Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была вчера 22:13
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Дунино — Россия Апрель 2024

Пришвинская тропа по берегу Москвы-реки начинается от часовни Архангела Михаила вдоль реки до родника и часовни-купели Иоанна Предтечи.

Туда мы и направились.

Начинаем наш путь от часовни Архангела Михаила, построенной на этом месте в 2005году.

По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи

Деньги собирали всем миром и вот что получилось. С этой стороны видна часть часовни, а если спуститься вниз, то вид будет совсем другой.

Рядом план-схема заповедной территории объекта историко-культурного наследия Дунинского археологического и природного комплекса, но наша цель просто пройтись по писательской тропе, а вообще-то интересно посмотреть всю эту местность, но это будет уже другая история.

На территории комплекса расположено несколько Дунинских селищ, на карте их 10; парк усадьбы «Поречье»; Дунинское городище; дача Э. Л. Ульмера и усадебный дом А.Попова — известного чаепромышленника. Дача Ульмеров была построена в начале 20 века и во время войны, как и в доме Пришвина в них были операционные — оперировали раненных солдат. Линия фронта проходила по реке.

По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи

Нижняя часть храма-часовни Михаила Архангела выглядит так. Храм называют храмом на крови, так как неподалеку проходили ожесточенные бои во время Великой Отечественной и было много погибших. Линия фронта проходила по Москве-реке: на одной стороне немцы, на другой — наши бойцы.

До сих пор находят свидетельства тех боев, которые выставлены в витринах около цокольного этажа храма.

Это гильзы и патроны, фрагменты пулеметных лент, фляжки и котелки и другие солдатские принадлежности.

По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи

Хозяйкой храма-часовни считают матушку Варвару, о которой нам рассказывали в Доме-музее Пришвина М. М. Матушка Варвара (в миру она была Натальей) 25 лет работала в Третьяковской галерее искусствоведом, а сейчас проводит экскурсии по природно-археологическому комплексу, заходит и в музей.

В 1941 году здесь в Дунинском комплексе проходила линия обороны Москвы. В начале декабря фашисткий снайпер расстрелял двоих местных детей: брата и сестру Борю и Шуру Панфиловых.

Сохранились противотанковые ежи.

По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи

На месте линии обороны установлен памятный крест с надписью " Господи, здесь мы победили врага!. Даруй нам победить себя».

Мы идем дальше по писательской тропе.

Виднеется Москва-река, не очень широкая, но окруженная яркой зеленью и очень красивая.

По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи

Тропа где-то обустроена, где-то нет, но это не имеет никакого значения. Главное, мы идем по тропе Михаила Михайловича Пришвина, где его нога ступала неоднократно, где в его голове зарождались рассказы о природе и не о природе. В его дневниках прочитала такое размышление о таланте, что это такое: «Это, по-моему, способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, но не самому славиться». Свои дневники Пришвин М.М. называл «словесной кладовой». Он писал их всю жизнь.

Красота средней полосы России. Кто только ее не воспевал…

«Ты раскрой мне, приорода, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!» (Бунин И.). Кстати, Бунин И. учился в одной гимназии с Пришвиным М.М. только на два года старше (это было в Ельце). И Миша ПРишвин не был прилежным учеником, его исключили из гимназии за дерзость и он дважды оставался на второй год.

По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи

Идем среди этой красоты, которая ракрывает нам свои объятия.

Конечная точка писательской тропы — часовня-купель Иоанна Предтечи.

Построена купель в 2004 году (опять же на собранные народом деньги) по благословению Одинцовского благочиния.

Здесь был родник и вот теперь часовня-купель, вода в которой 4 градуса. В православные праздники здесь всегда много народу.

По рассказам местных жителей святой источник в Дунино появился на этом месте давно. Версий несколько: одна из них, что источник забил после обстрела деревни немцами в 1941 году. Еще одна легенда относится к тому же времени: хоронили бойца, погибшего от ран. Вдруг на месте могилы забил источник и боец ожил.

По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи

Купель освещена именем великого святого Иоанна Предтечи. Внутри темновато. Поэтому эти две фотографии нашла в интернете.

Рядом с часовней поминальное било.

Изготовлено из части корпуса разорвавшегося советского снаряда от «Катюши».

В 1941 году с этого берега реки гвардейские минометы, прозванные в народе «Катюшами», вели огонь по врагу.

«О всех, кто нам известен и тех, кто пропал без вести… Вечная память!».

По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи

Маршрут писательской тропы не закольцован, поэтому обратно шли той же дорогой, любуясь речными просторами Москвы-реки.

А впереди у нас Звенигород и его окрестности.