Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была сегодня 6:24

Сиди-бу-Саид — Тунис Октябрь 2010

Высоко над тунисской бухтой расположен самый красивый городок в Тунисе Сиди-бу-Саид. Это чудо под открытым небом — привлекает всех представителей творческих профессий, да и не только их, прежде всего, своей живописностью. Он располагается на склонах и вершине довольно-таки внушительного холма над Карфагенским заливом, и все здания его центра покрашены исключительно в бело-синий цвет: белые стены и синие ставни, балконы, фигурные решетки и двери. А если учесть то количество цветов, которое есть в Сиди-бу-Саиде — все эти цветущие розовые, красные, желтые, фиолетовые, сиреневые, голубые, синие бугенвилии, петунии и прочие-прочие-прочие, то вы можете представить себе, насколько же там красиво, ярко, контрастно и волшебно!

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Город художников, поэтов, романтиков и колыбель влюбленных, — у поселка Сиди-бу-Саид множество названий.

История этого места началась в IX веке с небольшой арабской крепости. В XIII столетии здесь, после паломничества в Мекку, обосновался арабский суфий Сиди Саид, в честь которого затем и назвали этот населенный пункт, известный не только каждому тунисцу, но и тому кто когда-либо побывал в этой стране. Впрочем, известность этому месту принес не почитаемый мистик-аскет, а совсем другие люди…

В 1914 году Сиди-бу-Cаид посетили художники-экспрессионисты XX века — швейцарец Пауль Клее, немец Аугуст Макке и француз Луи Муайе. Они выехали из Берна 3 апреля. Сиди-бу-Саид был не единственным городом, в котором они побывали. Во время поездки художники посетили так же Карфаген, Хаммамет, Кайруан.

Самобытный пейзаж и яркость красок арабского искусства произвели на художников сильное впечатление. И это отразилось на их творчестве.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

До поездки Клее работал в основном в области графики. Его мало занимали проблемы цвета. Однако поездка в Тунис, словно, открыла ему глаза. Ведь под ярким южным солнцем краски кажутся чище и сочнее. Впечатленный художник пишет более 30 акварелей и создает множество зарисовок. Фигуры на его полотнах стали погружены в цветовую гармонию. И с тех пор цвет становится для Клее самым выразительным и важным художественным средством, а цветовые гармонии и контрасты — самоценным сюжетом картин: «Цвет овладел мной, мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет — едины. Я — художник»

Арабское искусство, в частности, архитектура и орнамент, вдохновило Клее на создание его собственной «живописной архитектуры», повлияв на геометрическую структуру рисунка и цветовую гамму. Клее создает абстрактные композиции из цветных прямоугольников или превращает пейзаж тунисского города в «ковер» геометрических форм.

А его «попутчик» немецкий художник Макке создает 25 акварелей, некоторые из которых принадлежат к лучшим его произведениям. Сделанные в поездке эскизы послужили основой для написанных им в последующие месяцы картин («Тунисский пейзаж», «Пейзаж с коровами и верблюдом» и другие), однако полностью использовать этот материал Макке не успел. Почти сразу после начала Первой мировой войны, 8 августа 1914 года, Макке ушёл добровольцем на фронт. В сентябре этого же года он погиб в бою в возрасте 27 лет.

Но не только европейских художников впечатлил этот город. В его историю вписано и имя нашего соотечественника русского художника Александра Рубцова (1884—1949 гг.). В том же году, что и европейцы (1914) Александр Рубцов приехал в Тунис работать и остался в этой стране до конца своих дней. Он нашел здесь источник вдохновения для своих многочисленных работ. Рубцов считал, что прекраснейшим местом на свете является городок Сиди-бу-Саид.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Жить в городе и не вдохновиться его красотой — не возможно. Поэтому среди местных жителей тоже много художников (если верить интернету, то каждый десятый). И если, оказавшись в городе, у вас возникнет желание приобрести полотно с видами Сиди-бу-Саида, то вы сделаете это без труда. Здесь представлены рисунки и полотна, выполненные в разных техниках стилях, на любой вкус. Кто знает, может за скромным тунисским живописцем кроется будущий Моне.

Здешние красоты в свое время вдохновляли не только художников, но таких известных личностей как: Ги де Мопассан, Рене Шатобриан, Андре Жид, Николай Гумилев и Александр Скрябин. Не зря Сиди-бу-Саид называют «африканским Монмартром».

Красота и фотогеничность города привлекла и французских киношников. В фильме «Анжелика и султан» можно увидеть бело-голубые дома городка.

Ходят слухи, что здесь побывали и «современные звезды» Клинт Иствуд и Шон Коннери в самом знаменитом кафе над мариной Café des delices. А быть может слухи распространяют владельцы кафе… Но все же, оказавшись в Тунисе, не упустите и вы возможность выпить в кафе с лучшим видом на Тунисский залив традиционного сладкого чая с мятой и кедровыми орешками.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Тем более, что из столицы Туниса до поселка можно добраться самостоятельно на наземном метро, а затем на пригородном поезде.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Мы так и сделали, хотя некоторые туристы-пляжники предпочитают приезжать сюда в составе групп. Они настолько полюбили этот город, что он теперь полон ими примерно настолько же, как улицы старой Праги в самый разгар сезона. И, честно говоря, гулять в такой толпе нравится не всем.

Мы предпочли совершить прогулку по колоритным улочкам города самостоятельно. И, добравшись выше описанным способом, почти сразу оказались на площади, где возвышался минарет маленькой белоснежной мечети, вокруг которой рос целый сад из агав и опунций.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Затем по сложенной блоками песчаника мостовой поднимались все выше и выше…

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Лучший способ изучить город — затеряться в его улочках. В Сиди-бу-Саиде это действительно незабываемый опыт.

Здесь нет возможности прикоснуться к древней истории, но весь город одна большая достопримечательность.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Сиди-бу-Саид обладает неповторимым изысканным стилем: все строения окрашены в белый цвет, а ставни, решетки и ворота — в небесно-голубой. По одной из бесчисленных легенд, этот стиль строений зародился в XX веке, то есть не так давно, когда зажиточный французский барон стал владеть одним из домов в городе. Считается, что он сумел убедить местных жителей в том, что белые дома не будут накаляться в знойные дни. А для милого и светлого облика самого города добавился небесно-голубой цвет ворот и ставен. Этот стиль и стал визитной карточкой этого волшебного места.

Здесь можно бесконечно долго бродить по лабиринтам узких улочек и любоваться симпатичными виллами, оригинальными дверьми, где ни одна не была похожа на другую, синими ставнями, множеством цветущих всеми цветами радуги бугенвилиями, огромными птичьими клетками над входами в дома, сплетенными из белой металлической проволоки на манер самого настоящего мудреного кружева. Красота, да и только!

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Эти клетки для птиц красивой шарообразной формы уже стали визитной карточкой города. В восемнадцатом веке в городе начали строить шикарные виллы. Богатые люди держали дома певчих птиц и заказывали для них роскошные клетки. С тех пор у ремесленников города сохранилась традиция изготовления птичьих клеток. И сейчас некоторые дома в городе украшены ими.

Еще одна типичная составляющая жизни арабских городов — большое количество кошек.

Лабиринты узких улочек с белоснежными домами, темно-голубыми ставнями, увитыми бугенвилиями…

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Синева дверей и ставен окон здесь ярко выделяется на белом фасаде домов.

В Сиди-бу-Саиде, куда ни глянь — изумительный пейзаж.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Но самый романтичный вид открывается с территории кафе Sidi Chebaane или как его еще называют Café Des Delices. Здесь подают знаменитый чай с кедровыми орешками и мятой.

Панорамный вид отсюда выше всяких похвал, при этом счёт будет тоже соответствующим.

Меню в кафе довольно дорогое, как и во всех ресторанах Сиди-бу-Саида. Но взять чай рекомендую, чтобы насладиться атмосферностью этого места.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Собственно, здесь можно и не заходить никуда, а просто гулять, затаив дыхание от ярких красок и умопомрачительного вида, открывающегося со смотровой площадки.

Узкие извилистые улочки, мощенные камнем; бело-голубые дома, разбросанные на холме без определенного порядка; бурно цветущий олеандр; необыкновенные виды на залив и ароматный чай — это все Сиди-бу-Саид.

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

Этот город настолько красив и колоритен, что одного дня, возможно и не хватит, чтобы насладиться его удивительной атмосферой.

Каждый, кто хотя бы раз побывал в этом городе, обязательно вернется туда еще раз, ведь именно в этом месте правят любовь, красота и нетронутая гармоничность собственного стиля.

Быть может, и я когда-нибудь туда вернусь…

Сиди-бу-Саид - город романтиков и художников

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.