Турист Александр Селифанов (Aleksandr_Selifanov)
Александр Селифанов
был сегодня 7:52

Кисловодск, Домбай, Теберда — Россия Июнь 2024

Кисловодск

Прошлым октябрем я влюбился в Домбай, поэтому вопрос о том куда ехать в начале июня вообще не стоял.

Сутки на поезде и я в любимом Кисловодске. Здесь по программе три дня и две экскурсии, но писать об этом городе пока нет особого желания.

Домбай в начале июня. Вступление

Отмечу лишь, что второй раз прям из поезда меня встречал лично белоснежный Эльбрус. А значит появляется возможность забраться на гору Малое Седло (1325 метров). С вокзала бегом в отель оставлять чемодан, далее такси до Олимпийской базы за примерно 350 р, минут 30 вверх пешком по грязи и вот он долгожданный вид.

Самый кайф это встать пораньше и при ясной погоде забраться сюда на завтрак. Но без Эльбруса это того не стоит)))

Домбай

Как обычно, утром пораньше я через яндекс заказал такси из Кисловодска до Домбая. Примерно 4500р. Рекомендую))) Но имейте ввиду, что нет разницы между экономом и комфортом. Один фиг приедет Лада Веста, Гранта или какой-нибудь Датсун на газу. Если прошлая поездка на Домбай проходила через перевал Гумбаши и Черкесск, то в этот раз водитель повез через Усть-Джегуту. Дорога шикарная, виды тоже. Тут классно было бы проехаться на гоночном авто. Эльбрус и здесь виден, но конечно не так эпично.

Домбай в начале июня. Вступление

Уже на отдалении от поселка открываются крышесносные виды. Главный Кавказский хребет. Мне к нему. С водителем Олегом я быстро наладил деловые отношения и он с полуслова понимал где остановиться. В последствии он меня забирал из Домбая и возил в Приэльбрусье.

Домбай в начале июня. Вступление

А дорога Теберда-Домбай это мой топ. И конечно фирменная панорама Кавказского хребта с красавицей Белалакая. Я переживал за малое количество снега, но именно этот, крышесносный вид показал, что все как надо.

До чего это красиво и так за каждым поворотом. Санек, добро пожаловать в горный рай под названием «Домбай»!!!

Домбай в начале июня. Вступление

До поездки я рассчитывал на не жаркую погоду, но оказалось все наоборот. Три дня в Кисловодске было +27–29 градусов. В День приезда на Домбае было в районе +25 и это мегажарко.

Отель

С выбором отеля проблем не возникло. Dombay Winter Hall, пожалуй, лучший в Домбае. С промиком на яндексе обычный номер обошелся мне в 5500р в сутки с завтраком. Я остановился на 6 ночей.

Моя подруга Настя Павлик подробно и с красивыми фоточками уже давала свой отзыв. Здесь же я лишь отмечу плюсы и минусы.

Плюсы:

— Расположение в дали от движняка и дорог.

— Сетка для комаров

— Отдельный включатель/выключатель вентилятора в санузле (хозяева таких отелей гарантировано попадают в рай)

— Стильные, удобные, просторные номера

— Большой телек с достаточно быстрым смарт-тв

— Территория для отдыха у отеля. После помещения для завтрака это второе по популярности место у постояльцев. Все тусовки вечером именно здесь. Вино, шашлыки, сырные нарезки и бесконечные беседы о том кто куда сходил и что понравилось.

Минусы или имейте ввиду:

— Мне, как фанату овсяной или пшенной каш на завтрак, было тяжко. Из 6 завтраков один раз была моя любимая овсянка. И еще раз мне специально отварили порцию. В другие дни была бесполезная манка и рисовая. В остальном для меня все норм, но иногда хочется блинчиков, сырников, а они также бывают, но редко. Зато попробовал вкуснейший печеночный рулет. И в итоге не могу сказать, что завтраки плохие, скудные лично для меня. Но вот идешь утром и вообще нет гарантии наличия любимых блюд за исключением яичницы с сосисками.

— Летом в соседний отель могут заехать группы школьников. Образуется лагерь с вечерними шоу-программами, утренней зарядкой под музыку (в 7:30 утра) и т. д. «Кайфанете» по полной от таких соседей.

Поселок

Теперь пройдемся по самому поселку. Надо отметить, что Домбай на сегодняшний день и год представляет из себя одну большую стройку посреди новых и старых курятников. Чего-то качественного почти по нулям. Не будет здесь ни курортов Архыза, ни тем более уровня Красной поляны. Дорог, тортуаров тоже не предвидится. Зато из плюсов открылась «Пятерочка» и легендарный магазин «Красное и Белое», куда поток людей не иссякал до закрытия.

Домбай в начале июня. Вступление

Также порадовало появление хороших, современных кафе «Kolibri», «Katadze». Рекомендую посидеть, почилить под кофе и десерты. Здесь они реально вкусные и чизкейк это чизкейк, а тирамису это тирамису. А виды вокруг 10 из 10.

Домбай в начале июня. Вступление

Раз уж зашла тема едален, то к полюбившемуся ресторану «Бизон», добавлю «У Зули». Это ресторан-лабиринт с множеством залов и дверей. Дизайн интерьеров на любителя, обслуживание тоже, но вот кормят оочень вкусно. Шашлык, люля-кебаб, шорпа и конечно потрясающие хычины с мясом. Последним можно петь гимн. А вот знаменитый салат «Цезарь» с курицей так и не научились делать. Точнее не сам салат, а соус к нему. Что в Домбае, что в Приэльбрусье добавляют какую-то непонятную и безвкусную «подливу». Посоветовал купить готовый в магазине)))

Домбай в начале июня. Вступление

Еще из плюсов тут к оплате принимают карты, а это уже не место, а музейный экспонат. Такой роскоши вы тут с огнем не сыщите. Терминалы же все сломаны и годами не чинятся))) Везде наличка или перевод. С последним у местных бизнесменов в этом году стало сильно хуже. Сбербанк начал массово блокировать такие карты, поэтому запасайтесь наличкой. Банкоматы Сбера есть в той же «Пятерочке» или у входа на новую канатку.

Домбай в начале июня. Вступление

И еще из приятных новостей. Оказалось, что по инфраструктуре есть место и похуже Домбая. Но о нем в моем третьем отчете. Так что больше ни единого негативного слова о любимом курорте. Тем более, что главное здесь это природа.

Домбай в начале июня. Вступление

Cоветские, кресельные канатки закрыли и по ходу больше не откроют т к в планах строительство второй, современной канатки. Плюс уже готова новая кресельная канатка от «НЛО» до высоты 3008. Обещали запустить в декабре прошлого года, но что-то не срослось. Это все хорошо, но так хочется оставить замечательную, открытую канатку от поселка до высоты 2077. Летом такой кайф на них кататься.

Домбай в начале июня. Вступление

С новостями и моими наблюдениями закончили. Вроде ничего не забыл. Хотя есть еще один момент. В Домбай из Карачаевска ходит маршрутка несколько раз в день. Это для тех кто не хочет платить за такси, а тут оно стоит немало. Например, Домбай-Теберда от 400р. Расписание и даже телефон водителя ищите на каналах в Телеграме. Там все необходимые темы выделены в отдельные чаты. Все вопросы и инфа там. В поиск вводите слово «Домбай».

Мусса-Ачитара

В планах было: Мухинское ущелье, Гоначхирское ущелье, Алибекский водопад, Чучхурские водопады, Аланские храмы и конечно канатка на Мусса-Ачитара. А где Бадукские озера? Я хочу их увидеть именно золотой осенью со снежными шапками на вершинах гор.

Дабы отчет не делать гиганским, я принял решение практически все достопримечательности вынести во вторую часть.

А тут расскажу о канатке на гору Мусса-Ачитара.

Это самая популярная достопримечательность во всех смыслах. Народу здесь тьма. Уже с 8 утра очередь в кассу на канатку. И это еще не подъехали многочисленные автобусные туры и экскурсии. Билет оплачивать можно картой.

На данный момент это самая красивая канатка на Кавказе. С Австрией и Швейцарией уже не так однозначно. Надо вспоминать)))

Сначала вы поднимаетесь на высоту 2077. Уже здесь просто шикарная панорама гор.

Домбай в начале июня. Вступление

Снега полно и он потрясающе контрастирует со свежей зеленью. Воздух сладко-сухой с тонкими нотами шашлыка. Во вторую поездку на Домбай я считай эксперт. Уже знаю какие ракурсы здесь круче и куда стоит идти, а куда нет.

Кстати я вам говорил, что никаких полезных фото в отчете не будет? Только красоты Домбая.

Домбай в начале июня. Вступление

На высоте 2277 обязательно нужно сходить в одноименное кафе. Там шикарный туалет с возможностью удобного переодевания + достаточно вкусно кормят. На этот раз я взял цезарь с курицей и на десерт наполеон. Салат, как везде на Кавказе, с непонятным сосусом, но в целом съедобно 3 из 5, а вот наполеон вообще не зашел. Практически не пропитан, нет никакой сливочности, крем сомнительный. 2 из 5. Медовик осенью был намного вкуснее.

А вот в кафе «Инэ» я шел попить чаю и посидеть на открытой веранде. Людей в первый мой заход было совсем мало. И вот там без наличных я бы ничего не купил. Никаких карт и переводов. Виды отсюда еще более шикарны.

Домбай в начале июня. Вступление

По дороге еще и отоварился на местном рынке, который я так хаял в прошлогоднем отчете. Теплая толстовочка цвета «тиффани» (2000р) и теплые тапочки (500р) надеюсь будут долго согревать меня. Продавцы говорят, что у них дешевле, чем внизу и это отчасти правда. Типа они тут за аренду не платят, но цены дешевле далеко не на все и не намного. Имейте ввиду.

На этом уровне из развлекух остаются только фотки за доплату на яках и ноу-хау от ребят из Кисловодска с камерой 360. Получается прикольно, но они вынуждены были выбрать очень плохое место и виды вокруг танцующего получаются ну так себе. Не рекомендую.

Больше на этом уровне делать нефиг.

Вперед на 3008 метров.

Сюда идет уже кресельная канатка. Тут легко может быть холодно, ветренно. Но именно этот кусок канатки самый красивый на Кавказе. Особенно на обратном пути и особенно в первый раз. Восторга нет предела. Мой вам совет при подъеме особо ничего не снимайте, а просто кайфуйте. А вот на спуске уже доставайте фотики, смартфоны. Работы будет много.

Домбай в начале июня. Вступление

Еще именно при подъеме на канатке с 2277 до 3008 работает камера для фото поднимающихся. Потом фото с вами на 2277 можно купить в виде магнитика. По-моему, за 250 рублей.

Домбай в начале июня. Вступление

На высоте 3008 метров открывается потрясающая панорама Домбая с главным кавказским хребтом. Зрелище воистину божественное. Любоваться можно бесконечно. Смотрю сейчас июльские фото и августовские и вот совсем не то. Ледники голые, снега мало и нет этих красок свежей листвы. В мае, начале июня все цветет и пахнет!!! А сколько ручьев, водопадов!!!

Домбай в начале июня. Вступление

Между 2277 и 3008 есть промежуточная станция советской канатки со знаменитой финской тарелкой-отелем, но идти по сыпухе вниз или наверх не было никакого желания. Осенью я спустился и ноги мои спасибо не сказали. Хороший прогулочных троп на Мусса-Ачитара просто нет. Это вам не Красная поляна или Архыз.

Поселок Домбай сверху такой маленький. Плюс прекрасно виден Алибекский ледник с одноименным водопадом, к которому я отправлюсь позже.

Домбай в начале июня. Вступление

Наверху все как обычно. Море кафешек, платных фотозон. Сразу у канатки наливают глинтвейн. Очень удобно)))

Народец же наш вообще красавцы. Кто во что горазд!!! В отельных халатах, с глинтвейном в руках на 3200? Легко!!!

Один парнишка купил полный билет, но выкинул его после прохода на первую очередь. Подумал, что он экспрессом на 3200 доедет, а фигушки. Но он не растерялся и зайцем подлез под турникетом, сел на канатку и радостный пил пивко с сухариками, а также матерился от переполняемых эмоций. Виды же шикарные.

Домбай в начале июня. Вступление

В горах конечно красиво всегда, но бывают периоды просто крышесносных видов. В один пасмурный, дождливый день прогнозировали днем двухчасовое окно с солнышком. А это отличная новость, т к с огромной вероятностью в горах будет настоящая фийерия. Я бегом побежал на канатку и чуйка меня не подвела. Фото конечно не передают всей красоты. Да я и не фотограф, но это было невероятно красиво. Каждую минуту словно новая часть сериала.

Домбай в начале июня. Вступление

Белалакая чуть вылезла из гущи облаков. Обожаю именно такую погоду. В ясную хорошо только панорамы гор на большие расстояния смотреть. Для обычных туристов больше никакого интереса. Но тут конечно лучше, чтобы с неба ничего не капало и не сыпало.

А это виды на 3008 метров. К сожалению, длилось это шоу недолго и пришлось экстренно валить вниз т. к. пошел дождик, а канатка открытая. Успел только на ход ноги схомячить тарелочку шорпы с бараниной)))

Домбай в начале июня. Вступление

В хорошую же погоду конечно нужно забраться еще выше.

Опять кресельная канатка, которая поднимет вас примерно на высоту 3200 метров. Защитные от солнца очки я благополучно оставил в отеле, а подъем оказывается занимает примерно 20 минут. Просто жесть. 200 метров за 20 минут!!! На Эльбрус канатка поднимает с 2350 на 3800 за 30 минут, а тут всего 200 метров.

И снег всю дорогу мне в лицо. Еле помогала моя шикарная шляпа с широкими полями.

Домбай в начале июня. Вступление

Виды отличные, но кроме станции посадки нет ничего. Зато был виден Эльбрус со своими кратерами.

Домбай в начале июня. Вступление

Солнце адски жарило и снега было дофига. Побродил немного слепой, как крот, и даже стало пошатывать. Конечно хотелось прогуляться еще наверх, но без тенька, очков и хотя бы ветерка никакого удовольствия не получил бы. Решил, что надо сваливать вниз, чтобы в теньке почилить, попить чайку с кусочком птичьего молока. Ведь напиток+десерт в кафе на вершинах с панорамным видом это моя многолетняя традиция.

Домбай в начале июня. Вступление

Зашел конечно же к Расулу в его кафе «У Мадины», с которым я познакомился при подъеме на канатке. Между прочим, именно его кафе было много лет назад первым на горе. Отлично побеседовали, рассказал много интересных историй. На 3008 метров я потом еще раз поднимался и снова беседовал с ним. А время за приятной беседой проходит быстро.

И снова вниз в поселок.

Домбай в начале июня. Вступление

Кстати за почти неделю в Домбае я так и не видел красивых закатов. Тоже самое было и в Приэльбрусье. Солнце быстро исчезало и становилось темно. Вот и весь закат. А я так надеялся)))

Надеюсь вам понравилось.

Во второй части речь пойдет о других достопримечательностях Домбая.

Цикл материалов "Кавказ 2024"

1. Домбай в начале июня. Вступление
  2. Домбай в начале июня. Достопримечательности

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.