Тверская область — Россия Июнь 2024

Поход начался со стапеля в деревне Стан, куда прибыли на такси из Лихославля. Были сборы не долги, от моста до дороги перетащили вещи, то бишь, наоборот.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Отсюда от моста, совершив стапель, отправились в 12:30 в путь. Почти сразу прочувствовали нрав реки. Русло Медведицы густо заросло травой, образующие непроходимые «джунгли», через которые приходилось продираться и протаскивать байдарку.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Через пару часов мытарства на правом берегу показались покосившиеся избы брошенной деревни Исачихи. Похоже, здесь никто не живёт уже.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Продолжили наши мучения, пока не выбились из сил. Прошли всего 3,8 километра, встав на ночёвку в ста метрах от автомобильного моста за запрудой у деревни Пантелиха в 150 метрах от автомобильного моста.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Разбили лагерь на полянке под деревцами. Удивительно, но комаров почти не было, ни днём, ни вечером, зато слепни доставали весь день и только к 20:00 они пропали, ушли набираться сил до следующего дня.

Верховье реки оказалось малопригодным для сплава даже на такой посудине, как наша надувная байдарка «Щука». Ширина Медведицы небольшая 5–6 метров. Течение слабое до слов совсем нет. Свободной водной поверхности слишком мало. Берега покрыты осокой и заболочены. Повсюду плавали кубышки. На следующий день продолжили поход. Утренние возюкалки продолжились до 11:00. Как по команде в районе 8:00 повылазили крылатые кровопийцы и набросились на нас. Репелленты слабо помогали от укусов слепней, лишь каких-то пару десятком минут слепни кружили вокруг, но не садились и постепенно, по мере ослабления действия препарата, это божье наказание набрасывалось на нас с утроенной энергией. Спустив лодку на воду, продолжили движение, превратившееся из плавания в рыдание. За сотню метров до моста поверхность воды скрылась в сплошных зарослях непонятных растений, через которые с большими усилиями протаскивали лодку. За мостом заросли выше роста человека стояли сплошной стеной.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Совершенно было непонятно, как долго будет это продолжаться. Возникла мысль: выйти на мост и переехать в Мирный ниже по течению, может там река станет проходимей? Вылезать, разбирать, тащиться к дороге, ловить машину — то ещё удовольствие. Решили продолжать движение по реке. В лодке появилась вода. Было не ясно, то ли мы постоянными переходами от махания вёслами до таскания через заросли и мелководью начерпали, то ли многочисленными тёрками по камням продырявили дно. Миновали две деревни: Выставка (с реки не видно) и Шульгино. У последней была запруда. Шли до 16:00 пока не вошли в лес, полностью измочалившись. Встали на высоком левом берегу на хорошей полянке у леса, пройдя четыре километра.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Единственный минус — сложный спуск-подъём с реки. Слепни жрали особенно сильно. Как и накануне в 20:00 твари ушли на покой. Уже второй день стояла жара за тридцать градусов и ни облачка на небе.

Новый день несёт новые испытания. В 8:00 как по команде, крылатая банда начала своё массированное нападение. Ничего не помогало, лишь, когда встали на воду, атаки стали не такими масштабными. Вскоре увидели правый приток Сусешня, а затем произошла неожиданная встреча: столкнулись с лосёнком, который с испугу рванул вдоль берега, а его мать понаблюдала за этим экспромтом, убедившись, что опасности нет, спокойно удалилась. Жаль, сфотографировать не удалось. Из-за того, что внутри набралась вода, лодка плохо слушалась и старалась вильнуть в сторону то направо, то налево, словно ловелас на улице. У деревни Осташково на правом берегу остановились на перекус. У местных выяснили, что магазина в деревне нет, а проживали здесь лишь дачники, приехавшие на лето.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Деревня Осташково в 11 километрах на восток от центра сельского поселения деревни Стан известна с XVII века. В XIX веке, когда в ней появилась деревянная Вознесенская церковь, Осташково стало селом, статус свой не сохранила. Сегодня это деревня с небольшим постоянным населением (точная цифра неизвестна). Вновь пришлось преодолевать запруды. За автомобильным мостом Медведица стала более проходимой. Вскоре Медведицу пересекла линия высоковольтки. Дошли до деревни Бор. Вновь встали на высоком правом берегу за околицей на большой и ровной поляне. Место отличное. В этот день прошли 11 километров. Характер реки поменялся. На смену кубышке пришла белая кувшинка. Заросли неизвестной травы не исчезли, но стали значительно реже, но появились обширные песчаные мели. Река стала шире и русло составляло до 30 метров шириной. Погода всё также радовала. Верховье Медведицы обезлесилось, что не могло сказаться на водном балансе, изменение климата ускорило дегеративные процессы на реке. Ныне имеем то, что имеем: Медведица превратилась из реки в неглубокую протоку с небольшими заводями, сильно заросшую и обмелевшую. Следующий день — вынужденная днёвка. Предстоял ремонт лодки, ну, и отдых заодно.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Деревня Бор большая, в которой проживала постоянно семья фермера, в остальных домах пригодных для проживания обосновались дачники. Название деревни встречалось ещё на карте Менде 1848 года. Последние известные сведения о населении датировались 2010 году и составляло 61 человек.

Просушенную лодку, осмотрели, нашли дыру, в которую пролазил большой палец. На следующий день 1 июля при подкачки лодки порвался насос. Результат — лодка перегружена и тяжело шла, а ещё трудно управляема. Видели ещё пару раз лосей.

Следующий день привёл к катострафическим последствиям: насос не держал заплаты, через пару-тройку качков они отлетали, поелику подкачка лодки оказалось под вопросом. Вывод: поход нужно заканчивать. На утро жара не такая изнурительная и летучих тварей нет. После лёгкого завтрака — просто чаю попили и всё, стали собираться. Последние попытки леквидировать дыры в насосе, дало возможность подкачать лодку, что резко подняло её проходимость на мелях. Нас это так порадовало, плывём, а не шлёндаем по реке, что даже настроение поднялось вместе с солнцем. По пути встретились два завала, один удалось пройти, а другой пришлось обносить, не разгружая лодки. И это всего в одном километре от Черняево в самом начале последнего левого поворота Медведицы к посёлку Мирный.

Несколько странно, почему он назывался посёлок, а вокруг — деревни? Скорее всего это связано с тем, что до Великой Отечественной войны здесь существовало два льноперерабатывающих предприятия, хотя, как теперь принято говорить, не факт. Сегодня посёлок перешёл в разряд дачных. Постоянных жителей нет или почти нет, построенная экотурбаза стояла закрытая, последняя торговая точка тоже закрылась в этом году. А ведь, именно, отсюда начинался популярный маршрут по реке Медведица. Накануне отсюда стартовала туристическая группа в составе полутора десятков байдарек. Как говориться, поздно пить Боржоми, когда почки отказали, хотя шансы ещё остались.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Встали на антистапель на пляже у моста. Народ купался, вода — парное молоко. Попытались договориться с местными, чтобы уехать отсюда, но ничего не вышло. Однако, нужно отдать должное: многие приняли участие в решении нашей проблемы. Вот это им нужно! Меня это приятно удивило. Но это ещё не всё! Решили, что съезжу в Толмачи — районный центр, возьму такси и вернусь. В 13:45 уехал на маршрутке в Толмачи.

Мытарства на реке Медведица в Тверской области

Никакого такси найти здесь не реально, но водитель маршрутки согласился помочь и заехать к месту стоянки, только уточнил, чтобы вещи были собраны, что я и побещал. Осмотрел Толмачи. Село Толмачи интересно хотя бы тем, что оно сохранило свою самобытность. Обратно вернулся в 14:05, быстро загрузились и отправились в Тверь через Лихославль. Водитель довёз до железнодорожного вокзала, хотя делать это был не обязан.

Вот так прошёл этот поход!