Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин
был вчера 23:09

Вологда — Россия Апрель 2024

Письма, письма лично на почту ношу
Словно я роман с продолженьем пишу
Знаю, знаю точно где мой адресат
В доме где резной палисад
ВИА Песняры

Несмотря на то, что первые упоминания Вологды в письменных источниках относятся к XII–XIII векам, первые каменные постройки здесь появляются существенно позже, в начале второй половины XVI века. Тогда город, расположенный в начале важнейшего торгового пути из центра страны на запад, привлёк внимания царя Ивана Грозного, решившего превратить его в столицу государевых опричных земель. По его приказанию была заложена крепость, просуществовавшая чуть более 2,5 веков. До наших дней сохранился комплекс построек Архиерейского двора, возведенный столетием позже внутри не дошедшей до нас крепости. Часто этот комплекс называют Вологодским Кремлём, хотя это и не совсем корректно т. к. с бОльшим основанием термин «кремль» относится к крепости.

Древнейшая каменная постройка, сохранившаяся с тех времён, это Софийский Собор. Он возводился по образцу Успенского Собора Москвы и отличался подчёркнуто суровой простотой, ставшей в XVI веке характерной особенностью северной школы зодчества. Огромный шестистолпный храм увенчан великолепно скомпонованным пятиглавием.

Примерно тогда же была построена ещё одна нынешняя доминанта Вологодского кремля, Вологодская Соборная Колокольня. Первоначально деревянная она сгорела во время литовско-польской интервенции 1612 года. Каменная колокольня была построена в середине XVII века, впоследствии она перестраивалась.

Где резной палисад

С колокольни открывается вид на Вологду.

Сейчас в зданиях кремля представлены различные экспозиции. Например, можно посмотреть на выставку работ Марии Ведясовой, которая постоянно живёт и работает в Вологде с 1985 года, член союза художников с 2023 года.

Большая вода. Сретенская церковь. Ледоход. 2019 год.

В Вологде родился, жил и умер русский поэт К. Н. Батюшков, поэтому в 1987 году рядом с кремлём был установлен памятник ему. Поэт изображён в военной форме вместе со своим верным конём т. к. являлся участником Отечественной Войны 1812 года.

Где резной палисад

Позади этого памятника расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на реку Вологду. Интересно, что алтарь Софийского Собора обращён к реке, т. е. на северо-восток. Хотя согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращён на восток.

С Вологдой связан один из видов народного прикладного искусства, а именно кружево. Характерными его чертами являются силуэтность узоров, декоративность и отсутствие в нём объёмных решений.

В середине — второй половине XIX века кружевоплетение получило широкое развитие в различных уездах Российской Империи, в том числе Вологодском. Вологодское кружево отличается густыми, плотными орнаментами, образованными широкой плоской полотнянкой.

В середине XX века вологодское кружево достигает большого расцвета. В этот период для художников характерно обращение к растительному орнаменту. Беря за основу традиционный вологодский цветок, художники находят яркие и образные решения.

Панно Поющее дерево

Вологодское кружево XX — начала XXI века развивается со своей характерной для этого промысла сложившейся производственной основой разделения труда между художниками, технологами и кружевницами.

Комплект свадебный Невеста Севера, 2010 год. Платье кружевное, колье, перчатки-митенки, букет невесты.

Не секрет, что для вологодчины характерен окающий говор. Как «о» произносятся даже безударные «о», которые обычно поизносятся как «а». Поэтому недалеко от кремля установлена памятник букве «О». Высота буквы около трёх метров.

Где резной палисад

На ту же тему — скамейка «посидим, поокаем».

Недалеко от неё ещё один арт-объект — Дверь в Вологду. Дверь украшена изображениями Вологодского кремля с куполами Софийского собора и колокольни.

Где резной палисад

Недалеко от неё — памятник Преподобному Герасиму. Он считается основателем первого монастыря на месте будущей тогда Вологды в 1147 году, вокруг которого и вырос город. Однако достоверных фактов существования этого монастыря на данный момент обнаружено не было и возможно это просто легенда.

В Вологде обязательно нужно увидеть те самые резные палисады, воспетые в легендарном хите ВИА Песняры. Сделать это несложно, в городе встречаются дома, оформленные таким образом.

Также в городе культурный центр «Резной палисад», располагающийся в усадьбе XIX века.

Ещё с XV века в вологодские монастыри ссылали неугодных, например Василия Тёмного и жён Ивана Грозного. Со второй половины XIX века в Вологодскую губернию ссылают политически неугодных лиц, таких как Николай Бердяев, Анатолий Луначарский, Алексей Ремизов. Одним из самых известных вологодских ссыльных был Иосиф Джугашвили более известный по фамилии Сталин. Сейчас в доме, в котором он отбывал ссылку, расположен музей «Вологодская ссылка».

Где резной палисад

К началу XIX века в вологодской губернии насчитывалось 11 тюрем, из них 4 находились в самой Вологде.

В экспозиции представлен багажный сундук начала XX века, в котором могли перевозить нелегальные вещи, такие как запрещённая революционная литература и приспособления для подпольной типографии.

Где резной палисад

Мемориальная комната будущего «вождя». По рассказам очевидцев, именно в этом месте за печкой снимал комнату ссыльный Джугашвили по кличке «Кавказец».

Картина «Сталин с попутным этапом на подходе к городу Сольвычегодску». Художник М. А. Ларичев. 1955 год, холст, масло.

Где резной палисад

Не только кружевом, резными палисадами и именитыми ссыльными известна Вологда. Наверняка каждый знаком с вологодским маслом. Чтобы узнать о нём побольше мы отправимся в Дом Вологодского Масла. Дом этот был построен купцом второй гильдии А. Я. Бурловым, потомственным почётным гражданином. Впоследствии здесь в разное время располагались Вологодская уездная земская управа, первый Вологодский губком РКП(б), библиотека педагогического училища, студия художественной керамики и другие учреждения.

Человечеству масло известно более 4500 лет, изначально его изготавливали из овечьего и козьего молока. На руси готовить его научились в IX веке.

К концу XIX века в Росси и за рубежом популярным становится сладко-сливочное масло. Его изготавливали из свежих сырых сливок 24-часового отстоя. Перед сбиванием маслобойки ополаскивали горячей, а затем холодной водой и выдерживали некоторое время, чтобы стенки бочки восприняли температуру сбивания 11–14°С. Маслобойки заполнялись сливками примерно наполовину ёмкости. Маслобойка закрывалась и приводилась в действие вручную. При необходимости в маслобойку добавляли холодной воды или кусочки льда, чтобы продлить процесс образования масла и не дать отойти в пахту большому количеству жира.

Где резной палисад

Большую роль в развитии молочного производства сыграл Н. В. Верещагин, брат известного художника-баталиста. В 1870 году он попробовал на Всемирной выставке по молочному хозяйству в Париже сливочное масло из Нормандии с оригинальным привкусом. Вернувшись в Россию он решил создать масло с подобным вкусом используя молоко коров Вологодской губернии. В результате получилось масло со специфическим, тонким ароматом пастеризации, отдалённом напоминавшим привкус жареных орехов. Своё масло Верещагин назвал «парижским» по двум причинам. Во-первых, он хотел отдать дань уважения выставке, вдохновившей его на создание нового масла. А во-вторых «парижское» масло те времена в России было гораздо проще продавать.

Масло стало очень популярным, экспортировалось в Европу, правда там его называли «петербургским». Т. к. ввозилось оно именно из Санкт-Петербурга. После Октябрьской Революции название сменили на «вологодское», таким мы его и знаем по сей день.

Где резной палисад

В настоящее время сливочное масло с запатентованным наименованием «Вологодское» производится по единой технической документации, в которой установлены более жесткие требования к качеству сырья и показателям безопасности готового продукта по сравнению с Государственным стандартом. Для мониторинга оборота и объективной оценки качества масла при Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области с участием ведущих маслоделов области и ученых ВГМХА создана областная дегустационная комиссия, по органолептической оценке, сливочного масла. Высокое качество Вологодского масла из Вологды подтверждено многочисленными наградами национальных и международных выставок. В 2020 году региональный бренд «Вологодское масло» занял первое место в номинации «На всю страну федерального гастрономического конкурса «Вкусы России».

Мы приезжали в Вологду на один день поездом из Санкт-Петербурга. Поезд идёт 12 часов, поэтому увезти с собой вологодского масла вариантов не было. Удовлетворились вологодским пивом(золотым), вологодской ветчиной и вологодским же кефиром. В принципе как минимум кефир есть и в Петербурге, но приятно было прихватить с собой в дорогу что-нибудь из города с таким знаковым именем.

Где резной палисад

На ж/д вокзале нас ждал сюрприз. Оказывается именно в этот день в Вологде была стоянка агитационного поезда «Сила в правде». Весь день на перроне играла музыка и звучали песни. К сожалению к нашему приходу действие уже сворачивалось, поезду скоро предстояло отправляться дальше. Стартовав 23 февраля с Киевского вокзала Москвы он проехал через всю страну, сделав остановки в 75 городах. Чтобы 8 мая прибыть на Белорусский вокзал Москвы, к Дню Победы.

Во многих вагонах была представлена музейная экспозиция, по ней водили экскурсии. Также можно было приобрести товары Армии России.

В составе поезда следуют вагоны с военной техникой.

Перед самым отправлением поезда в него грузят уголь. Видимо дальше дорога не электрофицирована.

Где резной палисад

Разумеется уезжая из Вологды мы письма открытку лично отнесли на почту.

Как видно из изложенного, с Вологдой связаны многие понятия, которые на слуху, наверное, у каждого. Поэтому посетить этот город будет интересно даже искушённому путешественнику.