Турист Elena (miss_Elena)
Elena
была вчера 18:33

На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

Толедо — США Апрель 2024
Музей искусств Толедо
39 36

В городе Толедо, расположенном на западном берегу озера Эри, я была трижды. Из увиденного там стоят упоминания две вещи: Музей искусства высокого класса и полное солнечное затмение.
Затмение раньше у меня ассоциировалось исключительно со «Словом о полку Игореве», а теперь вот с мелким городом в штате Огайо. Хотя, разумеется, ни с Толедо, ни с черниговскими степями оно никак не связано и может случиться в любой точке Земли.

Часть первая — солнечное затмение

Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой. // А. Блок.

2
15:01
15:01

8-го апреля 2024 года тень от Луны в течение полутора часов скользила по Северной Америке, пересекая материк с юго-запада на северо-восток. Миллионы людей от Мазатлана в Мексике до Ньюфаундленда в Канаде, оказавшиеся в полосе полной тени, могли наблюдать довольно редкое явление, называемое полным солнечным затмением.

1
Path of totality
Path of totality

Энн Арбор, где я находилась в тот день, в path of totality шириной 185 километров не попадал. Поэтому пришлось искать место восточнее города, откуда можно было бы испытать затмение на все 100.

Так как при нас был ребенок, выбор остановили на зоосаде города Толедо, в котором зрителям обещали показать не только как «крокодил наше солнце проглотил», но и продемонстрировать необычное поведение животных и птиц в момент исчезновения дневного светила.

7
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

4
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

5
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

4
15:11
15:11

По дороге в Толедо мы застряли в пробке и на начальные фазы затмения посматривали через люк в крыше машины.

6
14:10. Фотография сделана телефоном, через черную пленку, вырезанную из картонных очков
14:10. Фотография сделана телефоном, через черную пленку, вырезанную из картонных очков

Первые и последние полтора часа (то есть практически все время) апокалиптическое шоу зрители наблюдали, вооружившись специальными черными очками, через которые Солнце выглядело как ущербленный оранжевый круг, и наш ребенок упорно называл его луной.

2
Фото из интернета
Фото из интернета

Очки мы заказали заранее, но могли бы этого не делать, так как накануне события все, кому не лень, начали распространять эти картонные очки, подбрасывая их под дверь или присылая по почте.

4
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье


6
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

На фазу полного затмения, длившуюся всего 1 минуту 47 секунд (максимум в 15:13), зрители смотрели без очков.

Пока тянулась череда частных затмений, ничего замечательного вокруг не происходило. Разве что мы воочию убедились, что наша звезда (Солнце) очень мощная. Даже будучи заслоненной процентов на 95, она не делалась менее яркой.

4
Посмотрите на экран фотокамеры. Какой маленький кусочек Солнца открыт и как при этом светло!
Посмотрите на экран фотокамеры. Какой маленький кусочек Солнца открыт и как при этом светло!

И только когда черный диск Луны полностью закрыл Солнце, нарисовалась картина, действительно поразившая воображение: сгустились сумерки, зажглась «звезда» (вероятно, Венера), а на горизонте проступило странное свечение, подобное тому, какое бывает летом на заре. Эффект от затмения вышел драматическим и сильным, поскольку «ночи» предшествовал яркий, полный красок почти безоблачный день.

6
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

5
15:12
15:12


6
15:13
15:13

Мы неотрывно смотрели на черный диск, который похоронил свет, и окружающую его тонкую сияющую корону. Светлое колечко прожило отведенные ему пару минут, после чего справа «включилась» вспышка, быстро превратившаяся в серп, вернувший миру свет.

4
Фото из интернета. Без специальных фильтров заснять то, что видели глаза, не удалось.
Фото из интернета. Без специальных фильтров заснять то, что видели глаза, не удалось.

Что происходило в темноте с питомцами зоопарка, осталось тайной. Вольеры и клетки с наших позиций не просматривались, и подтвердить распространенное убеждение, что звери на несколько минут в темноте засыпают, я не могу.

7
Зебры и ватусси еще до наступления «ночи» стояли, как замороженные
Зебры и ватусси еще до наступления «ночи» стояли, как замороженные

Уже дома, сверив свои ощущения, мы с сыном и внуком заключили, что во время полной фазы «никакой соловей за окном не пел». Никто из нас не слышал ни карканья, ни курлыканья, ни какого-либо свиста.

4
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

По завершении мероприятия волонтеры собирали использованные очки, намереваясь послать их в бедные районы Южной Америки, где в октябре грядет кольцеобразное солнечное затмение.

Делясь своим опытом со зрителями будущих «выключений света во вселенной», скажу, что, отправляясь на «спектакль», стоит изучить немного небесную механику, чтобы по достоинству оценить уникальность происходящего. Ведь только разобравшись как Луна, которая в 400 раз меньше Солнца, закрывает его для землян, понимаешь, как «там» все тонко настроено, и что затмений у нас бы не было, изменись чуть-чуть размеры спутника Земли или его орбиты.

Часть вторая — Стеклянный павильон Музея искусств

Если зоопарк остался в памяти как место, где Солнце погасло, то Стеклянный павильон Музея искусств, наоборот, запомнился повсюду разлитым Солнцем, которое никогда не исчезает, поскольку оно «вшито» как в экспонаты коллекции, так и в само здание, сотканное из света.

5
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

Перешагнув порог Павильона, мы моментально ощутили необычность этого «дома». Весь он, за исключением нескольких внутренних стен, ограждающих зал с «деликатными» предметами и стеклодувную мастерскую, построен из стекла. Павильон просматривается насквозь: взгляд легко летит через слои прозрачных перегородок, проникая во все залы и закутки, пока наконец не упирается в зеленые купы деревьев снаружи.

5
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

8
Керамика мастерской Руквуд (Roоkwood pottery) Америка 1923 г.
Керамика мастерской Руквуд (Roоkwood pottery) Америка 1923 г.

10
Копия Портлендской вазы. Веджвуд. Англия. 1798 г.
Копия Портлендской вазы. Веджвуд. Англия. 1798 г.

Создатели этого архитектурного чуда, Казуйо Сейма и Рюэ Нисидзава, были отмечены Притцкеровской премией — самой престижной международной премией в архитектуре.

8
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

Музей искусств в Толедо был основан в 1901 году стеклозаводчиком Эдвардом Либби. В 1913 году Либби приобрел в Европе несколько значительных коллекций стекла периода Ренессанса и Барокко, на основе которых стало расти его детище. Некоторые объекты коллекции Эдварда Либби настолько редки, что в американских музеях им нет аналогов. В качестве примера привожу «отсебятину», не найдя точного указания, где те объекты.

7
На первом плане Кубок «Змей» Венеция 1625—1650 г.
Выдувное стекло.
На втором плане — Змеиное стекло со сценой охоты. Южные Нидерланды 1650—1700г. Выдувное стекло. 
Стекло называют «змеиным» из-за змеиных форм ножки бокала.
На первом плане Кубок «Змей» Венеция 1625—1650 г. Выдувное стекло. На втором плане — Змеиное стекло со сценой охоты. Южные Нидерланды 1650—1700г. Выдувное стекло. Стекло называют «змеиным» из-за змеиных форм ножки бокала.

4
Бокал для вина (ремер) с гномами-музыкантами 1661г.
Германия (стекло), Нидерланды (гравировка). Рисунок на чаше с гравюры французского художника Жака Калло.
Ремеры, обычно окрашенные в оттенки зеленого, были популярны при употреблении белого вина. «Малиновые» ягоды на ножке помогали пьющему крепко держать бокал жирными руками в эпоху до широкого распространения вилок.
Бокал для вина (ремер) с гномами-музыкантами 1661г. Германия (стекло), Нидерланды (гравировка). Рисунок на чаше с гравюры французского художника Жака Калло. Ремеры, обычно окрашенные в оттенки зеленого, были популярны при употреблении белого вина. «Малиновые» ягоды на ножке помогали пьющему крепко держать бокал жирными руками в эпоху до широкого распространения вилок.

7
Ребристый, выдувной кубок из опалового стекла. Стекло, обработанное тиснением. Италия, Венеция 1700 г.
Ребристый, выдувной кубок из опалового стекла. Стекло, обработанное тиснением. Италия, Венеция 1700 г.

Отец стеклянной индустрии города Толедо собирал работы, отражающие историю американского стекла, которое до начала 20 века имело более низкий статус, чем европейское. Он находил и покупал произведения, заслуживающие коллекционирования и изучения. После смерти основателя музея фонды художественного стекла систематически пополнялись не только покупками, но и подарками коллекционеров и художников.

5
Фредерик Кардер. Америка 1915 г.
Фредерик Кардер. Америка 1915 г.

9
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

9
Луис Комфорт Тиффани.  Америка. 1913 г.
Любовь Тиффани к миру природы отражена в этой вазе, вдохновленной анютиными глазками.
Луис Комфорт Тиффани. Америка. 1913 г. Любовь Тиффани к миру природы отражена в этой вазе, вдохновленной анютиными глазками.

7
Графин. Джон Лидделл. Нью-Бедфорд, Массачусетс. 1885 г
Рубиновое и матово-белое стекло, покрытое бесцветным стеклом; выдувное; петлевой, накладной и тисненый декор.
Графин. Джон Лидделл. Нью-Бедфорд, Массачусетс. 1885 г Рубиновое и матово-белое стекло, покрытое бесцветным стеклом; выдувное; петлевой, накладной и тисненый декор.

Разбирая фотографии, я обнаружила, что не сделала снимков работ единственного известного мне современного художника-стеклодува Дэйла Чиули. Выдутая им люстра украшала фойе у главного входа, а мы воспользовались боковым и пропустили шедевр. Лохматый пучок, свисающий с потолка и случайно попавший в следующий кадр — это творение Дэйла Чиули.

9
Ваза «Мариса» на фоне люстры «Кампьелло дель Ремер №2»  Дэйла Чиули. 
Ваза — работа Рене Лалик. Франция. 1927 г.
Ваза «Мариса» на фоне люстры «Кампьелло дель Ремер №2» Дэйла Чиули. Ваза — работа Рене Лалик. Франция. 1927 г.

Восемь лет назад, когда мы впервые здесь оказались, в Павильоне показывали только стекло — красивое, редкое, ценное, но только его и ничего более. В этот раз кураторы отдали пару залов под выставку «In a New Light: Impressionism and Post-Impressionism», где живопись соседствовала со скульптурой и прикладным искусством 1870–1920 годов.

6
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

Картины, рожденные импрессионистами, стремившимися разгадать изменчивый характер света, смотрелись очень гармонично в здании, сделанном из света.

 

4
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

7
Клод Моне. «Антиб, вид из сада Ла Салис». 1888 год.
Мерцающий свет полудня пронизывает картину, изображающую прибрежный город Антиб на юге Франции. Моне отправился туда в январе 1888 года и был ослеплен светом и поразительными пейзажами. Он говорил:  «Я фехтую и борюсь с солнцем. И какое это солнце! Чтобы писать здесь, нужно золото и драгоценные камни».
Клод Моне. «Антиб, вид из сада Ла Салис». 1888 год. Мерцающий свет полудня пронизывает картину, изображающую прибрежный город Антиб на юге Франции. Моне отправился туда в январе 1888 года и был ослеплен светом и поразительными пейзажами. Он говорил: «Я фехтую и борюсь с солнцем. И какое это солнце! Чтобы писать здесь, нужно золото и драгоценные камни».

9
«Крестьяне отдыхают». Камиль Писсарро. 1881г. 
Писсарро, подчеркивая важность света на картине, выставил ее на групповой выставке импрессионистов 1882 года под названием «Изучение фигуры на открытом воздухе, эффект солнечного света»
«Крестьяне отдыхают». Камиль Писсарро. 1881г. Писсарро, подчеркивая важность света на картине, выставил ее на групповой выставке импрессионистов 1882 года под названием «Изучение фигуры на открытом воздухе, эффект солнечного света»

Природа на полотнах Синьяка и Боннара перекликалась с вазами природных форм, созданными мастерами периода «прекрасной эпохи».

6
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

8
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

7
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

11
Виктор Амальрик Вальтер (Франция) Маленький поднос с хамелеоном. Полихромное прозрачное и непрозрачное стекло 1920 г.
Виктор Амальрик Вальтер (Франция) Маленький поднос с хамелеоном. Полихромное прозрачное и непрозрачное стекло 1920 г.

Солнечное, волнующее полотно Ван Гога, окруженное элегантными предметами в стиле арт-нуво, согласно тексту на музейной этикетке, говорило о смерти.

9
Винсент Ван Гог. «Пшеничные поля со жнецом».  1890 г.
Для Ван Гога жнец, срезающий спелую пшеницу, иногда был метафорой смерти. «Но, — писал Ван Гог своему брату Тео в 1889 году, — в этой смерти нет ничего печального, она идет своим путем среди бела дня, когда солнце заливает все светом чистого золота...».
Винсент Ван Гог. «Пшеничные поля со жнецом». 1890 г. Для Ван Гога жнец, срезающий спелую пшеницу, иногда был метафорой смерти. «Но, — писал Ван Гог своему брату Тео в 1889 году, — в этой смерти нет ничего печального, она идет своим путем среди бела дня, когда солнце заливает все светом чистого золота...».

5
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

9
Винсент Ван Гог.  «Дома в Овер-сюр-Уаз» 1890 г.
Винсент Ван Гог. «Дома в Овер-сюр-Уаз» 1890 г.

На примере гравюры «Похороны под зонтиками» французского художника Анри Ривьеры было показано влияние японского искусства на европейское в конце 19 века. «Похороны» — это французская версия одной из самых известных гравюр на дереве японского мастера Утагавы Хирошиге. Интерес Анри Ривьеры к композиции, контрастам света и тени и нежным цветам гравюр Хирошиге очевиден в показанной работе.

6
Слева  «Похороны под зонтиками» французского художника Анри Ривьер. Справа Утагавa Хирошиге. «Внезапный ливень над мостом Син-Охаси в Атакэ» 1857 г
Слева «Похороны под зонтиками» французского художника Анри Ривьер. Справа Утагавa Хирошиге. «Внезапный ливень над мостом Син-Охаси в Атакэ» 1857 г

Проведя в Павильоне три часа, а для меня это предел, за которым впечатления уже начинают путаться и усталость вытесняет радость бытия, мы решили возвращаться домой. Но надо было еще зайти в основное здание за билетами, ведь в павильоне мы, сколько не искали, кассы не нашли. Сидящая за компьютером в фойе беломраморного дворца девушка спросила наш почтовый индекс, но билеты не дала. Музей, объяснила она, бесплатный для всех и всегда. Тем лучше, будем чаще приезжать в огайскую глушь, где притаился музей, достойный столицы.

4
На озере Эри свихнулись все звери: ведь там на мгновенье случилось затменье

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии