Люблю, попадая в московские переулки, узнавать что-то новое. Этот маршрут сложился совершенно случайно. До вечернего спектакля в театре имени Вахтангова Е.Б. было время и его нужно было где-то провести.
Вышла на станции метро «Библиотека имени Ленина» (меня лично радует, что станцию метро не переименовали, хотя библиотека носит сейчас другое название — Российская государственная библиотека). Привлекло название переулка — Староваганьковский и храм, видневшийся вдали.
Приехав домой, начала читать все об этих местах. И вот что запомнилось. Его протяженность всего 200 метров и соединяет он улицы Воздвиженку и Знаменку.
В 15 веке на этом месте было село Старое Ваганьково и не Москва вовсе. Версий о происхождении несколько, но мне понравилась такая: от глагола «ваганить». Как написал Владимир Даль в своем словаре, это " играть, шутить, баловать». Раньше на этом месте был Потешный дворец и выступали скоморохи и бродячие артисты.
Названий тоже было много разных, запомнилось два: Шуйский (по двору князя Шуйского) и Благовещенский (по храму Благовещения, который снесли).
На этом скромном двухэтажном доме имеется мемориальная доска о том, что здесь жил и умер Валентин Александрович
Серов, тот самый, что написал «Девочку с персиками» и много других портретов. Кстати, писал он этот портрет в Абрамцеве и позировала ему Веруша Мамонтова. Ей было 12 лет (на портрете выглядит старше). А за то, чтобы она ему позировала, он ее чем-то одаривал (а вот чем — запамятовала). Об этом рассказывала экскурсовод в усадьбе Абрамцево, где все сохранилось так, как было раньше, в мамонтовское время. Кстати, этот портрет Серов написал, когда ему было 22 года.
Небольшая усадьба сохранилась с середины 19 века., а в 16 веке на этом месте стояла Благовещенская церковь, построенная по проекту иатльянского зодчего Алевизо. Она была здесь до 1812 года. Во время наполеоновских пожаров квартал сильно пострадал и впоследствии храм был разобран.
В 1842 году был построен этот сохранившийся до наших дней дом. Серов с семьей жил в нем с 1908 по 1911 год. Родился он в Санкт-Петербурге в творческой семье: его отец был автором популярных в то время опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Мать была первая в России композитор и музыкальный критик.
Портретов художник написал не счесть: актрисы (Ермолова и Федотова), писатели (Горький), певцы (Шаляпин), князья и княгини (портреты Юсуповых), государственные деятели (Витте), царствующие особы (Александр 3 и Николай 2) и великие князья позировали художнику. Интересно рассматривать портреты (пусть даже в альбомах), которые находятся во многих музеях не только нашей страны, но и мира («Портрет Александра 3 в мундире датской Королевской армии» находится в Дании,«Княгиня Мещерская» — в США, «Николай 2 в форме полковника Королевского шотландского полка» — в Великобритании).
Умер художник в 46 лет от сердечного заболеванияв этом доме. Одним из последних портретов, написанных в 1911 году (в год смерти) был портрет княгини Ольги Орловой — очень красивый портрет.
Рядом ресторанчик, в котором было какое-то мероприятие.
А вот в знаменитый музыкальный клуб «Ритм Блюз» (Староваганьковский переулок, 19, строение 2) заглянула. Захотелось что-нибудь вкусненькое….
1
На стенах граффити известных музыкантов, некоторые оставили свои автографы. В клубе два зала, в котором проводят концерты (направленность понятна из названия). А организовал его Стас Намин в 1998 году.
Время до спектакля было, решила посидеть на летней веранде.
1
Подача симпатичная, но мороженое (брала три разных шарика) оказалось не очень вкусным (обычный пломбир вкуснее), десерт «Фруктовая бомба» (для меня оказался очень сладким), но время провела, посмотрев по сторонам. Если о цене, то кусачая.
Напротив — отель без названия (больше похоже на хостел, расположение хорошее, рядом станция метро и Арбат недалеко).
В этом же здании можно бюджетно, даже очень бюджетно перекусить армянскими лепешками (ламаджо), хачапури, шаурмой и кебабом (цены от 230 до 390 р.).
Следующее историческое здание за ажурной оградой — усадьба Голицыных, появившаяся во второй половине 18 века.
Дома примыкают друг к другу — что ни дом, то история. Усадьба состоит из главного дома и двух флигелей, которые сдавали в наем.
Фамилия Голицыны на слуху, это один из самых многочисленных княжеских родов. В конце 19 века усадьбой владела Наталья Ивановна Голицына — сестра Александра Ивановича Толстого Остермана (знаменитого и бесстрашного генерала, участника многих войн, во время одной из которых ему ампутировали левую руку) и мать декабриста Северного общества Валериана Михайловича Голицына (1803–1859). Валериан детство (до 11 лет) провел в этом доме. Впоследствии Мережковский Д. избрал его героем романа «Александр 1».
Где-то в одном из флигелей в 80-е годы 19 века снимал квартиру дирижер Императорского Большого театра — Ипполит Альтани. При нем на сцене впервые были поставлены русские оперы «Снегурочка», Пиковая дама», «Борис Годунов».
1
Переулок узенький, с одной стороны здание библиотеки, с другой — исторические здания.
А вот и храм святителя Николая показался.
Основан в 1531 году с приделами святого Сергия Радонежского и во имя Сорока мучеников Севастийских.
«Настоящее здание построено в 19 веке. В храме молился Н. В. Гоголь. Настоятелем храма был протоиерей Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим» — эту небольшую информацию можно прочитать на стене храма. История, конечно, длиннее и начинается с 16 века, когда здесь было подворье Николо-Пешношского монастыря. Церковь многократно перестраивалась.
В середине 18 века участок земли принадлежал А. А. Меньшикову, в 1782 году участок купил Пашков П.Е. и история церкви стала связанной с Пашковым домом.
В 1812 году храм сгорел, но в 1814 году был отстроен и в 1862 году, когда в Пашковом доме разместился Румянцевский музей — музейной церковью (так ее называли).
Сюда я еще как-нибудь зайду посмотреть сохранившиеся иконы 19 века и настенные росписи, выполненные Леонидом Чичаговым, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне.
2
А далее идет Пашков дом не со стороны Кремля, о той стороне, которую все видят, написал М.Булгаков в «Мастере и Маргарите»: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы, здания, построенного около полутораста лет назад, находились Воланд и Азазелло…».
Так он выглядит из Староваганьковского переулка.
Здесь находятся научно-исследовательский отдел рукописей, отдел картографических изданий, отдел нотных изданий и звукозаписей, а также культурно-выставочный комплекс (режим работы с 9.00 до 20.00). Интересно, можно ли попасть в культурно-выставочный комплекс самостоятельно, без экскурсии. Пока не знаю, но думаю полюбопытничать.
Строительство дома приписывается Баженову В.И., который обидевшись на императрицу, построил дом «спиной» к Кремлю и парадным фасадом в переулок.
Маленький по протяженности переулок, в котором много интересного, вывел на улицу Знаменку.
На Знаменке много домов, украшенных разными декоративными деталями: ряд колонн с красивыми капителями (это то, что венчает колонну), украшенные эркеры, разнообразные фризы и барельефы. Не дома, а картинки.
Высокий и длинный дом, он не уместился в один кадр. Два дома 13 и 15 построены в начале века — 1913 год и были доходными домами. Архитектор Елин А.Д. (есть у него интересный доходный дом на Плющихе), имя негромкое, но доходные дома с изюминками.
Городская усадьба купчихи В. Я. Лепешкиной. (1884–1988 годы г., архитектор Б. В. Фрейденеберг). Варвара Яковлевна была дочерью купца Прохорова — владельца Прохоровской мануфактуры, знаменитой «Трехгорки». Была потомственной почетной гражданкой — было такое звание, присваивалось лицам недворянского происхождения за какие-либо заслуги: Варвара Лепешкина много занималась благотворительностью (открыла профессиональное училище для девочек из бедных семей, богадельню для слепых женщин).
1
Идем по Знаменке дальше. Бюст М. В. Фрунзе был установлен в небольшом скверике в 1959 году. В здании за памятником в революционное время был Реввоенсовет, сейчас — Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных.
А еще, но это предание (хотите верьте, хотите нет) , этот дом описан Львом Тостым в романе «Война и мир», как дом отца Пьера Безухова.
В скверике около дома много лавочек и в тени было много отдыхающих, таких же путешествующих по Москве, как и я, но вместо них сфотографировала фонарь.
Торжественно мощное здание Министерства обороны построено в стиле классицизм в 1792 году (перестраивалось в 1944—1946 гг.), а раньше были театральные палаты генерала Апраксина С. С. После смерти Апраксино дом передали в казну и он стал пристанищем для кадетов (кадетский корпус), а впоследствии это было Александровское военное училище.
А еще в этом здании есть Мемориальный кабинет Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (как пишут, попасть не просто, но можно).
Знаменка вывела к памятнику Н. В. Гоголю на Гоголевский бульвар. Раньше на этом месте сидел грустный Николай Гоголь (вернее, памятник ему). Как рассказывают экскурсоводы (как- то ходила на экскурсию по гоголевским местам), Сталину, проезжавшему мимо, грустный Гоголь не понравился и памятник перенесли в другое место (теперь он расположен на Никинском бульваре в сквере около Дома-музея Н. В. Гоголя).
Этот памятник был установлен в 1952 году.
Свернула на Гоголевский бульвар, где всегда можно посмотреть городские выставки.
Так и есть: появилась новая выставка, называется «Впервые слышу», посвященную словам, о значении которых можно только догадываться.
А вы знаете, что такое мюзле? Я теперь знаю — это проволока, которая удерживает пробку в бутылке шампанского. «Камео — это эпизодическая роль, которую сыграл известный человек. Обычно она даже не указывается в титрах. Камео не несут особой смысловой или сюжетной нагрузки. ОНи выступают скорее просто украшением картины».
Походив немного, обогатила свой словарный запас новыми словами, но некоторые не запомнила, такие они витиеватые оказались.
Углядела симпатичную лохматую собачонку и возвратившись к памятнику, через переулки, на которые уже не было времени, вышла на Арбат к Театру имени Вахтангова Е.Б. смотреть спектакль «Королева-мать».
1
Писала для всех, кто любит такие ходилки-бродилки по Москве. Всем спасибо за внимание.
Москва: по Староваганьковскому переулку к храму святителя Николая и далее на Арбат