С Площади Навоны отправились в святая святых всего католического мира — Ватикан. По Виа Джузеппе Занарделли вышли к мосту Умберто I, а дальше вдоль набережной до знаменитого Моста Святого Ангела.
С Площади Навоны отправились в святая святых всего католического мира — Ватикан. По Виа Джузеппе Занарделли вышли к мосту Умберто I, а дальше вдоль набережной до знаменитого Моста Святого Ангела.
Мост был построен примерно в 135 году во время правления императора Адриана. Впоследствии его ремонтировали и перестраивали. Однако из пяти арок три сохранились с древнеримских времён. Примечательно, что в то же время это не самый старый из римских мостов.
В 1535 году папа Климент VII выделил средства на возведение статуй апостолов Святого Петра работы Лоренцетто и Святого Павла работы Паоло Романо. Сейчас эти статуи встречают нас у основания моста. Однако, знаменит мост набором из десяти статуй ангелов с орудиями Страстей. Дизайн проекта осуществил Джан Лоренцо Бернини. Также ему принадлежат две из десяти статуй. Остальные были созданы его учениками и последователями.
Скульптуры выполнены из белого мрамора, каждая стоит на мраморном облаке.
Считается, что в Риме около 40 мостов. Поэтому неудивительно, что с обеих сторон от Моста Ангелов находятся ещё два. Справа мост Умберто I.
Слева мост Витторио Эмануэле II.
Венчает композицию Замок Святого Ангела, о котором все наверняка слышали благодаря роману Дэна Брауна «Ангелы и демоны». В музей замка не пошли, только оценили снаружи мощь укреплений и выразительную статую Архангела Михаила наверху.
Дело близилось к вечеру. Невольно заметила, что большинство народа идёт нам навстречу от Ватикана. На такой эффект как раз и был расчёт.
На горизонте вставала громада Собора Св. Петра.
Очередь в Собор всё ещё была, но далеко не такая огромная как в утренние и дневные часы.
На площади готовились к какому-то мероприятию — расставили стулья, устанавливали сцену.
Открытое пространство перед базиликой было перепроектировано Бернини с 1656 по 1667 год по заказу Папы Александра VII.
Бернини окружил площадь колоннадой из 284 массивных колонн дорического ордера, а также добавил ещё один фонтан.
Два симметричных фонтана кажутся близнецами. Однако один из них работа Карло Мадерно 1613 г., а второй более позднее творение Бернини 1675 г.
Мастер спроектировал площадь с удивительной точностью. Между фонтанами и центральным обелиском находятся две особенные точки. Если встать на одну из них, то колоннада из четырёх колонн в глубину кажется построенной только в один ряд.
Пока разглядывала площадь подошла наша очередь. Вот уже с толпой таких же счастливцев стоим у входа в собор. Вдаваться в подробности строительства собора не буду. Отмечу только, что современный фасад был возведён в 1607–1612 годах по проекту Карло Мадерны. Баллюстрада вдоль карниза украшена тринадцатью статуями: Христа в окружении одиннадцати апостолов, кроме святого Петра, которого поместили внизу у лестницы, и Иоанна Крестителя.
Вход на частную территорию Ватикана охраняют швейцарские гвардейцы в красочной полосатой форме.
Собор настолько огромен, что вся толпа мгновенно рассредоточилась.
В центре собора установлен уникальный бронзовый балдахин. Балдахин был первой работой Бернини в соборе. Четыре огромные скрученные колонны из бронзы украшенные лавровыми листьями и пчелами, эмблемой Папы Урбана, притягивают взгляд прямо от входа.
По углам карниза стоят четыре ангела работы Франсуа Дюкенуа.
Главный алтарь также работа Бернини. Огромный бронзовый трон удерживают бронзовые же статуи четырех Учителей Церкви. Существуют разные версии того, где взяли такое количество бронзы. Одна из них, что материал позаимствовали с портика древнеримского Пантеона.
Над алтарем и балдахином возвышается огромный купол, роскошно украшенный мозаикой и лепными орнаментами. Над украшениями работали многие художники, их рисунки перекладывались в мозаику лучшими мастерами того времени.
Купол разделен на шестнадцать сегментов, на которых изображены (снизу вверх):
1. бюсты 16 пап, похороненных в базилике;
2. фигуры Христа, Девы Марии, Св. Иосифа, Св. Иоанна Крестителя и различных Апостолов;
3. в прямоугольных рамах ангелы с орудиями Страстей Иисуса;
4. лики херувимов и серафимов в круглых медальонах;
5. ангелы, хранители гробницы Святого Петра
6. лица крылатых ангелов.
В лунетах изображены четыре евангелиста: Матфей с быком, Марк со львом, Лука с ангелом и Иоанн с орлом.
В нишах под ними помещены огромные статуи святых. Одна из них, Святой Лонгин — работа Бернини.
Посмотрели наверх, пора посмотреть вниз. Там тоже много интересного. Выложенный из мрамора голубь Папы Иннокентия X
соседствует с воинственным орлом Пия XI.
Тут же дракончик Папы Григория XIII.
Герб Клемента VIII с крестиками и звёздочками.
Не пытаясь охватить весь собор просто ходила и наслаждалась окружающим великолепием.
Задерживалась у каких-то мелких деталей. Заглядывала в боковые часовни.
Одно из главных украшений собора многочисленные мозаики. Со второй половины 1500-х годов собор Святого Петра стал крупнейшей лабораторией в Европе в сфере мозаичного искусства. Для работы были приглашены опытные мастера из Венеции, которая могла похвастаться традициями идущими из средневековья благодаря строительству Базилики Святого Марка.
Часовня Пьеты. Мозаики купола представляют Тайну Креста и избавление Избранных, помеченных ангелами. Мозаики выполнены Ф. Кристофари по рисункам Ферри и Пьетро да Кортона.
Тут же знаменитая скульптура Микеланджело. После атаки вандала шедевр закрыли пуленепробиваемым стеклом.
Часовня Баптистерия была спроектирована Карло Фонтана. Мозаичный алтарь 1722 года и воспроизводит картину Карло Маратты 1696—1698 гг. изображающую крещение Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан.
Купол украшен мозаиками с различными сценами связанными с крещением. В перемычках изображены аллегории четырех континентов, ставших христианскими: Европа, Азия, Африка, Америка. Каждый континент представлен в виде женщины с животным: Европа с лошадью, Азия с верблюдом, Африка со слоном, Америка с ягуаром.
Алтарь Преображения Господня — одна из самых красивых мозаик собора представляет собой репродукцию картины Рафаэля 1520 г., которая сейчас находится в музее Ватикана. Команда из шести художников работала над мозаикой девять лет и завершила работу в 1767 году.
Часовня Введения Богородицы во храм. Мозаики купола изображают падение Люцифера и Богородицу увенчанную звездами. В лунетах Ной с голубем мира, Аарон помазывает священный ковчег, Валаам указывает на звезду Иакова, Гедеон с мистическим руном.
Григорианская капелла, начатая Микеланджело, завершенная Джакомо Делла Порта. Круглый купол высотой 42 метра — один из четырех одинаковых куполов, расположенных по углам базилики. Четыре святых в лунетах представляют гармонию между Греческой и Латинской церквями.
Впечатляют надгробные композиции созданные великими мастерами. Монумент Григорию XIII. Создан миланским скульптором Камилло Рускони в 1723 году. Папа Григорий XIII известен тем, что в 1582 году издал григорианский календарь, когда за 4 октября последовало 15 октября. Обсуждение календаря изображено на барельефе саркофага. Из-под саркофага выползает дракон, геральдический символ семьи Бонкомпаньи.
Памятник Кристине Шведской работы Карло Фонтаны, 1702 г. Королева, принявшая католицизм и отрекшаяся от престола, изображена в позолоченном бронзовом медальоне.
Памятник Иннокентию XI работы французского скульптора Пьера Этьена Монно. Фигуру Папы окружают Вера и Стойкость. Барельеф изображает победу над турками в Вене в 1683 году.
Памятник Александру VII работы Бернини, 1678 г. Это один из самых известных папских памятников собора Святого Петра, шедевр 80-летнего Бернини. Дверь под памятником ведет к выходу из базилики. Александр VII был папой, который поручил Бернини окружить площадь Святого Петра колоннадой. Любопытная деталь: из-под покрывала Смерть тянет руку с песочными часами. Скелет выполнен из позолоченной бронзы, великолепная драпировка, скрывающая под собой часть двери, сделана из сицилийской яшмы, статуи вырезаны из белого мрамора, а постамент из черного, в знак траура.
В Соборе пробыли почти до закрытия. Однако на этом день не закончился. Следующий пункт культурной программы — Музеи Ватикана.
Никакой толпы у входа, пустые кассы. Ну кому придёт в голову идти в музей в 7 часов вечера? Быстро купили билеты и вперёд на встречу с прекрасным.
Из музея вышли уже в полной темноте.
По навигатору добрались до метро. Ещё немного поплутали по Площади Виктора Эммануила II. Площадь окружена зданиями с широкими портиками в стиле XIX века. Все портики одинаковые, пока нашли свой обошли по кругу практически всю площадь. После долгого дня скромный номер отеля показался роскошнее Ритца.