Турист Алена (vkusnoomeste)
Алена — была вчера 22:55
Про реальную историю поселка Мир и соседних деревень. Столбцовщина. Мой Минск. Города и посёлки.

Городея, Мир — Беларусь Июль 2024

Когда недавно я писала транспортно-новостной совет про новый автобус «Солигорск — Лида», на котором можно от станции в Городее быстренько доехать в Мир, то уже знала, куда поеду на нём сама. И вот поехала на почти «купальскую» прогулку.

Автобус «Солигорск — Лида» в сторону поселка Мир отправляется из Городеи по пятницам, субботам и воскресеньям в 10.38. Сначала надо выбрать поезд или электричку до Городеи. Я ехала из Минска. Выбрала поезд «Москва — Брест», который отправляется из Минска («Минск-Пассажирский») в 09.13 и обещает быть в Городее в 10.29. Как вариант, можно было бы поехать на электричке от «Института культуры» (дешевле и с запасищем времени), но она отправляется на часа два раньше поезда (в 07. «с копейками»), а даже при ранних летних рассветах не хотелось вставать до 06.00. А главное — хотелось самой протестировать вариант «успеть с поезда на автобус за 8–9 или…минут».

Из Минска поезд отправился вовремя. В Столбцы (станция перед Городеей) уже немного опаздывал. И в Городею пришел… в 10.37. (Насколько помню, раньше в те же Столбцы, в Брест он приходил точно по расписанию. Но…) А я не нервничала. Во-первых, мне свойственно быть спокойной, когда некоторые возмутились бы (когда транспорт опаздывает или когда кассир в магазине жалуется на тяжелый день), и, наоборот, «психануть», когда многие покладисто изображают степенное «приличие» (когда приблатненная «менеджер по персоналу» частной компании без видимых причин меняет стиль общения на более высокомерный и т. п.). Ну да ладно. …Если честно, просто в районе железнодорожных путей нервничать опасно.

Мне помогло то, что в Городее железнодорожная и автокасса находятся в одном здании (даже в одном зале), и автобусы отправляются сразу за этим зданием. Обошла (обежала) станционное здание справа (если смотреть на него со стороны путей), и вот уже на площадке за ним видны стоящие автобусы. Спереди — городейский, идущий в Несвиж. А дальше — тот самый «Солигорск — Лида» (микроавтобусно-маршруточного типа, но это он). Есть еще! Заглянула, водителя не было. Попросила, чтобы сказали водителю, что еще один человек побежал за билетом, и метнулась к кассе. «Ой, а я уже закрыла по этому рейсу». Ну и ладно. Назад к автобусику. Пришел водитель, обилетил: Городея — Симаково. Получилось! Еду прогуляться по исторической деревеньке Симаково.

Автобусик переехал железнодорожные пути, миновал речку-ручеек Городейку, а вскоре и «границу» Несвижского и Столбцовского районов Минской области. По дороге Р11 пересек развязку с дорогой Р2 (ведет из Столбцов в Барановичи и обратно) и, ближе к «стыку» Кореличского района Гродненской области со Столбцовским и Несвижским районами, трассу М1 («олимпийку»). А там уже близко.

В Симаково приехали минут без пяти 11. Остановки (туда и назад) прямо на обочинах дороги Р11, которая на том участке является еще и частью одной из улиц деревни. Решила, что от остановки сначала вернусь на один исторический перекресток, а затем прогуляюсь по как раз отходящей оттуда длинной улице Первомайской в поисках визуально присутствующих достопримечательностей.

Смотря по сторонам, заметила между посадок тропинку. Оказалось, она ведет с трассы в «городскую часть» Симаково — к паре двухэтажных домиков.

Автобусом, на 212 лет назад

Но я шла к перекрестку трассы с дорогой к деревне Озерское (с одной стороны) и со скромным выездом с улицы Первомайской (с другой стороны). Приблизительно там 10 июля (по новому стилю) 1812 года реализовался вклад местного (из деревни Симаково) крестьянина Дениса в успех локального боя и в отдаленную на тот момент, но всё же победу в войне против Бонапарта. Вид на перекресток с трассы Р11 со стороны деревни:

Предыстория такая. Отступающей 2-й Западной армии Багратиона необходим был отдых, и он поручил Платову задержать авангард наполеоновской армии у Мира. 9 июля (по новому стилю) казакам атамана Матвея Платова удалось заманить врага в засаду, устроенную южнее поселка Мир вблизи дороги на Симаково (в рощице Яблоновщина), где находились основные силы корпуса. Сейчас там (за круговым перекрестком с двумя фигурками рыцарей, у отдельно стоящей группы деревьев) есть камень с памятной доской: «Первая значительная победа русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Здесь 9—10 июля казаки атамана Платова разбили наполеоновскую кавалерийскую дивизию генерала Рожнецкого…" Но, если быть абсолютно точными, то 10 июля основные столкновения происходили уже не там, а за деревней Симаково.

К утру 10 июля основная часть войск Платова располагалась в «дальнем лесу» (он же «палоса» или, если на русском, «полоса») — перелесках южнее деревень Оюцевичи и Симаково. 10 июля столкновения начались на дороге из Симаково в сторону Городеи и Несвижа (сейчас та самая Р11) и на поле между Симаково, этой дорогой, лесом и юго-восточной стороной Оюцевич. На первом фото (сделано с дороги на Озерское) начало дороги на Городею (Р11), тянущиеся перелески (расположение Платова), небольшой лесок под местным названием «аддзелак» и то самое поле:

Автобусом, на 212 лет назад

На втором фото (слева направо) часть перелесков, «аддзелак», затем небольшой «ближний лес» и вдалеке южная часть Оюцевич:

Генерал Платов заранее решил вызвать к себе бригаду генерал-майора Дмитрия Кутейникова, которая до этого располагалась у моста в районе Столбцов и поселка Новый Свержень. Наилучшим путём (побыстрее и максимально незаметно) провести бригаду Кутейникова со стороны Озерского (помните указатель «Возерскае» на одном из фото?) казакам помог крестьянин из деревни Симаково — Денис. В этой истории, Денис — это (% 99) фамилия данного мужчины. Жаль, конечно, что имя (пока что) неизвестно. А фамилия Денис и сейчас достаточно распространена среди жителей в Симаково, Мире, Оюцевичах… Прибытие бригады Кутейникова решило исход боя в пользу войск Платова.

Говорят, что командир, который пришел со стороны Столбцов (Дмитрий Кутейников или кто-то из его офицеров), спрашивал Дениса, какой награды он хочет (вольную, деньги…). Но Денис попросил только дать покушать. Его накормили, и он пошел в лес между своей деревней и Озерским, в котором прятались односельчане или часть односельчан. Ну, то, что Кутейников предложил проводнику награду после того, как тот ему помог (а не забыл о крестьянине сей момент), делает генералу честь.

Как и Денису — его скромность и бескорыстие. И смелость. До крестьян тоже доходили слухи о непобедимости (на тот момент) армии Наполеона. А в случае глобальной победы французов, Денису, при определенном стечении обстоятельств, могло бы «непоздоровиться» вдвойне. Дело в том, что владелец Мирского замка Доминик Радзивилл был сторонником и даже адъютантом Наполеона Бонапарта. Как и часть пропольской, извините за тавтологию, части шляхты (дворянства) на белорусских землях. Получилось, что камергер двора Александра I «переобулся» и переоделся в адъютанта «великого» Наполеона. Крестьянин Денис же, очевидно, никогда не очаровывался культом Наполеона, французского языка не знал, да и польским, скорее всего, не пользовался. Пытаться восстанавливать польскую Речь Посполитую (государство, в котором поляки, польскоязычные и католики имели больше привилегий и прав, чем белорусы и так называемые «диссиденты» — христиане-некатолики) ему было незачем. И французов (или, как их называли крестьяне, «пранцузов») Денис не ждал… Кстати, с детства помню, как моя бабушка (родившаяся в 1919-м и проживавшая в деревнях нынешнего Мирского сельсовета), иногда бурча на просочившихся в огород кур и цыплят, говорила «цыку-цыку-цыку…а, каб вас халера…каб вас пранцы». Мы с братом тогда еще думали-гадали, что еще за «пранцы» такие…

Как по мне, то было бы хорошо в Симаково у трассы (например, в районе того самого перекрестка, где дорога из Озерского) установить какой-нибудь памятный знак в честь местного крестьянина Дениса. А еще — маленький (хотя бы такой, как «домик» с хлебом из деревни Малюшичи на площади в Мире) магазинчик с хлебушком-булочками, водой, соком, бумажными платочками, влажными салфетками да брошюрками-«раскладушками», рассказывающими о местных событиях 10 июля 1812 года, локальной победе и роли Дениса в ней. И для людей, проживающих и часто приезжающих в Симаково, было бы хорошо, и для автотуристов, которые ездят по Р11 из Мира в Несвиж или из Несвижа в Мир, удобно и заодно интересно. А вы как считаете?

… Представив себе местные события 212-летней давности, я пошла на прогулку по улице Первомайской. В начале своем она не очень похожа на главную улицу деревни, но это только самые первые впечатления и начало улицы. А точнее — конец улицы, как далее понятно по нумерации.

Дорога — грунтовка с давней брусчаткой. По обочинам много высоких деревьев с широкими стволами, которые наверняка были свидетелями многих событий в разные исторические времена.

Вот здесь улица Первомайская перестает прерываться и становится похожей на большинство деревенских улиц (если не считать брусчатку).

Автобусом, на 212 лет назад

…Ближе к центру деревни попался «зад» вот такой чьей-то нетривиальной хозпостройки.

А вот уже видна и скромная местная Покровская церквушка, немного напоминающая кораблик. Построена в 1866–68 годах.

Вид на церковь спереди.

Кстати, вот уже, можно сказать, и центр деревни.

На лужайке заметен памятник. Он установлен в память о земляках-односельчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Автобусом, на 212 лет назад

Подошла поближе. Спереди надпись: «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».

По бокам постамента — имена и фамилии. Обхожу слева (по «часовой стрелке»). Среди фамилий вижу и фамилию Денис. Денис Александр Григорьевич.

Автобусом, на 212 лет назад

С другой стороны — фамилии, среди которых тоже много привычных для этой местности. Гриб, Жук, Кремко, Романейко, Русецкий, Садовский, Сачук, Серафимович…

Кстати, 22 сентября 1942 года партизанами из Мирского и Столбцовского районов была проведена операция по разгрому немецко-полицейского участка в деревне Симаково. Бывший партизан из деревни Бережно (впоследствии журналист и писатель) Евгений Кремко вспоминал: «… При подготовке операции в Симаково на разведку были посланы Александр Серафимович и Федор Жук. Оба они были родом из этой деревни… Имея только легкое стрелковое оружие, мы не могли разбить бункер, который был главным очагом сопротивления врага. В этом бою мы понесли первые потери: был убит один из моих товарищей по подполью Степан Бакач. Я и мой односельчанин Михаил Кремко получили ранения. Полностью уничтожить опорный пункт не удалось, часть фашистов вырвались из нашего кольца. Но немецко-полицейский участок в Симаково больше не восстанавливался, так что цель операции была достигнута.»

… Я прогулялась по улице Первомайской еще дальше — до ее начала (по нумерации), до плавного перехода улицы в полевую дорогу к деревне Оюцевичи. Фото кукурузного поля, наверное, размещать не буду. Полевых пейзажей хватило в рассказе раньше, при описании июльских событий 1812 года.

Дожидаться вечера и обратного автобуса в Городею не стала. Вызвала мирское такси, приехала в Мир и уже оттуда добралась до Минска.

Из центра деревни Симаково такси выезжало не по Первомайской, а по перпендикулярной улице-дороге, которая тоже ведет к…трассе Р11. Примерно туда, где автобусные остановки. Взглянув на карту деревни, всё поймете. А, еще в самом начале прогулки я с «остановки обратно» у обочины сфотографировала природно-технологичный пейзаж с современно-хозяйственными сооружениями. Не историей же единой…

Автобусом, на 212 лет назад

А память о Денисе в Симаково увековечить все-таки надо бы. Тем более, что место появления у деревни бригады Дмитрия Кутейникова (10 июля 1812) как раз на «туристическом потоке».

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.