Кинта да Регалейра — вероятно, одна из самых удивительных, необычных достопримечательностей Синтры. Ее называют загадочной, таинственной, мистической, романтической — все подходит, все правильно.
Кто-то идет туда как на квест, пытаясь разгадать все задуманное авторами этого необычного имения, выискивая за каждым поворотом зашифрованные знаки и символы, и покидает это место, так и не вычислив всех смыслов. Другие, не озаботившись предварительной подготовкой, просто прогуливаются по удивительно красивой усадьбе, отмечая для себя там и тут какие-то интересности (которые там — на каждом шагу), и только позже, наткнувшись на комментарии, понимают особый смысл увиденного. Мы, пожалуй, не можем отнести себя ни к той, ни к другой категории посетителей Кинты. Некоторая информация о том, что ожидать, у нас была, но поскольку теории заговоров, масонство, эзотерика и т. п.- не есть круг наших интересов, то мы и не заморачивались на эту тему, отправляясь туда.
Красавец дворец, возвышаясь над окружающей его каменной оградой, предстает пред взорами туристов уже по пути из центра Синтры. А вот чтобы увидеть райский сад усадьбы, надо войти на территорию Кинты.
Увиденное в этом поместье дает много информации для ума, но не меньше — и просто для эмоций от увиденного там эстетически прекрасного. И нам было не особенно важно, что имели в виду создатели (этого точно никто и не знает, кроме них самих, унесших с собой эту тайну в вечность). Мы гуляли по удивительному парку и просто получали огромное эстетическое удовольствие, изумляясь изобретательности авторов и удивительной гармонии места.
Кинта да Регалейра - один из самых любимых объектов у фотографов.
Основное значение португальского слова кинта (quinta) — это ферма. Но Кинта да Регалейра — это никакая не ферма и никогда ею не была. Это роскошное имение, самый настоящий дворцово-парковый ансамбль.
В имении - прекрасный многоярусный парк с озёрами, гротами, фонтанами...
Хозяев у этих земель было много, но для нашего рассказа важны только двое: во-первых, баронесса Регалейра, купившая поместье в 1840 году, чье имя оно с тех пор и носит. Но славу этому имению принесла не баронесса, а сменивший ее в 1892 году новый владелец — миллионер Карвалью Монтейру, благодаря которому вся территория и приобрела свой сегодняшний вид.
Потемневшие от времени и влаги камни, из которых сложен дворец, особенно романтично смотрятся на фоне яркой тропической зелени.
Выпускник университета Коимбры, владелец огромного состояния, Монтейру был человеком культурным и высокообразованным и, как утверждают, масоном. Соответственно, выбранный им проект дома и окружающего его ландшафта был нетривиальным. В качестве его исполнителя был выбран итальянский архитектор и художник Луиджи Манини, имевший к тому же и богатый опыт оформления постановок в разных театрах мира. Эти его навыки сказались, прежде всего, при оформлении парка.
В парке имения нет ничего случайного.
Проект усадьбы имел необычную концепцию: предстояло построить некий дворец философии, окруженный Эдемом — фантазийным райским садом. Судя по блестящему результату, Луиджи Манини, видимо, разделял философские и эстетические вкусы заказчика, создав ансамбль, в котором искусство умело переплетено с мистикой.
Эта усадьба - истинное олицетворение понятия «культурный ландшафт»: умелое сочетание усилий человека и природных красот.
Строительство началось в 1904 году и к 1910 году в основном завершилось. Как результат, в имении появились романтический дворец в стиле неоготики, часовня и многоярусный парк с озёрами, гротами, фонтанами и различными архитектурными капризами. С 1997 года имение — в собственности мэрии Синтры, которая отреставрировала дворец и год спустя открыла его для посещения.
Первыми в порядок привели бывшие конюшни и гаражи для экипажей, где теперь кассы. Мы там были вне пика сезона и примерно за полтора часа до закрытия, так что в очереди стоять не пришлось.
Ко дворцу мы еще вернемся, а пока погуляем по парку — несомненно, главной достопримечательности усадьбы.
Помимо плавно извивающихся широких аллей, здесь множество малозаметных крутых дорожек.
Многоярусный парк усадьбы, пересекающийся множеством больших и малых тропинок, террасами спускается со склонов холма. В его планировку и отдельные элементы, по замыслу авторов, заключили символы, связанные с древними мифами, различными религиями, тайными обществами и известными литературными произведениями.
Парк создан на достаточно крутом склоне.
Даже если и не знать всего скрытого смысла таинственных символов, все равно ощущаешь, что в этом парке ничто не появилось случайно. И при этом выглядит все очень натурально.
Не думаю, что мы разгадали все загадки этого парка (да мы и не ставили такой задачи перед собой), но и тех смыслов, что «лежали на поверхности» с лихвой хватило, чтобы вызвать восхищение этим совместным творением природы и человека.
Совместное мастерство скульпторов, каменщиков и ландшафтного дизайнера...
...создали это волшебное место.
По парку проложены многочисленные дорожки, перемещаясь по которым можно выбирать свой собственный маршрут. Но чтобы не пропустить важные точки, на входе в парк за 1 евро при желании можно купить его план-схему. У нас такой план в руках был, но все равно мы кое-что упустили: нас поджимало время до закрытия этой усадьбы. Так что полутора часов в Кинте нам не хватило.
Временами в парке явственно ощущается театральный опыт его дизайнера Луиджи Манини: многие его задумки появляются для зрителя совершенно неожиданно, за очередным поворотом, создавая ощущение случайных находок/открытий в густом лесу.
Даже разнообразные растения (многие привезены из Бразилии) собраны здесь, как утверждают, с определенным умыслом: они включают едва ли не все виды из тех, что упоминает «португальский Пушкин», поэт Луиш де Камоэнс, в своих классических произведениях.
Даже растения подобраны неслучайные.
Гуляя по парку, рано или поздно вы обязательно придете к одной из его ключевых точек, которая называется Порталом хранителей (Portal of the Guardians). Он чем-то напоминает фрагмент небольшой крепости. Очень фотогеничное место, заставляющее на время задержаться возле него.
Портал хранителей с разных ракурсов.
С верхней площадки Портала хранителей хорошо видна Терраса Небесных Миров (The Terrace of the Celestial Worlds) с башней Зиккурата (Ziggurat Tower) на ней. Так это место названо на плане-схеме парка. Не возьмусь интерпретировать смысловое значение этого объекта для создателей усадьбы.
Башня Зиккурата - это, вероятно, образ культового сооружения в форме ступенчатой пирамиды.
Любуясь с разных ракурсов каменной красотой Портала хранителей, не сразу и задумываешься о том, где же те самые хранители и что они оберегают в этом месте? Уже готовя этот фотоальбом, мы узнали, что если пройти в дверные проемы рядом с тритонами вглубь, то можно попасть в грот, а оттуда — в подземный туннель, ведущий к нижнему уровню Колодца посвящения (Initiation Well) — главного объекта всего парка. Вот куда этот портал ведет!
Этот портал ведет к Колодцу посвящения. Но есть и другие варианты.
От Портала хранителей узкая тропинка привела нас к огромным покрытым мхом камням, узкая щель между которыми и была проходом к Колодцу посвящения. Пропустить его — проще простого.
Проход к Колодцу посвящения.
И вот он — Колодец посвящения, главная фишка всего парка. Колодец уходит вглубь земли на 27 м, и его опоясывает винтовая лестница с многочисленными арочными проёмами.
Колодец посвящения - портал между небом и землей, раем и адом. Что-то вроде того:)
Галерея вокруг колодца состоит из девяти пролётов по пятнадцать ступеней каждый. Девять — число здесь не случайное, символизирующее девять кругов ада, чистилища и рая, описанные Данте в его «Божественной комедии».
Лестница вокруг колодца закручивается тугой спиралью...
Мы шли по лестнице сверху вниз, постепенно удаляясь от света. И стены, и ступени были влажными, местами покрытыми мхом. Про спуск в преисподнюю думать не хотелось…
Некоторые считают, что спуск в колодец олицетворяет процесс погружения в глубины самопознания. Правда, длина маршрута кажется коротковатой:)
Существовало мнение, что колодец служил для религиозных церемоний масонского братства (к которому якобы принадлежал владелец усадьбы), однако документального подтверждения этой теории не нашлось. В любом случае, колодец этот — мистический и производит сильное впечатление.
Колодец посвящения - одно из самых сильных воспоминаний о парке.
Со дна колодца попадаешь в полутемный туннель-лабиринт с несколькими ответвлениями. Эти подземные туннели на карте парка отмечены желтым маркером.
Местное подземное царство.
Одно из ответвлений подземного туннеля выводит к красивому гроту с озером и водопадом, но выхода оттуда в манящий Эдем мы не увидели. Теперь знаем, что он там был…
В конце другой ветки туннеля мы, наконец, отыскали выход к райскому саду. В Эдеме самоощущения определенно намного приятнее, чем в колодце и примыкающем к нему подземелье:)
В парке два искусственных озера. Это одно из них под названием Аквариум. Говорят, что за опоясывающими озеро ноздреватыми камнями скрываются пещеры, к которым есть ход. Но у нас для этого времени уже не было…
Наряду с такими «природными» элементами садово-парковой архитектуры, как озёра, каналы, гроты и пещеры с подземными тоннелями, парк украшают разнообразные башни, беседки, фонтаны, каменные скамейки и статуи.
Одна из беседок. Скульпторы и каменщики поработали в этом парке на славу.
Фонтан изобилия с монограммой семьи Монтейру.
Фонтан ибиса. Мозаичное изображение священного ибиса символизирует его культ в древнем Египте.
Рядом с озером — каменная скамейка со значением, как почти все в этом парке. Украшена она статуей Беатриче — музы и тайной возлюбленной поэта Данте Алигьери. А по сторонам от нее восседают гончие.
На скамье высечено число «515». «Пятьсот пятнадцать, вестник Бога…» — это из последней песни «Чистилища» Данте. А гончие — символы вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства.
Здесь среди других символов нельзя не заметить кресты Ордена Христа (бывших тамплиеров), а также две армиллярных сферы (навигационных прибора) — символ завоеваний Португалии в эпоху великих географических открытий. Ну и, конечно, роскошное оформление в стиле мануэлино.
Многие «архитектурные излишества» поросли мхом и «вросли» в окружающий ландшафт так, что кажется, будто они тут находятся уже много веков. В этом, конечно, тоже искусство дизайнера.
Выглядит как седая старина...
Близилось время закрытия Кинты, и по одной из дорожек парка мы пошли по направлению к дворцу, в который тоже хотелось обязательно заглянуть. Немного не доходя до него, стоит высоченная римско-католическая часовня.
Архитектурно часовня прямо перекликается...
Экстерьер часовни декорирован богатейше.
Внутрь зайти было нельзя, так что просто заглянули сквозь открытую дверь.
Интерьер часовни богато украшен лепниной, витражами и фресками с изображениями святых католической церкви. На полу часовни - эмблема Ордена Христа, заключённая в пентаграмму.
Следуя веяниям моды того времени и отвечая запросам заказчика, архитектор Луиджи Манини совместил в проекте и дворца, и часовни стилевые элементы архитектуры различных эпох: романского стиля, готики, ренессанса и мануэлино.
Вид на дворец со стороны часовни. Его фасад изобилует готическими башенками, капителями, горгульями, изысканной каменной резьбой в стиле мануэлино.
Как это часто бывает, фотосъемка во дворце была запрещена, поэтому сделанные украдкой несколько кадров достойно представить его интерьеры не могут. К тому же, во время нашего посещения для обзора был доступен только первый этаж здания.
Охотничья комната использовалась владельцами дворца в качестве столовой. Камин (в кадр не попал), стены, пол, потолок — всё здесь украшено изображениями охотничьих сценок. Великолепен пол из венецианской мозаики.
На первом этаже, частично сохранившем своё декоративное оформление, размещались гостиная, столовая, бильярдная, гардероб и спальня хозяина. Сегодня дворец внутри кажется пустым. Дело в том, что сын хозяина после смерти отца довольно быстро промотал доставшееся наследство, распродал многие коллекционные вещи, богатейшую библиотеку, а затем избавился и от дворца с садом. Поэтому если личные вещи семьи Монтейру там увидеть теперь невозможно, то оформление потолков, полов, лепнина, камины сохранились хорошо.
Фрагменты оформления так называемого Ренессансного зала, выполнявшего функции гостиной.
Пишут, что на верхних этажах дворца от обстановки не сохранилось практически ничего. Но оттуда был выход на террасу с панорамными видами на имение. У нас возможности там побывать не было, о чем можно только сожалеть. Но даже те виды, открывающиеся от дворца, которые удалось увидеть, совершенно замечательные.
Лесное море, а на вершине - средневековый замок. К нему мы отправились на следующий день.
Согласимся с теми, кто считает, что поместье Кинта да Регалейра — это не просто парк и дворец — это книга в камне, которую создатели замыслили как квест. Ну, а насколько углубляться в страницы этой книги, пытаясь найти ответы на авторские загадки, каждый для себя решает сам — в меру своей образованности, увлеченности отдельными теориями, эмоциональности и просто даже текущего настроения. Но интересно будет всем. Главное, в этом парке — не торопиться.