Эту потрясающую усадьбу с роскошным парком можно было бы назвать скрытой жемчужиной Синтры, если бы она не имела статуса объекта ЮНЕСКО. И тем не менее, Монсеррат часто упускают или игнорируют большинство туристов, приезжающих в Синтру.
Эту потрясающую усадьбу с роскошным парком можно было бы назвать скрытой жемчужиной Синтры, если бы она не имела статуса объекта ЮНЕСКО. И тем не менее, Монсеррат часто упускают или игнорируют большинство туристов, приезжающих в Синтру.
Дело в том, что эта вилла расположена несколько в стороне от остальных достопримечательностей Синтры. И хотя «напрямки» Монсеррат всего в четырех километрах от исторического центра города, местность там — пересеченная, и переезд от одного объекта к другому, как правило, требует спуститься с одного холма, затем подняться на другой по петлявым дорогам. Так что эти перемещения занимают время, которое у туристов очень часто в дефиците.
Мы Монсеррат запланировали заранее (хотя больших ожиданий и не имели) и ни разу об этом не пожалели. Надо признать, что эта вилла превзошла все наши ожидания: и сам дворец, и окружающий его парк.
Сегодняшний облик поместья сложился в основном в середине 19-го века, хотя история этого места гораздо более продолжительная. Сайт усадьбы в качестве начальной даты называет 1540 год, когда на этих землях, принадлежавших тогда Королевскому госпиталю Всех святых, была построена часовня, посвященная Богоматери Монсеррат.
На протяжении многих лет имение несколько раз меняло хозяев, периоды его расцвета сменялись упадком, когда его строения превращались в живописные развалины. На их месте уже следующие владельцы возводили новые здания. Начиная с последней четверти 18-го века и до середины 20-го столетия, на этих землях хозяйничали исключительно англичане. Так что можно без преувеличения сказать, что Монсеррат — это вилла с английским «акцентом», который чувствуется, прежде всего, в ее замечательном пейзажном парке.
Первый расцвет усадьба испытала при англичанине Уильяме Бекфорде, который в конце 18-го века вплотную занялся обустройством парка, наняв ландшафтного дизайнера, тоже британца, Джеймса Бурта. Именно тогда в поместье были созданы газоны (на манер английских), искусственный каскадный водопад, декоративные руины.
С отъездом Бедфорда из Португалии поместье стало приходить в упадок, одновременно приобретая некую романтическую запущенность, у которой в начале 19-го века было много поклонников. Один из них, лорд Байрон, даже пожил в Монсеррате несколько месяцев, что вдохновило его на несколько строчек об этом райском месте в поэме «Паломничество Чарльз Гарольда». После ее публикации усадьба приобрела огромную популярность среди иностранных путешественников, особенно английских.
В середине 19-го века пришедшее в запустение имение купил британский текстильный миллионер и коллекционер предметов искусства Френсис Кук. При нем жизнь поместья заиграла новыми красками: построили новый дом-дворец, а также существенно изменили планировку парка.
Усадьба Монсеррат, сочетающая в себе английскую и мавританскую архитектуру, с тех пор стала одним из самых важных образцов романтической архитектуры в Португалии, наряду с дворцом Пена и поместьем Кинта да Регалейра. А окружающий виллу Монсеррат парк и по сей день — это один из самых богатых ботанических садов и один из самых красивых романтических пейзажей, когда-либо созданных в Португалии.
Поместье принадлежало семье Куков на протяжении трех поколений, но после ВМВ они вынуждены были его продать. В 1949 году Монсеррат был приобретен государством, которому понадобилось несколько десятилетий, чтобы привести его в порядок и открыть для публики.
Огромный парк, разбитый вокруг дворца Монсеррат, оформлен в романтическом стиле с гигантскими деревьями, прудами c рыбами, водопадами, гротами и декоративными руинами.
На протяжении многих лет хозяева поместья высаживали в парке всевозможные растения со всего мира. И сейчас в нем произрастает, как пишут, более 2000 видов растений.
Парк устроен таким образом, что здесь что-нибудь цветет круглый год.
Там есть даже отдельные зоны с растениями, олицетворяющие природу той или иной страны. В самой солнечной части парка разбит мексиканский сад с кактусами, есть и уголки Австралии, Новой Зеландии, Китая, Японии…
Когда гуляешь по парку, не покидает ощущение, что попал в нерукотворный сказочный лес. Огромные вековые деревья, оплетенные плющом и лианами, поваленные стволы, поросшие мхами и лишайниками, выглядят настолько натурально, что просто не верится, что здесь работали дизайнеры и садовники.
Под стать сказочному лесу и сама вилла. Дворец Монсеррат состоит из Центрального корпуса и двух симметричных боковых крыльев.
Увлекаясь индийской культурой, хозяин и поныне существующего дворца украсил его индийскими и арабскими элементами — и снаружи, и внутри. Стены, потолки, лестницы во дворце декорированы лепниной, резьбой по камню, барельефами — и все это очень тонкая, по-настоящему уникальная работа.
Через всю длину здания проходит фантастически красивая галерея с готическими арками, колоннами из розового мрамора, мраморными бюстами и ажурной резьбой по камню.
В центре дворца расположен восьмиугольный зал с фонтаном из каррарского мрамора с роскошным куполом над ним. Свет мягко распространяется и по залу, и по прилегающим галереям, создавая уютную и даже какую-то волшебную атмосферу.
Круглый зал в северной башне дворца — это его музыкальная комната. В ней вдоль фриза, по всему периметру, установлены вписанные в тондо шестнадцать бюстов — Аполлона и муз.
Из центрального зала дворца есть выход на портик, а оттуда — на просторную лужайку.
Посмотрим еще несколько интерьеров во дворце.
К сожалению, наполнение комнат дворца в основном было распродано на аукционах в 1946 году, еще до покупки этой виллы государством. Поэтому сегодня мы можем оценивать преимущественно декорации стен, потолков, внутренние архитектурные элементы.
Завершая этот рассказ, скажем, что ЮНЕСКО, включив эту виллу в свои списки, абсолютно правильно подобрала для Монсеррат категорию — «культурный ландшафт»: созданное руками человека в этой усадьбе абсолютно гармонично сочетается с природной красотой места.