Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 19:05

Коктебель — Россия Апрель 2023

Крым неисчерпаем на достопримечательности. В этом я убеждаюсь всякий раз, когда приезжаю сюда. Здесь можно прикоснуться к древнейшей истории, увидеть настоящие дворцы, прогуляться по шикарным паркам и, самое главное, Крым — это море, горы и завораживающие природные красоты!

В этот раз мы поехали на восточный берег Крыма. Остановились в Феодосии. Город необыкновенный, впечатлений от его посещения масса, если хотите вместе со мной прогуляться по Феодосии, то рассказы здесь и здесь. Конечно, мы не только гуляли по Феодосии, но и ездили по окрестностям. И сейчас я хочу рассказать про одно удивительное место, которое находится недалеко от Коктебеля.

Это смотровая площадка «Звездопад воспоминаний». Находится она над поселком Коктебель на горе Коклюк. К смотровой площадке проходит достаточно комфортная асфальтированная дорога. Доезжаете по трассе Феодосия — Судак до села Подгорное, отсюда уходит дорога наверх, по ней вы и попадете на смотровую площадку. Можно доехать и до села Наниково, но тогда, чтобы попасть на смотровую площадку, прийдется карабкаться вверх на гору.

Звездопад воспоминаний

Движение воздуха в горах возле Коктебеля необычное, здесь практически все время встречаются так называемые восходящие потоки. И чтобы было более понятно, как они, эти воздушные потоки, проявляются, вот такой простой пример: если с горы Коклюк бросить какие-нибудь легкие предметы, то они не упадут вниз, а взлетят. В связи с такими необычными явлениями эти места отлично подходят для полётов на планерах, парапланах и дельтапланах. Говорят, что в мире всего два таких места, которые наиболее благоприятны для полетов, одно где-то в Северной Америке, а другое — вот оно, в горах около Коктебеля.

Звездопад воспоминаний

На плато горы Клементьева в 1931 году была открыта Высшая лётно-планерная школа. Тут работали те, кто в будущем стали основателями советской авиации — Ильюшин, Яковлев, Антонов, здесь начинал свой путь великий Королев. И сейчас там расположен центр планеризма. С вершины горы Коклюк, если приглядеться, можно увидеть ангары и другие строения.

И, как нам рассказывали, и сейчас здесь довольно часто можно увидеть, как летают, тренируются и проводят соревнования планеристы. К сожалению, нам не удалось увидеть это прекрасное зрелище, наверное, воздушные потоки в этот день не способствовали полетам, а может причина была в другом.

В 1956 году в честь таких воздушных особенностей на горе была возведена «Беседка ветров». А в 1988 году Беседку обновили, на ней появилась поэтическая надпись, которую мы видим и сейчас: «Звездопад Воспоминаний».

Звездопад воспоминаний

«Звездопад воспоминаний» — само по себе романтичное место. И название этого места красивое, звездопад — это, когда с неба на Землю падает много звезд, а звездопад воспоминаний — это когда яркие воспоминания, как звезды, освещают нашу жизнь, делая ее более интересной. Поэтому я и назвала свой рассказ так — «Звездопад воспоминаний», об удивительном месте, которое мы посетили, и в то же время о воспоминаниях, украшающих нашу жизнь.

Хотя как пишут, название это связано то ли с звездопадами, которые здесь бывают в августе, то ли со «звездными» людьми — Королевым и другими, связанными с авиацией и космонавтикой.

Но вернемся к смотровой площадке. На вершине горы Коклюк выстроена небольшая колоннада из трех колонн в античном стиле. Высота горы небольшая, всего 345 метров над уровнем моря, но панорамные виды вокруг открываются такие, что захватывает дух.

Звездопад воспоминаний

И если со стороны села Подгорное склон пологий, то южная оконечность Коклюка резко обрывается вниз. Ветры придали склону горы причудливый вид, как будто каменные столбы необычной формы окружают гору со стороны моря.

Звездопад воспоминаний

На запад от Коклюка уходит подковообразный хребет Узун-Сырт или гора Клементьева с почти идеально ровным гребнем и гладкими северным и южным склонами, изрезанными в некоторых местах лишь небольшими балками. Гора Клементьева названа так в честь погибшего здесь лётчика-испытателя Петра Клементьева, одного из тех, кто создавал школу планеризма.

Звездопад воспоминаний

Так как гора правильной формы, можно подумать, что она искусственного происхождения, но нет, человек здесь ни при чем, гора полностью естественного происхождения.

Звездопад воспоминаний

Справа виден Карадагский хребет. Кара-Даг — древний вулкан. Несколько его главных вершин вздымаются вверх, как волшебные замки! Вся территория Кара-Дага — заповедник, закрытый ради сохранения очень редких видов растений и животных.

С горы Коклюк открываются великолепные виды на Амеретскую, Армутлукскую и Баракольскую долины и озёра, расположенные на территории этих долин.

Недалеко от подножия горы Коклюк — поселок Наниково, до 1948 года поселок назывался Бараколь, а потом его назвали в честь лейтенанта Наникова, участвовавшего в освобождении этого села.

Звездопад воспоминаний

Если посмотреть с горы на юг, будет видна Баракольская впадина, где находится таинственное озеро Бараколь. Почему таинственное? Потому что история его происхождения до сих пор точно неизвестна, речек рядом нет, теоретически оно тут вовсе не должно было возникнуть, но оно есть. Есть мнение, что озеро, расположенное недалеко от древнего вулкана Кара-даг, скорей всего имеет вулканическую природу.

В конце апреля озеро было наполнено водой, сверху это хорошо видно. Вода в озере соленая, и даже весной оно не глубокое, глубина не превышает 1 метр. А летом, когда стоит засушливая погода, озеро высыхает, и тогда дно озера оголяется, и на поверхность выступает соль и озеро превращается в болотистый солончак.

Звездопад воспоминаний

Правее начинается Арматлукская долина. Пейзаж долины — удивительный. Барханы, в конце апреля зеленые, а с наступлением жаркого лета, превращающиеся в коричневые, делают пейзаж космическим. Тут снимали фильм «Обитаемый остров», в самом начале фильма корабль главного героя терпит крушение на планете Саракш, и это все происходит на горе Коклюк, над Арматлукской долиной. В этом кадре горы на горизонте — это Карадаг, а в центре — озеро Арматлук, или, как его еще называют, Крестовое озеро.

Звездопад воспоминаний

По Арматлукской долине, мимо Крестового озера, проходил Александр Грин, когда шел пешком из Старого Крыма в Коктебель в гости к Волошину.

Вот такая гора Коклюк и «Звездопад воспоминаний», места, куда хочется вернуться…

Ну, а теперь прогуляемся по склонам гор, покрытым весенними цветами. Действительно, весна — лучшее время для посещения этих мест.

Звездопад воспоминаний

Конец апреля — это период цветения диких пионов. Эти невероятно красивые цветы очаровывают! И как мне кажется, нет ничего более яркого и запоминающегося в природе, чем весеннее цветение ярко-красных хрупких и изящных пионов. К тому же цветы источают тонкий аромат. От красоты и аромата кружится голова!

Иногда пионы путают с маками, но маки зацветают позже, чаще всего в конце мая. Да, цветение маков — это тоже очень красиво, но, согласитесь, склоны гор, покрытые красным ковром диких пионов в середине весны — фантастическое зрелище!

Такое вот массовое цветение красных пионов с ажурными листьями запомнится навсегда.

Звездопад воспоминаний

Но надо помнить, чтоб тонколистный пион — вид краснокнижный, поэтому ходить по полянам, где рас тут пионы, нужно аккуратно, стараясь не затоптать и не повредить растения, а о том, чтобы сорвать этот цветок, и речь не идет, лучше любоваться ими на природе.

Звездопад воспоминаний

Здесь мы можем полюбоваться не только прекрасными пионами, но и другими весенними цветами. Помимо пионов на солнечных полянках много крупных ярко-желтых цветов. Это адонис весенний или горицвет.

Звездопад воспоминаний

Везде торчат белые пушистые «свечи» асфоделины крымской белой. Вроде нет ничего примечательного в этом цветке, но когда их множество, смотрится это очень красиво. А когда асфоделины растут рядом с яркими пионами — это вообще потрясающее зрелище.

Здесь можно увидеть и северную орхидею пурпурную — ятрышник. Она не такая яркая, как капризные комнатные орхидеи или орхидеи в тропических лесах, но по-свому красива. К тому же ятрышники в природе сейчас — большая редкость, так что нам повезло встретиться с ней.

Звездопад воспоминаний

А еще здесь растет оносма крымская с желтыми трубчатыми цветами. Интересное растение!

Растительный ковер радует своим разноцветьем! Красные, желтые, белые, фиолетовые цветы со всех сторон! Они делают крымский пейзаж особенно нарядным.

Звездопад воспоминаний

Здесь мы провели несколько часов, наполненных красотой крымской природы, и увезли с собой незабываемые впечатления.

Ну и, конечно, мы не могли проехать мимо Коктебеля.

Коктебель — небольшой поселок в Крыму. Его название, красивое и поэтичное, звучит очень мелодично, его хочется произносить нараспев, его хочется повторять, наслаждаясь звучанием: «Коктебель, Коктебель, Коктебель…».

Существуют несколько версий происхождения названия поселка, но две из них — наиболее популярные. Согласно первой «Коктебель» в переводе с крымско-татарского означает «край голубых холмов». А вот в соотвествии со второй, как считают обоснованной с научной точки зрения, это название переводится, опять таки с крымско-татарского, как «серый конь со звездочкой на лбу». Почему два таких разных перевода — не знаю, но «край голубых холмов» — это более романтично и больше подходит для такого места.

Правда, Коктебель не всегда назывался Коктебелем. Как мы уже знаем, окрестности Коктебеля — мекка для планеристов, и вот Коктебель, который находится совсем рядом с горами Коклюг и Клементьева, с 1945 года был переименован в Планерское. Прежнее название вернули только в 1992 году.

Звездопад воспоминаний

Не только название у поселка романтичное и красивое, но и сам поселок, как впрочем и все в Крыму, впечатлит всех, кто посетит его.

Мы были в самом конце апреля, курортный сезон еще не начался, поэтому поселок был полупустой, были только такие же, как и мы, любители полюбоваться красотами Крыма.

Самое красивое место в Коктебеле — набережная, или улица Морская, которая идёт вдоль Коктебельского залива Чёрного моря. Набережная ограничена с одной стороны горой Карадаг, а с другой — мысом Хамелеон. Безусловно эти природные шедевры очень украшают и набережную, и сам Коктебель.

Звездопад воспоминаний

Гора Карадаг — древнейший вулкан — ограждает поселок от южного порывистого ветра. Вся территория горы — охраняемая заповедная зона, экскурсии туда вроде бы проводятся, обязательно с экскурсоводом, а для самостоятельных туристов получается вход закрыт.

Звездопад воспоминаний

Мыс Хамелеона — высокий узкий гребень, выдающийся в море. Мыс может менять цвет поверхности в зависимости от погоды и времени года. Поэтому так его и называют — Хамелеон.

Гора Карадаг, мыс Хамелеон, море бирюзового цвета — уже за одно это можно влюбиться в Коктебель!

Звездопад воспоминаний

Говорят, что летом на набережной не протолкнуться, в курортный сезон — это центр притяжения гостей курорта. Здесь кафе, рестораны, сувенирные лавки… В конце апреля многие кафе, рестораны были закрыты, набережная была практически пустая, но это как раз таки было плюсом, мы смогли спокойно прогуляться по набережной, полюбоваться морскими пейзажами, насладиться окружающими красотами.

Протяжённость набережной более 2 километров. Буквально год назад состояние набережной было вполне нормальное, везде вымощено плиткой, ограждения на вид новые. Но как я прочитала недавно, в сентябре 2023 года началась реставрация набережной, и в настоящее время на набережной разруха, и якобы к курортному сезону она не откроется. Жаль, конечно.

Звездопад воспоминаний

Основателем поселка был профессор Э. А. Юнге, который в 90-х годах 19 века покупает множество участков вдоль береговой линии — от Карадага и до горы Кучук-Енишары. Его мечтой было превратить засушливую Коктебельскую долину в роскошный сад. Но собственных средств на это не хватало, и он начал продавать землю. Ему хотелось, чтобы здесь жили люди, которые смогли бы цивилизовывать Коктебель. Постепенно Коктебель превратился в поселок научной и художественной интеллигенции и стал излюбленным местом отдыха для столичной интеллегенции. Тут были дачи Тренева, Вересаева, многих других известных на то время писателей, поэтов, артистов, оперных певцов, ученых и даже священников.

Не секрет, что сейчас туристов и просто отдыхающих привлекают прежде всего исторически сложившиеся поэтичность и богемность этого места. Такая репутация Коктебеля возникла не на пустом месте, а именно благодаря поэту и художнику Максимилиану Волошину, который создал в своем доме особую атмосферу — богемную.

Звездопад воспоминаний

Художник и поэт Максимилиан Волошин прожил в Коктебеле большую часть своей жизни. Здесь у Волошина была дача. И эта дача стала центром богемной жизни. Сюда приезжали Максим Горький, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Булгаков, Гумилев и десятки других поэтов, писателей и художников. Трудно представить, но за год Волошин принимал несколько сооколо 600 гостей. Поэты, писатели, художники, музыканты, артисты — кто только не жил на волошинской вилле, всю плеяду талантов Серебрянного века собрал вокруг себя Волошин.

Дом у Волошина был большой, он специально его построил таким просторным, чтобы можно было принимать много людей. За проживание никто ничего не платил, часто приезжали знакомые знакомых, в свою очередь их знакомые, и никому Волошин не отказывал. Жили бедно, но дружно. Чем жили? Да кто чем, кому посылки присылали, кто у местных продукты покупал, если деньги были, кто-то что-то делал для местных за продукты. И как говорил Волошин:«Не может не быть, сейчас будет…». И несмотря ни на что удивительным образом жизнь налаживалась. Конечно, такие известные творческие люди тут не просто отдыхали, но и творили, писали стихи, рисовали картины, ну и вели богемную жизнь. Говорят, что именно гости Волошина основали на берегу моря на северной окраине Коктебеля нудистский пляж, до сих пор существующий в Коктебеле, и в сезон он не пустует.

Звездопад воспоминаний

В доме, где жил Волошин, действует музей, созданный не так давно, в 1984 году. Я так надеялась попасть в этот музей, читала, что в доме сохранена обстановка, в которой жил Волошин, да и вообще было бы интересно узнать побольше о таком необычном человеке, каким был Волошин. Но музей не работал, «несезон»! Хотя двери в домик, где находятся кассы музея, были открыты, да и на сайте написано — музей работает круглый год. Наверное, просто не повезло нам.

Оставалось лишь с набережной посмотреть на дом и усадьбу Волошина. Дом большой, красивый, необычной архитектуры. Территория усадьбы утопает в зелени. Рядом с домом установлен бюст Волошина.

И даже в несезон возле дома на набережной местные художники выставили свои работы.

Звездопад воспоминаний

Часть набережной около домика Волошина является самой красивой.

Звездопад воспоминаний

Недалеко от дачи на коктебельской набережной установлен бронзовый памятник Волошину. Художник-поэт стоит спиной к морю и смотрит на поселок, где он прожил значительную часть своей жизни. На постаменте указаны даты рождения и смерти, а также несколько строчек из известного стихотворения «Подмастерье».

Звездопад воспоминаний

С набережной открывается вид на «Скалу Волошина». На склоне горного массива Карадаг выступы скал образуют профиль человека. Раньше в этом профиле точно угадывался профиль Пушкина. А после землетрясения горные породы осыпались, очертания скалы изменились, и теперь все стали говорить, что скала — точный профиль Волошина. Конечно, чтобы увидеть профиль и узнать в нем именно профиль поэта, надо смотреть на скалу под особым углом. Говорят, что сам Волошин утверждал, что это его профиль.

Звездопад воспоминаний

И сейчас Коктебель, как поселок с таким романтическим прошлым, старается держать марку богемного курорта. В Доме-музее Волошина регулярно проходят литературные фестивали, вечера, лекции. Сюда приезжают творческие люди — поэты, художники. С 2003 года в Коктебеле проходит популярный джазовый фестиваль Koktebel Jazz party. Романтическую атмосферу курорта дополняет также фестиваль аргентинского танго и другие мероприятия, регулярно проводящиеся здесь.

Конечно, той атмосферы, что царила здесь во время жизни Волошина, не стало. И это не удивительно, столько лет с тех времен прошло, многое изменилось, но Карадаг, скала Волошина, Хамелеон, дом Волошина, в конце концов — Черное море — все на месте! И если вы любитель разного рода мероприятий, неравнодушны к любому виду искусства, ну и наконец, просто хотите окунуться в романтическую атмосферу, приезжайте в Коктебель, вам здесь понравится!