Турист Валерия Граубергер (Valerian_travel)
Валерия Граубергер
была 26 июня 15:23

Смоленск — Россия Апрель 2024

Данное почётное звание Смоленск носит с 1985 года, однако героическим этот город был на протяжении всего своего существования, защищая западные рубежи нашего государства. С истории этого удивительного края я и начну своё повествование.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

Смоленск один из древнейших городов России, первое упоминание о котором относится ко второй половине IX века! В эпоху феодальной раздробленности Смоленское княжество было одним из самых сильных, а его князья неоднократно захватывали киевский престол. Однако, в ходе нашествия татаро-монгольского ига, Смоленск стал чахнуть и постепенно переходить под влияние Великого княжества Литовского, которое умело воспользовалось ослаблением Руси.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

Более полутора веков смоленские земли находились под властью литовцев. Смоляне неоднократно пытались обрести независимость, поднимали восстания, вступали в переговоры с московскими князьями, но у последних ещё не хватало ресурсов для победы над литовцами. С начала XVI столетия московские князья дважды ходили в военные походы с целью освобождения Смоленска и, наконец, как в сказке, на третий раз в 1514 году удача улыбнулась, русско-литовская война закончилась победой великого князя Василия III (отца Ивана Грозного) и вхождением города в состав московского государства, а также возвращением в лоно русской православной церкви.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

Осознавая стратегическую важность города, русские государи не жалели сил и средств на его укрепление. После пресечения династии Рюриковичей царь Борис Годунов инициировал возведение уже каменной крепости на месте деревянного кремля, поручив её строительство выдающемуся зодчему того времени Фёдору Коню. Сам Годунов так говорил о строительстве: «Смоленская стена станет теперь ожерельем всей Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства».

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

И царь Борис Фёдорович оказался пророчески прав. Уже после его смерти, в разгар Смуты, Смоленск будет держать оборону против войск польского короля Сигизмунда III почти два года. Возглавлял героическую оборону воевода Михаил Шеин. В конечном итоге, город всё же захватили, но польские войска были настолько ослаблены этой осадой, что не смогли оказать существенной поддержки своему гарнизону, засевшему в Москве, что, в свою очередь, помогло второму ополчению под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина освободить столицу от интервентов.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

И всё же Смоленск остался за Речью Посполитой. Обескровленное русское государство несколько десятилетий не могло найти в себе силы вернуть город, хотя попытки, конечно, предпринимались. Лишь в 1654 году, в ходе продолжительной русско-польской войны, Смоленск снова стал частью России, каковым является по сей день.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

В последующие столетия город продолжал оставаться западным щитом русских земель. В ходе Отечественной войны 1812 года близ Смоленска произошло одно из крупнейших сражений. Город был практически полностью сожжён, а Наполеон назвал его «ключом», т. к. овладение данным рубежом открывало ему прямую дорогу к Москве. Впрочем, как мы помним, через выжженные ими же смоленские земли наполеоновские войска впоследствии спешно отступали, погибая от голода, холода и штыка русского солдата.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

В годы Великой Отечественной войны под Смоленском снова разразилась великая битва, которая длилась целых два месяца. В итоге, под натиском немецко-фашистских захватчиков древний град не устоял, попав в оккупацию, но его бойцы сумели существенно замедлить продвижение войск Третьего рейха к столице нашей родины. Теперь, когда едешь по смоленской дороге, буквально каждые на 5–10 км установлены таблички с имена героев этой битвы и их подвигами.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

Смоленск был освобождён к осени 1943 года и тут же встал в строй как прифронтовой рубеж и железнодорожный узел, обеспечивавший наши войска в их продвижении на запад. И лишь к концу 1944 года смоляне смогли облегчённо вздохнуть и снова взяться за восстановление своего многострадального города.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

Памятуя обо этих героических и одновременно трагических страницах истории Смоленска, посетить данный город для нас было важно. Кроме того, Смоленск непосредственный сосед нашего родного Брянска, поэтому, как говрится, грех не погостить!

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

В город мы приехали поутру, но немного покружили в поисках парковки, т. к., в связи с известными обстоятельствами, навигация работает плохо. Исходя из отзывов знакомых, которые некогда бывали в Смоленске, мы готовились встретить его неухоженным. Но, к счастью, за прошедшие годы ситуация в корне изменилась, исторический центр реставрируется, обустроено множество мест для прогулок и отдыха, улицы чистые, изобилуют уютными ресторанчиками и магазинчиками.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

Для начала мы решили позавтракать, и, ориентируясь на отзывы, выбрали харчевню «Мандариновый гусь». Местечко не подвело, кухня неплохая, плюс порадовал красивый вид на городской променад. Затем мы отправились на прогулку по основным достопримечательностям: прошлись вдоль каменных стен кремля (до которых было особенно трепетно прикоснуться), взобрались на Шейнов бастион (земляной вал или остатки оборонительных сооружений нового времени), с которого открывается замечательный панорамный вид, и посетили мемориальный сквер героев 1812 года.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

Далее мы переместились в кафе «Сахар» на проспекте Гагарина, кстати, рекомендуем, нежные десерты и приятные цены. В этом кафе мы решили несколько рабочих вопросов: Максим дал мастер-класс по видеосъёмке своей коллеге, а я в уютной обстановке написала рассказ о нашей мартовской поездке в Ярославль и Кострому (если заинтересует, пролистайте к предыдущей публикации).

Ближе к вечеру мы продолжили нашу прогулку по городским улицам, где нашли множество чудесных памятников архитектуры и не только. Особенно запомнились бронзовые скульптуры Твардовскому и Тёркину, Фёдору Коню, и, конечно, Юрию Гагарину (да-да, первый в мире космонавт — уроженец Смоленщины, эта земля поистине рождает выдающихся людей!), а также музей «Русской старины» княгини Тенишевой. Само собой, прошлись и вдоль набережной реки Днепр. Что, к сожалению, не удалось посетить, так это Свято-Успенский кафедральный собор и Римско-католический костёл, они были закрыты.

Смоленск — «город-щит», «город-ключ»

Но зато поставили галочку, побывав на Заднепровском рынке, это особый пунктик мужа, посещать продовольственные точки. Кстати, действительно довольно колоритное место, где я сделала несколько интересных фото, пока продавцы не ополчились на меня, возможно, приняв за журналиста, коих обычно не жалуют.

В завершении нашего мини-путешествия, по сложившейся традиции, мы приобрели книгу об истории края, набор открыток и местные лакомства в качестве гостинцев. Безусловно, посетить все красивые и знаковые места города за один день мы не успели, впрочем, это чудесный повод вернуться туда снова, ведь Смоленск по-настоящему прекрасен. Поэтому, мы не говорим ему прощай, мы говорим до свидания!