После посещения юбилейной выставки, посвященной архитектору Алексею Викторовичу Щусеву в Музее архитектуры, задумала посмотреть все его работы в Москве. Решила начать с Казанского вокзала, посмотреть его со всех сторон, подняться на смотровую площадку (да, есть здесь такая). А заодно посмотреть и другие шедевры на Комсомольской площади или площади Трех вокзалов.
После этой задумки стала планировать маршрут: так и получилось — три вокзала, фудкорт и джаз в Москонцерте под управлением Сергея Жилина — витуозного пианиста, который выступает на многих концертных площадках. В это раз он в компанию себе взял не менее известного ударника Евгения Аноева и бас-гитариста Александра Шутова. Если увидите в своем городе афишу с этой фамилией и вы любите джаз — бегите за билетами. Хотя кто-то считает, что джаз — это набор звуков (я не в их числе, обожаю джазовые импровизации, особенно в исполнении С. С. Жилина).
Но обо всем по порядку.
Станция метро Комсомольская (кольцевая), куда я приехала — это тоже творение Алексея Щусева и других архитекторов и художников.
1
Впервые на это место архитектор Щусев А.В. пришел в 1911 году, чтобы потом построить самый большой (по тем временам) вокзал Европы — Казанский вокзал. Я еще подойду к нему и постараюсь обойти со всех сторон и посмотреть его неповторимый декор поближе.
Про щусевскую станцию «Комсомольская» часто говорят, что она олицетворяет собой апофеоз сталинского ампира. Но вместе с тем — это одна из самых ярких станций метро несет в себе признаки храмого зодчества.
Вестибюль станции между двумя вокзалами (Ярославским и Ленинградским) в плане образует крест, есть и купол с длинным шпилем и красной звездой.
А внутри станции на глубине 37 метров красивейшие люстры, похожие на паникадила.
1
1
Вместе с Щусевым над станцией работали инженеры и художники. Инженер-метростроитель А. И. Семенов оставил свои воспоминания о работе с архитектором, которого считал большим мастером архитектуры, и о художнике Павле Дмитриевиче Корине, которые делал мозаики для сводов зала.
1
Смальта для мозаик бралась из запасов Академии Художеств.
Находясь на станции, трудно поверить, что находишься под землей — станция одна из самых глубоких.
1
Красивейшие люстры, множество панно, выполненные в технике античной смальтовой мозаики.
Долго по станции не ходила, впереди большие планы и сфотографировать коринские панно с ликами прославленных святых — Александра Невского, Дмитрия Донского и других не получилось. На пути попалось панно с Лениным. Наверное каждая такая станция — памятник архитектуры требует особого внимания, чтобы все разглядеть подробненько.
Строительство станции было закончено в 1952 году. Щусев не успел увидеть свой закончененый проект, после его смерти работу продолжили его соавторы: А. Ю. Заболотная и другие. Но за эту работу он был удостоен Сталинской премии 1 степени (а всего он получил 4 таких премии).
1
В 1958 году станция «Комсомольская» получила Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
На выходе из метро памятник Георгию Победоносцу с фонтаном (между Ленинградским и Ярославским вокзалом).
1
Установлен сравнительно недавно в 2011 году в День города, автор Салават Александрович Щербаков. Работы этого скульптора можно увидеть на улицах Москвы: это памятник Столыпину у Дома Правительства, Патриарху Гермогену около Кремля и многие другие.
Выхожу к зданию Ярославского вокзала — это работа не менее известного архитектора Федора Шехтеля.
История вокзала началась в 1862 году, когда была проложена железная дорога до Сергиева Посада. И, конечно, это был не тот вокзал, который мы видим сейчас.
В 1870 году дорога дошла до Ярославля, потом до Вологды, а потом и до Архангельска. Вот тогда Савва Мамонтов (глава акционерного общества этой железной дороги) и пригласил для строительства нового вокзала Федора Шехтеля (прежний вокзал был маленький и всего в два этажа).
1
1
Строительство вокзала завершили в 1904 году. Внутри вокзала можно было увидеть картины Константина Коровина, но в 1961 году их сняли и отправили в Третьяковскую галерею.
Вокзал несколько раз перестраивали и руку к этому приложили не менее именитые архитектора: Лев Кекушев в 1910 году (но его выходы на перрон не сохранились), в 1940 году в реконструкции принимал участие Алексей Душкин, но фасад здания, придуманный Федором Шехтелем, сохранился. Не вокзал, а какой-то боярский терем (в одной части) и готическая башня (в другой).
Рядом Ленинградский вокзал. Недавно писала о нем, когда ездили в путешествие в Карелию. Но чуть-чуть дополню.
1
Вокзал считается самым старинным и раньше назывался Николаевским (так назвал его впоследствии Александр Второй в 1855 году), а Указ о его строительстве был подписан Николаем Первым в 1842 году. Это стало работой Константина Тона, который к этому времени уже построил Храм Христа Спасителя.
Официальной датой начала движения по первой железной дороге из Москвы в Санкт-Петербург считается 1 ноября 1851 год. А до этого Николай 1 с семьей опробовал эту дорогу летом. Железная дорога и вокзал неоднократно переименовывались, но 1924 году Петроград переименован в Ленинград и вокзал стал Ленинградским.
Напротив этих двух архитектурных шедевров Ф.Шехтеля и К.Тона находится еще один — это Казанский вокзал.
2
Вид открывается интересный: сталинская высотка гостиница «Ленинградская» (сейчас «Хилтон»), сталинская высотка у Красных ворот и Царская башня на Казанском вокзале.
1
Давно хотела обойти Казанский вокзал по периметру и вот иду.
2
М.Нестеров так написал о стиле этой постройки: «Стиля русского, смешанного; вошли и старые соловецкие башни, и стиль Петра 1, и Сумбекина башня в Казани, все это очень талантливо, остроумно переработано, вложено много красоты, чудесно применены мозаики…».
А. В. Щусев был утвержден главным архитектором строительства в 1911 году, планировали закончить в 1916 году. Масштаб здания был огромный (каждую часть вокзала можно рассматривать как отдельное строение) и после окончания строительства многие исскуствоведы отмечали, что на площади Щусеву удалось создать самый настоящий сказочный город.
К живописному оформлению Казанского вокзала был привлечен весь цвет изобразительного искусства того времени: Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Иван Билибин, Борис Кустодиев, Евгений Лансере.
Внутрь вокзала не пошла: в летний период очень много пассажиров, но обязательно (зимой или осенью) приеду посмотреть внутренний декор (нем написано много интересного современниками, некоторые запланированные росписи не были осуществлены), что было сделано и что сохранилось.
Революция 1917 года смешала все планы. Многие участники проекта оказались за границей. Николай Карлович фон Мекк (председатель Правления Московско-Казанской железной дороги) не уехал из России, его арестовывали 19 раз, последний арест состоялся в 1929 году, тогда его и расстреляли.
По воспоминаниям Щусева А.В., в 1947 году внутренняя отделка, которую планировали, еще не была закончена.
Годом окончания первого этапа строительства вокзала считается 1926 год, когда на вокзальной башенке, увенчанной колоколом, заиграли часы. Колокол сорвало ударной волной во время бомбежки Москвы в 1941 году. Восстановили его только в 1971 году.
Следующий этап работы закончился перед самой войной в 1941 году. Во время войны работы был приостановлены. После смерти Щусева А.В. в 1949 году работы продолжались. Замысел архитектора с каждым годом приближался к окончательному воплощению. Вот такой получился красивый долгострой.
1
На углу здания бюст творца этого сказочного, не похожего на вокзал, здания.
Заворачиваю за угол и иду смотреть дальше.
1
Это уже не видно с Комсомольской площади. Череда непохожих друг на друга фрагментов огромного здания. Красиво отделанные окна. Похоже, фантазия у Алексея Викторовича била ключом.
Галерея арок, а перед ней современный памятник создателям железных дорог в России. Автор Салават Щербаков.
Памятник установлен в 2013 году к юбилею Российских железных дорог (РЖД исполнилось 180 лет).
1
Центральное место в скульптурной композиции занимает бюст Николая 1 — при нем было начато строительство железных дорог. Кстати, он имел инженерное образование и сделать колею шире чем в Европе, предложил он.
Бюст окружают фигуры государственных деятелей, с их именами связано развитие железных дорог в стране: Сергей Витте, Ефим и Мирон Черепановы, Михаил Хилков, Павел Мельников, Франц Антон фон Герстнер.
Отец и сын Черепановы — крепостные Демидовых, изобретатели-самоучки они в 1833 году изобрели паровоз и построили железную дорогу 3,5 км. За свои изобретения они получили вольную. Благодаря им Россия стала второй страной (после Англии), где сделали паровоз.
Франц Антон фон Герстнер — австрийский инженер, он приехал в Россию по приглашению горного ведомства и приступил к строительству первой железной дороги для перевозки пассажиров. В 1837 году Царскосельская железная дорога была открыта. Еще раз кстати, в Санкт-Петербурге на Витебском вокзале установлен памятник фон Герстнеру (автор опять С.Щербаков).
Русский инженер Павел Мельников принимал участие в строительстве Николаевской железной дороги и написал в 1835 году книгу «Железные дороги», стал министром путей сообщения и многое сделал в этой области.
Сергей Витте — известный государственный деятель начинал свою карьеру с должности кассира-контролера в железнодорожном ведомстве, дослужился до министра железнодорожного транспорта, потом стал министром финансов. В 1855 году Николай 2 отправляет Витте в Японию для заключения мирного договора. Россия должна была отдать Японии Сахалин и заплатить контрибуцию. Заключение договора закончилось тем, что половина острова осталась за Россией. После этого Витте стали называть «граф Полусахалинский».
Князь Михаил Хилков стал министром путей сообщения в 1895 году. При нем были введены в строй все линии Транссибирской магистрали. Его биография интересна и занимательна, как и любого человека, который на первое место ставил общественные интересы, а не личные.
2
Посмотрев памятник, иду дальше. Эти части здания еще красивее, чем передний фасад, выходящий на площадь.
1
С этой стороны тоже есть вход в вокзал и еще с этой стороны находятся вокзальные кассы.
Вокзалы посмотрела, направляюсь искать «Депо. Три вокзала».
Можно даже не переходить дорогу, идти дальше и на пути будет огромное здание красного цвета (вернее несколько зданий). Это и есть Депо.
Перед поездкой почитала путеводитель по нему: оказывается это пространство занимает 11000 кв.метров. Раньше это был Миусский трамвайный, потом троллейбусный парк. Центральный корпус был построен в 70-е годы 19 века (еще для конки), боковые — в начале 20 века. Об этом месте написано много интересного. Оказывается, писатель Паустовский К.работал здесь кондуктором. А бар «Туристы» расположен на месте общежития, где у Паустовского было койко-место.
Идем смотреть.
1
На входе небольшой рыночек с узбекскими овощами и красочными блюдами — ляганами, на которых подают еду в Средней Азии.
Китайская, корейская, японская и прочие кухни разных стран. Выбирай на свой вкус.
Выбрала знакомые мини-хинкали и грузинский лимонад.
1
Позволила себе вредную еду: жареные хинкали с домашней аджикой хорошо пошли (тонкое тесто, нежное мясо). А вкус лимонада «Дюшес» был из детства, из советского детства. Посмотрела изготовителя: ООО «Грузинский лимонад». Рецепт, наверное, из СССР не забыли.
В «Сокровище морей» чего только нет. И готовая рыба и плавающая в воде живность с незнакомыми названиями.
Из знакомых только морской еж, остальные: спизула, черный жемчуг, жилард и прочие незнакомы как на слух, так и на вкус. Даже без понятия как их едят, хотя когда-то давно была во Владивостоке и пробовала тамошние деликатесы.
Для того, чтобы обойти все пространство, нужно много времени, которого у меня не очень — пора искать Москонцерт, который находится где-то в районе Каланчевской улицы.
Но немного познакомилась с новым гастрономическим пространством.
Здесь есть концертная площадка, а значит можно что-то послушать.
Стоянка для авто тоже имеется (но небольшая).
И, конечно же, на открытых верандах много цветов.
До свидания, «Депо»! Мне понравилось это гастрономическое пространство. И если буду уезжать с этих вокзалов, буду сюда забегать. Адрес: Новорязанская улица, 23. На обратном пути шла другой дорогой: через длинный тоннель около Казанского вокзала, который вывел к Ленинградскому вокзалу. Это более короткий путь.
В Москве прошла тополиная метель, но я ее не застала, увидела только ее доказательства.
Дальше держу путь к гостинице «Ленинградская», в которой как-то с внучкой провели ночь перед поездкой. Внутри, конечно, сохранилась красота, но номер оказался так себе (отзыв об этом написала): цена не соответствует желаемому комфорту.
Еще одно историческое здание, построенное в 1896 году. Сейчас оно отреставрировано, а в далекое советское время в нем были пригородные кассы.
Работа архитектора Г. Войновича: вокзал был построен из красивого облицовочного кирпича, украшен тарутинским камнем и называли его Императорским вокзалом, так как поезда с императором и монаршей семье изредка прибывали сюда.
Москонцерт неподалеку — на противоположной стороне. Скромное двухэтажное здание, скромный холл с мороженым и шампанским.
1
«Фонографу» исполнилось 40 лет в прошлом году, организовал его в 1983 году Сергей Жилин — пианист, композитор, аранжировщик, один из известных джазменов не только в России, но и за рубежом. Кстати, играет он на фортепиано с 3-х лет.
Фотография из интернета. Видеозаписи концерта делать было запрещено, дабы не нарушать авторские права, но нарушители были (яркие экраны камер были видны). Я не была в их числе. Поэтому фотографию сделала только на поклоне по окончании концерта.
В 1994 году С. С. Жилин был приглашен на встречу глав государств России и США и принял участие в импровизированном выступлении с Президентом США Биллом Клинтоном, который играл на саксофоне.
Потом был ответный визит Президента России в США, куда Жилин поехал вместе со своим «Фонографом». Джаз-бэнд стал известным на мировой арене.
У коллектива много программ. Нынешняя называется «Посвящение Оскару Питерсону» — канадскому пианисту, горячим поконником которого является Жилин С. Кстати, отрывки витруозной игры пианиста уже кто-то выложил на Ютубе.
В концерте принимали участие бас-гитарист Александ Шутов и ударник Евгений Ануев — тоже виртуозные музыканты. Звучали фрагменты «Канадской сюиты» , «Блюз прерий», «Баллада любви» Питерсона и другие, собственные импровизации пианиста — это надо было не только слышать, но и видеть.
Программу маэстро повторяет на разных площадках Москвы — в концертном зале «Зарядье», в джазовых клубах, а также в разных городах и странах. Так что если вы любите джаз и виртуозную игру, то это для вас.
И небольшая капля дегтя — зал Москонцерта небольшой и без кондиционера. Поэтому, если программу «Посвящение Оскару Питерсону» смело могу рекомендовать любителям джазовой музыки, то Москонцерт на Каланчевской улице — нет.