Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 0:45

Салоники — Греция Апрель 2024

В Грецию на этот раз я попала с некоторым трудом, ухватив последние места на тот единственный тур, в котором они ещё оставались. В программе тура меня не всё устраивало, и в частности, посещение Салоник. Не знаю почему, но дважды посетив Салоники, я так и не нашла с городом контакта, хотя там, вроде, всё для этого есть: древности, морские пейзажи, прекрасная греческая кухня и атмосфера… Вот, собственно, атмосфера мне никак и не давалась.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

В окрестностях Салоник расположено несколько притягательных локаций. Большинство из них — гору Олимп, полуостров Халкидики и водопад Эдесса — я уже видела. Но если Олимп или Халкидики была не прочь бы посетить снова, то тратить весь день на поездку к водопаду Эдесса и в Лутраки не было ни малейшего желания. Поэтому, помахав ручкой нашей группе, я осталась в Салониках, в компании своей попутчицы. Для нее это была возможность впервые посмотреть город, для меня — попытка с ним подружиться, а заодно уж закрыть кое-какие гештальты.

Первым делом, прямо с утра мы отправились в Музей Византийской Культуры, оказавшись в ранние часы единственными его посетителями. В отличие от Византийского музея в Афинах, где основу экспозиции составляют древние иконы, здесь, в Салониках коллекция намного разнообразнее: от фресок, мозаик, скульптур и фрагментов древних храмов V–VIII веков, до бытовых предметов, ремесленных изделий и гробниц.

Я была приятно удивлена тем, что музей не то что не уступает афинскому, а и устроен по иному принципу, рассматривая раннехристианскую эпоху в более широком аспекте, не только религиозно-прикладном.

Фрагмент настенной мозаики в Музее Византийской Культуры

В Музее Византийской Культуры Салоник действительно богатое собрание и не зря, как выяснилось, он считается одним из лучших музеев Греции.

Церковь Святых Константина и Елены

Напротив музея находится церковь Святых Константина и Елены, а чуть дальше разместились 17 павильонов выставочного комплекса HELEXPO ВДНХ местного разлива. В центре HELEXPO проводятся ярмарки, функционируют офисы агентств по развитию и конференц-центры, работают спортивно-развлекательные комплексы, банки и музеи.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Также на территории выставочного центра HELEXPO возвышается 76-метровая телевизионная башня OTE (OTE Tower), выделяясь на фоне традиционных греческих домов и городских построек своей необычной конструкцией.

Башня была построена 1966 году по проекту архитектора Александроса Анастасиадиса, который называл свое творение «скульптурой». На третьем этаже телебашни работает ресторан Skyline Café-Bar, который 40 минут делает полный оборот вокруг своей оси.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Интернациональный характер HELEXPO подчеркивает установленная возле его у южного входа скульптура «Мир инноваций», выполненная в виде кубического глобуса. По поводу этой скульптуры я где-то вычитала забавный каламбур: «Ученые Салоник доказали, что мир имеет форму куба, в ответ на это ученые Кубы утверждают, что мир имеет форму солонки».

А вообще, если на посещение всего комплекса я даже не замахивалась, то пройти мимо бара-аналога «седьмого неба» было немного жаль. Но и отодвигать обширную программу, едва начатую, ради приятных посиделок казалось как-то неправильно. Так что мы продолжили намеченный путь к набережной. По пути миновали красивое здание ИМКА — молодежного христианского центра и небольшой парк.

YMCA - Young Men's Christian Association

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Известнейшей достопримечательностью Салоник является Белая башня, которая на протяжении многих веков являлась частью оборонительной городской стены и служила фортом, затем тюрьмой.

После того, как в 1826 году по приказу султана Махмуда II в. башне казнили мятежных янычар, она получила название «Кровавая», и именовалась так почти столетие, пока, уже под властью Греции, не была покрашена в белый цвет и переименована, как символ очищения.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Возле Белой башни установлено несколько важных для греков памятников. Во-первых, статуя Филиппа II — царя Македонии, сыгравшего выдающуюся роль в становлении Древней Греции, как сильного государства.

Филипп II был реформатором и военным, именно он заложил основу будущих победоносных походов своего сына — гениального полководца Александра Македонского.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Александр Македонский правил в 4 веке до н. э., взойдя на престол в возрасте 20 лет. За годы своего правления ему удалось завоевать земли от Греции до севера Африки, включая территорию Сирии, Палестины, Египта, Пакистана, Ирана и Турции.

Памятник Александру Великому, находится на набережной Салоник. Это впечатляющая размерами конная статуя, позади которой установлена каменная стена с рельефным изображением битвы войск Македонского и персидского царя Дария III. По сторонам в качестве символов войска Александра установлены остроконечные копья со щитами с изображениями змеи, Медузы Горгоны, льва, вола и сокола.

Набережную окружает парк с фонтанами, молодыми деревьями и мраморными скамейками для отдыха.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Отсюда же, рядом с Белой башней, начинается маршрут автобуса Hop-on Hop-off, которым я всегда пользуюсь, если нужно охватить достопримечательности большого города за короткое время. Аудиогид в автобусе вещает на нескольких языках, в том числе на русском. На автобусе мы и продолжили путь к следующей важной локации Салоник — Арке Галерия, поворачивая к которой миновали площадь Синтривани, примечательную благодаря фонтану с навершием в форме египетского обелиска.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Фонтан Синтривани подарил городу султан Абдул-Хамит. Говорят, что в день его открытия в 1889 году, из фонтана лился вишневый сорбет!

Вскоре за поворотом с площади Синтривани остановка, и вот… пришло время смотреть, восхищаться и подключать воображение! Наш первый объект — так называемая Арка Галерия — уникальный памятник римского периода, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Арка была построена между 298 и 305 годами в ознаменование победы римского императора Галерия над персами и Сасанидским царством. Первоначально арка являлась частью огромного комплекса, в который входили ипподром, мавзолей, ротонда и приёмные покои королевской резиденции — все постройки были соединены между собой дорогой, проходящей через арку.

Арка состояла из восьми опор, установленных параллельно по четыре в каждом ряду, а между опорами располагались три арочных отверстия, основным и самым крупным было центральное.

До наших дней конструкция, во всем её величии, не дошла, но сих пор можно видеть уцелевшие на центральных опорах барельефы, поразительно сохранные, восхищающие обилием деталей и тщательностью проработки.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

На барельефах изображены сцены исторические события, связанные с походом римлян против персов, а также сцены жертвоприношений и поклонения императору.

Сегодня Арку Галерия, расположенную посреди центральной улицы Эгнатия, окружает пешеходная зона. При турках вся эта площадь была загромождена неказистыми османскими постройками и торговыми лавками. Но это понятно, а трудно поверить, что уже в просвещённое время, в начале 20 века прямо под аркой ездили сначала конки, а позднее были проложены трамвайные пути! Как мало заботила людей сохранность столь значимого памятника древней эпохи…

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Неподалеку от Арки находится несколько церквей, много магазинов, ресторанов, кафе. Соблазны, соблазны. Снова я еле удержалась, чтобы не сбиться с намеченного маршрута и не осесть тут же за столиком. Но в церковь Панагия Дексия всё же зашла, благо, храм находится непосредственно рядом.

Церковь Панагия Дексия — Богородицы Правой (или привычнее Пресвятой) построена в 1956 году на месте более старой церкви, посвященной святому Ипатию.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Несмотря на то, что храм достаточно молодой, в его архитектуре и оформлении соблюдены византийские традиции.

Классическая красота, ни убавить, ни прибавить!

Немного отвлешись на церковь я сбила себе «правильный» настрой, но он быстро вернулся, пока мы шагали к нашему второму значимому объекту — Ротонде. Третий раз в Салониках, и только теперь получилось выделить время на полноценное посещение. Наконец-то!

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Строительство Ротонды началось в 306 году, сразу после того, как была возведена Арка Галерия. По разным версиям, Ротонда должна была стать либо роскошным мавзолеем, либо частью дворца императора. Судя по форме, сооружение также могло быть культовым храмом.

В начале 5 века Ротонду преобразовали в христианскую церковь Георгия Победоносца. К ней достроили купол и апсиду, а интерьеры были украшены мрамором и золотыми мозаиками.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Ощущения при входе в это огромное, гулкое, пронизанное неровным светом помещение просто невероятные! Представьте себе весь этот объем в блеске мрамора и сверкании золота, только представьте…

Ведь даже жалкие остатки былой роскоши при детальном рассмотрении очень богаты.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Я приведу здесь перевод текстов со стендов, установленных в Ротонде. Кому не нужна прямо сейчас детальная информация о мозаиках, следующие несколько абзацев может смело пропустить:

«МОЗАИКА В НИШАХ» В западном своде искусно выполненный мозаичный декор состоит из пересекающихся кругов, образующих четырехлистники, классический мотив греко- римского искусства, обрамленный сложной геометрической сеткой, в которой гнездятся маленькие птички. В своде юго-восточной ниши сквозь отверстие видны птицы и спелые плоды, напоминающие о Рае.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

В кадре панно с вазами для фруктов и корзинами, наполненными фруктами, опираются на консоли, украшенные листьями аканта, символизирующими процветание земного мира. В хранилище самого в южной нише находится большой золотой триумфальный крест, символ христианства Его присутствие у южного входа, обращенного к дворцовому комплексу, ясно указывает на освящение здания и превращение его в христианскую церковь.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

«МОЗАИЧНОЕ УБРАНСТВО КУПОЛА» Иконографическая программа состоит из трех концентрических зон. В нижней зоне на золотом фоне расположены роскошные архитектурные композиции, имитирующие здания эллинистической и римской архитектуры (гробницы в Петре, Иордания; Агора в Милете; библиотека Эфеса в Малой Азии), а также настенные росписи Помпей и Рима. В зданиях можно увидеть людей невероятной красоты в молитвенных позах, светских и религиозных чиновников, которые благочестиво и торжественно присутствуют на ритуале. Рядом с ними на них записаны их имена, статус и месяц. В средней зоне на темно-зеленом фоне сохранились обутые в сандалии ноги примерно 36 мужчин, одетых в белое, которые принимают участие в круговом танце почитания.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

В верхней зоне четыре архангела парят в вышине, поддерживая небесную сферу. Она окружена радугой и венком, сплетенным из ветвей, нагруженных плодами, и восьмилучевых звезд на ночном небе. В центре небес, в серебристом сиянии, сохранился нимб почитаемого персонажа, к которому все обращаются. Предварительный набросок углем стоящего на стене видна мужская фигура в хитоне. Сохранились только пальцы его правой руки (поднятые в жесте приветствия или триумфа), часть нимба и конец посоха. На востоке, за пределами этого апофеоза, сохранилась голова мифического феникса, символа вечного обновления и бессмертия. Феникс обращен на север, где лучи света, вероятно, указывают на присутствие большого мерцающего креста. Преобладающая интерпретация заключается в том, что центральная фигура — это Христос, грядущий с триумфом, а уничтоженные фигуры — это пророки, святые и ангелы и молящиеся — мученики христианской веры, стоящие перед зданиями, символизирующими Небесный Иерусалим. Однако личность мучеников остается гипотетической, и не исключено, что эти фигуры были спонсорами или пожертвователями. Согласно другой интерпретации, этот шедевр, сочетающий символические сюжеты римского имперского искусства и элементы христианства (например, троны с книгами и коронами, кресты, лебеди и павлины), восхваляет Константина Великого и прославляет его становление единственным императором благодаря божественной воле Христа.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Не знаю, возможно со мной что-то не так, но мне хотелось бы видеть здесь иную картину. Пусть бы восстановили всю роскошь, все росписи и мозаики, пусть бы позволили входящему замереть перед великолепием изображенных в золоте дворцов, затмевающих сказочностью многие из существующих ныне…

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Конечно, я в курсе, что это не соответствует представлениям современных историков о «достоверности», как жаль! Возможно, в будущих поколениях окажется больше сторонников реконструкции, а сегодняшний вид Ротонды пусть оставят в виде макета, как историческую реплику… Ну, могу я помечтать?

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

В 16 веке во времена турецкого владычества, Ротонду Святого Георгия превратили из церкви в мечеть Сулеймана Эфенди. К сооружению пристроили минарет — он сохранился до настоящего времени.

Вот как раз на выходе, под этим минаретом я и испытала то редкое и бесценное чувство, сродни трансу, которое приходит далеко не в каждом путешествии и не в любом месте. Чувство, когда не знаешь, в Греции ты или, например, в Стамбуле. В античности или в средневековье.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

Время замедлилось, перестало иметь значение, приобрело вкус. Будто бы сладость и немного горчинки, как в запахе увядающих роз в саду вокруг Ротонды.

Почувствовать Салоники. Византийское и римское наследие

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.