Два месяца назад, как всегда по интернету, взяла билеты на спектакль «Королева-мать» в Московский театр имени Е. Б. Вахтангова (на Новой сцене) с участием Людмилы Васильевны Максаковой. Кто же знал, что в мае в столице будет июльская жара, но пришлось ехать (не пропадать же билетам).
Накануне поездки наметила план аж из трех пунктов: посмотреть выставку «Дикое поле» в Историческом музее, потом доехать до Сиреневого сада и посмотреть буйное цветение сирени, а вечером спектакль на Арбате с участием неповторимой Л.Максаковой. Были на ее концерте в Арт-кафе и были восхищены ее способностью в течение почти двух часов читать замечательные стихи поэтов Серебряного века (о женском возрасте не принято говорить, но напишу — Людмила Васильевна с 1940 года рождения). Видела ее в спектакле «Царь Эдип» и вот еще одна встреча, по сути — бенефис (актриса в главной роли, а всего их четыре).
Первый пункт своей программы выполнила успешно. Выставка проходит в помещении Музея Отечественной войны 1812 года.
Мне было интересно почитать степные истории кочевников, посмотреть их быт, национальные костюмы, уникальные фотографии, живописные работы Н. Рериха и многие другие экспонаты, которые поступили из 8 музеев и музейных объединений — это Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей Востока, Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Ростовский музей краеведения, Музей кочевой культуры и другие).
Нравятся такие тематические выставки, когда экспонируют самое-самое из разных музеев страны, куда, может быть, никогда и не попадешь. А когда выставки организует музей такого уровня — это ценно вдвойне.
Залов на первом этаже много, все они оформлены как положено: экспонаты содержат полные и интересные аннотации. Немного покажу.
Начинается выставка с уникальной карты 1562 года, которую составил Э.Дженкинсон, английский дипломат и путешественник, который описал Россию, Московию и Тартарию по результатам своих первых путешествий. " Она представляет обширную территорию от Балтийского моря на западе до Ташкента и Киргизии на севере, от Северного Ледовитого океана на севере до Персии на юге, и украшена различными изображениями, среди которых выделяются фигура царя Ивана 1У Грозного, сидящего на троне на фоне шатра (в левом верхнем углу), и образы кочевников среди юрт и верблюдов (в центре)» (из аннотации к карте). Карта показывает важный период истории Русского государства, которое освободилось от ордынской зависимости и началось завоевание территорий, заселенных кочевыми народами.
Целая стена занята уникальными фотографиями Захария Захариевича Виноградова (1882–1963). Откровенно говоря, часто бывала в АРТ-музее на Остоженке, где проводятся фотовыставки, но эта фамилия мне незнакома.
Это авторские желатино-серебряные отпечатки З. З. Виноградова: «Вдали Амударья» и «Верблюжья тропа в песках пустыни. Каракумы2.
Захарий Захарьевич фотографировал ночные следы мелких животных в Каракумах, растрескивание высохшей почвы, местных жителей в кибитках.
„Голова утомленного верблюда. Каракумы“, из серии „Корабли пустыни“, 1914 год.
Захарий Виноградов родился в купеческой семье в Харьковской губернии, в 1905 году переехал в Москву и поступил на Фотографические курсы при Русском фотографическом обществе, потом стал его членом и принимал участие в его деятельности до его расформирования в 1930 году.
Выдающийся фотограф-художник, путешественник-исследователь, собиратель предметов народных промыслов и фольклора он бывал в путешествиях как в самостоятельных, так и с экспедиций. У него много серийных фотографий: „Весна в пустыне“, „Узоры пустыни“, „Следы пустыни“ и другие.
Познакомиться с такой личностью и посмотреть уникальные снимки доставило удовольствие.
Стены в некоторых залах расписаны на кочевые темы. " Кровь кочевников в жилах моих, им любая дорога легка…» (Елена Комлева).
В витринах книги на эту же тему: " Повесть о Петре, царевиче Ордынском» написана в Ростовской земле в 15 веке. В ее основе легенда о племяннике хана Берке, принявшем крещение с именем Петра и поселившемся в Ростове в 13 веке. «Произведение рассказывает о чудесных обстоятельствах основания Петровского монастыря в Ростове и перипетиях, с претензиями князей на монастырские земли. В тексте органично переплетаются легенды и достоверные сведения, взятые автором из летописных источников» (из аннотации к экспонату).
Интересна портретная галерея неизвестных художников начала 19 века. Какие у всех необычный разрез глаз…
«Портрет калмычки, жившей у графини Зотовой», «Портрет Елизаветы Ивановны Огаревой, урожденной Баскаковой» — матери Николая Огарева; «Портрет молодого гусарского офицера Алеева», «Портрет Анны Николавны Ильбаевой в детстве».
Много других портретов калмыцкого народа. Во времена правления Петра 1 калмыцкие кочевья стали важным форпостом, защищавшим юго-восточные рубежи государства. Поэтому пребывание калмыков при царском дворе не было случайным. Во время Персидского похода 1722–1733 годов Петр Первый и сам побывал в калмыцких степях.
На выставке экспонируется портрет князя Ионы Федоровича Дондукова (сына Дондука-Обмо- главного калмыцкого народоправителя) работы Федора Рокотова. Жаль, что на фотографии получился блик. А постоянное место портрета — в Третьяковской галерее.
На выставке представлены предметы быта: серебряная пайца хана Узбека (пластина, которая привешилась к поясу или вешалась на шею). Монгольский шлем 14 века из Фонда Марджани. Уникальный остов седла с росписью. Сумка из Таримской котловины 12 века. Поясной ковш золото-ордынский 12 века.
Костюм казака-некрасовца первой половины 12 века. Некрасовцы — это старообрядцы, потомки донских казаков. Эта группа возникла после разгрома Булавинского восстания в 1707–1709 годах. Название получила по имени атамана Игната Некрасова.
Костюм бурятки из Забайкальской области: верхняя одежда дегиль, безрукавка удже, головной убор дуруугла с повесками. Названия с ходу не запомнишь…
После визуального знакомства можно продолжить знакомство в виртуальном пространстве.
Иду совершать нейропутешествие во времени и пространстве вместе с соцсетью LOOKY в зале «Цифровой кочевник».
Как это? Надеваешь шлем (правильнее гарнитуру) и пожалуйте в юрту, самую настоящую: с очагом (ярко горящим) посередине, со звездным небом, которое заглядывает в юрту сверху. Можно подкинуть дров, взять в руки пастуший рог и послушать, поиграть на домре…. Можно даже загрузить свою фотографию и превратиться в кочевника. По окончании путешествия можно получить награду, узнать своего тотемного покровителя и послушать его предсказание. Кочевые народы верили в силу духов природы и наделяли животных особыми магическими свойствами.
Реально было круто (как говорит молодежь), в какой-то момент хотелось снять шлем — огонь очага приблизился очень близко. А еще было забавно смотреть как другой участник в шлеме подкидывал невидимые дрова, играл на невидимой домре….
После виртуального путешествия иду смотреть дальше и по ходу читаю цитаты из Блока А., Геродота и других.
«Да, скифы — мы!
Да, азиаты — мы» — конечно же узнали стихотворение Александра Блока. Кстати, после этого стихотворения «Скифы» и поэмы «Двенадцать» он больше (до своей смерти в 1921 году) ничего не публиковал.
«… у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники…их жилища — в кибитках» (Геродот).
Это туркменская и казахская женская одежда и аксессуары середины 20 века. Напишу об одном — это головной убор саукеле.
Старинный головной убор имеет форму конуса, сшит из бархата и богато украшен. Лицевая часть отделана металлическими пластинами с узором и подвесками.
Сумочка называется — хейкель (кожа, металл, сердолик). Начало 20 века. Должно быть тяжелая….
В одном из залов макет жилища кочевников. Это разборное переносное жилище кочевых туркменских племен, сделано из дерева, камыша, конского волоса и ткани. Начало 20 века.
Кстати, в юрте правая половина — мужская, левая половина — женская.
«У юрты ждут оседланные кони,
Стоит кумыс на низеньком столе…
Я знал давно, я чувствовал, что корни мои —
вот в этой пепельной земле!» — Роберт Рождественский.
Выставка вызывает интерес и этими к месту приведенными строками и книгами начала 20 века.
Стихотворение А.Блока «Скифы» было опубликовано 30 января 1918 года.
1
Акварель 1808 года. «Монголы, едущие на верблюде» — работа Мартынова Андрея Ефимовича (1768–1826). Удивительно хорошо сохранилась с использованием мягкого лака.
Опять незнакомая фамилия Мартынов А. Е. За помощью обращаюсь к приятелю по имени Интернет. Оказывается — это академик Императорской академии художеств, путешествовал с российском посольством в Пекин и писал виды сибирских и китайских местностей.
Этюды к Туркестанской серии В. В. Верещагина, выполненные во время второго путешествия в Туркестан (1869–1870) и в Мюнхене (1871–1873).
Вспомнилась недавнее путешествие в Узбекистан, где была беседа с гидом Надеждой и Верещагин В.В. ее любимый художник.
На этюдах изображены «Киргиз», «Киргизка» и «Перекочевка киргизов».
«В Российской империи казахов называли киргизами или киргиз-кайсахами, чтобы, по одной из версий, не путать кочевое население с сибирскими казаками. Только в 1925 году казахскому народу было возвращено его историческое самоназвание» (из аннотации к этюдам).
Благодаря этим этюдам можно увидеть национальное облачение этого народа.
Дважды в год киргизы меняли место стоянки и для транспортировки юрт использовали верблюдов, что и изобразил В.Верещагин в этюде «Перекочевка киргизов».
" Айда! И все.
Минут через пятнадцать они уже не здесь.
Они — в пути." Роберт Рождественский.
Поэтому и выставка называется «Дикое поле. В вечном движении».
На выставке можно увидеть авангард начала века.
В центре этой фотографии «Соляные столпы» Натальи Сергеевны Гончаровой (1881–1962). Картина связана с увлечением художницы темой Востока. В основе сюжета картины лежит библейский эпизод о бегстве Лота и его семейства из Содома. Гончарова превращает в соляные столпы не только жену Лота, но и всех персонажей.
Половецкое изваяние, что справа от картины, найдено в Ставропольском крае в деревне Молотово, относят к 11–13 векам. Такие каменные статуи возводились на степных просторах Восточной Европы. «Представлена фигура воина в условно сидящей позе со сложенными на животе руками. В руках у воина сосуд." (из аннотации к изваянию). Если женщины считались покровительницами семьи и рода, то мужчины — это воины.
Поэтому на выставе много изображений воинов, их воинского облачения и вооружения.
Вооружение, костюм и аксесуары степного воина. Кинжалы, ножи, сабля, луки, стрелы — из разных археологических экспедиций и разных мест (Калмыкия, Ростовская область и другие). Самый древний кинжал первой половины 4 тысячелетия до нашей эры.
«Башкир верхом» выполнен итальянским карандашом и сангиной в 1818 году Орловским Александром Осиповичем (1777–1832). Когда-то давно смотрела выставку графики Орловского А.О. в Государственном музее имени А. С. Пушкина (не в музее изобразительного искуства, что на Волхонке, а на Пречистенке), в этом музее хранится его графическое наследие.
С начала 19 века башкиры вместо уплаты налога должны были нести военную службу, охраняя восточные границы империи.
«Киргиз с беркутом» работы Евгения Александровича Лансере (1848–1886).Эта скульптурная композиция выполнена в 1876 году получила шировое распространение и тиражировалась разными заводами. А копия, выполненная в чугуне (эта в бронзе) была подарена Франции императором Александром Третьим и установлена в ботаническом саду города Ментон на Французской Ривьере.
У кочевников искусные охотники пользовались не меньшим уважением, чем воины. Слово «мерген» (стрелок) было почтительным обращением и приравнивалось к слову «батыр» (богатырь).
Это уже современное изображение воина. 2023 год. Даши Намдаков. Из Арт-фонда Даши Намдакова (1967 года рождения). Этот бурятский скульптор известен во всем мире — его работы можно увидеть во многих местах. Скульптура «Чингиз-хан» стояла в Гайд-парке в Лондоне, деревянные скульптуры можно увидеть в Забайкалье в парке «Тужи». Сейчас у него Арт-фонд, находится где-то в районе Таганки, но все никак не дойду. А скульптура называется «Мэргэн» — в переводе с бурятского «мудрый», «Меткий».
«Караван» Николая Рериха из серии «Чингиз-хан». 1931 год. Рерих в своем творчестве и живописи часто обращался к этому предводителю несметной силы, вышедшей из монгольских степей.
Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» Владимира Андреевича Фаворского (1886–1964) показывают противостояние между Древней Русью и кочевым миром.
Нравится графика Фаворского В.А., который оформлял книги в соответствии с описываемой эпохой. Он собирал и копировал орнаменты из древних рукописей, рассматривал рисунки и получалось очень достоверно.
Закончилось хождение по выставке, было познавательно, а в виртуальном путешествии по юрте — любопытно.
До свидания, Исторический музей. Сюда я захаживаю на многие выставки и всегда остаюсь довольна увиденным, что привозят из разных музеев страны. Когда бываю на выставках, намечаю дальнейшие планы, что посмотреть, куда съездить, что почитать.
В эту поездку в планах еще Сиреневый сад. Время цветения сирени, самый красивый сорт, которой называется «Красавица Москвы» и это признано Международным обществом сирени, есть в этом саду. Выведен сорт в 1947 году Колесниковым Леонидом Алексеевичем и лучше пока не придумали.
Интернет выдал информацию как добраться до этого сада, где цветет самая красивая сирень, но увы…
Было написано: доехать до станции метро Черкизовская и дальше на любом автобусе до остановки «Сиреневый сад». Доехала до Черкизовской, а на остановке никто не знает в какую сторону ехать, даже водитель. Что делать? Не хотелось тратить время впустую: приеду да не туда.
Быстро меняю планы, решаю посмотреть новую станцию МЦД, на которой не было почти ни души. НИчего интересного не увидела. Но в переходе звучала музыка и это было приятно.
После этого еду в центр Москвы.
Маршрут от Российской библиотеки до Арбата получился очень-очень интересным: дом, где жил художник Валентин Серов, храм свт. Николая в Старом Ваганькове, усадьба Голицыных, Пашков дом (не с парадного фасада, а из переулка), усадьбы 19 века — думаю об этом написать отдельно.
Третьим пунктом моей экскурсионной программы являлся спектакль «Королева-мать» в Театре имени Вахтангова Е.Б. (на Новой сцене), что на Арбате.
И вот Арбат…. время еще есть до встречи с моей постоянной спутницей по театрам.
На саксофоне напротив ресторана «Тадж Махал» играет молодой человек. Вот сюда и решила зайти, скоротать время.
Около театра на Арбате всегда многолюдно. Заметила тенденцию, что в воскресенье вечером на Арбате народу всегда меньше (москвичам утром на работу, вставать рано).
Принцесса Турандот стоит на своем месте, около нее мы всегда встречаемся. Вход на Новую сцену справа от памятника-фонтана, там же вход в Арт-Кафе (замечательное концертное пространство, где проходят встречи с вахтанговцами).
Небольшой буфетик при Новой сцене. Просторный холл, где можно купить билеты на другие спектакли.
Смотреть будем спектакль по пьесе итальянца Манлио Сантанелли в постановке Сергея Яшина. Написана была пьеса в 1984 году и в 1996 году в Италии был поставлен телеспектакль.
В психологических драмах Сантанелли действуют современные персонажи, но есть связь со старинной комедией масок.
Так и в этом спектакле Арлекин и Скарамуш в спектакле играли в полумасках.
Спектакль по содержанию очень тяжелый (об отношениях матери с сыном). Альфредо (сын) приезжает к матери, которая больна. Вроде бы похвально, но… Он решает писать дневник о ее болезни и смерти (он журналист), а потом издать его.
В спектакле показаны тонкие и сложные связи близких (по крови) и одновременно бесконечно далеких людей.
Два главных действующих лица Реджина — Людмила Максакова, Альфредо — Владимир Логинов держали зал в напряжении.
Игра актеров (нет, наверное не игра), а жизнь на сцене Л.Максаковой и ее партнера прошла на одном дыхании, несмотря на минимализм декораций. И финал — совсем не предсказуемый.
Фотографии делала в антракте, так как фото и видео запрещены.
Знаю только один театр в Москве, где можно фотографировать и делать видео во время спектакля — это Театр Луны на Малой Ордынке(писала об этом в блоге).
Эта фотография из программы спектакля.
Еще один интересный день в столице прошел.
Всем спасибо, кто прочитал до конца. Что-то много буковок получилось.