Времени на экономные автобусные переезды уже не оставалось и пришлось брать билет на самолёт по маршруту Сан-Сальвадор-де-Хухуй — Буэнос-Айрес — Комодоро-Ривадавия за 289 евро. Маршрут выполняли две авиакомпании — до Буэнос-Айреса — Aerolineas Argentinas и до Комодоро- Flybondi. На удивление, на этот раз никаких накладок не произошло и все перелёты прошли по графику.
В аэропорту меня встретила моя подруга Хоанна и мы поехали в сторону города. По дороге Хоанна рассказала мне, что у них в городе произошёла авария на дамбе водохранилища и теперь почти весь город уже пять дней живёт без воды. Воду включают очень ненадолго в определённые часы в разных районах, чтобы жители успели сделать себе запасы. По пути заехали в небольшой магазинчик и купили пару двадцатилитровых бутылей питьевой воды. Потом заехали к Хоане домой оставить вещи и поехали дальше осматривать окрестности.
Комодоро-Ривадавия расположен на побережье Атлантического океана и прибрежная зона здесь очень живописна. Направляемся туда, за город. На причале зашли совсем в простенькое кафе-забегаловку специализирующуюся на морепродуктах, и о Боже таких вкусных креветок и кальмаров я не пробовала ещё нигде! Свежайшие с нежнейшим мясом, просто язык проглотить можно!
Первое из интересного, что показалось на горизонте — Faro San Jorge (маяк Сан Хорхе) расположенный на одноимёённом холме.
В 1923 году один из чиновников, занимавших высокий пост в ВМФ Аргентины, майор Граль начинает поиски места для строительства нового маяка, который смог бы стать заменой подобного сооружения в Комодоро-Ривадавия, построенного у подножия холма Хенке. Такую рокировку решили произвести из-за оползней, ставивших под угрозу стабильность посылаемого светового сигнала. Была и еще одна причина, по которой маяк было решено вынести за пределы города. Его свет было очень плохо видно с проходящих судов. У холма Хенке до сих пор можно увидеть остатки металлической конструкции бывшего маяка. Площадка размером 10 гектаров, предназначавшаяся для строительства маяка Сан-Хорхе, была выкуплена государством. Средства на его возведение выделили несколько частных и государственных фирм, все строительные материалы предоставила аргентинская нефтяная компания «Астра». Маяк Сан-Хорхе представляет собой башню высотой 27 метров, которая поддерживается призматическим основанием. Первоначально он передавал сигнал на 21 милю, а с 1988 году это расстояние было сокращено до 14 миль. Причиной стала замена ламп фонаря и подключение его автоматики к электрической сети района. Установленная внизу табличка с расписанием, говорит о том, что маяк как-бы можно посетить, но увы, на момент нашего там прибывания дверь была наглухо закрыта.
Недалеко от маяка виднелся одиночный живописный утёс в океане недалеко от побережья облепленный птицами.
День выдался с переменной облачностью и умеренным ветром, что сопутствовало появлению облаков причудливой формы, которые порой создавали очень красивые пейзажи. Идём дальше по побережью дыша свежим океанским воздухом и любуясь пейзажами.
Ну, а вечером, к нам присоединилась наша общая подруга — Росью и мы зашли в одну из многочисленных уютных cervicerias, дабы попить пивка и пообщаться. Ещё одна наша общая подруга Хоанна улетела по делам в Буэнос-Айрес, и с ней я тоже встретилась, но на пару дней позже, уже в столице.
На следующий день с утра, Хоанна уезжает по работе, а мы с Росью идём осматривать город.
Комодоро Ривадавия был основан 23 февраля 1901 года как морской порт для транспортировки сельскохозяйственной продукции в заливе Сан-Хорхе у подножия Cerro Chenque (холма Ченке). Город был назван в честь министра судоходства полковника Мартина Ривадавии, сторонника развития Юга Аргентины. Среди первых поселенцев были буры бежавшие от британского правления в Южной Африке, а также иммигранты из Испании, Италии, Португалии, Уэльса, Польши, Чили и Боливии.
Отсутствие воды было огромным препятствием для развития провинции. В 1907 г. в поисках драгоценной влаги развернулось активное бурение скважин, но вместо воды была найдена нефть. Хотя большая часть месторождений была обнаружена на участках, отданных африканским поселенцам, они не могли извлечь выгоду из этого открытия из-за аргентинского закона, устанавливающего, что все полезные ископаемые принадлежат государству. Поэтому большинство африканерос стали уходить в соседние области, чтобы строить там фермы. Однако, открытие месторождений дало Комодоро-Ривадавии толчок к стремительному развитию, как центра нефтегазодобычи. В 1922 г. администрацией президента Иполито Иригойена была создана «Yacimientos Petrolíferos Fiscales» (YPF) — первая нефтяная компания в мире, принадлежащая государству, которая обеспечила создание новых рабочих мест, а также занималась развитием сферы здравоохранения и строительством жилых зданий. Во главе руководства компании состоял инженер Энрике Москони. До 2001 г. в заливе было пробурено 5 300 скважин, 3 тыс. из которых являлись экономически производительными. В настоящее время близ «нефтяной столицы» разрабатываются месторождения нефтегазоносного бассейна San Jorge (2-го по значению в стране после бассейна Неукен) . Добывающие компании осуществляют первичную переработку нефти, транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов для дальнейшей переработки к крупным нефтеперерабатывающим заводам в городах Баия-Бланка и Ла-Плата. Основу химической промышленности составляет производство продуктов органического синтеза. Машиностроение специализируется в основном на удовлетворении нужд нефтедобывающей промышленности: производство оборудования, узлов и запчастей к нему, технологических инструментов для нефтедобычи. В городе действуют также небольшие металлообрабатывающие предприятия. А кроме того, Комодоро-Ривадавия — главный коммерческий, финансовый и промышленный центр южной Патагонии. Основные виды деятельности города: предприятия химической промышленности, производство бетона, кирпича и цемента; металлургия, текстильная и пищевая промышленность; рыболовство, добыча и обработка морепродуктов. Близ Комодоро-Ривадавии находится парк ветроэнергетических установок, один из крупнейших в Южной Америке. Население города в настоящее время составляет около 180000 человек. Кроме постоянных жителей, в город приезжают на заработки из других регионов страны с более низким уровнем экономического развития. Портовый город, который часто называют просто является крупным коммерческим и транспортным центром, а также важным пунктом для экспорта нефти во все районы Аргентины. Этот порт — один из самых современных и технически оснащенных в Патагонии, на его территории с 2001 г. действует свободная экономическая зона.
В настоящее время застройка города начинается у береговой линии и постепенно уходит вверх по склонам холмов. Если посмотреть с возвышенности, то здесь как-то сразу видно, что наиболее дорогое и качественное жильё находится в центре, и чем дальше от центра, тем кварталы становятся всё беднее и беднее. А в пригороде вообще есть целые «кварталы» стихийного самостроя — люди захватывают небольшие участки земли и строят там-какое-то подобие жилья из тех материалов, что попадаются под руку. И заметно, что Комодоро, это молодой и деловой город, каких-то особо исторических зданий и архитектурных изысков тут нет.
Всё довольно просто и лаконично — бетон, кирпич, стекло и ничего лишнего.
Вдоль океанского берега есть набережная для прогулок.
Главный собор города здесь тоже имеется — это Catedral de San Juan Bosco (собор Сан-Хуан-Боско) построенный в готическом стиле модерн был открыт архиепископом Аргимиро Моуре 26 ноября 1978 года. В следующем году его освятил Мариано Перес, первый местный епископ. Некоторые декоративные элементы храма, например, витражи, были привезены из итальянского Турина. Собор был построен из кирпича и бетона. Его длина составляет 62 метра, а ширина — 20 метров. Высота потолков нефа достигает 17 метров. Украшением храма является 12 колонн, которые символизируют 12 апостолов. Башня церкви, декорированная огромным алюминиевым крестом, возносится над ближайшими зданиями на 60 метров. В ней хранятся пять коробок с письмами от верующих, которые поддержали строительство собора в Комодоро-Ривадавия. Примечательно, что это первый во всем мире собор, покровителем которого является основатель салезианского ордена — святой Иоанн Боско.
Огорчает, что в городе мало растительности — деревьев, кустарников, да и просто газонов. Но тем не менее небольшие парковые зоны площади здесь всё же есть, вот например Plaza Viento (площадь Ветра). Из-за постоянно ветренной погоды, и связанной с этим использование ветроэнергетических установок здесь даже одну из площадей назвали в честь ветра и поставили лучи символизирующие лопасти этих установок.
Есть в Комодорои несколько музеев, два из которых мы с Росью в тот день посетили — Museo Ferroportuario Teodoro Nurnberg (Железнодорожный музей Теодора Нюрнберга) и Museo Nacional del Petrolero (Национальный музей Нефти).
Museo Ferroportuario — расположен в здании старого вокзала Комодоро Ривадавия в центре города.
На первом этаже вокзала работает агенство культуры Комодоро и архив железной дороги, а на втором этаже расположился собственно музей состоящий из шести выставочных залов. Основная идея музея показать связь железной дороги с морским портом, а также рассказать о их становлении и развитии посредством фотографий, планов, приборов, макетов и оборудования.
Есть здесь и маркшейдерские приборы: теодолиты и нивелиры первой половины прошлого века, нисколько не удивлюсь, если они в рабочем состоянии.
Водолазное оборудование, которое зачастую привлекает внимание посетителей. И наше тоже привлекло.
Рядом с вокзалом, как положено находится железнодорожная платформа, где на рельсах стоит паровоз с прицепленным пассажирским вагоном. В паровоз и вагон можно спокойно заходить, все осмотреть и даже посидеть там, представляя себя путешественником тех времён.
Museo Nacional del Petrolero — расположен в районе генерала Москони и находится в ведении Национального университета Патагонии Сан-Хуан-Боско. Музей был построен YPF вокруг исторической скважины № 2, из которой 13 декабря 1907 года вышла первая струя промышленной нефти, и открыл свои двери 13 декабря 1987 года. Причём, как нам объяснила очень приветливая и общительная сотрудница музея, первая нефть была обнаружена, вовсе не на глубине 539 м, как указано во многих источниках, а на глубине 15 (!) метров при бурении скважины на воду.
Коллекция музея состоит из различных предметов рассказывающих о процессе нефтедобычи, нефтеразведки и нефтепереработке с начала прошлого века до наших дней.
В павильоне находится тепляк идентичный тому, что бывает на буровых, внутри которого в виде фильма показывают имитацию бурения нефтяной скважины. Имитация имитацией, но шум и вибрация там стоят вполне себе реальные, очень похожие на те, что на настоящих буровых.
Имитация бурения нефтяной скважины
Во дворе музея представлены образцы техники и производственного оборудования применяемые при разведке, добыче, транспортировке и переработки нефти. Образцы здесь как довольно старые, так и не очень.
Напротив музея находится первый жилой дом города. Дом и сейчас жилой, и нам даже удалось немного поговорить с внучкой хозяйки этого дома, которая вначале смотрела на нас с подозрением — чего это мол ходите вокруг нашего дома. А потом разговорились и беседа переросла можно сказать в почти дружескую.
Сейчас уже не скажу какими путями гуляли по городу, но в конце-концов забрели на городское кладбище Комодоро-Ривадавия. Захоронения здесь довольно скромные и особой пышностью не отличаются. Фамильные склепы тут тоже есть, но выглядят хоть и аккуратно, но совсем не помпезно. Что меня удивило, это то, что на многих склепах стоят самые обычные входные двери, с глазком — так и хочется подойти и постучать. А находящийся прямо среди могил станок-качалка, который является типом наземных приводов скважинных штанговых насосов и активно используется при нефтедобыче, являясь можно сказать её своеобразным символом, не даёт забыть, что Комодоро, это прежде всего город нефтяников.
Во второй половине дня у Росью были дела, зато Хоана освободилась и мы решили съездить на рыбалку. На океане, да и в море до того момента я ещё ни разу не рыбачила и мне было интересно сильно ли отличается прцесс от например озёрной или речной. Оказалось, что нет, по крайней мере с пирса, как рыбачили мы, вообще не отличается, кроме незначительных нюансов. Народу с удочками здесь собирается достаточно много, а рыба хоть и небольшая, но ловится стабильно.
Вечером, когда уже практически совсем стемнело съездили ещё до одного небольшого городка, который находится в 12 км от Комодоро — Rada Tilly, который был основан в 1948 году и назван в честь капитан-генерала ВМФ Испании Франсиско Хавьера Эверардо-Тилли.
Главной достопримечательностью городка является его береговая линия протяженностью 4,5 км, покрытая мелким золотистым песком. Эта замечательная особенность позволяет заниматься различными видами активного отдыха, такими, как пляжный волейбол и футбол, плавание, а также гонки на скоростных моторных лодках, виндсерфинг, кайтсерфинг, дайвинг, подводное плавание и катание на водных лыжах. Также здесь очень популярным видом спорта является «Landsailing». Хоть мы были в Рада Тильи, когда было уже темно, но всё равно было заметно, что здесь более тихо и комфортно, чем в Комодоро и жильё явно не дешёвое. И таки да, со слов моих подруг, все кто хорошо финансово обеспечен, предпочитают жить именно здесь.
На следующий день, о радость — наконец авария на дамбе была ликвидирована и водопровод Комодоро заработал в полную силу! Теперь можно принять полноценный душ не экономя каждую каплю.
Завтра я уже улетаю в Буэнос-Айрес, увы, путешествие подходит к концу. А сегодня мы идём ещё к одному знаковому месту города Cerro Chenque холму 212 метров, название которого происходит из языка коренного народа пеуэнчей, населявших этот регион и означает кладбище или могила. Здесь похоронены представители племён этой этнической группы, когда-то проживавшие на побережье нынешнего города. Холм образован последовательносью слоёв песчаника, конгломерата, окаменелостей с морскими моллюсками, гипса, извести и железистых образований.
Холм невысокий, к его вершине ведёт хорошо протоптанная тропинка, подниматься легко. С нами была очень дружелюбная собака Хоаны по кличке Pequena (Маленькая), которая резво бежала впереди нас по тропе периодически останавливаясь и поглядывая не сильно ли отстаём.
На вершине холма установлен государственный флаг и отсюда открывается великолепный вид на океан, порт и город.
Недалеко от подножия холма есть смотровая площадка с отличным видом на Комодоро-Ривадавия.
Comodoro Rivadavia
На утро следующего дня, первое, что я увидела включив телефон — это сообщение от авиакомпании Flybondi — ваш сегодняшний рейс отменён. Воистину Flybondi это худшая авиакомпания из всех с которыми я сталкивалась за всю жизнь! Пришлось покупать новый билет в Буэнос-Айрес теперь уже авиакомпании Aerolineas Argentinas. Рейс должен быть около трёх часов дня, и поэтому ещё оставалось время, которое мы использовали для поездки к океану.
Побережье красивое, ближе к вечеру здесь много прогуливающихся. А вот вода в океане, ледяная, много в такой не погуляешь, и уж точно без гидрокостюма не поплаваешь.
Вот такая замечательная поездка получилась в Комодоро-Ривадавия. После прогулки девчёнки поехали провожать меня в аэропорт. Прибыв туда, выясняется, что мой рейс теперь уже Aerolineas Argentinas задерживается на два с половиной часа. И я уже стала опасаться, как бы и этот не отменили. Но нет, на сей раз рейс состоялся. Попив кофе в кафе и сердечно распрощавшиссь с Хоаной и Росью, я прошла регистрацию и двинулась в зал ожидани. Espero volver a encontrarnos más de una vez, mis queridаs amigаs!
Теги:
Самостоятельные путешествия