Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был 14 сентября 9:50
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Липецкая область, Конь-Колодезь — Россия Май 2024

Сегодня 19 мая 2024 года, «день пионерии».

На утро сразу на утро после «ночи в музее» я отправился на экскурсию.

Это была первая экскурсия, которую только что устроили в турфирме.

И мы поехали пр этому маршруту первыми…

А пока едем по городу.

Почетный гражданин Липецка краевед А. Ю. Клоков рассказывает о том что город развивается несколько десятилетий без ген. плана.

Командует планом застройки его величество доллар.

Вся пойма реки Воронеж скоро будет застроена элитными коттеджами.

Сегодня полный автобус, все поехали «на Клокова».

Приезжаем ул. Катукова и памятник танковой армии Катукова, что формировалась у нас.

Приезжаем так называемую Романовскую степь. Со времён Иоанна Грозного пограничную службу возглавлял здесь Никита Захарьин-Юрьев, дед первого царя из династии Романовых.

За службу он и получил здесь земли.

Здесь находился город Романов. Упразднен во времена Екатерины.

Сейчас это территория сел Хрущевка и Ленино. В советское время село Романово переименовали в Ленино.

Во времена Романовых охраняли город Романов казаки и наемники (желдаки «солдаты»).

Название Желдатская слобода (Желдакия) говорит само за себя.

Знаменитая романовская игрушка именно отсюда.

В 17-м веке города Романов и Елец снабжали металлическими изделиями весь юг России.

Раньше здесь добывалась руда и существовали небольшие металлургические заводы (липские, боринский, романовский).

Недалеко находился сарматский курган. Грабители кургана откинули полог гробницы. На пологе изображены мифические животные. Полог экспонируется сейчас в музее.

Находился недалеко и второй курган возраст которого 3500 лет.

К югу расположена целая курганная группа, ныне к сожалению распаханная.

Недалеко располагалась Коммуна с горой с говорящим названием «девки спускаются».

В районе Крутогорья по преданию находится ведьмин камень.

Скорее всего это древний языческий жертвенник.

Село Пады это бывшая крепость засечной черты Белоколодцк. Там же находится и монастырь Белый колодец.

В селе Вербилово нашли редкий водяной орех — чилим.

Здесь интересная флора.

Вдоль по проселочным дорогам раньше сажали дубы, а не березы мои сосны как сейчас (которые быстрее растут).

Дубы тут сажали последний раз в 60-х годах.

Нам повезло с погодой.

Дождя не было, майские заморозки закончились. Так что толкать огромный автобус по раскисшим грунтовым черноземных дорогам нам не пришлось.

Первая остановка в поле.

Здесь недавно разбили огромный вишневый сад.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Нас встретила женщина, которая провела небольшую викторину на……японскую тему.

Почему на японскую?

Видимо вишневый сад напоминает японскую сакуру.

Была небольшая викторина на знание Японии.

Затем мы делали из бумаги (японские оригами) журавлей, самолётики, кораблики.

По преданию японская девушка по имени Сакура из-за неразделённой любви слилась с деревом.

Так и расцветает весной сакура…

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Нас порадовали национальными японскими танцами.

Михаил липчанин, хозяин вишнёвого сада рассказал об огромных посадках гектаров вишни и малины.

Высажено около 1500 деревьев.

Урожай более 70 тонн малины.

Вишня будет плодоносить только через 6 лет.

В планах высадка черной смородины.

Это сеть магазинов «Индюшкино».

Проекту только 2 года, начали сразу после СВО.

Саженцы вишни из Сербии, малины — из Польши.

Постоянный штат 15 человек.

На сезон привлекают для уборки урожая местных сельских жителей.

В день они зарабатывают 4500–5000 рублей.

На заработки приезжают целыми семьями.

В планах высадка 54 000 растений и тогда нужен будет комбайн для сбора урожая.

В прошлом году был хороший урожай малины.

В этом мае растения чуть не замёрзли.

Малина слегка пришиблена заморозками.

Для сравнения в области погибли яблоневые сады. Напомню что соки «фрутто-няня» и «фруктовый сад» наши липецкие.

Но главные вредители это мыши, косули и птицы.

Отпугивают животных звуками из динамиков.

По словам Михаила можно приезжать и собирать ягоды всем и охрана никого не гоняет.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Из бассейна вода и удобрения подаются по шлангам в каждое дерево.

Даже в советское время в совхозах я не помню подобных технологий.

Государство здесь фермерам компенсируют часть затрат на закупку саженцев.

Сейчас вишни к нам завозят из Европы.

Даёшь импортозамещение!

Едем дальше.

Возвращаемся в сторону бывшего села Романово.

Переезжаем бывший северный острог.

Существовало два острога (северный и южный).

Острог — значит укрепление.

Мы находимся на самом краю Окско-Донской возвышенности.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Раньше на Красной (красивой) горе находился Красногорский монастырь.

Открывается превосходный вид на пойму реки Воронеж.

Тут находились бортные, бобровые и лосиные гоны.

С кладбищенской горы красивый вид и орлы летали над нами.

Прямо под ногами у нас валяются обломки мореной глиняной посуды 17–18 века.

Здесь находят керамику домонгольского периода.

Я тоже нашел один осколок.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Существовала версия что именно здесь находился древний Воронеж.

Версия не подтвердилась.

Приезжаем Елецкую слободу.

Название происходит от того, что Романовы сманивали сюда крестьян елецких мелких дворян. Иногда даже насильно привозили сюда жен и повторно выдавали их здесь замуж.

Так и возвысился город Романов.

Недовольные мелкие дворяне даже писали в Москву челобитные.

Приезжала комиссия из Москвы и после разбирательства челобитчиков……заковали в железа.

Ибо нечего на уважаемых людей кляузничать!

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Мы посетили Троицкую церковь село Троицкое.

До 1862 года на месте каменного стоял деревянный храм, построенный в 1720 году, уже тогда освящённый во имя Пресвятой Троицы.

Клоков рассказал об антоновском восстании.

О том как он случайно наткнулся на могилу Зегелиса и 28 красноармейцев.

Клоков изучал документы о зверствах этих красноармейцев в Инжавинском уезде, недалеко от Кирсанова. Именно там и погиб Зегелис.

В Липецке центральная улица названа его именем.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Мы посетили музей романовской игрушки в селе Троицкое.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком и хранятся в фондах липецкого краеведческого музея.

Заметные изменения в развитии романовского промысла произошли в XIX веке, что связано с Липецким курортом.

В курортный сезон Липецк посещала столичная знать.

Бывали известные писатели и поэты, музыканты и актёры, революционеры-народники, а в военное время здесь залечивали раны русские солдаты и офицеры.

Одновременно, сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах, нарядных дам, гуляющие парочки, богатые выезды в колясках и каретах.

Постепенно сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями.

Наибольшего расцвета романовский промысел достигает во второй половине XIX века. Ведущими мастерами конца XIX века становится семья Митиных из села Романово: Павел Степанович и сыновья Иван Павлович и Яков Павлович.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Творчество Митиных постепенно превращается в самостоятельную, выразительную ветвь романовской игрушки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль:

выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы.

Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Позднее в своих работах Митины стали использовать штамповку лиц.

Так появляются образы Николая Второго и Льва Толстого.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Романовская игрушка — это игрушки-свистульки, с двумя, четырьмя, или более игровыми отверстиями. Очень разнообразна в сюжетном исполнении (более сорока сюжетов) — от глубоко традиционных птичек-свистулек, всадников до современных сиринов и медведей; от простых собачек до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей.

Игрушка покрывается поливой или красится краской, разведённой на яйце. Цвета, традиционно, неяркие, сдержанные. Обычно — это красный, жёлтый, зелёный; реже — синий, чёрный, малиновый.

Промысел возрождается.

Традиции романовской игрушки сохраняет и развивает Центр Романовской игрушки.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

«Митинской» лепке можно поучиться у Анатолия Васильевича и Виктора Васильевича. Внуки именитого деда, бывая в гостях в центре развития творчества «Советский» города Липецка, делятся с ребятами из кружка «Глиняная игрушка» секретами древнего мастерства.

Когда уезжали из музея, то нам на прощание махал рукой скоморошный Петрушка.

Памятник героям ВОВ в Троицком.

Очень жаль что Романовскую игрушку сложно купить в Липецке.

Нет специальных магазинов. Город-то ведь не туристический.

Едем дальше.

На реке Белый колодец в 1692 году был построен первый в крае доменный завод — Боринский.

И только через 10 лет были основаны липские заводы (липецкие).

Фамилия Кузьмы Борина, его строителя, и дала название селу. Заводом же Борин мог пользоваться лишь 30 лет, после чего предприятие должно было перейти к казне.

Металл получался с большим процентом углерода. Приходилось его выжигать двойной переплавкой.

Заводы эти появились благодаря мудрой политике Петра Великого.

Он запретил ввозить в страну товары, которые могли бы быть произведены в России. А те товары что нельзя произвести облагались огромными налогами.

Чтобы купцы вкладывали деньги в военное производство они освобождались на время от налогов.

В 1700 г. были изготовлены первые пушки.

Проблем со сбытом продукции не было, оборонзаказ.

В 18-м веке заводы были скуплены за бесценок князем Репниным использовавшим коррупционные связи.

Впоследствии заводы были им закрыты.

Это чтобы они не создавали конкуренции его собственным заводам.

Местные жители потеряли работу и вынуждены были переквалифицироваться на изготовление игрушек и прочего.

В итоге князь кинул и государство и рабочих.

Мужики многие взбунтовались, потушили домны и карательные отряды бунтовщиков секли.

Приезжаем вдоль левого берега реки Воронеж.

Во времена Петра Великого эти земли принадлежали служилым людям (однодворцы, впоследствии государственные крестьяне).

Они не были крепостными.

Однодворцы себя ценили и никогда однодворка не выходила замуж за потомка крепостных.

Проезжаем село Даншина (Доншино).

Здесь концевые морены (живописные следы ледника).

Местная церковь когда-то сползла в Дон. На краю обрыва видны кости.

Видимо остатки погоста что сполз в реку вместе с церковью.

Местные огромные валуны ставили чтобы обозначить границы владения пахотными землями.

Село Елец — Лозовка Хлевенского района.

Тут храм Архистратига Михаила 18-го века.

Закрыт во времена Хрущева и заново открыт в 1989 г.

Далее село Воробьевка.

1700 домов в 19-м веке.

В конце 19-го века при храме открыта церковно-приходская школа.

Слева — заросли ясеня.

Сухие деревья никто не спиливает сейчас.

Очень много стало клещей и жуков древоточащих.

Проезжаем земли современных помещиков. Здесь выращивают бычков «мраморное мясо».

Деньги местные и московские.

Пересекли федеральную трассу Дон М-4.

При въезде в Воробьевку в автобус зашёл подвыпивший мужичок, знакомый Клокова и поздравил нас с прибытием в село «Санкт-Воробьевку».

Выходим в с. Ворон-Лозовка.

«Река Лазовка» предположительно получила свое название от зарослей «лозы, лозины» (некоторые из названий дерева ивы).

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Церковь местная Архангела Михаила построена на месте деревянной в 1872 году.

Школа при ней открыта в 1900 году.

Местные жители сохранили во времена безбожия интересную икону «Три матери».

Семья что хранила икону неохотно отдавала ее в церковь.

Икона мироточит.

Приход маленький и священник служит сразу в нескольких церквях многих сел.

К счастью церковь была открыта, так как внутри служил батюшка.

Здесь же сруб с купелью рядом с церковью.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Это памятники погибшим героям ВОВ и….коммунисту солдату революции Абрамову!

Во время митинга, его убили на этом месте.

Я купил в селе литр козьего молока за 100 рублей.

Как говорят в наших селах — «вечерешник», то есть подоили вчера вечером.

Недалеко село Вертячье с извилистой рекой Кривкой.

Очень живописные места.

Это уже юг Липецкой области.

Дачу здесь купить уже нереально недорого, так как ушлые воронежцы скупают.

А север нашей области помаленьку колонизируют московские пенсионеры.

Липчане предпочитают дачи недалеко от Липецка.

Глубокие овраги это значит близко устья рек.

На деревьях лишайники, что признак хорошей экологии.

Место живописное, запах сосновый, но комаров много даже в полдень!

И местные жалуются что дождей мало. Хотя по бурной растительности такого не скажешь.

Во время войны в районе Воробьевки сбили двух наших летчиков. Также в лес упал сбитый немецкий самолёт.

Останавливаемся.

Клоков призывает идти откапывать «бочку с самогоном».

Обеденный привал.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Мясо, капустный салат и самогон вишневый зашли хорошо.

Особенно последний ингредиент, без запаха сивушных масел!

Кстати, вся экскурсия стоила всего 2 150 р с человека!

Но пора в путь!

Проезжаем Хлевное.

Название происходит от хлевов (хлебов), которыми кормили солдат.

Здесь был развит извозный промысел.

В селе в конце 19-го века было 2 церкви и 2500 жителей.

Одна из церквей Кладбищенская построена купцом в память об умершей здесь дочери.

Вторая цкрковь построена в конце 18-го века.

Хлевное является райцентром и лежит на левом берегу Воронежа.

До Воронежа и Липецка отсюда ровно 60 км в разные стороны.

Воронеж расоложен на юг, Липецк — на север.

Мы следуем дальше на Конь-Колодезь.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Верстовые столбы ставились по гос. дорогам и один из них сохранился близ села Конь-Колодезь.

По легенде у столба останавливался М. Ю. Лермонтов. И именно здесь он написал стихотворение, которое не сохранилось.

Оригинальный столб с флюгером упал в 70-х годах и сейчас он в Липецком краеведческом музее.

Современный столб новодельный.

Название поселения Конь-Колодезь впервые встречается в писцовых книгах 1627 года.

Поселок назван в честь одноименной реки Конь-Колодезь.

Село имело второе название — Богословское в честь местной церкви начала 18-го века.

Эти земли пожалованы Петром Великим своему соратнику флотоводцу Синявину.

В середине 19-го века проживало 2500 человек. И это было богатое имение.

Последним владельцем был Иван Синявин. В поместье был винокуренный завод.

Затем Иван взял кредит на сахарный завод.

Дела шли плохо и Синявину пришлось застрелиться, чтобы семья не отвечала за кредит.

В 1851 г. сразу после самоубийства хозяина имение за долги было описано в казну.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

У семьи остался только дворец.

А из дворца собирались здесь делать почтовую станцию для остановки царских особ.

Но не случилось.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

В конце-концов во дворце разместили сельскохозяйственное училище.

В советское время дворец превратился в развалины и бабушки обратились с просьбой отдать его под церковь.

Администрация вымогала с верующих взятку и пришлось вмешаться краеведам.

Теперь во дворце устроили храм и благодаря РПЦ дворец сохранился.

Не так давно у дворца стоял памятник Ленину. Вождь пролетариата рукой указывал на дворец (ныне церковь). Отец Иоанн в 2004 году самовольно уничтожил памятник Ленину, стоящий прямо перед фасадом усадьбы. По этому поводу был большой скандал.

У нас в области нельзя уничтожать памятники, даже Ленина, даже стоящие напротив церквей.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Особняк Синявиных, выстроенный в форме корабля, после передачи епархии приобрел над собой купол.

Говорят раньше были элементы напоминающие корабль, сейчас остались только круглые окошки-иллюминаторы.

Существует легенда что дом священника был связан подземным ходом с дворцом.

Во дворце от камина устроена система теплых полов и стен.

И отапливалось не дымом, а горячим воздухом. Система духовая или гипокаусная.

Это кондиционер!

И это в старинные времена, 19-й век!

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Чтобы зайти во дворец пришлось спрашивать разрешение батюшки.

Он как раз выходил из дворца-церкви.

Именно он провел нам в дворце небольшую экскурсию.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Икона трёх святителей изображена на старых фотографиях.

Какое-то время храм стоял без окормления и икона стала чёрно-белой.

Затем чудесным образом икона приобрела цвет, после освещения храма.

Спускаемся в подземелье.

Там исследуем систему теплых труб от камина.

Морской музей не государственный, а народный.

Поэтому понятно почему мы не смогли попасть туда 1,5 года назад.

Помните ту историю с вымытой головой смотрительницы музея? Конь-Колодезь — вотчина Сенявиных. Истории странных названий русских…

Кстати, и в этот раз мы снова не попали в морской музей.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Дальше следуем в бывший усадебный парк.

Ржавая доска от 2013 года извещает что это парк регионального значения и что он охраняется государством.

В парке когда-то существовала липовая и сосновая аллея.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Сейчас им никто не занимается.

Полетаем в ступе?

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

В марте — апреле здесь красивая подснежниковая аллея.

Это был типичный французский парк (с прямыми аллеями и различными деревьями — липы, дубы…).

Поскольку самоубийц не хоронят на кладбище, то последнего владельца усадьбы (застрелившегося) похоронили в парке на холмике.

Рядом с ним похоронили и последнего директора сельхоз техникума, коммуниста.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

Так и лежат они теперь рядом.

Знаменитому огромному дубу примерно 400 лет!

«Кот учёный».

В Баловнево Данковского района дуб в полтора раза шире, но он недавно погиб.

Окопы и стрелковые окна времён войны.

Недалеко древнее скифское городище. Сохранились вал и ров.

Второе городище на Кудыкиной горе Задонского района.

Третье — у села Отскочное.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

На фоне реки сосна влюбленных!

Родник.

Поездка вишневый сад в гости к японским гейшам и в замок флотоводца...

В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.