Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 11:08

Касли — Россия Июль 2024

В прошлом году я узнала, что через год Каслинский историко-художественный музей переедет в новое здание. Да, еще какое здание! Памятник архитектуры федерального значения, построенный по проекту знаменитого екатеринбургского архитектора Михаила Павловича Малахова. Правда, когда я впервые увидела это здание два с лишним года назад, то у меня, что называется, сердце кровью облилось. В прошлом году началась реконструкция.

Поездка в Касли

И вот как выглядят эти колонны сегодня.

Чтобы добраться до этой красоты пришлось пешком идти целый час под солнцем в 32 градуса жары. Дочь поехала по делам в свой районный центр, и я напросилась. Времени довезти меня до здания музея у нее не было, а общественный транспорт в городе не особо развит, пока шла, видела только одну маршрутку, которая свернула в какой-то район. Шла я по центральной улице Ленина, по сторонам которой большинство домов частного сектора, и почти нет деревьев. Есть и двухэтажные строения.

Поездка в Касли

Увидев в переулке озеро, подошла. Это Большие Касли, расположенные с правой стороны от въезда в город, его заливы заходят на территорию поселения.

Город окружают три озера: Большие Касли, Малые Касли и озеро Иртяш. Челябинская область — край озер. Потом снова шла по Ленина, правда, два раза заходила в магазины за мороженым. Улица Ленина длиной 3650 метров тянется через весь город, и раньше это было две улицы: от въезда в город до каменного моста с чугунной оградой шла Уральская.

Поездка в Касли

После моста начиналась улица Проезжая. По бывшей Проезжей мы шли в прошлом году, когда посещали Дом-музей скульптора Чиркина, который находится на улице Памяти 1905 года, за один квартал до моста. Озеро Большие Касли своими заливами окружает часть города. Купаться можно прямо на центральной улице, многие прыгают с моста.

За мостом уже все знакомо и описано в прошлогоднем рассказе: памятник Ленину, завод «Радий», кинотеатр «Родина» и прочее. За домами издалека видна Воснесенская церковь- украшение города Касли.

Поездка в Касли

Недалеко от церкви отреставрированное здание музея. Как приятно было увидеть эту красоту!

Особенно хорошо бывший госпиталь смотрится в ансамбле с храмом.

Поездка в Касли

Госпиталь построили после того, как хозяином завода стал купец первой гильдии Лев Расторгуев, который купил завод у Демидовых в 1809 году, вторых хозяев после основателей завода тульских купцов Коробковых. Госпиталь полагался всем городам-заводам в Российской империи, это первое каменное здание в Каслях. Именно в Каслях при Расторгуеве находилась главная контора Кыштымского горного округа, которая при следующем хозяине — Зотове переехала в Кыштым. До 2006 года здание использовалось как медицинское учреждение, последнее время здесь было хирургическое отделение городской больницы. С 2006 года памятник архитектуры стоял заброшенный и постепенно разрушался. Теперь у него новая жизнь. У входа в музей две чугунные рыбки — подарок Каслинского завода архитектурно-художественного литья — экспозиция уже началась!

В музее продолжаю наслаждаться созерцанием своего любимого каслинского литья.

Жанна ДАрк на коне. Годе А. Э. (1845-1902) Модель 1885 г
Жанна Д"Арк на коне. Годе А. Э. (1845-1902) Модель 1885 г
Жанна ДАрк Бертоз Д (XIX век) Модель XIX века Отливка 1997 г
Жанна Д"Арк Бертоз Д (XIX век) Модель XIX века Отливка 1997 г

В старом здании музея был всего один зал, а здесь гораздо просторнее.

Поездка в Касли

В фондах музея хранится более 12000 изделий, выставлена, конечно, малая часть.

В первых залах рассказывается об истории завода и города.

Можно познакомиться с первой продукцией завода и формовочными приспособлениями.

Об истории музея я уже рассказывала в отзыве, здание новое, а история та же. Интересны изделия местного умельца Василия Федоровича Торокина (1845–1912), который начинал работу на заводе в 14 лет сначала разнорабочим, потом стал формовщиком и дорос до самобытного скульптора.

Крестьянин на пашне.  Торокин В.Ф. Модель 1880г  Отливка 1915 г
Крестьянин на пашне. Торокин В.Ф. Модель 1880г Отливка 1915 г
Спичечница  Старуха с прялкой Торокин В.Ф. модель 1890 г отливка 1905 г
Спичечница "Старуха с прялкой" Торокин В.Ф. модель 1890 г отливка 1905 г

Памятник ему сделан другим уроженцем Каслей скульптором Александром Васильевичем Чиркиным (1930–1989). Скульптура изображает мастера со своим любимым творением в руках.

Памятник Торокину Василию Федоровичу  на кладбище г. Касли Скульптор Чиркин А.В.
Памятник Торокину Василию Федоровичу на кладбище г. Касли Скульптор Чиркин А.В.

Лошадей скульпторы всегда любили, в экспозиции их очень много.

Отдельное место выделено для экспонатов Каслинского павильона.

Россия Лаверецкий Н.А. (1837-1907) Модель 1896 Отливка 1995
"Россия" Лаверецкий Н.А. (1837-1907) Модель 1896 Отливка 1995

На стендах с фотографиями рассказана его история.

Поездка в Касли

При мне группе школьников рассказывали историю павильона, включая мифы и легенды о нем. Эта достопримечательность, которой гордится наш Екатеринбургский музей изобразительного искусства, породила много мифов. Да, волею судьбы спасенный Каслинский павильон у нас в Екатеринбурге. В то время была Уральская область с центром в Екатеринбурге, куда входили Касли, и в 1925 году Уральское общество любителей естествознания организовало экспедицию по городам области по сбору культурных ценностей. Вот и собрали остатки павильона. А сколько потом сил пришлось положить, чтобы павильон так удачно красовался в большом дворе бывшего заводского госпиталя. Об этом интересно рассказывает в интервью Областной газете внучка каслинского скульптора Александра Семеновича Гилева(1928–1988) Ксения Гилева, заведующая отделом художественного металла в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Текст интервью можно почитать здесь .

Ажурная чугунная мебель дивно хороша.

Особенно ажурный столик  со знаками зодиака впечатляет, и к креслу подходит.

Поездка в Касли

Экспозиция не ограничивается художественным литьем, это историко-художественный музей, рассказывается о природе и истории края.

Оказывается, что в 1970–2000 годах в Каслях изготавливали изделия из Бересты, дерева и делали лаковую миниатюру.

Находившись по музею, иду к храму.

Поездка в Касли

Церковь Воснесения Христова построена по проекту Х. Сарториуса в 1855 году. В этот раз мне не повезло, калитка на замке и входа нет. В прошлом году я потихоньку прошла и увидела, что идет реставрация. Будем надеяться, что обновленный храм скоро откроет свои двери. Стрелка показывает на автовокзал, туда и иду.

Скромное здание автовокзала отремонтировано, и внутри зал ожидания, туалет и кассы, и даже расписание висит.

Какой прогресс! Раньше все было на клюшке. Пока шла от музея, познакомилась с планами реконструкции города.

В прошлом году велись работы по благоустройству территории рядом с храмом. Сделали дорожки из железобетонной плитки и газон. Только вместо цветочков высокая лебеда растет, а когда по улице Ленина шла, там все больше лопухи. Алексей Леонидович Текслер, губернатор Челябинской области замечание сделал по поводу благоустройства, когда приезжал на открытие музея в новом здании.

Созвонилась с дочерью, и подождала ее в зале ожидания автовокзала, удобно. Поехали в магазин за мороженым и оказались у Дворца культуры. Давно хотела его сфотографировать, дворец недавно отремонтировали, внутри оборудован зимний сад с пальмами и фигурами каслинского литья.

Поездка в Касли

Дворец культуры носит имя Захарова Ивана Михайловича (1870–1918).

Захаров И. М. с 12 лет работал на Каслинском заводе, сначала рабочим, потом мастером, революционер, в 1918 году расстрелян белогвардейцами. Территория вокруг дворца подлежит реконструкции.

Поездка в Касли

Оказывается, сегодня здесь праздник, отмечают День семьи. Для детей вокруг дворца куча развлечений.

Поездка в Касли

И мои красавцы сюда пришли.

Поездка в Касли

Юля купила забавную шапочку в виде зайчика с ушками, я тоже примерила.

Начался концерт и награждение лауреатов местного конкурса.

Поездка в Касли

А мы поехали на природу и подъехали к Демидовскому сапфировому карьеру, расположенному недалеко от озерв Иртяш, которое раскинулось справа от города.

Юля с Ваней купались, а я фотографировала, красивое место. Когда ехали обратно, снова проезжали мимо дворца, там было пенное шоу. На всех зрителей со сцены из специальной пушки выпустили огромную струю пены, забавно. В следующий раз надо побывать во дворце и посмотреть зимний сад. Руководство города и губернатор области планируют продвигать Касли как туристический объект, город действительно интересный.