Цикл материалов «Вологда в мае 2023»:
Отзыв об отеле Гостиница Палисадъ, Вологда
Вологда. Кружева. И не только вологодские!
Вологда. Нежная, прозрачная весна в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре
Собираясь в Вологду, с удивлением узнала, что хрестоматийные резные палисады не очень-то просто там отыскать. Мало их осталось в городе, потому первому из повстречавшихся обрадовалась особенно. Тем более, что случилось это почти рядом с отелем.
Симпатичный особняк, в котором нынче располагается музей «Дом с добром» и небольшое кафе был радостно и тщательно осмотрен)). Снаружи… Жаль, что внутрь догадалась зайти лишь в последний день, когда времени на «толком познакомиться» уже не оставалось. Говорят, там интересно и вкусно.
«Дом с добром» стоит на Кремлевской площади, где, разумеется, и кроме него есть, на что посмотреть.
Напуганная утренней метелью и не доверяя пока вроде бы проглянувшему сквозь тучи солнцу, первым делом направилась в музей кружева, где посетила, помимо основной экспозиции, замечательную выставку «Кадомский вениз», о чем рассказала здесь. НЕ вологодские кружева впечатлили ничуть не меньше знаменитых местных!
Выйдя из музея, обнаружила, что майский ветер разогнал остатки снеговых туч, и даже синее небо кое-где показалось, что конечно было весьма к лицу величественному храмовому ансамблю площади.
Пометавшись, как тот ослик — фрески Софийского собора или колокольня, что вперед?! — выбрала все же колокольню, опасаясь, что откуда-нибудь снова явятся свинцовые облака и испортят все панорамы.
Стройная красавица белоснежной свечой с золотой главкой возносится над куполами храмов, являясь самой высокой во всей Вологодской епархии. Колокольня эта, можно сказать, юна, т. к. основную ее часть, в псевдоготическом стиле возвели лишь в 1869–1870 годах, разобрав построенную в середине 17-го века шатровую предшественницу. А до того были еще три, деревянные, которые, увы, быстро становились жертвами пожаров. Вход на колокольню платный, но что-то очень недорого. Учитывая, какое удовольствие получаешь наверху — и вовсе ни о чем.
Кстати, нечастый случай, когда и сам подъем доставляет эстетическую радость: ведущая «в небеса» лестница — деревянная, с балясинами — смотрится красиво. В солнечный день пространство еще и узоры от оконных решеток дополняют.
И кроме того, на площадках лестницы можно почитать и об истории «башни», и о колоколах, не иначе промыслом Божиим уцелевших с царских времен. Старейшим колоколом является «Часовой», отлитый в 1627 году. А всего в наборе семь колоколов, которые вскоре отметят 400-летний юбилей. Вологжане так любили свои колокола, что ослушались приказа Петра I, повелевшего изъять церковные колокола для переплавки на пушки по всей России, отправив вместо них в Москву медь, олово и два битых колокола. Пётр, как ни странно, не прогневался, и вместо «санкций» подарил Вологде два новых колокола. Да еще один из них — «Большая лебедь» — работы самого Ивана Моторина. В советское время колокола молчали, перезвон их вновь услышали в городе в 1988 году.
Виды сверху — дух захватывающие! Никаких тебе ненужных современных высоток или подъемных кранов поблизости. Лишь полётный простор, лента речки Вологды, храмы на ее берегах, уютные дома исторического центра,
и купола Софийского и Воскресенского соборов. Кажется, что они совсем рядом!
Спустившись, вновь любуюсь главками и куполом Воскресенского собора: мягко светятся серебром на фоне подозрительной тучи, которая, к счастью, лишь выгодно оттенив картинку, отправилась восвояси, не наделав никаких бед.
Я же теперь иду к Софийскому собору, лаконичной строгостью своей так созвучному этим северным краям.
Собор — самое старое каменное здание города, заложен он был в присутствии Ивана Грозного в 1568 году. Строили вологодскую Софию по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Вход в собор сейчас через южные двери.
Внутри на контрасте с белоснежными наружными стенами без всякого декора неожиданно ярко!
Собор сверху донизу расписан фресками конца 17-го столетия, и в нем сохранился позолоченный иконостас первой половины 18-го века. В богоборческие годы храму «повезло» — здесь был размещен атеистический раздел краеведческого музея, потому интерьеры не пострадали.
В иконостасе запомнилась необычная «Троица» — такие все круглолицые! И не сказать, чтобы красивые…
А в росписях, как всегда, эффектнее всего сцена Страшного суда. Причем, выделяется среди грешников «группа товарищей» в западно-европейских одеждах (справа на третьем фото в слайде)))
Выйдя из собора, обошла его по кругу,
подивившись виду западного крыльца: «террасное» остекление древнему храму в северных краях совсем не подходит, мне кажется. Манили макушки церквей над Кремлевской стеной, но Кремль в сегодняшних планах не значится…
А вот памятник Константину Батюшкову (работы Вячеслава Клыкова) хотелось рассмотреть в деталях, очень уж необычный: помимо самого поэта тут и лошадь, и богиня Афина с полагающимися ей атрибутами (в шлеме и со щитом), и юная русская красавица с роскошной косой и свирелью в руках в «роли» музы.
Батюшков в Вологде родился, время от времени живал, здесь же, в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, и похоронен. Читала, что неразумные граждане части памятника «разбирают» на сувениры. Так Афина лишилась копья (и правда в руке что-то непонятное), а в конском «снаряжении» не достает стремян и уздечки. У музы же периодически пропадает свирель, но мне, к счастью, довелось попасть в промежуток между «грабежами», дудочка была на месте.
Памятник расположен над речкой Вологдой, пусть и не великой, но такой живописной! Моментально взгляд притягивает белокаменная церковка на противоположном берегу — это храм Иоанна Златоуста, 1664 года рождения. Реставрация ему еще только предстоит, но даже и в таком состоянии хорош…
Вдоль реки тянется симпатичный бульвар со всяческими затеями, вроде такой вот «жанровой скульптуры», запечатлеть, которую без жаждущих присоединиться к дуэту мужичка и мишки ой как не просто!
Имеется и некая «Дверь в…», долженствующая символизировать вологодское гостеприимство,
и смотровая площадка с полукруглой скамьей, спинка которой предлагает: «посидим, поокаем»)). В день 80-летия Николая Рубцова, родившегося в этих краях, на скамье появились гармонь и раскрытая книга со стихами поэта.
Между прочим, знаменитый говор довелось мне услышать здесь лишь однажды — в «исполнении» гардеробщицы в ресторанчике, куда нас завезли на обед после экскурсии в Кириллов-Ферапонтово. Правда, не «оканье», а пропадающее «е» в окончаниях глаголов встречалось чаще (именно так говорила сопровождающая в той поездке), но в основном никакой «специфики». Даже жаль!
С «балкончика» со скамейкой удобно любоваться еще одной старинной церковью — Сретенской.
Я к ней потом поближе подберусь, конечно же. Колокольня до чего изящная! А кресты будто вот-вот сорвутся и улетят в небеса…
Почти напротив Сретенской церкви стоит небольшой памятник основателю Вологды, монаху Герасиму.
Надпись на камне гласит, что пришел преподобный сюда 19 августа 6655 года, то есть по новому летоисчислению в 1147 году. А значит, Вологда — ровесница Москвы. Археологи, правда, дату эту оспаривают, но народу до тех научных изысканий дела нет: 1147 и все тут!
Шагая берегом реки, обращаю внимание и на дома, окна которых смотрят на воду: симатичные, пусть и без резных палисадов:
Дорожка заканчивается возле обелиска, сооруженного в честь 800-летия Вологды. Место для него — далековато вроде бы от Кремля? — выбрано отнюдь не случайно. Когда-то центр города располагался именно здесь, за излучиной реки. Был тут и главный храм — церковь Воскресения Христова, и торговая Ленивая площадка (так звались рынки, где товар продавали прямо с телег), и крепостные укрепления — ров и земляные валы.
Памятник я добросовестно обошла со всех сторон (быстренько))), а вот на примыкающей к нему смотровой площадке о времени хотелось забыть: красиво очень… Купола Софийского собора и маковка колокольни вдали видны…
От Ленивой площадки сворачиваю вглубь улочек, прохожу мимо пребывающего в ранней стадии реставрации храма Николы Золотые кресты, пока еще и не догадываясь, что скоро окажусь возле собора, давшего такое красивое название этой церкви. И что вообще-то правильно «у Золотых крестов», т. к. Золотыми крестами именовали прежде Успенский собор находящегося неподалеку Горне-Успенского монастыря.
К собору и монастырю вышла совершенно случайно — поманили мелькнувшие над крышами домов бархатно-зеленого цвета купола. Думала просто еще одна церковь, оказалось, что нахожусь уже на территории монастыря. Возрождающегося из небытия трудами всего нескольких сестер обители.
Когда-то выглядела она вот так: с собором, церковью Алексия, человека Божия, добротными деревянным домами, где располагались кельи монахинь.
С трехметровой каменной оградой история в богоборческие годы вышла анекдотическая: новые хозяева — военные из танковой и авиационной частей — ничего лучше не придумали, чем разобрать ее на кирпичи, а территорию затем обнести несколькими рядами колючей проволоки. Не иначе проволоки был избыток, в отличие от кирпичей!
Горне-Успенский монастырь стал первой женской обителью, возрожденной на вологодской земле. А первые сестры приехали сюда из Пскова, из Снетогорского Рождества Богородицы монастыря.
Конечно, работы здесь еще непочатый край, но собор радует свежей побелкой, а территория вокруг любовно — по мере сил и возможностей — обихожена. Даже в начале холодного мая вдоль дорожек цветы.
Именно здесь я впервые в Вологде увидела нарциссы, и сколько!
Потом оказалось, что они в городе повсюду, причем крупные, крепенькие такие! И для меня теперь нарцисс — символ весенней Вологды… Знающие люди объяснили, что нарциссы любят холод. Именно в таких условиях растут крупными и высокими.
От монастыря шла без всякой цели по старинным улицам, «собирая» по пути симпатичные дома. И «именные», как, например, дом Дмитриевских на улице Воровского, 6 (памятник культуры аж «федерального значения»), и явно современные, но богато украшенные резьбой, и просто ухоженные.
Последнее, кстати, в Вологде особенно радовало — хозяевам частных домов явно не все равно, как их владения выглядят.
И снова резной палисад! Вроде и не так редко попадаются?..
Улица Воровского вывела к еще одному храму — Константина и Елены. И как не обрадоваться и не принять за добрый знак? Именины мои 3-го июня, в день памяти этих равноапостольных святых. Церковь, которую мы видим сейчас, построена была около 1690 года. А первую, деревянную, возвели здесь в 1503 году на месте сретения местной святыни — иконы Димитрия Прилуцкого, которую царь Иван Грозный брал с собой в поход на Казань. После одержанной победы икону с благодарностью возвратили городу, и место этого события отметили постройкой храма. Церковь такая большая и нарядная, что вполне можно и за собор принять.
Крыльцо — загляденье! И шатровая колокольня очень хороша.
«Песнярам» за палисады, конечно, спасибо, прославили их на всю страну когда-то, но мне, честно говоря, куда более интересными показались резные же балконы, которыми здесь может гордиться почти каждый деревянный дом.
Другое дело, что «балконы» куда сложнее в песню встроить. Не распевное слово, да и не нашенское)). Но, право же, вологодские балкончики «воспевания» заслуживают!
Приятно было обнаруживать дома новые, но построенные в традиционном стиле, с непременным красивым крыльцом и балконом над ним.
Шагая от одного симпатичного дома к другому,
набрела на церковь Ильи Пророка в Каменье. 1698 год и тоже «федерального значения». Что на первый взгляд может показаться странным: вроде кроме «возраста» ничего особенного?
Но вся прелесть как раз и есть в «не особенности»… Вот как храм этот описан в книге Г. Лукомского «Вологда в ее старине» 1914-го года издания: «Замечательна и очень привлекательна в архитектурном отношении эта маленькая церковь. На зеленой лужайке, окруженной маленькими убогими серыми домиками и развесистыми деревьями, стоит белый кубический храмик, покрытый простой крышей, на которой всего одна скромная главка — куполок ее сочный, большой, синий; закомары поверху стен и простая пятигранная абсида — вот и вся архитектура церкви. Но, однако, облик ее очень характерен для времени, и она своею пропорциональностью и скромностью производит большее впечатление, нежели многие другие храмы, залепленные орнаментами».
И я этим «храмиком» залюбовалась, хотя описание, конечно, нашла только потом, уже дома. Жаль, правда, что куполок теперь не синий, но серебристый тоже вполне.
А вот домики вокруг сейчас совсем не «убогие, серые», и, слава Богу!
На одном из них такие деревянные кружева!!! А на террасе его восседал холеный черный котище))
Дорожка к Ильинской церкви тоже была в нарциссах…
И в примулах. После утренней метели — в мае!!! — любой цветок в радость!
Да, про название же! Чуть не забыла, а это интересно. Какие такие «каменья»? Оказалось, церковь некогда была частью Ильинского монастыря, на территории которого при Иване Грозном «складировали» известковый камень, из которого царь собирался построить стену вокруг города, когда намеревался поселиться тут и основать столицу. От затеи Иван IV в. итоге отказался, камень постепенно ушел в землю, и только в имени церкви да в случайных глыбах, попадающихся при строительстве в этих местах, и сохранилось о ней напоминание.
Если церковь Ильи Пророка стала приятной неожиданностью, то еще один храм на этой же улице Засодимского значился в списке «отыскать непременно».
Но сначала еще один «Резной палисад», на сей раз в кавычках и с заглавной буквы, ибо в доме № 5, цвета мяты с белой отделкой, находится центр народных художественных промыслов и ремесел с таким названием.
Оказалась я рядом уже к вечеру, потому внутри не была. Но во дворик зашла и не напрасно: резной палисад (уже без кавычек))) и калитка служат замечательным дополнением к виду на храм Варлаама Хутынского, который мне так хотелось найти.
До того необычный для этих мест! Главка колокольни своей немыслимой утонченностью и вовсе изумляет!
А вазоны с крестами на крыше?! Есть мнение, что строил храм зодчий из Санкт-Петербурга, чем и объясняются «дворцовые» элементы архитектуры.
Правда, имя автора, на удивление, в архивах не сохранилось. Зато известно, что средства на строительство храма пожертвовал местный купец Узденников. И спасибо ему за это, дивная церковь получилась!
Вот бы еще нашелся и «Узденников» 21-го века… Денежки храму очень нужны: состояние его внушает тревогу…
Ну, а я отсюда вновь вернулась на бульвар над рекой, очень уж там хорошо… И закаты красивые!