Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок
Барашевский переулок привел нас на Покровку, напоминающую слоеный пирог, где что ни дом, то история. Давным-давно эта улица являла собой дорогу, связывающую Москву с царскими владениями в Измайлово. В 16–17 веках по обе ее стороны существовали слободы мастеровых людей, постепенно обрастающие дворами знатных персон. При Петре Первом Покровка стала называться «дорогой в запой», так как вела в Немецкую слободу, где, в отличие от остальной московской территории, не действовал сухой закон.
Сменялись эпохи, изменялась жизнь, и в 19-м веке Покровка становится улицей торговой, с множеством булочных, кондитерских, мелких лавочек, предлагающих любой товар или услугу, угодную требовательной душе обывателя, оказываемую и умелым портным, и хорошенькой модисткой, и ловким специалистом по выведению пятен — нет предела пожеланьям! Известно, что торговля — двигатель прогресса, во всяком случае, мощный стимулятор всяческого развития. Купеческий капитал требовал своего приумножения и сохранения. Что дОлжно делать, если у тебя появились свободные деньги и есть все, необходимое для счастливого существования? Ответ прост: вкладывать в недвижимость — в 19 веке Покровку, как и многие другие московские улицы, успешные купеческие династии начинают застраивать своими доходными домами
Дом хлеботорговца Рахманова, декорированный розетками, лавровыми листами, маскаронами и колосками стал одним из первых зданий, построенных в стиле модерн. Первый этаж дома занимала хлебная лавка, а остальные этажи были предназначены под квартиры для семьи Рахмановых, а также для сдачи в наем.
Не могла пройти мимо мемориальной доски, установленной на общежитии «Современника» драматургу Владимиру Гуркину, автору столь любимой пьесы — «Любовь и голуби», пользовавшейся неизменным успехом у театрального зрителя
Режиссер Владимир Меньшов через два года снял народное кино «Любовь и голуби», где компанию Нине Дорошиной составила Людмила Гурченко и Александр Михайлов. Почти за каждым домом на Покровке тянется длинный исторический шлейф, хотя внешне некоторые из них выглядят совсем простецки, поэтому просто проходишь мимо, а потом сожалеешь, что поленилась направить объектив на известную многим, но не тебе, достопримечательность.
С приходом советской власти и развернутой кампании переименований историческая Покровка стала улицей Чернышевского, так было до 1992 года, затем ей вернули прежнее название. Для того, чтобы поставить памятник писателю и революционному мыслителю перед Апраксиным двором, снесли часть старинных строений и разбили сквер его имени. Почему-то мне думается, что не я одна считаю роман «Что делать» самым странным и случайным произведением, затесавшимся в школьную программу многих поколений учеников (справедливости ради, не знаю, как сейчас обстоит дело). Но В. И. Ленин высоко ценил труды Чернышевского, значит и нам было положено следовать его примеру. Поза гранитного писателя как бы говорит: «я в растерянности и не знаю, что делать»…
Лишь тоненький невысокий крест над часовенкой напоминает о том, что выразительное здание классической архитектуры является культовым. После того, как снесли купол и колокольню в постреволюционные годы, церковь стала походить то ли на дом культуры, либо на античный храм (хотя, откуда ему здесь взяться?)
А клуб в советское время здесь точно размещался. История церкви Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских Ворот, интригующая названием, уходит корнями в 16 век. Покровские ворота были проездными воротами в крепостной стене Белого города — третьего оборонительного пояса Москвы, возведенного в конце XVI столетия знаменитым русским зодчим Федором Конем. За 200 лет она обветшала, развалилась и по распоряжению Екатерины Второй была окончательно разобрана.
И конечно, самое время вспомнить любимый фильм в постановке Михаила Козакова «У Покровских ворот», которых, оказывается, не существует, а есть только название и уютный мир старинных улочек и колоритных персонажей, обитающих недалеко от крошечной площади Покровские ворота. Теперь о том, почему церковь находится «на грязех». Причина заключается в небольшой речке, протекавшей рядом и при разливе подмывающей церковь, оставляя после себя непролазную грязь — отсюда и приставка в названии. Наконец-то речку Рачку удалось убрать в специальную трубу — с тех пор она стала невидимой. Современный же облик храм приобрел в 1861-м году при перестройке по проекту архитектора Михаила Быковского на средства московского фабриканта Евграфа Молчанова
Несколько раз мы оказывались рядом, но двери перед нами так и не распахнулись. Осталось лишь полюбоваться пропорциями и безупречной отделкой портиков, прекрасным фризом с растительным орнаментом, опоясывающим фасад. Крыльцо храма представляет собой небольшую симпатичную башенку.
Рядом с храмом — самое маленькое здание на этой улице — музей уникальных кукол из воска, фарфора, дерева, некоторым из них — несколько сот лет. В коллекции есть кукла Суок из к/ф «Три толстяка». Жаль, что не успела заглянуть, хотя планировала, но куда же я мужа дену — ему не интересны наши женские глупости.
А это один из доходных домов Храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот — красивый!
От вида другого доходного дома, построенного для неимущих семей прихода церкви Троицы Живоначальной, а также для сдачи в аренду, у меня произошел «отвал башки» (на молодежным сленге)
По-моему, есть от чего впасть в состояние эйфории. Вдохновляющий дом находится в начале Чистопрудного бульвара — очень симпатичного уголка столицы.
Кружевной, прекрасный модерновый бирюзового цвета фасад с сонмом фантастических персонажей напомнил слова известной песни: «А в городе том сад, всё травы да цветы, гуляют там животные невиданной красы»…
Трудно поверить, что это был просто доходный дом для церкви Троицы Живоначальной, построенный на средства ярославских купцов Оловяшниковых, имеющих крупное колокольное производство на родине, а также владевшими московской фабрикой церковной утвари. Они, в свою очередь, привлекли к оформлению дома хорошего знакомого — Сергея Вашкова, ученика Виктора Васнецова. Сергей Вашков создал эскизы, опираясь на русский стиль домонгольского периода, а артель «Мурава», состоявшая из учащихся Строгановского училища, выполнила все барельефы. Каждый, кто имел счастье любоваться Дмитриевским собором Владимира 12 века, увидит схожесть в оформлении фасадов: та же птица Сирин, львы, грифоны, драконы, лев, терзающий оленя (символ инь-ян, встречающийся на скифских украшениях)
Фото мое, июль 2023 г. — для сравнения.
Чудный домик можно увидеть в фильме «Покровские ворота» в сцене, когда Хоботов и Людочка садятся в трамвай, на заднем плане угадывается «звериный» фасад. Судя по всему, его не так давно обновили — спешите видеть эту красоту! Пройдем еще чуть-чуть по Покровке, отвлекаясь на мемориальные таблички «последнего адреса»
Покровка, пересекаясь с Армянским переулком, заканчивается коротенькой Маросейкой, получившей свое название по некогда находившемуся на этом месте Малороссийскому подворью — представительству Украины в Москве. Название, существовавшее издревле, осталось, а подворье не сохранилось.
Прекрасный образец усадьбы по адресу: Маросейка, 17/6, возведенной в 1780–1782 годах Михаилом Родионовичем Хлебниковым, коломенским купцом, который решил построить военную карьеру, дослужился до звания полковника и до начальника канцелярии у полководца Румянцева-Задунайского. В 1793 году Хлебников переехал на Новую Басманную улицу, продав усадьбу Петру Румянцеву-Задунайскому. После его кончины усадьба перешла сыну — графу Николаю Петровичу Румянцеву. Нынешний декор и интерьеры сохранились со времён купца Митрофана Грачёва, выкупившего дом во второй половине 19 века. Сейчас в этом здании, которое называется «домом с оградой» (никакой ограды замечено не было), размещено посольство Республики Беларусь.
Если я путешествую в компании мужа, то обязана помнить о его извечном пожелании сходить вечером на концерт классической музыки (видимо, сказываются годы учебы в муз. школе по классу фортепьяно). Но наш визит совпал с терактом в «Крокусе», поэтому большинство мероприятий отменялось в авральном режиме. На сайте лютеранского собора св. апостолов Петра и Павла мы нашли афишу об органном концерте без отметок об отмене и решили туда наведаться, поэтому свернули на Старосадский переулок. Шесть веков назад здесь стоял летний дворец с плодовым садом сына Дмитрия Донского — Василия I. Постепенно сад состарился, и сотни лет спустя, переулок назвали Старосадским
Храм св. Космы и Дамиана на фоне современных железобетонных коробок, не слишком уместных в исторической застройке.
Шикарный фасад дома по адресу: Старосадский пер., 4 непременно привлечет внимание, неслучайно он появился и в мой коллекции
При написании рассказа выяснила, что в квартире № 47 в начале 20 века проживали две девицы-сестрицы Каган — Лиля Юрьевна и Элла Юрьевна, ставшие впоследствии Лилей Брик и Эльзой Триоле. Сюда же захаживал и молодой Володя Маяковский — в гости к Элле, имевшей неосторожность познакомить его со своей замужней сестрой. Что было дальше, хорошо известно — правда и домыслы ходят рядом, но в целом, никто не отрицает существование любовного треугольника Бриков и Маяковского.
Напротив в доме № 5 видна усадьба бояр Лопухиных
В глубине парадного двора стоит дом с классическим портиком. Простая архитектура флигелей подчеркивает выразительность фасада главного дома. В настоящее время в усадьбе располагается Московский Союз художников (МСХ). Рядом как раз и находится нужный нам лютеранский собор св. апостолов Петра и Павла, с готической розой и башней
Эта местность с допетровских времен была заселена лютеранами. В июле 1818 прусский король Фридрих Вильгельм III (его дочь была замужем за великим князем Николаем Павловичем) и герцог Мекленбург-Стрелица положили закладные камни, будучи в Москве. В следующем году собор Петра и Павла был уже построен, благодаря щедрому финансированию прусским королем. В феврале 1837 г. в соборе впервые зазвучал орган, а 4 мая 1843 г. в нем с благотворительным концертом выступал приехавший на гастроли в Россию Ференц Лист. Май в том году выдался холодным (впрочем, как и в 2024 — сегодня, 9 мая — весь день периодически идет снег), и Фёдор Николаевич Глинка написал о концерте следующие строки: «Наш май угрюм и не цветист. Знать осень возвратилась снова: Как грустно! Здешнего листочка нет родного, лишь радует Москву один нездешний Лист». А в 1913 году под этими сводами впервые прозвучали рахманиновские «Колокола». Билеты на орган мы так и не купили, видимо, концерт все же перенесли
В доме № 10 Старосадского переулка, что выстроен в форме буквы «П», в начале 30-х Осип Мандельштам гостил у брата. Эта была огромная московская коммуналка из девяти, перенаселенных комнат. Среди многочисленных жильцов нашлись сразу два Александра Герцовича — Айзенштадт и Беккерман — первый был скрипач, а второй — музыкант-любитель. Александр Беккерман, постоянно играл за стенкой на рояле произведения Шуберта и Шопена, чем досаждал жильцам, и стал тем самым Александром Герцовичем из известного стихотворения Мандельштама: «Жил Александр Герцевич, еврейский музыкант, он Шуберта наверчивал, как чистый бриллиант» (когда-то пела Алла). Со стороны улицы Забелина можно заглянуть в сквер, где установлен памятник Осипу Эмильевичу
Местность, где находится Садовый переулок, называется Ивановской горкой с архитектурной доминантой — Иоанно-Предтеченским монастырем
Обитель была возведена Еленой Глинской в честь рождения долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Монастырь всегда отличался суровым уставом, в его стенах содержались многие знатные узницы, в том числе, Дарья Салтыкова (мерзкое чудовище — Салтычиха) и таинственная княжна Тараканова (Инокиня Досифея). Во время нашествия Наполеона монастырь горел, в 1859 году началось его восстановление на деньги, завещанные подполковницей Елизаветой Мазуриной, дочерью московского городского головы
Архитектор М. Д. Быковский заново отстроил монастырь в духе итальянского ренессансного зодчества, и теперь он своим куполом напоминает кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
Сразу после революции его превратили в тюрьму, а затем окончательно закрыли, переоборудовав в заочную юридическую школу МВД. В наши дни монастырь восстановлен и передан русской православной церкви
А это храм Святого князя Владимира в Садех (Садах) возвышающийся на бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков
Храм был построен по приказу Василия III (отца Ивана Грозного) в начале XVI века по проекту зодчего Алевиза Нового — по прозвищу Фрязин (это второй из итальянских архитекторов, прибывших из Милана; его предшественник имел имя Алевиз Фрязин — Старый). Внутренне убранство храма восстановлено и отреставрировано
В храме три придела: во имя святого князя Владимира, во имя мучеников князей Бориса и Глеба, во имя мучеников Иулиты и Кирика
На улице Забелина, рядом с церковью св. Владимира в Садех замечаем особняк, во дворе которого на высоком постаменте установлен бюст Василия Николаевича Хитрово — русского общественного и государственного деятеля, путешественника и литератора, основателя Императорского Православного Палестинского общества
Его имя совсем не связано с Хитровкой, хорошо известной по описанию Гиляровского (мы там еще побываем). Осталось выяснить, чей это особняк. Оказывается, Сумарокова-Тюляевой, которые владели им в разное время
В основе здания находятся палаты XVII в. Декор наличников, напоминающий «елочку» похож на тот, что и на соседней церкви святого князя Владимира в Старых Садех. Предполагают, что отделкой палат во второй половине XVII в. занималась та же артель, что и перестраивала Князь-Владимирскую церковь. Старосадский переулок меняем на Петроверигинский (какие названия!), натыкаясь на дом-усадьбу Тургеневых-Боткиных-Гучковых. И. П. Тургенев — известный масон, директор Московского университета, П. К. Боткин — купец-чаеторговец, Н. И. Гучков — московский голова
Кого только не помнит этот особняк, от Жуковского и Карамзина до Гоголя, Белинского, Герцена и Фета (долго рассказывать). Коротенький Петроверигинский переулочек в нашей прогулке сменяется Большим Спасоглинищевским, с необычным сквером, который называется «Горка» и спускается каскадом
Думаю, что летом здесь очень неплохо, советую заглянуть
С самой верхней точки парка открывается изумительный вид на здание синагоги.
В поисках духа старой Москвы нацеливаемся на Хохловский переулок, где, как назло, от того духа остались лишь баннеры, строительные леса, укрывшие почти все одряхлевшие здания — видимо, грядет большая реконструкция. Но, слава Богу, церковь Святой Троицы в Хохлах, стоит на радость верующим, приветливо распахнув двери
Хохловская Святая Троица — это символ материнской любви. Евдокия Чирикова, жена окольничего, пожертвовала все свои сбережения на ее возведение в память о своей умершей четырнадцатилетней дочери — Неонилы. В 1696 году заложили первый камень храма. Как водится, в советское время храм использовался не по назначению, но сейчас очень деликатно восстановлен
Убранство церкви являет собой полнейшую гармонию, заметную даже неискушенному взгляду
Центральный Троицкий иконостас — яркий, торжественный, праздничный с центральным образом Иверской иконы Божией Матери. Благородное сочетание белых стен с темно-коричневым деревом киотов, украшенных золотыми и серебряными орнаментальными вставками, создает почти монастырскую атмосферу простоты и строгости
Классическая сдержанность и молитвенная созерцательность — вот что бросается в глаза при первом посещении. Очень хороший храм, душевный! Николаю — Угоднику, моему святому покровителю, была поставлена непременная свечка.
Старинный Подкопаевский переулок, расположенный на покатом склоне Ивановской горки — это тоже частичка уходящей натуры, пока еще не растерявшая дух прежних столетий. Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи», одна из них объясняет название подкопом. У берегов реки Рачки, ныне забранной в трубу, был карьер для добычи красной глины
Архитектурной доминантой переулка является церковь Николая Чудотворца в Подкопаях, построенная в начале XVI века, по указу великого князя Ивана III. Пусть она выглядит неказисто, и стены ее поизносились и лишены столичного лоска, но она живая, действующая, и помнит множество событий.
Солянка — одна из самых известных улиц в Москве, находящаяся в историческом районе Ивановской горки и протянувшаяся от Солянского проезда до площади Яузские Ворота. В XVII веке существовала государственная монополия на соль, поэтому ее свозили в специальные дворы для дальнейшей реализации. Именно на этой московской улице и располагался царский Соляной двор, по которому она и получила название
Бывший доходный «Серый Дом на Солянке» возводился с 1912 по 1915 годах по заказу Московского Купеческого Общества на месте снесенного Соляного Двора XVII века после упразднения монопольной торговли солью. Поэтому старожилы называют его «Соляной Дом», а порой — «домом под ангелами» из-за фигур Слав на фасаде одного из корпусов.
Затем улица Солянка «раздваивается». Налево идёт Подколокольный переулок, направо — продолжение Солянки. На стрелке Солянки и Подколокольного переулка установлен мемориал, посвященный трагедии в Беслане работы Зураба Церетели
Цветы, возложенные жертвам терактов. Их в тот день было очень много после кошмара, произошедшего в «Крокус Сити». Памятник установлен перед великолепной церковью — Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках
В 1812 году храму досталось от французов: в огне пожара уничтожили ротонду, похитили серебряные оклады с икон, лампады и прочую утварь. Спустя десять лет после победы над Наполеоном храм восстановили. Сегодня здесь находится подворье Аланской епархии Русской Православной церкви
Внутри храма непередаваемая красота!
Главный престол церкви освящен в честь Рождества Богородицы, а два её придела — в честь апостола Иоанна Богослова и великомученика Дмитрия Солунского
Недавно обновленный «дом с атлантами» — так его называют в народе, построенный в 1882 году по заказу купца 1-й гильдии Александра Расторгуева
Купцы Расторгуевы прошли путь от крепостных графа Шереметева до основателей огромного чайного дела. Они были старообрядцами из села Старово Юхотской волости Угличского уезда Ярославской губернии (мои земляки, что не может не радовать). Фотография с противоположной стороны получается неудачная из-за припаркованных машин, закрывающих атлантов. Поэтому только так
Изначально десять комнат первого этажа занимал чайный магазин Торгового дома «Д. и А. Расторгуевы», а три других — типография. В наем сдавались четыре квартиры (по две на этаж), причем каждая по 14 или 13 комнат (понятно, людям состоятельным). В 1909 году собственником дома стал российский миллионер — сахарозаводчик Павел Харитоненко. В его бытность Ляпуновы, родители основоположника кибернетики Алексея Ляпунова, являвшиеся обладателями огоромного количества живописных шедевров, снимали в доме весь третий этаж с целью создания художественного салона. Среди работ, украшавших стены съемной квартиры, были полотна Куинджи, Брюллова, Врубеля, Репина, Сурикова и Левитана. Из зарубежных авторов Ляпуновы больше всего ценили Моне и Сезанна. После революции часть знаменитой коллекции пополнила экспозицию Третьяковки
Ансамбль зданий Опекунского совета на Солянке — один из лучших образцов московского ампира — построен в 1823–1826 годах по проекту архитекторов Д. Жилярди и А. Григорьева. Опекунские советы были учреждены в 1763 году как орган управления благотворительными заведениями Российской Империи, в первую очередь Воспитательными домами в Москве и Петербурге. В дальнейшем были переданы под попечительство императрицы Марии Федоровны (жены Павла II). Сейчас здание принадлежит Российской академии медицинских наук.
В отель возвращались через Ильинский сквер, чтобы посмотреть на памятник-часовню в честь павших плевненских героев, отдавших свои жизни в ходе Русско-турецкой войны в ожесточенных и кровавых боях под Плевной
Я еще не все рассказала о том, что увидела и узнала интересного в столице. Продолжение, надеюсь, последует.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия