Решила продолжить рассказ про Коломенские монастыри. Если я добралась до двух удаленных от исторического центра, о которых уже рассказывала, то оставшиеся два монастыря, расположенные в черте кремлевского Кремля, надо очень постараться, чтобы не посетить.
В конце 1352 — начале 1353 годов на территории Московского княжества была создана новая епархия с центром в Коломне, как раз на месте одного из монастырей-Ново-Голутвина Свято-Троицкого.
Пять с половиной веков на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы. В 1799-м году Коломенская епархия была упразднена, архиерей переведен в Тулу, а за ним туда же выехали Семинария и Консистория. Так долго существовавший комплекс архиерейского дома, расположенный на Соборной площади в Коломне опустел…
И во избежание разрушений зданий было принято решение перевести в них часть братии со Старо-Голутвина монастыря и об этом я рассказывала в своем прошлом материале.
Образовавшийся в последний год 18 века монастырь был назван по своему главному храму в честь Святой Троицы— Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
Многие здания, оставшиеся на территории самого молодого коломенского монастыря от архиерейского дома, гораздо древнее основанной обители. Например, Троицкий собор 1705 года постройки и обширные белокаменные палаты — Архиерейский корпус, возведенные в 1682–1704 годах.
К монастырю также были приписаны две соборные церкви: Успенская и Тихвинская, расположенные за территорией ограды. В 1823 году на месте разобранного парадного крыльца корпуса была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, позднее она была освящена во имя Покрова Божией Матери (Покровская церковь).
Одновременно были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади.
В 1825 году возведена 55-метровая колокольня, ставшая второй по высоте в Коломне, после колокольни Иоанно-Богословского храма.
В 1871 году Ново-Голутвин монастырь преобразован из штатного в общежительный и при финансовой помощи коломенских благотворителей в кратчайшие сроки обновлен и приведен в должное состояние.
Налаженная жизнь обители после Октябрьской революции была в одночасье разрушена: имущество национализировано. В зданиях и строениях размещались многочисленные организации и коммуналки.
В декабре 1988 года изрядно обветшавший монастырский комплекс Ново-Голутвина монастыря был передан в пользование Русской Православной церкви для организации в нем женской монашеской общины. С этого времени начался этап возрождения обители и когда я читала перечень дел, организованных монахинями, удивлению не было границ. Посудите сами: в медицинском центре монастыря работают профессиональные врачи, есть вышивальная, иконописная, керамическая и столярная мастерские и прочие. А еще при монастыре действует клуб любителей животных: в питомнике разводят редких монголо-бурятских и среднеазиатских пород собак.
Еще в монастыре есть подворье, расположенное в 17 км от Коломны и там насельницы разводят чистопородных лошадей, привезенных из Удмурдии.
И прежде чем я перейду к описанию монастырских строений, расположенных внутри монастырской ограды, расскажу о тех, что расположены на Соборной площади.
Храм Воскресения Словущего -один из старейших храмов Коломны. Храм настолько древний, что в летописях не сохранилась дата его постройки, но известно, что именно в нем 18 января 1366 года венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия Суздальская.
Конечно же на протяжении существования храм не раз подвергался перестройкам, но расскажу о поздних: в 1786 году перестроили в стиле позднего барокко верхнюю треть четверика, в 19 веке в стиле классицизма возведены новая трапезная и южное крыльцо.
А дальнейшие действия как под копирку: в 1929-м году храм закрыли, уничтожили в нем все церковное и отдали под спортивный зал. В 1990-х годах храм был возвращен приходу Успенского собора. В нём временно разместилась иконописная мастерская. В 2003 году началась реставрация церкви.
В Воскресенской церкви находились древние образы «Сошествие во ад» XIV века и «Святая Троица» XV века, ныне хранящиеся в Третьяковской галерее. До 20 века здесь находилась ценная реликвия — ковш для вина, использовавшийся при венчании святых князя Димитрия Донского и княгини Евдокии.
Рассказывая про храмы, ловлю себя на мысли, что вероятно до конца не ощущаю их древность, историческую ценность, наполненность реликвиями и связанность с ними известных русских личностей. Кажется, что такое их величие не может быть доступно простому обывателю, ан-нет, пожалуйста, ходи, восторгайся сколько угодно!
Вот великолепный белокаменный Успенский кафедральный собор, первый вариант которого был возведен в 1329 году.
Но уже через 50 лет великим князем Дмитрием Донским после первой победы русских войск над монгольской Ордой в битве на реке Веже был заложен новый, трёхкупольный собор больших размеров. Но что-то пошло не так и буквально на следующий год храм обрушился и был достроен только к 1382 году.
Успенский собор на тот момент это одна из крупнейших каменных построек Московского княжества, в росписи собора, предположительно, принимал участие Феофан Грек.
С 1581 по 1586 год именно Успенской соборе служил святитель Иов епископ Коломенский, ставший первым патриархом Русской церкви.
В 1673-м году собор был разобран из-за ветхости и на том же самом месте под руководством зодчего Мелентия Алексеева в течении десяти лет возводился новый, сохранившийся до наших дней храм.
В храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель Филарет Московский. В 1929 году Успенский собор был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены. В 1989 году Успенский белокаменный собор был возвращён Русской православной церкви.
Справа от Успенского собора расположен теплый каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построенный в 1776 году на средства местного купца Ивана Тимофеевича Мещанинова и так же приписан к Успенскому кафедральному собору.
В 1858–1861 годах в виду ветхости храм был разобран и на его месте на пожертвования купца Филиппа Назаровича Тупицына возведён новый, пятиглавый храм значительно большего размера. В конце 1920-х годов был закрыт, разорён и лишь в 1989-м году возвращён общине Успенского собора.
С западной стороны к Тихвинскому храму примыкает соборная шатровая колокольня Успенского собора, возведённая в 17 веке.
В 1920-е годы все её колокола были уничтожены. В 90-е годы, во время реставрации колокольни и возвращении на место заново отлитых колоколов, был поднят и самый большой, двухтонный колокол, отлитый в Воронеже.
Сразу за колокольней в 2007-м году установлен памятник Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию, по проекту скульптора А. Рожникова.
А еще чуть далее, завершая формирование современного ансамбля Соборной площади, находится краснокирпичное здание бывшего приходского Соборного училища.
Построено училище в 1865 году, в 1912-м перестроено и увеличено в размерах. В настоящее время в нем размещается школа № 3.
А теперь через ворота захожу на конкретную территорию монастыря, оформленную оградой. Справа остается Покровский храм,
но я во все глаза смотрю вперед. Чуть левее по курсу великолепный, яркий, выпадающий из общей концепции храмовой архитектуры Коломны Троицкий собор Церковь Троицы Живоначальной.
Первая Троицкая церковь на этом месте на территории архиерейской резиденции была построена в середине 14 века. Каменный храм в стиле русского барокко, единственный образец этого стиля в Коломне, был возведен в 1705 году.
После Революции храм был закрыт, разорен и вскоре пришел в полнейшее запустение, в котором и находился долгие годы.
Первая реставрация Троицкого собора была произведена в 1970-х годах. Восстанавливать первоначальный облик храма пришлось по следам срубленного декора, архивным и иконографическим материалам.
По сохранившимся потёкам, разбрызганным каплям краски, художник А. Д. Червяков выполнил проект полихромной окраски храма.
Восстановление фасадов потребовало большого количества профилированного кирпича, который в то время приходилось тесать вручную. Благодаря опыту архитекторов и реставраторов удалось воссоздать прекрасные фасады храма и его интерьеры.
В 1989-м году обновленный Троицкий собор Церковь Троицы Живоначальной был возвращен верующим. На нижнем этаже храма создан предел в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В настоящее время Троицкий собор является главным храмом Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря.
В 2002-м году чуть поодаль от Троицкого собора на средства благотворителей воздвигнута деревянная часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Анастасьинская часовня совсем небольшая и в нее то и дело входили люди и через время выходили люди. Выждав момент, когда на крыльце никого не было, заглянула внутрь и я.
Присутствие служителя сковало мои движения, но все же удалось сделать пару фото. В часовне находится Икона святого равноапостольного князя Владимира с частицей мощей.
В тот день стояла утомительная жара, солнце палило нещадно. Время приближалось к полудню и я к тому моменту уже очень устала, ведь если вспомнить-с утра был поход через поля к Бобренову монастырю. Поэтому очень хотелось посидеть в тени деревьев на лавочке у стен утопающего в зелени Троицкого собора, расслабиться и не о чем не думать, настолько благостно влияла обстановка.
Я не стала противиться. Планы в дни нахождения в Коломне были слишком масштабные, видимо именно поэтому я и не зашла ни в один храм города.
Отдохнув, иду дальше, в не менее интересный Успенский Брусенский монастырь, вход в который находится на пешеходной улице имени Лажечникова-миновать, не заметить совершенно не возможно.
А зайдя на территорию монастыря по Брусенскому переулку можно дойти к Михайловским воротам Кремля.
Коломенский Брусенский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери основан в 1552 году.
Название «Брусенский», предположительно, происходит от слова «брусенный», т. е. деревянный брус, потому как большинство строений монастыря изначально строились из деревянного бруса.
В том же году в память победного похода Ивана Грозного на Казань был возведен и каменный шатровый Успенский храм, относящийся к памятникам раннего шатрового зодчества, редкий образец этого стиля.
Согласно преданию, вскоре после явления чудотворного образа Божией Матери в Казани, с него был сделан один из первых списков, и Брусенский монастырь стал обладателем великой святыни — Казанского чудотворного образа Божией Матери. И именно участники Казанского похода стали первыми насельниками монастыря.
В конце 16 века Брусенский монастырь пришёл в упадок, но возобновление его уже как особножительного девичьего в начале 17 века приносит пользу. Плюс удачное расположение у столбовой дороги также является результатом достигнутого благосостояния. Но в 1698 году по всему городу и монастырю прошел опустошительный пожар, после которого уцелел лишь Успенский собор.
В 1763 году по составленной описи Брусенского монастыря, его имущества и владений состояние построек монастыря было неприглядным. По принятой классификации монастырей Брусенский женский монастырь был отнесён к третьему — самому низшему разряду.
В 1818 году для нового строительства и починки старых стен монастырь купил у города обветшалые Ивановские ворота кремля и прилегающую к ним кремлёвскую стену. В результате была построена кирпичная монастырская ограда в стиле псевдоготики и ампира с четырьмя башнями и двумя воротами. На сегодняшний день сохранился ее фрагмент.
Настоящее процветание Брусенской обители пришлось на период с 1848 по 1873 годы, когда настоятельницей была игуменья Олимпиада.
Были построены два килейных корпуса,
двухэтажный игуменский корпус, каретный сарай.
Венцом созидательных трудов игуменьи-строительницы явился Крестовоздвиженский собор, возведённый в 1855 году по проекту архитектора А. С. Кутепова.
Величественный красно кирпичный собор с пятью шатровыми главами, облицованный белокаменной резьбой, стал украшением не только монастыря, но и города, да и весь старый кремль стал гораздо наряднее.
На территориях двух имений, купленных на пожертвования, монахини занимались сельским хозяйством, вырыли пруд и колодец, развели огороды, выращивали скот, обеспечивая обитель рожью, овсом, овощами, маслом, молоком.
К началу 70-х годов 19 века Брусенский монастырь был образцовым, с хорошо налаженной духовной и хозяйственной жизнью. В начале 20 века в монастыре проживали 28 монахинь и 222 послушницы.
После Революции в 1919-м году монастырь был закрыт.
В начале 1930-х годов шатровые главки Крестовоздвиженского собора и старинная монастырская колокольня были разрушены. В храме устроили овощехранилище.
Была утрачена и главная святыня Брусенского монастыря — образ Казанской Божией Матери.
В ноябре 2003 года коломенский историк, профессор А. Б. Мазуров обнаружил в одном из петербургских архивов копию иконы Казанской Божией Матери из Брусенского монастыря, выполненную масляными красками на картоне. Были сделаны фотографии, и местный иконописец воссоздал давно утраченный образ Божией Матери.
В 1971–1980 годах под руководством С. П. Орловского проведена реставрация Успенской церкви, в результате которой ей возвращён первоначальный облик.
В 1997 году монастырь был возвращен верующим, и с этого времени постепенно реставрируются его здания. В 2006 году завершено восстановление великолепного Крестовоздвиженского собора.
Все задуманное по Коломне я реализовала, чудесный купеческий исторический центр, не маленький и это только порадовало-есть где развернуться любителям старины.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия