Театр оперы и балета имени Алишера Навои называют Большим и строил его Алексей Викторович Щусев. Тот самый архитектор, который является автором Мавзолея и Казанского вокзала в Москве (и многого другого), на юбилейной выставке которого недавно побывала в Музее архитектуры. В 2023 году ему исполнилось 150 лет (1873–1949).
Театр — это шедевр архитектуры 20 века, в котором сплелись национальные и европейские стили.
1
1
Начали его строить в 1939 году, но из-за войны приостановили и возобновили только в 1944 году. Причем к строительству были привлечены японские военнопленные из Квантунской армии.
В 1948 году театр назвали в честь Алишера Навои. В советское время балетная труппа театра по мастерству занимала третье место в СССР после Большого театра в Москве и Александринского в Ленинграде.
Поэтому очень хотелось посмотреть балет, но увы…
1
Кассы театра находятся вне основного здания, вот в этих колоннах. Билетов на балет не оказалось. Зная, что всегда есть бронь или контрамарки, спросила об этом. Кассир, позвонив куда-то, сказала, что контрамарки дают только членам правительства. Членом узбекского правительства я не являлась…. Вот такая немного смешная история вышла.
Вспомнилось, как недавно в Питере, мы с внучкой перепутали дату спектакля в БДТ (программа у нас была очень насыщенной). Пришли, а спектакль был вчера. Обратились к администратору и получили контрамарки. Так мы посмотрели спектакль в Большом драматическом театре в Санкт-Петербурге не на галерке (туда у нас были билеты), а 15 ряду партера.
Ну, что ж, на нет и суда нет — как говорится.
Остается смотреть творение Щусева со всех сторон. Кстати, во внутренней отделке принимали участие узбекские художники, их имена указаны на мемориальной доске. И Щусев, конечно, упомянут.
1
1
1
Рядом небольшой скверик, через который иду дальше. В Ташкенте очень много таких зеленых уголков, где можно укрыться от яркого азиатского солнца.
1
Дальше набрела на концертный зал. Современный, белоснежный и с большим экраном на улице.
1
1
1
«Если не попала на балетный спектакль, так может здесь что-нибудь будет интересного?» — подумалось мне.
«Да, сегодня будет концерт Султана Али Рахманова, узбекского композитора» — сказала кассир и назвала цену в несколько сотен сумм. Переведя сумы в рубли, за которые в России можно сходить в Большой театр, решила не знакомиться с творчеством незнакомого мне Али Рахманова.
1
1
Продолжая дальше прогулку по улице Амира Темура набрела на музей с названием «Политехника». Красивое современное здание, в которое захотелось зайти. Цена вопроса 10000 сумм (запомнилась эта круглая сумма), которая в переводе на рубли означает 78 руб. с копейками.
1
И начинаю знакомство с историей колеса и машинами, которые имели и имеют место быть в Узбекистане.
«Колесо по праву считается величайшим изобретением человечества — это устройство гениально по мысли и уникально по своей конструкции» — читаю аннотацию на русском языке.
Слева в верхнем углу каменное колесо, которому 4000 лет до нашей эры Верить или не верить? Не знаю….
1
Деревянное колесо с железным протектором 1200 лет до нашей эры.
1
Железное колесо.1770 год.
1
После небольшого экскурса в историю колеса, где экспонируются колесо со спицами 1802 года, колесо с пневматической шиной 1846 года, началось путешествие в мир автомобилей, самых разных. В правой стороне просторного зала стоят машины советского периода и изобретения прошлых веков. В левой стороне зала — автомашины, которые производятся в Узбекистане. Сейчас в стране три действующих автомобильных завода.
Со слов молодого человека — смотрителя в зале, машины в стране дорогие и не все могут позволить себе их купить.
1
1
Эта автомобильная компания была основана Г. Фордом в 1903 году и первые «Форды» выпускали красного цвета. Какого года выпуска эта машина, не было написано.
Советские «Форды» — это грузовики, которые собирали на заводе «Гудок Октября» в районе Канавино в Нижнем Новгороде, появились в 1930 году.
1
1
Универсально-пропашной трактор Ахоs 340 С — на фотографии и наяву.
1
ГАЗ-69, рядом ГАЗ67 — производились на Горьковском автомобильном заводе. считался автомобилем повышенной проходимости. Разработка началась в 1946 году. Первые опытные образцы назывались «Труженик». Машина экспортировалась в 56 стран мира (это сокращенная музейная информация). Радует, что есть надписи на нашем родном.
1
Знаменитая горьковская «Чайка. ГАЗ-13». К началу 70-х ее заменили на «Чайку. ГАЗ-14».
1
Ее высоту снизили на 95 мм, повысилась устойчивость движения. Был предусмотрен раздельный салон и коробка автомат.
Машина предназначалась для первых лиц государства. На представленных машинах ездил кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Шараф Рашидович Рашидов (1917–1983).
1
«BMW-340» — эта модель была выпущена в 1948 году совместным советско-германским предприятием, созданным после окончания Второй мировой войны в Эйзенахе, оказавшимся в советской зоне.
Машин в музее много. Для любителей авто — рай.
1
1
«Москвичи» и «Победы» веселенькой расцветки.
«Победа М-20» производилась на Горьковском автозаводе в 1946–1958 годах. " Это первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар» (цитата из аннотации).
1
1
1
«Фольксваген „Жук“ — был самым массовым автомобилем в период с 1938 года по 2003 год. Его автоконструктов Йозеф Ганц в 1931 году разработал 30 прототипов малолитражек, один из которых назывался „Майский жук“.
1
1
Первый в мире автомобиль, выпускавшися миллионными сериями.
1
1
1
Изобретение механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, который изобрел трехколесную коляску-самокатку. Она напоминала карету, но была намного легче ее и имела три колеса. Это было в 1791 году. Кулибин впервые в истории техники применил целый ряд механизмов и устройств и все эти устройства встречаются в современном тракторе. Поэтому самокатку принято считать предшественником трактора.
1
Паровая телега Куньо (макет 1:6). Франция. 1769 год. Выполнен студентами Туринского политехнического университета.
В 1769 году французский изобретатель, военный инженер Куньо испытал первый образец машины с паровым двигателем и назвал ее „Огненная телега“.
На этом историческая часть музея закончилась: в левой части выставочного пространства показаны автомобили, которые делают в Узбекистане.
Автомобилестроение — это новая отрасль в стране (четверть века назад ее не было). Но в начале 90-х было создано совместное узбекско-корейское предприятие и началось строительство завода в городе Асака (АНдижанская область).
Есть еще завод в Ташкенте и в городе ПИтнак (Хорезмская область).
Вот такие машинки можно увидеть на просторах Узбекистана.
1
1
1
1
1
„Cobalt“ сочетает в себе комфорт, утонченность и высокие динамические качества».
1
«Matiz»- городской маневренный автомобиль для водителей, ценящих экономичность малолитражек».
1
Около каждой машинки есть описание (и на русском языке тоже), цитатки из которого привожу.
Чаще всего на улицах можно увидеть машины белого и черного цвета. Разноцветность здесь не в почете.
На втором этаже музея развлекательный комплекс для детей. Думаю, что так интересно, так как народ с детьми туда шел — был воскресный день.
Так «разноцветно» прошла первая половина еще одного дня в Ташкенте. Вечером концерт Узбекского симфонического оркестра, билеты на который удалось купить со второго раза (первый раз касса была закрыта, она была закрыта и во второй раз, но добродушный охранник направил меня плутать по коридорам и в одной из комнат консерватории мне продали билет; цена концерта оказалась 100000 сумм или в переводе на рубли 787). От концерта получила огромное удовольствие за смешные деньги. И еще Ташкент-Сити посмотрела, они рядом расположены.