Я хочу поделится на страницах сайта «Туристер.ру» впечатлениями о том, как с 28 апреля по 2 мая 2024 года мы (я с дочерью Аней и внучкой Машей) совершили пятидневную поездку в города и сёла, расположенные вдоль берега Оки от Коломны до устья Угры, впадающей в Оку, а точнее до нижнего течения реки Угры, где состоялось знаменитое Великое стояние на Угре в 1480 году. Мы старались посетить все значимые в этих местах монастыри, которые входили в так называемый «Пояс Пресвятой Богородицы», то есть в сложившийся с конца XIV до середины XVI века рубеж обороны южных границ Великого Московского княжества, простиравшийся от Калуги до Рязани. В поездке мы охватили только часть этого рубежа.
Маршрут нашей пятидневной автомобильной поездки пролегал через города Коломна, Ступино, Кашира, Серпухов и сёла Дворцы и Льва Толстого Калужской области, то есть участок от юго-востока до юго-запада от Москвы. Его я показал на карте:
Поскольку рассказ получился довольно длинным, я разбил его на части.
Начали мы своё путешествие из Москвы и закончили также в Москве. Первым пунктом нашего посещения стала Коломна и прилегающее к ней село Старое Бобренёво, в которых мы пробыли до вечера 28 апреля 2024 года. Здесь мы посетили два монастыря, основанные в конце XIV века, а также немного походили по Коломенскому кремлю. В Коломне мы уже бывали ранее несколько раз, поэтому на сей раз особо не вдавались в изучение всех расположенных в нём ранее виденных достопримечательностей. И поскольку основной целью нашей поездки было посещение монастырей-крепостей, входивших в рубеж обороны, то им мы и уделяли большую часть времени.
В Коломне к таким монастырям относятся Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, основанный в 1385 — 1386 годах благоверным князем Дмитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским, и Богородице-Рождественский Бобренёв монастырь в селе Старое Бобренёво, основанный в 1381 году по обету, данному Дмитрием Донским перед Куликовской битвой по случаю одержанной в ней победы, главным строителем которого стал воевода Дмитрий Михайлович Боброк, внесший существенный вклад в разгром войска Мамая на Куликовом поле.
Приведу несколько фотографий, сделанных в этих монастырях. Сначала чуть подробнее о Богоявленском Старо-Голутвином монастыре. Все существующие сейчас объекты в монастыре, возрождённом после периода советского безбожия, представлены на плане, взятом мною с сайта «Соборы.ру»:
Кроме самого монастыря на плане показаны также постройки, входящие в комплекс Коломенской духовной семинарии, включающий церковь Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Эти здания были возведены в 2008–2012 годах. На территорию семинарии нас не пустил охранник. Поэтому я могу показать лишь фотографию, сделанную из-за монастырской ограды:
Главным собором в Старо-Голутвином монастыре является Богоявленский собор. Современный вид он приобрёл после восстановления в 2007 году.
Собор был возведён в начале XVIII века на месте белокаменного храма конца XIV века, основание которого сохранилось частично в подклете существующего храма. Считается, что в строительстве Богоявленского собора принимал участие сам преподобный Сергий Радонежский, поэтому найденное в ходе археологических раскопок основание первоначального храма называют «камушками преподобного Сергия».
Стоящая рядом с Богоявленским собором церковь преподобного Сергия Радонежского была заложена во второй четверти XV века, после чего неоднократно перестраивалась. Последний раз она была перестроена в 1828 — 1833 годах в стиле ампир с использованием кладки предшествующего здания. В настоящее время храм преподобного Сергия с примыкающим к нему настоятельским корпусом полностью отреставрирован.
1
На следующей фотографии показана надвратная колокольня Старо-Голутвина монастыря, возведённая в промежутке между 1775 и 1800 годами, с примыкающим к ней восточным корпусом, построенным в начале XIX века. Колокольня построена в стиле зрелого классицизма. Верхний ярус был перестроен после 1845 года. Во втором ярусе колокольни находится надвратная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Двухэтажное основание колокольни с надвратной Введенской церковью обработано пилястровыми портиками большого ордера, а другие два яруса звона украшены группами парных тосканских колонн.
Стены и башни ограды возведены в XVIII — XIX веках. В 1778 году по повелению императрицы Екатерины Великой в Коломну прибыл придворный архитектор Матвей Фёдорович Казаков, поскольку город нуждался в обновлении. В 1780 году для Голутвина монастыря Казаков спроектировал шесть башен, в том числе и надкладезную над источником преподобного Сергия, и ограду, которую мы видим и сегодня. Башни построены в стиле русской псевдоготики. При их возведении использовались чисто русские декоративные элементы — своеобразные кружева, имеющие подобие накладного орнамента. На самом деле это встроенные в стены башен цельные белокаменные блоки.
Башни Старо-Голутвина монастыря — это самое высокое творение архитектора М. Ф. Казакова в Коломне. Когда зодчего спросили, почему он возвёл самое большое своё творение не где-нибудь в центре Коломны, а на её окраине, то он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он увидел и почувствовал на этом месте.
В первой половине XIX века игумен Самуил решил огородить территорию фруктового сада, расположенного к югу от монастыря, дополнительной стеной. Была возведена ограда с четырьмя башнями в романском стиле. Одна из таких башен показана на следующей фотографии. На мой взгляд, по красоте она уступает тем башням, что спроектировал Матвей Фёдорович Казаков.
1
В 2010 году на территории Старо-Голутвина монастыря был открыт памятник его основателю — преподобному Сергию Радонежскому. Автором памятника стал скульптор А. В. Соколов.
Вторым монастырём, который мы посетили в Коломне, а точнее в примыкающем к ней селе Старое Бобренёво на другом берегу Москва-реки, стал Богородице-Рождественский Бобренёв монастырь. Схема расположения его построек показана на плане, взятом мною с сайта «Соборы.ру».
Этот монастырь, основанный в 1381 году по обету, данному Дмитрием Донским перед Куликовской битвой, в настоящее время находится в стадии восстановления после разрухи в годы советского безбожия, хотя многое уже сделано в плане восстановления. Со стороны монастырского пруда монастырь сейчас выглядит вот так:
Бобренёв монастырь был основан как сторожевой пункт на подступах к Коломне. Его строительство и название предание связывает с героем Куликовской битвы Дмитрием Волынцем по прозвищу Боброк.
Первые документальные сведения о постройках монастыря относятся к 1577 году. Тогда собор и трапезная Входоиерусалимская церковь были каменными, а остальные постройки и ограда деревянными.
Монастырь был полностью обновлён в 1790-х годах, когда он был загородной резиденцией коломенских архиереев. В первой половине XIX века его административно объединили со Старо-Голутвиным монастырём. Территория в это время была расширена, появились новые здания и новый участок ограды. Из построек монастыря сохранились Собор Рождества Богородицы, построенный в 1790 году, с современной ему шатровой колокольней, Фёдоровская церковь 1861 года, Настоятельский корпус XVIII — XIX веков, келейные корпуса, стены и башни XVIII — XIX веков.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в настоящее время полностью восстановлен, и в нём проводятся службы.
Второй храм в Бобренёвом монастыре — церковь Фёдоровской иконы Божией Матери в настоящее время находится в стадии восстановления:
Восстановлена монастырская ограда со Святыми вратами и несколько башен в ограде, остальные башни восстанавливаются.
Восстанавливается также настоятельский корпус с ещё одной церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Видимо, после его восстановления церковь будет освящена с другим посвящением.
Благоустроена территория возле монастырского пруда около Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря:
Ещё одним монастырём, который мы посетили в Коломне, стал расположенный на территории Коломенского кремля Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, созданный в 1799 году, куда перебралась братия из обедневшего к этому времени Старо-Голутвина монастыря.
Перед тем как посетить Ново-Голутвин монастырь, мы приехали к проездной Пятницкой башне Коломенского кремля, возле которой находится музей с пекарней под названием «Коломенский калач». Тут можно купить только что выпеченные калачи с разнообразными начинками. Отстояв в очереди из желающих отведать коломенский калач, мы тоже приобрели по калачу и довольные прошли через Пятницкие ворота на территорию кремля.
Не буду останавливаться на многочисленных достопримечательностях Коломенского кремля, поскольку мы их видели неоднократно в ходе наших предыдущих поездок в Коломну, а расскажу вкратце о том, что мы увидели в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре. Он напрямую связан со Старо-Голутвиным монастырём, о котором я рассказал выше. Схему размещения объектов на территории Ново-Голутвина монастыря я тоже взял на сайте «Соборы.ру»:
Общий вид монастыря с территории Коломенского кремля выглядит следующим образом:
Образование Ново-Голутвина монастыря в Калуге было связано с тем, что в 1799 году Коломенская архиерейская кафедра была перенесена из Калуги в Тулу, и в 1800 году освободившийся архиерейский дом в Коломне со всеми принадлежавшими ему постройками митрополит Платон обратил в монастырь, дав ему наименование Троицкий Ново-Голутвин 2-го класса монастырь. Чтобы избежать разрушений бывших епархиальных построек, в новый монастырь были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря.
Ко времени образования Ново-Голутвина монастыря в нём уже существовала каменная Троицкая церковь, принадлежавшая архиерейскому дому. Она была сооружена в 1705 году архиепископом Коломенским Антонием, управлявшим епархией с 1705 года до своей кончины в 1716 году. В 1739 году после крупного пожара архитектором Иваном Мичуриным было составлено описание пострадавшей церкви и смета на её восстановление. Ремонт храма был произведён в 1742 году, а затем в 1819 и 1871 годах. В советское время монастырь был закрыт и разорён. В настоящее время церковь Троицы Живоначальной восстановлена как главный собор Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря.
1
В 1823 году на месте старой Покровской церкви была построена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Её строили по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова, составленному в 1770 — 1780 годах, на средства коломенского почётного гражданина Гурия Фёдоровича Ротина при игумене Самуиле. В советское время в церкви сначала размещался производственный цех, а потом — художественная мастерская. В 1989 году храм был передан епархии, после чего он был восстановлен.
В 1825 году по инициативе архимандрита Арсения (Козиорова) была возведена отдельно стоящая 55-метровая трёхъярусная колокольня, ставшая второй по высоте колокольней в Коломне. В настоящее время она восстановлена.
В самом начале XXI века, в 2001 — 2002 годах, на территории Ново-Голутвина монастыря недалеко от Троицкой церкви на средства Анастасии Петровны Оситис и Владимира Юрьевича Соколова была возведена надкладезная часовня, освященная в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы. 6 февраля 2002 года её освятил епископ Видновскийм Тихон. По воскресеньям и в праздничные дни часовня открыта для посещений.
Заслуживает внимания братский корпус на территории Ново-Голутвина монастыря. Он был сооружён в XVII — XVIII веках и достаточно хорошо сохранился до нашего времени.
Покажу ещё пару фотографий общего плана, сделанных внутри территории Ново-Голутвина монастыря в Коломне:
И ещё об одной церкви в Коломне, которую мы ранее не видели и не посещали, я хочу вкратце рассказать. Она примечательна тем, что является самой древней не только в Коломне, но, пожалуй, и во всём Подмосковье. Это храм Зачатия Иоанна Предтечи на Городище. Мы специально к нему заехали перед тем, как окончательно покинуть Коломну, но внутрь храма не попали, поскольку он уже был закрыт. Покажу только его виды с Городищенской улицы:
В 1308 году Коломна после долгих споров между московскими и рязанскими князьями окончательно отошла к Москве. В это время в местном селе Городище, тогда ещё не входившем в границы Коломны, был построен храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи. За прошедшие после этого семь столетий храм неоднократно перестраивался. Но до нашего времени дошла нижняя часть первоначального храма. Древний храм строился ещё в пору монгольского ига на Руси. В этот период каменные здания строились из необработанного материала, и лишь после победы на Куликовом поле мастера стали обтачивать известняковые плиты. И сегодня на стенах Иоанно-Предтеченской церкви можно различить неровную поверхность первоначальных стен в нижней части, которые продолжаются гладкими строительными блоками. Неровную поверхность имеют также апсиды с восточной стороны церкви.
Вечером 28 апреля мы отправились из Коломны в город Ступино, в котором мы на две ночи забронировали для ночёвки квартиру в центре города. По пути следования мы заехали к церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Белые Колодези Озёрского района Московской области.
Эта Успенская церковь была построена в 1858 году стараниями Тихона и Ивана Савельевичей Мосоловых, местных фабрикантов, которые держали в Белых Колодезях ткацкое производство. Каменный храм заменил прежнюю деревянную церковь XVIII столетия. Приход же существовал в селе ещё с XVI века.
Церковь построили с тремя престолами, трапезной и колокольней. Центральный престол был посвящён Успению Пресвятой Богородицы, правый — Иоанну Крестителю, левый — Николаю Чудотворцу. Правый и левый престолы, которые находились в трапезной, являлись тёплыми. Вероятно, в это же время храм обнесли каменной оградой с железными решётками, ныне полностью утраченной. Каменная Успенская церковь строилась на новом месте, а старая деревянная продолжала существовать при сельском кладбище ещё несколько лет. Знаменательное событие в истории Белых Колодезей — построение первого за всю историю села каменного храма — произошло в годы настоятельства Афанасия Егоровича Морозова. Этот священник, выпускник Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, посвятил служению в храме 38 лет — с 1846 по 1884 год. Ни один из белоколодезских священников ХIХ века не служил в селе так же долго.
В 1938 году церковь была закрыта. Впоследствии была разобрана колокольня, обрушены своды трапезной. С 1992 года церковь возрождается, и к настоящему времени восстановлена колокольня. В трапезной части вместо сводов устроена стальная конструкция с деревянным подшивным потолком. Иконостас и убранство новейшие. Церковь Успения Пресвятой Богородицы является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 г. № 84/9).
Вот, пожалуй, и всё, что запомнилось из первого дня нашего путешествия. Продолжение рассказа я изложу в следующих частях.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"