Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 22:45

Новый Свет — Россия Май 2023

Давно я мечтала побывать в поселке Новый свет и, главное, пройти по тропе Голицина. И вот наконец эта мечта сбылась!

От Феодосии до Нового Света чуть больше 50 километров. Выехав пораньше, часов в 9 утра мы уже были в Новом свете. Поселок небольшой, находится обособленно, в некотором удалении от трассы Судак — Алушта. Сюда заезжают те, кто хочет конкретно попасть в Новый Свет и на тропу Голицина.

Старое название поселка Парадиз, а новое название — Новый Свет — он получил после визита Николая II. Чуть позже об этом расскажу.

В таком красивом месте люди жили с давних времен, но известно оно стало с тех пор, когда в 1878 году Голицын купил поместье Парадиз (теперь это Новый Свет) и заложил там крупный виноградник, где выращивал 500 сортов винограда. В начале 1890-х годов он первым в России начал промышленное производство шампанского на своем заводе в Новом Свете.

Поселок окружен горами. И в самом поселке, и вокруг него бурная растительность, можжевеловые рощи. И как утверждают, благодаря этому в поселке уникальный микроклимат.

Новый Свет. Тропой Голицина

Начинали мы прогулку со стороны набережной, идущей вдоль Зелёной бухты. Зеленая бухта находится прямо в поселке. Бухта довольно большая, пляж гравийно-галечный с участками серого песка.

Бухта Зеленая, где расположены кафе, магазины, развлекательные заведения и, самое главное, набережная с пляжем — самый центр Нового Света.

Свое название эта бухта получила благодаря насыщенному зеленоватому оттенку воды. С двух сторон ограниченная горами Сокол и Коба-Кая, бухта Зеленая мелководная, и вода здесь прогревается раньше, чем в других местах Крыма. Эта информация для тех, кто собирается приехать в Крым на пляжный отдых, может кому и пригодится.

Новый Свет. Тропой Голицина

Ну теперь идем на долгожданную тропу Голицина. Прямо с набережной заходим во входные ворота, за которыми и начинается тропа. Длина тропы около трех километров. По времени прогулка заняла у нас около 3-х часов, но мы не спешили, любовались крымскими просторами, отдыхали на смотровых площадках, вообщем не бежали, а наслаждались прогулкой.

В далеком 1912 году князь Лев Голицын придумал данный маршрут, чтобы порадовать Николая II, который запланировал визит в Парадиз — так назывался Новый Свет в то время. И чтобы император смог в полной мере насладиться красотами крымской природы, князь Голицын приказал проложить вдоль всей бухты пешеходную тропу, откуда открывались бы самые лучшие виды на местные бухты. Гость был важный, нужно было сделать всё по высшему разряду, поэтому на тропе были вырублены каменные ступени, оборудованы смотровые площадки, установлены красивые перила. Так вот и появилась тропа.

Николай II прошел по тропе и, конечно, ему все очень понравилось, да что понравилось, он был в восторге от увиденного (как и мы), а попробовав знаменитого игристого вина из голицинских подвалов, сказал, что после этого увидел мир в новом свете. Именно эта его фраза и дала новое название поселку. Может, конечно, это легенда, но так или иначе Парадиз стал Новым Светом.

Новый Свет. Тропой Голицина

Голицинская тропа проложена на склоне горы Коба-Кая и тянется вдоль живописных бухт Нового Света. Пройдя по ней с начала до конца, можно увидеть всю красоту этого места: скалы, бухты, мыс, можжевеловую рощу и на протяжении всего пути бесконечные морские просторы!

Сразу надо сказать, тропу Голицина недавно отреставрировали, ступени неразбитые, практически везде по тропе установлены поручни. Во многих местах есть лавочки и даже беседки, где можно отдохнуть и насладиться окружающими пейзажами.

Но все равно надо понимать, что это не просто обычная туристическая тропа с местами, оборудованными для отдыха, по которой можно пройти, не напрягаясь, нет, иной раз здесь приходится подниматься вверх по крутым отполированным ступеням, где не исключено и подскользнуться, а иногда и карабкаться по камням вверх. Нередко тропа бывает настолько узкой, что вдвоем и не пройти, поэтому обязательно нужно остановиться, прижаться к скале или к поручням и пропустить идущих навстречу людей, а не пытаться идти напролом, часто тропа проходит по краю обрыва, и осторожность тут не помешает. Но в целом проход по тропе относительно безопасный, надо только лишь надеть удобную обувь, взять с собой воду (ларьков, магазинов по пути нет) и быть внимательным. Ну и лучше всего посещать тропу в несезон, и людей меньше, и не так жарко.

Начало маршрута — оптимистичное. Первые метры тропа аккуратная и симпатичная, даже с плетеной оградой.

Новый Свет. Тропой Голицина

Сначала тропа идёт по восточному склону горы. Напротив — стремящийся вверх скалистый Сокол. За ним, вдалеке, угадываются очертания Крепостной горы и мыса Алчак.

С самых первых метров пути по тропе открываюся потрясающие красоты: живописные скалы, бескрайние морские просторы, высокое южное небо. Впрочем, вся тропа — это сплошные красивейшие виды.

Пока идти по тропе комфортно. Подъем некрутой. С одной стороны скалы, с другой — обрыв и море необыкновенного цвета, описать который не хватит слов.

Далее тропа вырезана в скале вдоль моря.

Новый Свет. Тропой Голицина

Удивляют деревья и кустарники, растущие прямо в скалах. Вот такая тяга к жизни у этих деревьев.

На небольших смотровых площадках не только любуются морскими просторами, но и ловят рыбу.

Новый Свет. Тропой Голицина

Тропа вьется над морской пучиной на высоте до 30 метров, а иной раз и выше, и приводит нас в одно, очень интересное место на тропе — грот Шаляпина.

Перед входом в грот тропа очень узкая и проложена между скалой и обрывом. Для безопасности тропа оборудована довольно высокими бетонными бортиками.

Новый Свет. Тропой Голицина

Море здесь очень бурное, шумит-волнуется, пенные волны разбиваются о камни, брызги летят во все стороны. Море — одно из самых красивых и величественных зрелищ в природе, особенно вот такое — шумное и беспокойное.

Новый Свет. Тропой Голицина

И вот он — грот Шаляпина. У грота естественное происхождение. Большую полость в горе Коба-Кая пробили за тысячи лет воды Черного моря. Вот она — сила природы! Скалы величественно нависают над морем, добавляя еще больше впечатлений от этого места.

А вот такой вид открывается, если посмотреть от грота назад на пройденную часть тропы.

Грот большой, солнце сюда практически не попадает, поэтому грот кажется мрачноватым. И микроклимат здесь особый, здесь более прохладно по сравнению с самой тропой.

Прохладный микроклимат идеально подходил для хранения вина, поэтому Голицын решил использовать пещеру как хранилище для особо ценных экземпляров своих игристых вин. В стенах грота сохранились специальные сделанные в виде арок ниши для бутылок вина.

Новый Свет. Тропой Голицина

А еще кроме отличных температурно-влажностных условий, подходящих для хранения вина, у пещеры оказалась еще одна удиавительная особенность — великолепная акустика.

И как пишут, в пещере выступал сам Шаляпин, поэтому грот и назвали его именем. И вроде бы от его голоса даже разбился бокал с вином. Но скорей всего, это всего лишь красивая легенда, по крайней мере нет достоверных сведений, что Шаляпин тут был. И если он тут не был, значит, он тут и не выступал.

Голицын же, зная об удивительной акустике этого места, начал использовать этот грот как концертный зал. В те времена в гроте проводились приемы гостей с дегустацией шампанского и камерными концертами. Тут был настоящий культурный центр.

Да и позже здесь проводились различные концерты, в глубине грота есть даже эстрада. Но потом это дело забросили. Сейчас же пытаются возродить традицию проведения концертов и различных мероприятий в этом уникальном природном концертном зале. Как я читала, в гроте Шаляпина иногда проводятся концерты вокалистов и мастеров инструментальной музыки, и, конечно, после выступлений — шампанское с голицынского завода.

Новый Свет. Тропой Голицина

Несмотря на некоторую мрачность, грот оставляет приятное впечатление. Он просторный, тут свежо. А еще грот украшают необычные скальные складки. Природа не устает удивлять.

Погуляв по гроту, движемся дальше. Стоит пройти ко входу к гроту, и взору открывается яркое голубое небо.

А поднявшись еще выше, мы опять могли любоваться морскими просторами. Невозможно оторвать взгляд от этих потрясающих видов!

Новый Свет. Тропой Голицина

После грота тропа поднимается выше и проходит по южному склону горы, мимо обрывов и отвесных скал.

Тропа приводит на мыс Плоский, который служит своеобразной границей между Синей и Зеленой бухтами. Здесь находится смотровая площадка, откуда открывается грандиозная панорама мыса Капчик и Синей бухты.

После мыса Плоский тропа проходит мимо голых серых скал, растительности практически нет. Прямо у тропы с правой стороны вот такие вертикально уходящие в небо скалы. Это выглядит потрясающе! Рядом с такой громадой чувствуешь себя маленькой песчинкой в огромном мире.

Новый Свет. Тропой Голицина

Для того, чтобы попасть к Синей бухте, прийдется попетлять по тропе, минуя череду подъемов и спусков и даже проходя под скальными навесами, на этом участке тропы уж точно надо идти с осторожностью.

И на подъемах, и на спусках — отличные виды на Синюю бухту. Вода в бухте играет разными оттенками сине-голубого цвета. Это так красиво, что хочется подольше смотреть на это великолепие, чтобы запомнить на всю жизнь.

Новый Свет. Тропой Голицина

С правой стороны бухты — мыс Капчик, который разделяет Синюю и Голубую бухту, к которой мы пройдем чуть позже. Мыс Капчик — один из самых известных мест тропы Голицына. Мыс напоминает гигатского динозавра, склонившегося над морем, а кто говорит, мыс похож на дельфина. В любом случае мыс, выдающийся далеко в море, очень впечатляет.

Тропа спускается на берег моря.

Новый Свет. Тропой Голицина

Синяя бухта очень живописна. Здесь дикий каменистый пляж, камни разной величины, есть прям-таки большие булыжники, так что входить в море не очень удобно, зато здесь чистое синее море. Для любителей комфортного пляжного отдыха эта бухта навряд ли подойдет, но если каменные глыбы вас не смущают, то это место для вас — здесь практически никогда не бывает много людей, и к тому же здесь всегда чистое море.

Эту бухту называют еще Разбойничьей, так как есть истории, что эту бухту использовали контрабандисты и разбойники для своих черных делишек. Здесь есть многочисленные потайные гроты, где пираты прятали награбленное добро и драгоценности. А еще бухта являлась очень удобным местом для засады пиратов и контрабандистов в далеких 12–13 веках. Из-за мыса Капчик идущим с юга караванам не видны были суда ожидавших их здесь разбойников, которые используя эффект неожиданности, нападали на караваны.

Новый Свет. Тропой Голицина

Ну были ли тут на самом деле в давние времена пираты и разбойники, не были, это вопрос, а вот то, что совсем в недавнем прошлом тут были пираты — это точно: в Разбойничьей бухте снимался советский фильм «Пираты XX века».

От Разбойничьей бухты начинается затяжной подъем наверх, который приводит нас в можжевеловую рощу.

Новый Свет. Тропой Голицина

Голицинская тропа частично пролегает по особо охраняемой природной территории Государственный природный ботанический заказник регионального значения «Новый Свет». Можжевеловая роща — это один из участков, который входит в этот заказник.

На склонах горы целые рощи можжевельников. Говорят, что возраст некоторых деревьев достигает восьмисот лет. Кроме можжевельника на склонах горы произрастают еще сосны. Благодаря соснам и можжевельникам здесь чистейший целебный воздух! Гулять по этой роще не только приятно, но и полезно. Фитонциды, выделяемые можжевельниками, превращают воздух в целебный нектар. Особенно полезно дышать таким воздухом тем, у кого проблемы с органами дыхания.

Местный можжевельник относится к карликовым видам, хотя некоторые экземпляры дорастают и до семи метров, но все-таки главным образом здесь низкорослый можжевельник. Каменистая почва, за которую изо всех сил цепляются деревья, не позволяет им значительно вырасти, но серьезно укрепляет и расширяет корневую систему. Во многих местах можно увидеть выходящие на поверхность разветвленные корни деревьев.

По можжевеловому лесу проложены удобные тропы, на которых в некоторых местах установлены скамьи, сидя на которых можно отдохнуть, вдыхая можжевеловые ароматы.

Новый Свет. Тропой Голицина

А еще на тропе проложены довольно интересные мостики. Вод один из них. Двигаемся по мостику дальше.

С участка Голицынской тропы, ведущего на мыс Капчик, открывается замечательный вид на Голубую бухту, которая расположена у подножия горы Караул-Оба.

Глаз не отвести от такой красоты! Голубая бухта — одно из красивейших мест в окрестностях поселка Новый Свет.

Новый Свет. Тропой Голицина

Эту бухту называют еще Царской, потому, что якобы в Голубую бухту заходила императорская яхта «Штандарт», и на пляже, расположенном на ее побережье, бывали Романовы, а в ее водах купался сам Николай II. Может так и было, а может это просто очередная красивая легенда. Но я думаю, не зря ее назвали Царской — такое название подходит этой бухте еще и потому, что прозрачная вода, воздух и удивительные скалы делают ее по-настоящему Царской.

К пляжу в Царской бухте можно спуститься по каменистой тропе, начало этой тропы чуть дальше. Можно подъехать сюда и на катере из Зеленой бухты, многие отдыхающие летом так и делают.

Налево уходит тропа на мыс Капчик, с одной стороны которого романтичная бухта Синяя, а с другой — красивая по-царски бухта Голубая. Мыс просто врезается в море на расстояние больше, чем на 300 метров от берега. Мы немного прошлись по тропе, ведущей на мыс. Но дальше стоят запрещающие знаки — проход на мыс запрещен, видать, подниматься на самый верх небезопасно. Правда, некоторые туристы плевали на запрет, им закон не писан. Мы же все-таки решили не рисковать, раз запрещают, значит, есть на это основания, и повернули назад.

Новый Свет. Тропой Голицина

Пройдя дальше по можжевеловой роще, выходим к развилке. Направо пойдешь, в поселок попадешь, то есть на выход, а налево тропа как раз ведет на Царский пляж. Но так как купаться мы не собирались, а виды сверху гораздо лучше, чем виды с побережья бухты, все так говорят, то мы и не стали спускаться вниз.

Хочу уточнить, во многих источниках пишут, что длина Тропы Голицына 5 470 метров. Ну это, наверное, с посещением Царского пляжа, или может быть, с возвращением обратно тем же путем. Мы шли от входа у набережной до выхода из можжевеловой рощи, получилось около 3-х километров. Маршрут практически кольцевой, мы прошли всю тропу, ну только на Царский пляж не зашли.

Новый Свет. Тропой Голицина

Но на этом посещение Нового Света у нас не закончилось. Впереди нас ждала морская прогулка вдоль тропы Голицына.

Катера уходят на прогулку с той же Зеленой бухты. К сожалению, фотографий получилось немного. Наш катер был небольшой и полностью открытый, впрочем там все катера такие. А на тот момент море немного штормило, и наш катер ощутимо покачивало на волнах, к тому же брызги воды долетали и до всех сидящих в катере. Поэтому главным образом мы просто наслаждались невероятными красотами. Новый свет, тропа Голицына со стороны моря невероятно привлекательны — величественные горные массивы, выдающиеся в море мысы, потрясающие бухты!

С воды особенно величественно смотрятся скалы около грота Шаляпина.

Новый Свет. Тропой Голицина

Небольшие гроты у бухты Разбойничьей. Вот где пираты прятали награбленное.

А это вид с воды на потрясающую Голубую бухту.

Новый Свет. Тропой Голицина

Под горой Караул-Оба в воде у самого берега стоят прислонившиеся друг к другу огромные валуны — скалы «Три Монаха». Между двумя наиболее большими валунами довольно узкий проход, похожий на ворота. Издали кажется, что пройти по этому проходу нереально, тем более, когда на море волны. Но наш опытный капитан лихо провел наш катер в эти «ворота».

Посмотреть на тропу Голицына с моря, еще раз полюбоваться потрясающими красотами — это было идеальное завершение путешествия в Новый Свет.

И как я теперь могу сказать, тропа Голицына — это один из самых живописных туристических маршрутов Крыма, на котором я побывала. Но Крым так богат на достопримечательности, и тем более, что я далеко не все их видела, поэтому не исключаю, что где-то меня ждут еще более красивые места. Ну, а исходя из увиденного на сейчас, тропа Голицына — самая впечатляющая и самая удивительная, это точно.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.