«О горцы, тяготы военных лет / Сносившие, надеждой душу грея! / Не знали вы, что есть беда из бед, / Что и войны, и голода страшнее!»
(отрывок из поэмы Сафара Макитова «Аул Сауту»)
Небольшое этническое расследование в качестве предисловия
В моих спонтанных и разрозненных по времени путешествиях по Северному Кавказу неожиданно определилась некая объединяющая их основа. Ну, или базис, если хотите, возможно, этот термин более привычен тем, кто воспитан на категориях исторического материализма.
Более образованное сообщество, без сомнения, знало, но для меня стало открытием, что практически каждый народ, ныне проживающий на территории Северного Кавказа, в той или иной степени, берёт свои корни в средневековой Алании. Не без исключения, конечно. В качестве такового следует принимать близких мне адыгов, коренного этноса моей малой родины, да и народы Дагестана, поездку в который я планирую постоянно, но до сих пор так туда и не доехал.
Аланами называли одно из племён кочевников Великой Степи, огромной безлесной территории, что проходила по территориям современных Монголии, южных областей России, Казахстана, Украины, Молдавии, части Румынии, вплоть до восточной Венгрии.
Примерно в 8-м веке у аланов сформировалось централизованное Аланское государство с центром в Маасе (Магасе), ныне известном как Нижне-Архызское городище, откуда я позволил себе однажды вести репортаж.
Это государство, перенявшее в начале 10-го века от Византии христианство, в своё время контролировало все основные стратегические перевалы Кавказа, что предопределило её историческую миссию: сдерживать распространение по миру ислама.
Аланское государство пало под ударами монголов, сделавшись в 13-м веке окраиной Золотой Орды, а в 14-м окончательно сгинув под напором великого Тамерлана. Тогда «железный хромец» разгромил своего вечного врага Золотую Орду, а заодно и подконтрольную Орде Аланию.
Народы, проживавшие на территории Алании, вынуждены были уйти с плодородных равнинных земель, переселившись на горные склоны и обширные пространства между хребтами, отдавшись под защиту отвесных непреступных скал.
Для небольших изолированных друг от друга племён горные долины-пастбища были вполне пригодны для сносного существования, но совсем не интересны воинствующим степнякам, не готовым к их отчаянному покорению.
К чему это я? Да, так, подвожу постепенно к встрече с этносом, что выбран главном персонажем нынешнего репортажа.
Речь пойдёт о поездке из столицы Северной Осетии в Кабардино-Балкарию, поэтому оставив в покое особенности этногенеза прочих кавказских народов, обращаю ваше внимание исключительно на балкарцев и близких им карачаевцев.
Что касается осетин, то их часто принимают за родственный этнос карачаево-балкарцам. Но это, весьма, спорное утверждение. Во-первых, говорят они на разных языках, осетинский язык относят к индоевропейской языковой группе, а язык карачаево-балкарцев к тюркской. Да и генетические исследования хоть и показывают некое родство, но очень давнее, этак пять тысяч лет тому назад, задолго до аланского периода.
Отдельные племена, из числа тех, что перебрались для проживания в труднодоступные горные районы, изначально христиан по вероисповеданию, в 15–16 веке попали под влияние адыгских (черкесских) племён, что проживали рядом. От них они получили ислам, который им, в свою очередь, привили османы, но не только. Адыги (черкесы) передали этим племенам помимо религии своё воинское искусство, принципы устройства общества, отчасти культуру и особенности быта.
В результате, в соответствии с теорией этногенеза Льва Гумилёва, появился новый этнос — балкарцы.
По языку — половцы, на похожих языках говорят, помимо, карачаевцев, киргизы, татары, башкиры и кумыки. По вероисповеданию мусульмане. По быту и устройству общества — адыги (черкесы).
А по крови? Карачаево-балкарцы и, конечно, осетины считают, что по крови они аланы. По этому поводу имеется у меня одно расследование, в котором я, ссылаясь на результаты исследований генетика Анатолия Клёсова (ссылка на материал будет легко обнаружена внизу), утверждаю, что ни у карачаево-балкарцев, ни у осетин генетического общего с кочевыми аланами не обнаружено. Предки их в средневековой Алании, безусловно, жили, но пришли туда, скорее всего с территории Персии.
Что касается балкарцев, то сами они себя называю таулула, что, в широком смысле, можно перевести как горцы.
Вот к ним мы и ехали тогда в гости.
Первая остановка — Голубые озёра
Речь идёт о поездке, что состоялась в апреле 2022 года, то есть к моменту написания данного текста, чуть более двух лет тому назад. Сразу по горячим следам подготовить материал не получилось, так у меня бывает и довольно часто. Но после двух, с разницей в год, поездок в соседнюю Карачаево-Черкессию, понял, что созрел, и что надо попробовать сложить отдельные пазлы в более цельную картинку региона.
Небольшой компанией человек 6 или 7 мы выехали на микроавтобусе из Владикавказа в направлении Верхней Балкарии, намереваясь увидеть селения, что расположились цепочкой, друг за дружкой, вдоль горной речушки Черека. Ехали мы туда не просто так, а с определённой целью, но об этом чуть позже.
Первую остановку запланировали на Голубых озёрах, одной из главных достопримечательностей Кабардино-Балкарии.
Всего их пять, мы же заглянули к самому крупному и, как я понял, самому популярному из них, Нижне-Голубому.
С первого взгляда данный природный объект меня сильно не вдохновил, ну, озеро и озеро, видали и получше.
Однако, скепсис мой продержался недолго, ровно до того момента, покуда я не стал обладателем неких удивительных фактов.
Учёные — лимнологи утверждают, что Голубые озёра по своей природе — это карстовые провалы. Это когда горные породы растворяются или размываются подземными водами и, в результате, образуются или воронки, или каналы, или иные деформации горного рельефа.
Но, из Голубых озёр ничего не вытекает, а впадают лишь незначительные по объёму дождевые потоки не способные заполнить систему из пяти очень глубоких озёр. При этом Голубые озёра полноводны и сообщаются между собой, что объясняется лишь одним. Все они, тянуться вдоль некоего подземного водяного потока и питаются из него.
Карстовая природа происхождения озёр предопределяет их значительную глубину.
То есть, по форме каждое озеро представляет собой вовсе не блюдце, но стакан. Если ширина Нижне-Голубого озера может метров двести, не более, но вот глубина, возможно, доходит до трёхсот, точно не известно.
Да, есть озеро Байкал, самое глубокое озеро в мире, 1642 метра максимальная глубина. Однако, ориентируясь на соотношение глубины и ширины озера, Байкал однозначно блюдце, огромное, но всё же. А любое из Голубых озёр, без вариантов, стакан.
Вот эта уникальная форма Голубых озёр, этакий спуск в бездну по практически отвесной скале, прежде всего и привлекательна для лимнологических исследований.
Что касается нас, то планов на спуск в тот день мы не имели, как, собственно говоря, и ни в какой другой. Нашли себе иное, более доступное развлечение.
Нижне-Голубое озеро буквально опоясывает базар, не лишённый, кстати, национального колорита.
Так вот, в одной из палаток мы перекусили, не помню, чем, но точно было вкусно, а ещё отдали дань уважения местным торговым рядам.
С тех пор, как результат той поездки, на одной из стен нашего большого дома нашла своё пристанище шкура горной козы, к коей, после очередного визита в Карачаево-Черкессию, года через два, добавилась для компании и шкура яка.
Дорога через теснину
Любая горная теснина, и Черекская не исключение, результат многовековой работы реки.
«Вода и камень точит», это выражение в основном употребляют в переносном смысле, а в прямом это реальная способность воды растворять в себе даже самые твёрдые горные породы.
Вода точит камень, река пробивает себе путь. Но дорога сквозь горы требуется не только реке, но и людям. Когда люди, спасая свои жизни, ушли с равнин и превратились в горцев, их мир от незваных гостей надёжно защищали горные хребты и теснины с отвесными стенами.
Но сами они знали потайные тропки.
Черекская теснина казалась непреступной и была таковой, вот только представьте невероятную её глубину, местами до 500 метров. Так мало того, внизу река с сильным течением и ледяной горной водой, попробуй, форсируй.
Однако, за Черекской тесниной жили люди, десятки балкарских горных аулов, а их связь с внешним миром обеспечивали только труднопроходимые горные тропы.
Сносная дорога в тех краях появилась довольно поздно, в конце 19-го века.
Тут вот как было.
Сами балкарцы, это вам не грозные вайнахи, и не черкесы, они жили не набегами, а больше торговлей. Для вьючных животных эти миролюбивые горцы прокладывали свой маршрут в соседние края, но широкие дороги им были не под силу и не нужны, узких троп вполне хватало.
Российская Империя, что силой оружия тогда покоряла Кавказ, активно прокладывала для военных надобностей дороги. Так, опять же, таулалы вели себя мирно, угрозы особой не представляли, а значит и не было особой необходимости прокладывать к ним дорогу с целью покорить их.
Но всё же жизнь не стоит на месте, в 1883 году было принято решение о строительстве Балкарской колесной дороги, чтобы соединить поселок Кашхатау с селением Чегет-Эль.
Нашли подрядчика, набрали рабочих числом до полутысячи, и принялись расширять караванные тропы практически вручную. Вклад от Российской Империи к тому времени уже полностью контролировавшей регион на строительство дороги — 21 тонна взрывчатки.
Через 10 лет, в 1893 году, Балкарская колёсная дорога была открыта, а через много лет, в апреле 2022 года по ней проехались и мы.
Ну, вроде бы по ней, но уж в сильно видоизменённом варианте.
По сравнению с ослиной тропой, то, что построили выглядело реальным свидетельством технического прогресса, но с появлением автомобильного транспорта поездка по узкому карнизу вдоль пропасти становилась аттракционом смерти, и не всегда со счастливым концом.
Молитва «Пронеси Господи» большинству помогала, но видимо веровали не все.
Реконструкцию дороги затеяли лишь во второй половине 20-го века, ближе к его окончанию, направив отдельный её участок в относительно безопасный тоннель.
Старая дорога осталась на месте, для автомобильного транспорта, конечно, закрыта, но пешеходов пускают без проблем. Ради эксперимента и великолепных видов, мы отправили наше авто через тоннель, а сами пешком обогнули его вдоль теснины.
Геройства в этом не было никакого, насколько я понял, такая идея приходим на ум многим.
Пройдя чуть более километра, за поворотом мы снова разместились в свой микроавтобус, взяв прямой курс на Верхнюю Балкарию
Трагедия балкарского народа, немного о сложном
В 1920 году в горные балкарские аулы пришла советская власть, а вместе с ней грандиозные преобразования. Разбросанные по горным отрогам и долинам аулы административно объединили в Верхне-Балкарский, Нижне-Балкарский и Средне-Балкарский сельсоветы, включили их в Балкарский округ, который, в свою очередь, вошёл вошел в состав Кабардино-Балкарской автономной области, позже преобразованной в автономную республику.
Объединить в одну автономию балкарцев и кабардинцев, также как и карачаевцев с черкесами, была не самая удачная идея, приведшая в итоге к страшной трагедии. Если исходить из этнической близости более логичными выглядели бы пары: Карачаево-Балкария и Кабардино-Черкессия, но, очевидно, размечая административные границы, тогда руководствовались иными соображениями.
В тандеме балкарцев и кабардинцев главную роль играли последние, как минимум потому, что их было намного больше. На Кавказе всегда, в том числе и в наши дни, характерна клановая система управления, когда на самые лакомые места подтягивают людей из своего рода. Стороннему наблюдателю подобную систему понять зачастую непросто, но местные в подобных правилах игры ориентируются легко, менять их не хотят, а если кто и захочет, то не сможет.
Соперничество кланов идёт внутри того или иного этноса, а в случае кабардино-балкарской автономии конфликт интересов был перенесён на более высокий уровень, он стал межэтническим.
Оказавшись на позициях не принимаемого в расчёт меньшинства балкарцы затаили обиду на кабардинцев, а заодно и на советскую власть, инициировавшей подобные эксперименты. Не все, конечно, а самые активные, пассионарии, скажем так.
Когда в 1942 году немцы пришли на Кавказ обиженные на власть боевики балкарской национальности сбились в вооружённые банды, встав, тем самым, на сторону фашисткой Германии. Нападения на представителей местной власти, на отряды Красной армии, что пытались отступать через ту самую Черекскую теснину в Грузию, грабежи, вот чем занимались военизированные формирования коими руководил некий Якуб Жангуразов, балкарец по национальности.
Их действия, безусловно, нанесли немалый вред, от их рук погибли люди, однако, серьёзного влияния на театр военных эти банды всё же не оказали. Как только фашисты стали отступать из Кавказа, боевики Жангузарова достаточно быстро были разбиты, кто-то из них убежал, кто-то был убит. Однако, на фоне большой войны наличие этнической балкарской банды оказалось вполне достаточным для начала репрессий всего балкарского народа.
Для иллюстрации следующего текста предоставлю фото аула Куннюм в Верхней Балкарии, вернее развалин, что от него остались.
Собственно говоря, визит в это многострадальное селение и являлось главной целью той нашей поездки.
В конце ноября 1942 года в Черекском ущелье произошли страшные события, вошедшие в историю нашей страны как Черекская трагедия.
Отряд НКВД в количестве 152 человек, под началом командира Накина, преследуя боевиков сжёг пять аулов сельсовета Верхняя Балкария, среди них и Куннюм.
Дома сжигали, а их обитателей убивали без суда и следствия.
Сколько мирных людей погибло в результате того рейда не скажу, конкретной цифрой не владею, но это точно сотни, среди них и дети.
Страшная трагедия, жестокое убийство ни в чём не повинных людей.
Но, увы, как оказалось, тот рейд стал только прелюдией к более тяжёлым испытаниям.
Считается, что решение о депортации балкарского народа было инициировано Берией и поддержано Сусловым. Я немного ознакомился с обоснованием мотивов такого их решения, но на этом моменте останавливаться не буду.
Главное факт, что 8 марта 1944 года началась насильственная депортация карачаевцев и балкарцев встепные районы Казахстана и Киргизии. Имею такие цифры: из 40 тысяч депортированных балкарцев примерно 7 тысяч погибло, а те, кому удалось выжить, вернулись домой только через 13 лет.
В прежних своих селениях, что размешались на склонах гор, вернувшиеся уже не селились, а основали новое селение, названное Верхней Балкарией.
Длинной цепочкой домов, возведенных, начиная с хрущевких времён и позже, селение протянулось вдоль реки Черек и горных склонов, на которых легко различимы страшные свидетельства прошлого — каменные руины домов.
Развалины аула Куннюм слишком выразительны, они истошно кричат, а может стонут от боли.
Внизу, у подножия заброшенного аула, кипит жизнь.
Ресторации предлагают на выбор шурпу из баранины, гедлибже -куриные кусочки тушёные в сметано-чесночном соусе, хычины с айраном или чаем из облепихи.
Жизнь продолжается, но память о трагедии своего народа будет передаваться балкарцами из поколения в поколение.
Среди развалин каменных сакель мы неспешно бродили не менее часа, невольно представляя события ноября 42-го. В непритязательных в своей простоте строениях аула выделю башню Абаевых, легендарного знатного рода балкарцев.
В прежние времена на этом месте находился их родовой дворец, вокруг которого и разросся аул Куннюм.
Отдав дань уважения людям когда-то жившим здесь, мы вскоре отправились в обратный путь в направлении на Владикавказ
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм