто гибли от вторжений неприятеля и пожаров. Всё изменилось, когда в 1012 году рядом с церковью появился бенедиктинский монастырь Святых Ульриха и Афры. Появление монастыря сделало этот район более оживлённым, а это усилило его безопасность, а сама церковь стала монастырской. В те времена здание церкви было где-то на треть короче, чем сегодня, а её южная сторона — шире северной.
Современная церковь — пятая или шестая по счёту на этом холме. Она ведёт свою родословную с 1474 года. Кирпичную постройку вчерне закончил в 1500 году архитектор Энгельберг. Он, кстати, строил и знаменитый собор в Ульме. Вчерне, потому что строительство собора продолжалось ещё очень долго. Те или иные причины время от времени приводили к застою строительных работ, а потом удача или божественное проведение снова возвращали их к жизни. Когда же стал приближаться 1300-летний юбилей Святой Афры, строители немного поторопились. Церковь, наконец, сдали заказчику в 1604 году.
Архитектура базилики несёт в себе следы разных стилей и разных эпох. Когда-то базилика одиноко и торжественно высилась на Молочной горе, поражая торжественной простотой и строгой монументальностью монастырской церкви. Теперь внешний вид базилики в значительной степени закрыт окружающими зданиями, и прежнее впечатление исчезло. Часть этого впечатления возвращает белый цвет штукатурки, которой облицованы башня и стены базилики. Отказ архитекторов открыто показать систему распорок, как это делается во многих храмах, тоже повлиял на вид базилики, придав этому виды изысканность и утончённость подчёркнуто художественных форм. Со стороны улицы Максимилиана базилика по-прежнему открыта, и её профиль как бы замыкает центральную улицу Аугсбурга, образуя эффектное завершение.
Фонтан Геркулеса установлен прямо посередине улицы Максимилианштрасе, перед великолепным дворцом Шецлера, возведённым в стиле барокко.
Фонтан был создан из бронзы в 1597–1600 годах нидерландским скульптором Адрианом де Врисом по заказу императора Рудольфа II. Он был установлен в преддверии празднования 1600-летнего юбилея города.
Фонтан назван в честь древнеримского бога Геракла, почитаемого в Италии как Геркулес. На вершине мраморного постамента установлена скульптура Геракла, совершающего один из своих 12 подвигов — удушение Немейского льва. Ниже расположены львиные головы, Наяды и несколько более мелких фигур.
Фонтан Меркурия расположен недалеко от католической церкви Санкт-Мориц. Архитектурный проект фонтана был разработан Адрианом де Фризом. Работа шла с 1596 по 1599 годы. Фонтан прославляет бога торговли Меркурия, которому поклонялись с древних времен в этой местности. В руках Меркурий держит символ мира и удачи — кадуцей призванным усмирять противников в споре (кадуцей используется в геральдике, его можно увидеть на гербах многих городов).
Кроме бога Меркурия, на постаменте изображены четыре головы орла и две львиные маски, из которых вытекает вода. Они символизируют опасность, которая может угрожать торговле.
За фонтаном расположен Дом ткачей — живое свидетельство былой славы Аугсбурга, как одного из крупнейших ткацких центров Европы. Это здание в стиле поздней готики не раз выстраивалось заново, и так же заново возникали его знаменитые росписи. Их аллегорические темы, посвященные истории города, занесены в списки баварских достопримечательностей. В 1389 году гильдия аугсбургских ткачей за 700 флоринов купила этот дом, чтобы устраивать в нём свои собрания.
XX век принёс Дому ткачей много бед. Они начались задолго до разрушений Второй мировой войны. В 1913 году, несмотря на протесты горожан, Дом ткачей снесли. Причина была проста: мешает новым, прямым и широким улицам центра города. Фрески, правда, тщательно скопировали. Копии пригодились в 1936 году, когда здание, по просьбе горожан, отстроили заново. Второй раз Дом ткачей погиб в 1944 году во время разрушительных бомбардировок города. Во второй раз был отстроен в 1958. Затем за несколько лет Дом ткачей заново расписали — снова по сохранившимся копиям. В третий раз дом ткачей едва не погиб полностью 30 июня 2004 года, когда вспыхнул сильный пожар. Деньги на восстановление пришли из страховой компании, в которой Дом ткачей был застрахован. Но этой суммы на всё не хватило, и патриоты города пожертвовали на работу живописцев ещё 150 000 евро. Старые фрески сохранили, но добавили и новые. Художники изобразили на фасадах здания главные события из истории Аугсбурга, умело связав их с помощью аллегорий с событиями мировой истории.
Церковь Святого Морица — одна из старейших церквей города. В 1019 году епископ Аугсбурга Бруно основал в городе монастырь, названный в честь Святого Морица. В 1229 году романская базилика Святого Морица была перестроена в готическом стиле. В 1534 году была возведена церковная башня. В 1714–1715 годах церковь Святого Морица была реконструирована в стиле барокко.
В послевоенный период церковь Святого Морица в Аугсбурге была восстановлена под руководством архитектора из Кёльна Доминика Бема.
Немного фотографий фонтана Меркурия с другой стороны.
Следом я пошел на площадь Фуггеров где стоит памятник одному из видных деятелей династии.
Фуггеры — крупнейший, наряду с Вельзерами, торговый и банкирский дом Германии XV–XVII веков, который вёл дела по всей Европе и за её пределами. По мнению ряда исследователей, деятельность Фуггеров — высшая точка в развитии раннего европейского капитализма.
Фуггеры вышли из среды деревенских ткачей. Родоначальник фамилии Ганс Фуггер в 1367 году переселился в Аугсбург и записался в цех ткачей. Затем, наряду с ремеслом, стал торговать тканями и пряжей. Следующие поколения Фуггеров занимались преимущественно торговлей тканями и снабжали ткачей Аугсбурга сырьём из Венеции.
Наибольшего размаха деятельность Фуггеров достигла при Якобе Богатом (1459–1525). Он не боялся рисковать и, начиная с 1488 года, постепенно прибрал к рукам всю добычу серебра и меди в Тироле, а также в Венгрии. В последние десятилетия XV в. и особенно в XVI в. вместе с иными южнонемецкими торговыми фирмами — Гохипеттерами, Розенбергами, Унгельтерами и др. начали осваивать австрийскую горную и металлургическую промышленность. Конторы Фуггеров открылись в Антверпене и Риме. Большие доходы приносили откупы с испанских рыцарских орденов, которые занимались колонизацией Нового Света, а также добыча ртути и киновари в Альмадене. Фуггеры выступали и как ростовщики: с 1488 года они предоставляли крупные денежные кредиты Габсбургам, снабжали деньгами даже Папу Римского напрямую влияя на всю европейскую политику.
Преемник Якоба во главе семейного дела, Антон Фуггер (1493–1560), вёл дела гораздо более осторожно. Получив за оказанные императору услуги дворянство, он искусно маневрировал между католической и протестантской партиями в хитросплетениях немецкой политики времён Реформации. Благоприятные условия в XVI веке на мировом рынке серебра и меди принесли Фуггерам колоссальные доходы: с 1511 по 1546 года их капитал увеличился с 200 тыс. до 7 млн гульденов. Начиная с 20-х годов Фуггеры приобретали паи горных предприятий Тироля, также покупали и строили новые плавильни.
После невозможности оплатить свою задолженность, Карл предоставил Фуггерам в аренду половину колоссальных земельных владений испанских духовно-рыцарских орденов. Торговля хлебом почти на четверть оказалась в руках Фуггеров, что привело к резкому повышению цен на хлеб. На полученных ими землях находились крупнейшие в Европе ртутные и цинковые предприятия.
Во второй половине XVI века Фуггеры поплатились за свою преданность Габсбургам восемью миллионами гульденов — цифрой, по тому времени, колоссальной. Испанская колониальная империя несколько раз объявляла о банкротстве; каждый новый дефолт приносил Фуггерам грандиозные убытки. Их кредит быстро падает в 30-х и 40-х годах XVII в., и к середине столетия существованию фирмы наступает конец. Глубинной причиной разорения Фуггеров было развитие треугольной торговли, которую взяли в свои руки противники Габсбургов, англичане и голландцы, а также общий упадок горнорудного дела в Европе.
Иоганн Якоб Фуггер или Ханс Якоб Фуггер (23 декабря 1516, Аугсбург — 14 июля 1575, Мюнхен) был немецким банкиром и покровителем искусств и наук из линии фон дер Лили (из рода Лилий) известной банковской семьи Фуггеров.
Иоганн Якоб унаследовал бизнес от брата своего отца Антона Фуггера в 1560 году, но не оказался таким удачливым в своих деловых отношениях — семья одолжила деньги Карлу V, императору Священной Римской Империи, что привело их к большим неприятностям, когда Испания обанкротилась. Иоганну Якобу пришлось распродать всю свою коллекцию (кроме библиотеки), чтобы улучшить положение, и он передал дело своему двоюродному брату Маркусу (1529–1597), который смог ее консолидировать. В 1565 году он поступил на службу к Альберту V, а позже стал президентом его тайной палаты.
Немного пройдя по улочке я вышел на ратушную площадь. Ратуша Аугсбурга — одна из крупнейших ратуш Германии, вместе с расположенной рядом башней Перлахтурм является символом города. Первая ратуша в Аугсбурге была построена в 1385 году, но в начале XVII века было решено удовлетворить требование имперского рейхстага. Строительство ратуши началось 25 августа 1615 года и продолжалось до 1624 года. Стиль здания, выстроенного по проекту уроженца города Элиаса Холля, характерен для архитектуры эпохи Возрождения. Считается, что это первая ратуша в мире, в которой на момент окончания строительства было более шести этажей. Затраты на ратушу составили более 100 тыс. гульденов, громадную по тем временам сумму.
В 1828 году рядом с ратушей было построено здание биржи, которое мешало осмотру ратуши и башни Перлахтурм со стороны городской площади, но в 1944 году оно было уничтожено бомбардировкой союзников. От самой же ратуши осталась стоять только фасадная стена.
После Второй мировой войны ратуша была восстановлена и с 1955 года вновь стала использоваться в качестве административного центра города. В 1980–1984 годах были восстановлены первоначальные цвета интерьера и фасад здания, согласно историческим материалам.
На парадном фасаде Ратуши изображены имперский Орёл и кедровая шишка, которые символизируют историю Аугсбурга в составе Священной Римской империи. Главное помещение Аугсбургской ратуши — Золотой зал с головокружительно пышной отделкой 1640-х гг., в котором проходят местные приёмы, награждения, праздничные концерты и прочие торжественные мероприятия.
На ратушной площади установлен фонтан Августа — памятник-фонтан созданный в честь основателя Аугсбурга — древнеримского императора Августа. Фонтан был установлен на Ратушной площади в год празднования 1600-летия города. На вершине мраморного постамента установлена 2,5-метровая фигура императора Августа. Величественная поза правителя символизирует обращение к войску, что видно из положения правой руки, вытянутой в специальном жесте. У подножия постамента выделяется фигура древнегреческого бога Тритона — покровителя морской стихии и помощника мореплавателей в их путешествиях. С трех сторон мраморного постамента прикреплены латунные пластины с именами великих людей, сыгравших важную роль в истории города.
Думаю что опус на 30к знаков читать сложновато я решил разделить рассказ про Аугсбург на две части. Во второй части мы поговорим про действия Фуггеров непосредственно по отношению к Аугсбургу, и взглянем на «изнанку» города. Ну, а фотографии как мне показалось очень колоритными получились.