Турист vladka
vladka
был 5 августа 8:21

Ташкент — Узбекистан Апрель 2023

В качестве места для путешествовия Средняя Азия, бывшие наши союзные республики рассматривались давно. Настало время эти планы осуществить. Причем хотелось совместить знакомство с многовековой культурой, природными достопримечательностями и местной кухней. Не на последнем месте стоял и вопрос о безопасности, удобствах перемещения и наличии внятных, желательно русскоязычных сервисов. По всем этим вопросам на первом месте оказался Узбекистан с его концентрацией экскурсионных объектов и хорошо развитой туриндустрией.

Временем для поездки туда мы выбрали первую половину апреля из соображений, что в это время не очень еще должно быть жарко и туристов не очень много.

Поскольку беспересадочные рейсы из Владивостока в Ташкент в 2023 году производились только раз в неделю, у нас был выбор слетать туда на семь или четырнадцать дней (с учетом перелета несколько меньше). Остановились на втором варианте. Время внутри страны распределили следующим образом: три дня отвели на Ташкент (из которых один день на выезд в Чимган), по три с половиной дня на Бухару и Самарканд, напоследок решили посетить Ферганскую долину с городом Кокандом.

Гостевые дома в Ташкенте и Самарканде, гостиницы в Бухаре и Коканде заказывали через любимый Букинг, внутри страны перемещались на скоростных поездах, билеты на которые покупали заранее онлайн и один раз за наличность уже на месте.

Итак, первым на нашем пути в Узбекистане стал столичный ТАШКЕНТ.

Прилетели мы туда ночью, для перемещения к месту размещения воспользовались услугами авиа-такси, что вышло чересчур, как выяснилось позже, дорого с учетом небольшого расстояния (75 тыс.сом). Кстати, часть денег (брали с собой доллары) поменяли на местные прямо в аэропорту и там же купили местную симку за 70 тыс.с. Позже обмен денег производили в гостинице и банках.

В Ташкенте для проживания выбрали гостевой дом в тихом районе на ул. Сарой, где вообще такого рода заведений достаточно. Из достопримечательностей рядом — мемориальный комплекс Братские могилы,

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

территория которого одной стороной выходит на ул. Чапанат. По этой улице за две остановки на автобусе можно доехать до стадиона Миллий, рядом с ним находится ст. метро Мирзо Улугбек.

Оттуда через одну остановку — ст. Миллий Бог, недалеко от которой — парк Алишера Навои с музеем Ташкента и аллеей Литераторов,

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

излюбленное место прогулок местных жителей. Туда-то в свой превый день в городе мы и отправились.

Среди множества скульптур-памятников местным поэтам и писателям

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

самый большой и значительный, конечно, памятник Алишеру Навои, которого местные жители считают основателем узбекской письменности.

В странной для такого места близости расположился и т.н. Меджик-сити в духе Диснея. Что эти объекты объединяет, осталось для нас загадкой.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Оттуда наш путь лежал к мечети Вахрор Вали (там как раз была служба) и медресе Кукельдаш, где активно торгуют сувенирной продукцией, часть которой там же и изготовляют.

Далее к базару Эски Жува (он же Чорсу). Рынок этот живописен и многолик. От даров Узбекистана до китайского ширпотреба — все здесь.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Впечатление несколько испортил вид окрестностей, которыми мы прошлись, спрямляя путь к следующей достопримечательности, комплексу Хазрати Имам.

Но прежде надо было перекусить (как раз подошло время обеда) и тут кстати на ул. Карасарай увидели точку узбекского фастфуда под названием «Тандыр Сомса», где на пробу взяли несколько местных пирожков с разными начинками. За 10 шт +соус +чай заплатили 58 тыс.с.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

От кафе до исторического комплекса можно пройти километр с небольшим или подъехать туда на автобусе (1 400 с. за поездку; кстати, столько же стоит одна поездка на метро).

Ансамбль Хазрати Имам был возведен около могилы имама города Ташкента, одного из первых на территории Узбекистана проповедника ислама. В пределах комплекса — медресе и мавзолей 16-го века, мечети 19-го века и 2007 г. постройки, библиотека восточных манускриптов (среди которых и рукописный Коран, единственный из сохранившихся), Исламский институт. Во внутренних двориках — многочисленные сувенирные лавки.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Постройки комплекса несколько теряются на фоне мега-Исламского центра, который возводится неподалеку. Трудно сказать, выиграют ли они от такого соседства.

После прогулки по комплексу мы проехали на автобусе и немного прошли до ст. метро Гафир Гулом, одной из самых красивых в ташкентсом метро. Оттуда доехали до ст. Минг Урик на ул. Шахрисабз, перешли по переходу на ул. Шота Руставели (после землетрясения 1966 г. эту часть города отстраивали строители из Грузинской ССР). По ней дошли до кафе Чор Минор, где поужинали. После ужина планировали погулять, но тут некстати припустил дождь, а потому на автобусе № 18 подъехали к остановке неподалеку от гостевого дома. Так закончился первый наш день в Ташкенте.

На следующий день у нас была намечена прогулка в районе Ташкентской телевышки, по зеленой зоне вдоль канала Анхор и по центральной части города. С утра пораньше уже испробованным маршрутом: автобусом № 33 до ст. метро Мирзо Улугбек; от нее — с пересадкой с красной на зеленую линию до ст. Бодамзар на проспекте Амира Тимура.

После выхода из метро попали в царство стеклянных построек бизнес-центра и презентабельных гостиниц по соседству с зеленой зоной аквапарка.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

К сожалению, по территории парка погулять не удалось, она оказалась перекрыта, поэтому до телевышки пришлось идти вдоль улицы, хорошо что в основном тени больших деревьев, поскольку солнце начинало уже припекать.

Подняться на смотровую телевышки (50 тыс.с. с чел.) стоит обязательно, вид с нее открывается замечательный, в хорошую погоду и Чимганские горы видны вдалеке.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

С другой стороны недалеко от бизнес-центра виднеется белая мечеть Минор 2014 г. постройки,

к которой после посещения телевышки (там, кстати, и оформление весьма интересное, и мини- музей из макетов известных телевышек имеется) мы отправились, по дороге заглянув в заведение под названием Минор Сомса № 1. Демократичное место с быстрым, несмотря на большие очереди обслуживанием и вкусной выпечкой (по 8 сом за одну шт.). Сомсу, правда, там подают только с одним видом начинки.

А вот и красавица мечеть.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Позже нам рассказали, что мечеть была построена на деньги местного олигарха в память о рано ушедшем из жизни любимом племяннике, что прозвучало как история из достопамятных времен. Судя по тому, что стоянка вокруг мечети густо загружена сплошь дорогими машинами, сегодня мечеть Минор для Ташкента что-то вроде храма Христа Спасителя для Москвы.

Вокруг мечети — зеленая зона, от которой дорожка ведет вдоль Анхора, главной водной артерии Ташкента, мимо последовательно: стен старинного кладбища Минор, новых жилых кварталов,

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Олимпийского парка, концертного зала Туркестон с прилегающей к нему территорией, парка Анхор. Из встреченных по дороге достопримечательностей — историческая ГЭС.

Причудливый мостик, переброшенный с территории Олимпийского парка к парку «развлечений на тематику разных народов» Навруз, где перед открытием проводились последние уходовые работы, высаживались деревья и кустарники.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Немного в стороне, на площади Дружбы — памятник чете Шахмурадовых (на фоне концертного зала), которые в годы Великой Отечественной приняли 15 детей, став для них приемными родителями. Эту историю и сегодня хорошо помнят в Узбекистане.

А вот так Туркестон выглядит с другой стороны.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Вначале мы полагали, что сможем прогуляться по парку Анхор, вблизи увидеть расположенные там представительные правительственные постройки, но не тут-то было. Как оказалось, по периметру парка выставлены военизированные посты, и попасть на территорию можно только по спец. пропуску.

Вот все, что позже мы там могли увидеть уже с центральной улицы.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Набережная же Анхора после пересечения ее с проспектом Навои и вовсе переходит на противоположную от парка сторону. В общем, перейти на левый берег канала мы смогли только за территорией парка по ул. Ислама Каримова.

Главная архитектурная достопримечательность улицы — здание Театр оперы и балета, выстроенное по проекту выдающегося архитектора Щусева с участием талантливых местных художников и мастеров. Но на стене театра на табличке размещена почему-то лишь информация о том, что в его строительстве принимали участие японские военнопленные (на самом деле, только на подсобных работах), а о настоящих создателях — ни слова.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

С ул. И.Каримова мы свернули на пр-т Амира Тимура и по нему дошли до одноименной площади. По дороге заглянули в Политехнический музей, где посетили экспозицию на первом этаже. Она посвящена автомобильной истории Узбекистана, которая в залах музея прослеживается последовательно от каменного колеса до современных сборочных производств. Очень рекомендую!

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

В центральной части Ташкента наблюдается интересное смешение стилей: на фоне просторной довоенной советской планировки там можно видеть немногочисленные постройки дореволюционной поры (Россия на эти земли зашла в 1865 г.), периода развитого социализма (как правило, интересные с точки зрения архитектуры и довольно разнообразные) и монументальные, при этом довольно безликие сооружения последних лет, слегка стилизованные под старину, с национальными орнаментами. По-прежнему много здесь зелени, хотя в комментариях читала, что прежде было ее значительно больше.

Памятники последних лет однообразно-реалистичны: мудрые правители, мужественные завоеватели, все как на подбор красавцы. Вот, например, Амир Темур (на месте, где до 1993 г. находился памятник К.Марксу) на фоне гостиницы «Узбекистан» (1974 года постройки).

Дворец международных форумов (2009) с другой стороны

Музей Темуридов неподалеку

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Кстати, недалеку от этого места мы застали пробный запуск фонтанов. Как нам объяснили, массово их включают позже, когда становится особенно жарко, в начале турсезона (!). Видимо, основная масса туристов в Узбекистане — особо жаростойкие люди. При нас приключилась жара в +35, для апреля не типичная, и нам это совсем не понравилось, а если еще больше… .

После прогулки по прилегающим кварталам, зашли перекусить в кафе «Бухара», прельщенные отзывами. Это на самом деле место для своих, расположенное в глубине квартала и обстановка там весьма простая, но еда качественная и обслуживание быстрое.

После обеда по пр. Шафара Рашидова дошли до ст. метро Мусталлик Мадони, оттуда доехали до ст. Хамида Алимджана, , от которой, уже в густых сумерках, прогулялись через эко-парк им. Бабура до римско-католического храма Св. сердца Иисуса, после чего воспользовались такси, чтобы вернуться в гостиницу. Так закончился наш второй ташкентский день.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

На следующее утро был спланирован и предоплачен заранее выезд в сторону Чимганских гор. К сожалению, погода нас не порадовала: с утра было туманно-моросно и при подъезде к горам все это еще усугубилось. Впрочем, обо всем по порядку. Водитель (он же гид) на личном автомобиле встретил нас у гостиницы, дорога до места заняла час с небольшим. По дороге выяснилась интересная особенность: если кварталы, спланированные в советские времена, изначально обильно озеленялись, то при современном строительстве парковые зоны выносятся за пределы жилых построек. Мы видели обширные пространства на выезде из Ташкента, засаженные молодыми деревцами. Интересно, что в это время года Узбекистан активно озеленялся; в нашем климате, например, при такой температуре ничего из древесных посадок не выживает. Но здесь, видимо, другие традиции и технологии позволяют это делать.

Когда-то окрестности Чимганских гор активно использовались для оздоровительного отдыха и, вероятно, были лучше благоустроены. Сегодня жизнь местных жителей выглядит не очень нарядно за исключением тех мест, которые предназначены для приема туристов. Впрочем, и это не всегда.

Первая на нашем пути остановка была у старой, еще советских времен постройки, канатной кресельной дороги. С тех пор она, видимо, и не ремонтировалась. Стоимость подъема-спуска — 25т.с. и 15 т.с. для льготных категорий граждан (например, пенсионеров). Правда, непонятно, для всех или только местных. Нам билеты брал наш гид, может, как для здешних жителей.

Вид на верхней площадке рядом с облезлой лошадкой живописностью не отличался по причине все того же тумана.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Далее наш гид посоветовал на самую длинную, современную и дорогую канатку не ехать (все равно ничего не увидишь), а воспользоваться средним по стоимости вариантом подъема над Чиваркским водохранилищем (70 и 35 т.с. соответственно). Тут, кстати, погода смилостивилась и немного окрестности перед нами приоткрыла.

Да и новая локация порадовала благоустройством и видами.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Было в нашем около-чимганском путешествии и посещение поселка Бричмула с его прославленными песней чинарами и вкусным пловом в кафе напротив.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

А еще — прогулка к водопаду, по дороге к которому увидели памятник красноармейцам со снятыми в пылу местной самостийности звездами.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

После возвращения в город мы успели еще заглянуть в Свято-Успенский кафедральный собор, старейший (действует с 1879 г.) в Узбекской Епархии РПЦ, расположенный рядом с ж/д вокзалом Ташкент-пассажирский.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Оттуда, заглянув подороге на Миробадский рынок, где прикупили фруктов на вечер,

по Миробадской улице дошли до кафе Анор (приятное, современное с приемлимыми кухней и ценами), где и поужинали. Стоит отметить, что основательные приемы пищи в Ташкенте обходились нам на троих (из которых двое — мужчины) в среднем в пределах 180 тыс.сом.

По дороге к гостевому дому прогулялись по уже хорошо знакомой ул. Шота Руставелли, к которой примыкает и Пушкинская площадь с памятником поэту (скульптор Аникушин, 1974 г., первоначально установленный на одноименной улице в небольшом сквере), который был перенесен сюда в 2015 г.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Так закончилось наше знакомство с Ташкентом. В целом впечатление от его посещения получились смешанные. При наличии большого количества достопримечательностей чего-то там как будто бы не хватало. Может быть, целостности впечатлений? Но внимания город однозначно заслуживает. Одно метро там чего стоит, проехаться по нему с выходом на отдельных станциях могло бы стать отдельным пунктом программы.

В Узбекистан за впечатлениями. Часть первая. Ташкент

Определенный интерес в Ташкенте вызывают памятники советской архитектуры и кое-что из современной. Привлекательны зеленые зоны города, старые с огромными деревьями и новые. Если не два дня, то один стоит уделить Ташкенту точно.

А вот памятники старины Ташкента проигрывают таковым в Бухаре и Самарканде ввиду своей разбросанности и немногочисленности, в чем нам предстояло убедиться в ходе дальнейшего путешествия. Утром следующего дня мы выезжали в Бухару от Ташкентского вокзала.

То, что ожидало нас в Бухаре — предмет следующего рассказа.

Большое спасибо за внимание.