Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:27

Коломна — Россия Август 2023

Решила продолжить рассказ про Коломенские монастыри. Если я добралась до двух удаленных от исторического центра, о которых уже рассказывала, то оставшиеся два монастыря, расположенные в черте кремлевского Кремля, надо очень постараться, чтобы не посетить.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В конце 1352 — начале 1353 годов на территории Московского княжества была создана новая епархия с центром в Коломне, как раз на месте одного из монастырей-Ново-Голутвина Свято-Троицкого.

Пять с половиной веков на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы. В 1799-м году Коломенская епархия была упразднена, архиерей переведен в Тулу, а за ним туда же выехали Семинария и Консистория. Так долго существовавший комплекс архиерейского дома, расположенный на Соборной площади в Коломне опустел…

И во избежание разрушений зданий было принято решение перевести в них часть братии со Старо-Голутвина монастыря и об этом я рассказывала в своем прошлом материале.

Образовавшийся в последний год 18 века монастырь был назван по своему главному храму в честь Святой Троицы— Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Многие здания, оставшиеся на территории самого молодого коломенского монастыря от архиерейского дома, гораздо древнее основанной обители. Например, Троицкий собор 1705 года постройки и обширные белокаменные палаты — Архиерейский корпус, возведенные в 1682–1704 годах.

К монастырю также были приписаны две соборные церкви: Успенская и Тихвинская, расположенные за территорией ограды. В 1823 году на месте разобранного парадного крыльца корпуса была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, позднее она была освящена во имя Покрова Божией Матери (Покровская церковь).

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Одновременно были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади.

В 1825 году возведена 55-метровая колокольня, ставшая второй по высоте в Коломне, после колокольни Иоанно-Богословского храма.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В 1871 году Ново-Голутвин монастырь преобразован из штатного в общежительный и при финансовой помощи коломенских благотворителей в кратчайшие сроки обновлен и приведен в должное состояние.

Налаженная жизнь обители после Октябрьской революции была в одночасье разрушена: имущество национализировано. В зданиях и строениях размещались многочисленные организации и коммуналки.

В декабре 1988 года изрядно обветшавший монастырский комплекс Ново-Голутвина монастыря был передан в пользование Русской Православной церкви для организации в нем женской монашеской общины. С этого времени начался этап возрождения обители и когда я читала перечень дел, организованных монахинями, удивлению не было границ. Посудите сами: в медицинском центре монастыря работают профессиональные врачи, есть вышивальная, иконописная, керамическая и столярная мастерские и прочие. А еще при монастыре действует клуб любителей животных: в питомнике разводят редких монголо-бурятских и среднеазиатских пород собак.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Еще в монастыре есть подворье, расположенное в 17 км от Коломны и там насельницы разводят чистопородных лошадей, привезенных из Удмурдии.

И прежде чем я перейду к описанию монастырских строений, расположенных внутри монастырской ограды, расскажу о тех, что расположены на Соборной площади.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Храм Воскресения Словущего -один из старейших храмов Коломны. Храм настолько древний, что в летописях не сохранилась дата его постройки, но известно, что именно в нем 18 января 1366 года венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия Суздальская.

Конечно же на протяжении существования храм не раз подвергался перестройкам, но расскажу о поздних: в 1786 году перестроили в стиле позднего барокко верхнюю треть четверика, в 19 веке в стиле классицизма возведены новая трапезная и южное крыльцо.

А дальнейшие действия как под копирку: в 1929-м году храм закрыли, уничтожили в нем все церковное и отдали под спортивный зал. В 1990-х годах храм был возвращен приходу Успенского собора. В нём временно разместилась иконописная мастерская. В 2003 году началась реставрация церкви.

В Воскресенской церкви находились древние образы «Сошествие во ад» XIV века и «Святая Троица» XV века, ныне хранящиеся в Третьяковской галерее. До 20 века здесь находилась ценная реликвия — ковш для вина, использовавшийся при венчании святых князя Димитрия Донского и княгини Евдокии.

Рассказывая про храмы, ловлю себя на мысли, что вероятно до конца не ощущаю их древность, историческую ценность, наполненность реликвиями и связанность с ними известных русских личностей. Кажется, что такое их величие не может быть доступно простому обывателю, ан-нет, пожалуйста, ходи, восторгайся сколько угодно!

Вот великолепный белокаменный Успенский кафедральный собор, первый вариант которого был возведен в 1329 году.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Но уже через 50 лет великим князем Дмитрием Донским после первой победы русских войск над монгольской Ордой в битве на реке Веже был заложен новый, трёхкупольный собор больших размеров. Но что-то пошло не так и буквально на следующий год храм обрушился и был достроен только к 1382 году.

Успенский собор на тот момент это одна из крупнейших каменных построек Московского княжества, в росписи собора, предположительно, принимал участие Феофан Грек.

С 1581 по 1586 год именно Успенской соборе служил святитель Иов епископ Коломенский, ставший первым патриархом Русской церкви.

В 1673-м году собор был разобран из-за ветхости и на том же самом месте под руководством зодчего Мелентия Алексеева в течении десяти лет возводился новый, сохранившийся до наших дней храм.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель Филарет Московский. В 1929 году Успенский собор был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены. В 1989 году Успенский белокаменный собор был возвращён Русской православной церкви.

Справа от Успенского собора расположен теплый каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построенный в 1776 году на средства местного купца Ивана Тимофеевича Мещанинова и так же приписан к Успенскому кафедральному собору.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В 1858–1861 годах в виду ветхости храм был разобран и на его месте на пожертвования купца Филиппа Назаровича Тупицына возведён новый, пятиглавый храм значительно большего размера. В конце 1920-х годов был закрыт, разорён и лишь в 1989-м году возвращён общине Успенского собора.

С западной стороны к Тихвинскому храму примыкает соборная шатровая колокольня Успенского собора, возведённая в 17 веке.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В 1920-е годы все её колокола были уничтожены. В 90-е годы, во время реставрации колокольни и возвращении на место заново отлитых колоколов, был поднят и самый большой, двухтонный колокол, отлитый в Воронеже.

Сразу за колокольней в 2007-м году установлен памятник Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию, по проекту скульптора А. Рожникова.

А еще чуть далее, завершая формирование современного ансамбля Соборной площади, находится краснокирпичное здание бывшего приходского Соборного училища.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Построено училище в 1865 году, в 1912-м перестроено и увеличено в размерах. В настоящее время в нем размещается школа № 3.

А теперь через ворота захожу на конкретную территорию монастыря, оформленную оградой. Справа остается Покровский храм,

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

но я во все глаза смотрю вперед. Чуть левее по курсу великолепный, яркий, выпадающий из общей концепции храмовой архитектуры Коломны Троицкий собор Церковь Троицы Живоначальной.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Первая Троицкая церковь на этом месте на территории архиерейской резиденции была построена в середине 14 века. Каменный храм в стиле русского барокко, единственный образец этого стиля в Коломне, был возведен в 1705 году.

После Революции храм был закрыт, разорен и вскоре пришел в полнейшее запустение, в котором и находился долгие годы.

Первая реставрация Троицкого собора была произведена в 1970-х годах. Восстанавливать первоначальный облик храма пришлось по следам срубленного декора, архивным и иконографическим материалам.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей
По сохранившимся потёкам, разбрызганным каплям краски, художник А. Д. Червяков выполнил проект полихромной окраски храма.
Восстановление фасадов потребовало большого количества профилированного кирпича, который в то время приходилось тесать вручную. Благодаря опыту архитекторов и реставраторов удалось воссоздать прекрасные фасады храма и его интерьеры.

В 1989-м году обновленный Троицкий собор Церковь Троицы Живоначальной был возвращен верующим. На нижнем этаже храма создан предел в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В настоящее время Троицкий собор является главным храмом Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В 2002-м году чуть поодаль от Троицкого собора на средства благотворителей воздвигнута деревянная часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Анастасьинская часовня совсем небольшая и в нее то и дело входили люди и через время выходили люди. Выждав момент, когда на крыльце никого не было, заглянула внутрь и я.

Присутствие служителя сковало мои движения, но все же удалось сделать пару фото. В часовне находится Икона святого равноапостольного князя Владимира с частицей мощей.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В тот день стояла утомительная жара, солнце палило нещадно. Время приближалось к полудню и я к тому моменту уже очень устала, ведь если вспомнить-с утра был поход через поля к Бобренову монастырю. Поэтому очень хотелось посидеть в тени деревьев на лавочке у стен утопающего в зелени Троицкого собора, расслабиться и не о чем не думать, настолько благостно влияла обстановка.

Я не стала противиться. Планы в дни нахождения в Коломне были слишком масштабные, видимо именно поэтому я и не зашла ни в один храм города.

Отдохнув, иду дальше, в не менее интересный Успенский Брусенский монастырь, вход в который находится на пешеходной улице имени Лажечникова-миновать, не заметить совершенно не возможно.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

А зайдя на территорию монастыря по Брусенскому переулку можно дойти к Михайловским воротам Кремля.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Коломенский Брусенский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери основан в 1552 году.

Название «Брусенский», предположительно, происходит от слова «брусенный», т. е. деревянный брус, потому как большинство строений монастыря изначально строились из деревянного бруса.

В том же году в память победного похода Ивана Грозного на Казань был возведен и каменный шатровый Успенский храм, относящийся к памятникам раннего шатрового зодчества, редкий образец этого стиля.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Согласно преданию, вскоре после явления чудотворного образа Божией Матери в Казани, с него был сделан один из первых списков, и Брусенский монастырь стал обладателем великой святыни — Казанского чудотворного образа Божией Матери. И именно участники Казанского похода стали первыми насельниками монастыря.

В конце 16 века Брусенский монастырь пришёл в упадок, но возобновление его уже как особножительного девичьего в начале 17 века приносит пользу. Плюс удачное расположение у столбовой дороги также является результатом достигнутого благосостояния. Но в 1698 году по всему городу и монастырю прошел опустошительный пожар, после которого уцелел лишь Успенский собор.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В 1763 году по составленной описи Брусенского монастыря, его имущества и владений состояние построек монастыря было неприглядным. По принятой классификации монастырей Брусенский женский монастырь был отнесён к третьему — самому низшему разряду.

В 1818 году для нового строительства и починки старых стен монастырь купил у города обветшалые Ивановские ворота кремля и прилегающую к ним кремлёвскую стену. В результате была построена кирпичная монастырская ограда в стиле псевдоготики и ампира с четырьмя башнями и двумя воротами. На сегодняшний день сохранился ее фрагмент.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Настоящее процветание Брусенской обители пришлось на период с 1848 по 1873 годы, когда настоятельницей была игуменья Олимпиада.

Были построены два килейных корпуса,

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

двухэтажный игуменский корпус, каретный сарай.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Венцом созидательных трудов игуменьи-строительницы явился Крестовоздвиженский собор, возведённый в 1855 году по проекту архитектора А. С. Кутепова.

Величественный красно кирпичный собор с пятью шатровыми главами, облицованный белокаменной резьбой, стал украшением не только монастыря, но и города, да и весь старый кремль стал гораздо наряднее.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

На территориях двух имений, купленных на пожертвования, монахини занимались сельским хозяйством, вырыли пруд и колодец, развели огороды, выращивали скот, обеспечивая обитель рожью, овсом, овощами, маслом, молоком.

К началу 70-х годов 19 века Брусенский монастырь был образцовым, с хорошо налаженной духовной и хозяйственной жизнью. В начале 20 века в монастыре проживали 28 монахинь и 222 послушницы.

После Революции в 1919-м году монастырь был закрыт.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В начале 1930-х годов шатровые главки Крестовоздвиженского собора и старинная монастырская колокольня были разрушены. В храме устроили овощехранилище.

Была утрачена и главная святыня Брусенского монастыря — образ Казанской Божией Матери.

В ноябре 2003 года коломенский историк, профессор А. Б. Мазуров обнаружил в одном из петербургских архивов копию иконы Казанской Божией Матери из Брусенского монастыря, выполненную масляными красками на картоне. Были сделаны фотографии, и местный иконописец воссоздал давно утраченный образ Божией Матери.

В 1971–1980 годах под руководством С. П. Орловского проведена реставрация Успенской церкви, в результате которой ей возвращён первоначальный облик.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

В 1997 году монастырь был возвращен верующим, и с этого времени постепенно реставрируются его здания. В 2006 году завершено восстановление великолепного Крестовоздвиженского собора.

Невероятные истории и судьбы еще двух Коломенских монастырей

Все задуманное по Коломне я реализовала, чудесный купеческий исторический центр, не маленький и это только порадовало-есть где развернуться любителям старины.

Цикл материалов "Москва и Московская область"

1. Троице-Сергиева Лавра. (Ремонт)
  2. Архангельское — княжеская резиденция.
  3. Встреча в Царицыно
  12. По Москве-реке на закате дня
  13. Фламандцы 13 века на Крутицком подворье
  14. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
  15. Скромное обаяние провинциальной Коломны: слобода, посад, Старый город и пастила