Сложно рассказывать о городе, имеющем огромное культурное и архитектурное наследие, сохраненное для потомков. Особенно мне, любительнице и ценительнице этой архитектуры, окончившей в свое время факультет с таким же названием. Гуляя по улицам Саратова, мне было крайне сложно сдерживаться, чтобы не запечатлеть то или иное творение мастеров прошлого, здание или сооружение, поэтому не обессудьте-гулять и любоваться будем долго. Кому же не интересна данная тема и сам город, вы знаете, что надо делать.
Группировать прогулки буду на свое усмотрение и сегодня пройдемся от парка имени Кирова по пешеходному проспекту имени Петра Столыпина
и возможно спустимся к Волге.
Саратов и его история связаны с именами очень многих известных людей и первое из них, с которого начну рассказ-это выдающийся советский ученый, академик, посвятивший себя генетике и селекции растений — Николай Иванович Вавилов. С 1917 по 1921 годы Вавилов был профессором агрономического факультета Саратовского университета. В годы масштабной кампании по борьбе якобы с предателями страны, сфабрикованное обвинение не обошло и великого ученого, за которым последовал арест, суд. В 1941-м году по иронии судьбы Вавилов этапирован именно в Саратовскую тюрьму, где в январе 1943-го года умер и похоронен на Воскресенском кладбище города.
В 1969-м году улице Михайловской было присвоено имя ученого. По адресу улица Вавилова, 6, находится ТК «Галерея Каштан»-новодел, но воссоздан по мотивам памятника архитектуры, жилого дома 1880 годов.
Оглядываясь вокруг, я не могла себе даже представить, что в конце 18 века на этом историческом месте находилось большое болото, заросшее лесом. В начале 19 века приступили к его осушению, образована площадь, вокруг которой начали выстраиваться жилые дома, торговые лавки, трактиры, в общем базар.
В 1838- 40-е годы на площади возвели каменную церковь в честь Вознесения Господня, по проекту архитектора Константина Тона.
К церкви был пристроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского, по имени которого и сама церковь, и площадь с базаром получили название Митрофановских. В 1864-м году к храму была пристроена каменная колокольня.
В годы борьбы с храмовой культурой все строения, кроме дома причта, были разрушены.
В 1937 году Митрофановскую площадь и образованный на ней парк переименовали в площадь имени Н. Г. Чернышевского, а в 1966 году — в площадь и парк имени С. М. Кирова.
В 2012-м году было закончено возведение нового храма во имя святителя Митрофана Воронежского.
Со стороны улицы Вавилова на площади Кирова в 1997-м году установлен памятник ученому, созданный по проекту скульптора К. С. Сухоминова.
Скульптура ученого изготовлена из цементной крошки в полный рост. На двух валунах, расположенных рядом выбиты цитаты академика: "Мне не жаль отдать жизнь ради хоть самого малого в науке" и "На костёр пойдём, гореть будем, но от убеждений своих не откажемся". Не пустые слова, своей жизнью и служением науке Николай Иванович доказал это.
К началу 20 века Митрофановский рынок стал не только самым крупным в городе, но и самым грязным и неухоженным. Все эти разномастные торговые лавчонки отнюдь не красили площадь, поэтому властями было принято решение о строительстве нового здания рынка под крышей. По проекту архитектора Василия Алексеевича Люкшина с 1914 по 1916-й годы велось возведение Крытого рынка.
Здание, растянувшееся на целый квартал улицы имени Чапаева теперь является украшением города. Внутрь я не заходила, но при случае поснимала его почти со всех сторон.
Напротив храма на площади Кирова в 1955-м году по проекту архитектора Э. М. Петрушко, сохранившего часть наружных стен и покрытий старого здания был построен кинотеатр «Победа».
А с другой стороны от храма находится фонтан. Если честно, даже стоя рядом, я не могла понять назначение этого строения, по простоте душевной подумалось, что это какие-то источники или что-то в этом роде.
Напротив здания Крытого рынка находится здание цирка имени Братьев Никитиных, а влево от центрального входа аллея одноименного сквера. Конечно же мне стало интересно узнать, кто же эти братья?
Братья Никитины-Дмитрий, Аким и Петр родились в семье бывшего крепостного крестьянина Саратовской губернии. Братья с детства привыкли помогать отцу в его странствиях с шарманкой, с 1860-х годов выступали в передвижных цирковых балаганах. В 1873-м году они открыли «Русский цирк братьев Никитиных» в Пензе. В 1876-м году австрийский подданный Эмануэль Беранек, владелец передвижного цирка, надолго задержавшегося в Саратове, предложил известным на тот момент цирковым артистам братьям Никитиным все имущество цирка, движимое и недвижимое. Сделка состоялась и на месте современного кинотеатра Победа был построен первый русский стационарный цирк. Т. е. именно в Саратове в 1876-м году начал свою долгую историю Российский цирк.
В последующие годы братьями Никитиными были построены цирки по всей стране, от Москвы до Баку и Астрахани, от Харькова до Орла и Казани.
В 1928-м году здание цирка было снесено, а в 1931-м по проекту архитектора Б. С. Виленского построено новое, последняя реконструкция которого проводилась совсем недавно — в 2020-м году.
И еще известные имена: именно в Саратовском цирке начал свою творческую деятельность легендарный клоун — Карандаш, Народный артист СССР Михаил Румянцев. В годы Великой Отечественной войны на арене Саратовского цирка начинали свои выступления легендарные артисты и дрессировщики Вальтер и Мстислав Запашные. И именно в Саратовском цирке в 1951-м году дебютировал как клоун Народный артист СССР Олег Попов.
Покидаю это, чрезмерно насыщенное достопримечательностями место
и отправляюсь гулять по не менее укомплектованному пешеходному пространству.
Здание филиала Санкт-Петербургского ломбарда, построено в 1915 году по проекту архитектора В. Л. Карпенко.
Но обо все по порядку. На проектном плане города 1812 года существовала лишь сетка с четкой разбивкой будущих улиц. После утверждения плана в начале улицы начали строить дома и селиться в основном немцы-колонисты, приглашенные в Поволжье еще императрицей Екатериной Великой, далее участки были отданы пленным французам, решившим поселиться в России. Но и русские строили усадьбы на улице, носившей в то время название- Немецкая. В последствии еще несколько раз километровая улица меняла свое название.
Дом Эрфурта И. Х. Конец 19 века. В советское время и доныне магазин «Лада».
С 1935 года это был проспект Калинина, на нем в 1983-м году, одном из первых в стране было закрыто движение транспорта и организована пешеходная зона, своего рода Саратовский Арбат. Вот по нему мы и прогуляемся, тем более, что я как раз жила на проспекте в бывшем доходный дом Красулина
и имела возможность по два раза на дню, это точно, гулять по купеческой улице.
Иногда сидя в кафе и отогреваясь горячим кофе, я любовалась на проспект с окошка.
В 2019-м году проспект Кирова подвергся реконструкции, а 18 апреля 2022 года в ходе празднования 160-летия со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина, российского государственного деятеля, бывшего саратовского губернатора, проспект был переименован в честь Столыпина.
Оставшийся от старого двухэтажного кирпичного дома фасад вписали в более современную застройку.
Не все карты и не вся информация в интернете сориентировались с переименованием проспекта и мне, в самом начале виртуального знакомства с планом города, было сложно идентифицировать название проспекта.
Начало проспект берет от площади имени Николая Гавриловича Чернышевского,
а оканчивается перед площадью Кирова, но не беспокойтесь, мы не будем телепортироваться в начало маршрута, а будем гулять так, как нам хочется и как комфортно!
Памятник "Саратовская гармошка". Установлен в 2009 году, автор саратовский скульптор Владимир Пальмин. Саратовская гармонь является одним из символов города, и памятник является подарком жителям города в преддверии Дня города от банка Экспресс-Волга.
Километр проспекта — это километр красоты, каждое здание уникально, большинство из них являются объектами культурного наследия федерального значения.
Первый раз я не знала куда же мне сразу смотреть, но во второй раз, в третий я уже более спокойно и оценивающе разглядывала фасады, один другого краше. Покажу и вам самые красивые и самые значимые.
Доходный дом К.Ю. Юрьева. Построен в 1890-е годы.
Сейчас большую часть здания занимают магазины и кафе.
И начну я с особняка Петра Никитина, ну вы поняли, младшего из братьев Никитиных, цирковых предпринимателей. Двухэтажный особняк был построен в 1890-м году по проекту одного из самых популярных в Саратове архитекторов Алексея Марковича Салько. Второй этаж занимала семья Никитина, а первый этаж, как это обычно повелось, хозяин сдавал под магазины, рестораны и различные конторы. Угловой дом Никитина с эркерной башенкой, декорированный сложными барельефами деталями удачно вписывался в стиль всей улицы. Главный вход, украшенный кариатидами, сохранился до наших дней. Провода, провода, они раздражали и мешали сделать нормальное фото и не только этого здания. Где могла-я их безжалостно удаляла, но не на этом кадре.
После Октябрьской Революции Дом Никитина был конфискован властями в 1918 г., а Пётр Александрович был из своего особняка выселен и через 3 года умер в безвестности, неизвестно даже место его захоронения. Само здание впоследствии неоднократно меняло своих хозяев.
В настоящее время бывший особняк Никитина принадлежит Саратовскому управлению МВД.
Красивейший старинный особняк в кафельной плитке, с барельефными украшениями и орнаментами был построен в 1908-м году для купца Уфимцева. Позднее особняк был выкуплен у владельца богатым саратовским купцом Петром Григорьевичем Бестужевым для своей дочери Веры.
Доходный дом И.Н. Уфимцева - П.Г. Бестужева.
Изначально двухэтажный, по проекту архитектора А. М. Салько дом был надстроен еще одним этажом. Дом выполнял несколько функций: второй и третий этажи сдавались в наем, а на первом размещались лавки и магазины.
На пересечении с улицей Горького находится очень интересный особняк в стиле эклектики- Дом Блюм, возведенный архитектором Тиденом в 1870-х году для купца Петерсона, но уже в 1874 году его выкупил предприниматель Иоганн Блюм.
Блюм открыл в здании заведение по изготовлению и продаже шляп и фуражек гражданского и военного образца, часть помещений сдавалась в аренду.
В конце 1900-х годов в доме открылось элитное, популярное в Саратове кафе-кондитерская "Миньон".
В советское время в здании на первом этаже размещался междугородный телеграф и продуктовый магазин. Второй этаж занимали коммунальные квартиры. В 1990-е годы в доме открылся шикарный ресторан "Камелот".
В 2015-м году двухэтажный особняк приобрел саратовский предприниматель Андрей Табояков и согласно предписанию о сохранении культурного исторического наследия, произвел соответствующую статусу дома реконструкцию: надстройка здания мансардным этажом, угол дома акцентирован башней со шпилем. Но и этого владельцу было мало, задумал Табояков устроить для всех музыкальные часы.
И вот 7 сентября 2022 года, ровно в полдень, на фасаде исторического дома Блюм впервые музыкальные часы заиграли знаменитую мелодию песни «Огней так много золотых». Музыка звучит шесть раз в день через каждые три часа и из всех слуховых окон мансарды выезжает птичка. К положенному моменту у здания собираются желающие, я тоже в один из дней как раз подошла и слышала мелодию.
Первый этаж здания занимает уютная кофейня «Кофе и шоколад» и кондитерская «Пеше Миньон». Дом изначально построен как замкнутое пространство с двором-колодцем внутри и это позволило владельцу реализовать еще одну задумку и создать уютный яркий арт-объект — Двор Блюмъ.
При входе во двор сохранена булыжная мостовая, какими раньше были вымощены улицы Саратова, а на одной из стен собрана коллекция табличек с названиями проспекта разных времен.
На пересечении проспекта Столыпина и улицы Вольской привлекает внимание монументальной, необычное для саратовской архитектуры здание, имеющие элементы стиля арт-деко-Дом книги.
До революции на этом месте стояло помпезное здание кинематографа «Художественный», построенное в 1911 году в модном тогда стиле модерн по проекту архитектора Юрия Терликова.
В ночь с 22 на 23 октября 1916 года в здании начался пожар и не смотря на то, что пожарные прибыли моментально, это не помогло – огонь распространялся слишком быстро и роскошное здание было безвозвратно утеряно.
В историческом центре места редко пустуют, но лишь в 1934 году было начато возведение магазина по проекту архитекторов Д. В. Карпова и В. П. Дыбова. Открытие Дома Книги состоялось в конце 1937 — начале 1938 года и здание по сей день выполняет свою первоначальное назначение.
Доходный дом двоюродных братьев-купцов Петра Никандровича и Семена Васильевича Парусиновых был построен в 1899 году. В 1907 году братьями был открыт первый в Саратове синематограф — «Мишель». В 1914 году Парусиновы открыли новый большой зал на 650 мест и заведение стало именоваться «Гранд-Мишель».
С приходом советской власти «Гранд-Мишель» был национализирован и в 1925 году переименован в «Прожектор». В середине 30-х годов за учреждением окончательно закрепилось название «Центральный». Благодаря удобному расположению кинотеатр был одним из самых популярных в городе, именно здесь проводились первые показы новых кинолент. В 1990-е годы кинотеатр «Центральный» был закрыт, а его место занял ночной клуб «Гранд-Мишель».
А это красивое здание — Гостиница Астория, построена в 1917 году по проекту архитектора Каллистратова Семена Акимовича. Является образцом позднего модерна и одним из архитектурных символов города.
Отличительными чертами фасада являются массивные пилоны, вытянутые на всю высоту здания, открытая галерея четвёртого этажа, статуи средневековых рыцарей и гонцов.
После революции здание использовалось для размещения различных правительственных учреждений, но в 1925 году гостиница «Астория» вновь заработала. В 1956 году была переименована в «Волгу» и это название сохранилось до настоящего времени.
Напротив гостиницы есть еще один памятник песне «Огней так много золотых», открыт он 14 августа 2009 года, автор скульптор Н. В. Бунин. Я несколько раз проходила мимо одинокого юноши, но ни разу не слышала мелодию, звучащую из часов.
Бронзовый юноша, ждущий с цветами свою возлюбленную, символизирует холостых пар-ней из популярной песни "Огней так много золотых". Часы на фонаре – золотом огне города, под которыми стоит паренёк, показывают точное время и каждые 15 минут играют мотив песни.
А вот жилой, четырехэтажный дом — «Новый быт» был построен в 1927 году, что и зафиксировано на фасаде. Здание является одним из немногих образцов конструктивизма в Саратове и было построено по проекту архитектора Павла Гофмана. Ну все верно: новая власть, новая страна, новые отношение и как следствие-новый быт.
Жилой дом «Новый быт», построен в 1928 году, по проекту архитектора Гофмана.
Посудите сами: в домах Нового Быта, строившихся и в других городах СССР, отдельные квартиры выходили в общий длинный коридор, который предназначался для организации совместных мероприятий жильцов. Чем не новые высокие отношения?))
А теперь, глядя на шикарный, настоящий средневековый готический замок, поговорим о музыке.
В 1895-м году в Саратове было основано музыкальное училище. В 1902-м году, на пересечении улиц Немецкой (проспекта Столыпина) и Никольской (имени Радищева) по проекту А. Ю. Ягна для училища было построено совершенно жуткое здание: тяжелое, краснокирпичное, приземистое здание было больше похоже на какой-то склад. Ни одно архитектурное излишество, ни одна деталь не украшали его хмурые фасады.
А потом пришло время, вслед за Санкт-Петербургской и Московской консерваториями, открытыми в 60-х годах 19 века, открывать консерваторию и в Саратове.
В 1912-м году была открыта первая в провинции Саратовская Императорского Русского Музыкального Общества Алексеевская консерватория. Но прежде следовало найди достойное помещение и тут внимание администрации города обратилось на неказистое училище, портившее всю концепцию исторического центра. За создание проекта по перестройке взялся 37-летний русский архитектор Семен Акимович Каллистратов и менее чем за год произошла удивительнейшая трансформация здания в гармоничное изысканное сооружение. С этого момента оба музыкальных заведения находились под одной крышей.
Архитектура фасадов сочетает приемы композиции и стилистики южнонемецкой готики и здание Императорской Алексеевской консерватории стало одним из самых удивительных в городе и во многом дошла до нашего времени в неизменном виде.
С 1935 года консерватория носит имя великого русского тенора Леонида Витальевича Собинова.
Главным фасадом консерватория выходит на площадь имени Сергея Рахманинова, названная его именем в 2020-м году. В 1910 году Рахманинов, как помощник главного директора Императорского русского музыкального общества, впервые приехал в Саратов с ревизией музыкального училища. В 1913 и 1916 годы уже в прекрасном здании консерватории проходили концерты великого композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова.
А теперь я поведу вас в сторону набережной Волги, очень хочется почувствовать простор и ощутить на себе дуновение речного воздуха и по ходу покажу еще кое-что из архитектуры.
Саратовский областной колледж культуры был открыт в 1934 году как библиотечный техникум, который претерпев несколько реорганизаций, в 1991 году стал Саратовским областным училищем культуры, а в 2009 году — областным колледжем культуры имени Е. Н. Курганова.
Здание присутственных мест было возведено по проекту губернского архитектора В.И. Суранова в 1811-м году.
Саратовская областная филармония создана в ноябре 1937 года. По итогам 2001 года она стала лауреатом Всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Филармония года». В этом же году ей было присвоено имя композитора Альфреда Шнитке, классика музыки 20 столетия, родившегося на саратовской земле.
С 1958 года филармония в здании, построенном по проекту архитектора Ячина на месте бывшего клуба работников НКВД.
В Саратовской филармонии начинали свой путь известные исполнители Жанна Рождественская, Бари Алибасов, Алeна Апина, Валерия.
По Бабушкиному ввозу спукаюсь к 1,5 километровой Набережной Космонавтам
Во всех городах, где мне удается побывать и в которых есть реки, я первым делом стремлюсь именно на набережную. Создается впечатление, что стоя на берегу я прохожу процесс очищения, что ли, свего рода перезагрузка. Архитектура не давит, провода не мешают и дышится невероятно легко!
В 18–19 веках набережной в Саратове не было и в помине, на берегу Волги располагались пристани. Впервые вопрос о строительстве набережной был поднят в 1902 году, затем через несколько еще и еще, но обустройству набережной постоянно мешали разного рода обстоятельства и всегда находились более неотложные для города нужды.
После войны, в 1947 году дело, казалось бы, сдвинулось с мёртвой точки, но только в 1959 году институт Гипрогор получил заказ на разработку проекта Саратовской набережной.
Строительство набережной в четыре яруса шло методом народной стройки.
В 1962 году набережной было дано название в честь приземления первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина недалеко от Саратова. С 2020 по 2021 годы проводились работы по реконструкции набережной.
Конечно, впервые я гуляла по набережной в совершенно неблагоприятную погоду, но потом, уже в конце нахождения в Саратове мне все же повезет.
Вся водная поверхность широкой реки, вернее даже водохранилища, о котором я писала в первом рассказе, была подо льдом, это не добавило радости, где же шумные воды, пенистые волны и друг что-то мелькнуло в проруби.
Боже мой, «морж»! Не спрашивая разрешения и спеша, пока он не выйдет на сушу, я быстренько запечатлела этого героя. Благо в этот день мороз был слабый, а вот через пару дней опустился до -23 и что же стало с прорубью?
От проруби вела лесенка к красивой белоснежной Ротонде на шести колоннах, построенной в то время, когда город занимался устройством всей набережной.
А в Крещенские морозы купания горожан проходят именно в этом месте.
Рядом в 2000 году установлен весьма своеобразный Памятник влюбленным, два, на мой взгляд совершенно одинаковых профиля с развивающимися от ветра волосами смотрящие друг на друга
На этом я закончу, но продолжение еще будет: Саратов прекрасный, красивый город и мне есть что показать.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия